Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины образования дефицита и профицита государственного бюджета и их влияние на экономику
На динамику госбюджета оказывает влияние неэффективная экономика, периодические спады и подъемы производства, которые уменьшают налоговые поступления в бюджет. Рост безработицы, обострение социальных проблем требующие увеличения государственных расходов на социальные нужды, на поддержание секторов экономики, имеющих общегосударственное значение, в результате всего этого стабилизируется бюджетный дефицит – превышение расходов по государственному бюджету над доходами. (Превышение доходной части госбюджета над расходной частью называется бюджетным профицитом). По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит. Циклический дефицит – результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды, которые поддерживают общественно необходимые секторы экономики. Структурный дефицит – превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики, с целью вывода ее из депрессивного состояния. (В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита (профицита) при естественном уровне безработицы, равным 6%.) В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным и пассивным. Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности. Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности. Бюджетный дефицит имеет следующие функции: 1. Распределения (перераспределения) - регулирование и направление некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций; 2. Фондообразующая функция проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы; 3. Стимулирующая – реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений для эффективности всей бюджетно-финансовой системы. 4. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством. Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что грозит отрицательными последствиями, как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление (в идеале бюджетный дефицит должен составлять не более 5%). Бюджетный профицит всегда имеет негативное влияние на экономику, так как доходы не возвращаются в виде расходов в полном объеме. При образовании дефицита госбюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Источники покрытия дефицита государственного бюджета: 1. Сокращение расходов госбюджета. Данный вариант не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства. 2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления, которое также снижает возможность роста ВНП, так как сужает объем рынка. 3. Поступления от приватизации объектов государственной собственности и реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных запасов. 4. Привлечение средств из Стабилизационных фондов. Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд РФ, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд выполняет следующие функции: - является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице); - обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам; - может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов. Стабилизационный фонд РФ создан 1 января 2004 г. С 1 февраля 2008 г. стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (1 825,28 млрд. руб. — по состоянию на 01.05.2012) и Фонд национального благосостояния (2 трлн. 619,52 млрд. руб. на 01.05.2012) 5. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. (Это происходит за счет: - займов на внутреннем и внешних рынках, - выпуска и размещения государственных ценных бумаг (государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов (ОФЗ)). Выбор конкретной формы государственной задолженности определяется способом привлечения средств. Если заимствования предоставляются иностранными государствами, международными финансовыми организациями, консорциумами банков, то они оформляются в виде кредитов. Наиболее надежным источником покрытия дефицита госбюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они негативно воздействуют на экономику. Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие – к росту процентных ставок, то есть удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек производства ростом отпускных цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, так как для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП. При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты. Формой внутреннего долга также являются займы денег государством у населения. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования). 6. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, так как ведет к лавинообразному течению инфляции. По существу это есть способ отказа от части долга, так как его выплата происходит обесцененными деньгами. В случае появившегося бюджетного излишка антиинфляционной мерой может выступить изъятие денег из обращения. Государственный долг – сумма задолженности государства по кредитным операциям, являющаяся результатом заимствований при дефиците госбюджета. Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком по- гашения до 1 года),среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др. Date: 2016-05-14; view: 1016; Нарушение авторских прав |