Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 48. Управленческие решения: понятия, требования, классификация





Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассмат­ривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и имеет достаточно формализованный харак­тер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

 

Решение - это результат мыслительной деятельности челове­ка, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям; выбор, осуществляемый из нескольких вариантов. Многие считают, что выбор - важнейшая часть процесса принятия решений, но это всего лишь одна из его частей.

 

Принятие решений - процесс, в течение которого члены организации выбирают конкретный порядок действий для реагирования как на проблемы, так и на возможности, с которыми они встречаются. Результатом верных решений становится порядок действий, помогающий отдельным сотрудникам, группам и организациям добиваться более высокой эффективности.

 

Принятие решений в организации характеризуется как:

 

· сознательная и целенаправленная деятельность, осущес­твляемая человеком;

 

· поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

 

· процесс взаимодействия членов организации;

 

· выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

 

· часть общего процесса управления;

 

· неизбежная часть ежедневной работы менеджера.

 

Принятие решений является важнейшей функцией менед­жеров.

 

Управленческое решение - творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функциони­рования управляемой системы и анализа информации о ее функциониро­вании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

 

 

Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организаци­онно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руко­водителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

 

Управленческое решение состав­ляет основу процесса управления.

 

От того, насколько качественно подготовлено управленчес­кое решение в значительной степени зависит эффективность деятельности пред­приятия.

 

Существуют определенные принципы выработки управленческих решений:

 

• всесторонняя обоснованность решения - принятие его на базе максимально полной и достоверной информации;

 

• законность - строгое соответствие принимаемых решений законам и нормативным актам, регламентирующим деятель­ность данной организации;

 

• правомочность - принимаемое решение должно находиться в пределах компетенции субъекта управления;

 

• соответствие - необходимость обеспечения соответствия принимаемых решений целям деятельности организации, внутренней и внешней политике государства;

 

• своевременность - решение должно быть принято тогда, когда этого требует развитие ситуации. Запоздалые и преждевременные решения не приносят желаемого результата, они могут усугубить и без того болезненные процессы;

 

• оптимальность - возможность получения при реализации решения наибольшего эффекта с наименьшей затратой сил, средств, времени;

 

• конкретность - точность постановки и формулировки цели, задач предстоящей деятельности, четкость изложения реше­ния, определенность в отношении исполнителей, сроков и условий исполнения;

 

• гибкость - возможность для исполнителя проявить иници­ативу и творчество в поиске оптимальных способов реали­зации решения в случае изменения ситуации;

 

• согласованность с принятыми ранее решениями - преем­ственность, непротиворечивость развития, необходимые для соблюдения традиций уважения к законам, постановлени­ям, распоряжениям;

 

• принцип соучастия. Важно способствовать тому, чтобы реше­ние было принято людьми, и они осознали его необходимость и приняли участие в его реализации на партнерских началах.

 

Как процесс управленческое решение - это поиск, группи­ровка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управлен­ческое решение - это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.


 

В зависимости от сферы разработки и реализации управлен­ческого решения могут использоваться разные формы.

 

Формы разработки управленческих решений:указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, положение, правила, модели.

 

Формы реализации управленческих решений::предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставле­ние, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, со­вет, деловые игры (тренинги), совещания, заедания, отчет, дело­вое слово.

 

Таким образом, управленческое решение - это результат ана­лиза, прогнозирования, оптимизации, экономического обосно­вания и выбора альтернативы из множества вариантов для дости­жения конкретной цели управления.

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы: неформальные (эвристические), коллективные, количественные.

 

Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Неформальные методы основаны на аналитических способностях лиц, принимающих решения. Это - совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что они принимаются оперативно; недостатком является то, что эти методы не гарантируют от выбора ошибочных решений, поскольку интуиция может подвести менеджера.

 

Коллективные методы обсуждения и принятия решений: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Основным моментом в коллективной работе над реализацией управленческих решений является определение круга лиц – участников данной процедуры. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

 

Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» - совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений. Если предстоит решить сложную проблему, собирается группа людей, которые предлагают любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» - создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы добиться этого, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы фантастичной она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

 

Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфы, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами. Метод Дельфы – многоуровневая процедура анкетирования. Суть метода состоит в том, что каждый эксперт отвечает на вопросы независимо и анонимно. Затем все ответы анализируются и в сводном виде доводятся до каждого эксперта. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.


 

 

Среди коллективных методов принятия решений существует японская кольцевая система принятия решений – «кингисе», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается лицам для обсуждения по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание, на которое, как правило, приглашаются те специалисты, мнение которых руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

 

· большинства голосов – выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

 

· диктатора – за основу берется мнение одного лица;

 

· принцип Курно используется в том случае, когда коалиции нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое отвечало бы требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

 

· принцип Парето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели и др.

 

Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации (с помощью ЭВМ). В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

 

· линейное моделирование, при котором используются линейные зависимости;

 

· динамическое программирование, позволяющее вводить дополнительные переменные в процесс решения задач;

 

· вероятностные и статистические модели, реализуемые в методах теории массового обслуживания;

 

· теория игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;

 

· имитационные модели позволяют экспериментально проводить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.


 

Вопрос 50. Управление персоналом: планирование, реклама, отбор и оценка персонала, повышение квалификации, профессиональное развитие и продвижение, деловая карьера

 

Управление персоналом — это комплексная прикладная наука об организационно-экономических, административно-управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации. Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация в целом)


 

Управление персоналом как вид деятельности — это управление живым трудом, людьми, наиболее сложным и перспективным, потенциально неисчерпаемым ресурсом предприятия, в решающей степени определяющим эффективность деятельности, конкурентоспособность и выживаемость организации.

Планирование численности персонала

 

При планировании человеческих ресурсов необходимо установить:

 

цели, которые должна достичь компания в определенный срок;

функции сотрудников, способствующие максимально эффективному достижению поставленной цели.

 

После этого нужно оценить, насколько равномерно функции распределены между подразделениями, нет ли их дублирования или, наоборот, потери какой-либо. При необходимости можно провести процедуру перераспределения функций.


 







Date: 2016-05-14; view: 556; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию