Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АСТЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ





Печатается по изданию: «Дети с временными за­держками развития» / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер–М.: Педагогика, 1971, с. 63–66. В статье рассматриваются вопросы клинического, психологического и педагогического изучения детей с асте­ническими состояниями, испытывающие большие за­труднения в обучении.

 

Среди множества неблагоприятных факторов, яв­ляющихся причинами неуспеваемости школьника, важ­ное место занимает утомляемость. Повышенная утом­ляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний.

В подавляющем большинстве случаев астенические состояния в силу ряда причин не распознаются у детей своевременно, родители таких детей не обращаются за помощью к врачам-психиатрам, а особенности поведения детей, обусловленных в действительности болезненным состоянием, расцениваются как недисциплинированность. Анализ причин неуспеваемости детей этой группы про­водится неправильно, неуспеваемость рассматривается как неспособность к обучению или как результат интел­лектуального недоразвития ребенка, и дети неправиль­но направляются во вспомогательные школы.

Изучение большой группы неуспевающих детей (бо­лее 120 человек), проведенное кафедрой, показало, что у большинства обследованных были астенические явле­ния в различной степени выраженности.

К основным нарушениям психической деятельности ребенка при астении должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. При этом особенно стра­дает функция переключения внимания, отмечается ос­лабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению.

У многих детей имелись различные явления вегета­тивной дисфункции. У одних–только повышенная пот­ливость тела, особенно кистей и стоп, у других–не­устойчивость сосудистого тонуса, мраморный цвет кожных покровов, колебания артериального давления. головокружения, у третьих–неустойчивость ритма сер­дечной деятельности и дыхания, нарушения моторной функции кишечника и др.



При всей сложности этиологических факторов при астении у обследованных детей можно выделить сле­дующие группы астенических состояний:

1. Астенические состояния как следствие перенесен­ных заболеваний.

2. Астенические состояния как результат текущего заболевания.

3. Астенические состояния, обусловленные наследственно-конституциоиальными факторами.

В каждой из названных групп можно еще выделить:

а) астенические состояния как следствие органической дефектности мозга;

б) астенические состояния как результат функцио­нально-динамических нарушений в центральной нервной системе.

В последнюю группу должны быть включены и ас­тении, связанные с переутомлением ребенка, и все ва­рианты астении, сопровождающие детские невротиче­ские реакции. Выделение этих видов астении принци­пиально важно, так как возникновение, течение, слож­ное переплетение астенических проявлений с психоген­ными невротическими симптомами болезни требуют спе­циальных лечебно-коррекционных мероприятий.

У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в прос­том выключении, а в двигательном беспокойстве, сует­ливости. В ряде характеристик из школы наблюдатель­ные педагоги описывают поведение таких детей на уро­ке следующим образом: «...не может высидеть полно­стью урока, уже через 10–15 минут не слушает, начи­нает вертеться, перекладывает тетради, задевает соседа по парте... на замечания почти не реагирует». Эти осо­бенности астении у детей отличают ее от астении у взрослых (Г. Е. Сухарева) и дают основание для отне­сения таких детей в категорию недисциплинированных. Повышенная двигательная активность является, видимо, одной из фаз утомления, так как вслед за двигательным беспокойством у ребенка на какое-то время наступает вялость, сонливость. В этом состоянии ребенок уже абсолютно выключен из урока и на замечания педагога не может реагировать. У части детей фаза вялости, по­вышенной сонливости наступает, минуя фазу двига­тельной расторможенности.

Многим детям свойственны частые колебания наст­роения, легкая эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность. Своеобразно приподнятое настрое­ние часто бывает при двигательной расторможенности и сопровождается шаловливостью, проказливостью, свойственной детям более младшего возраста. Меры дисциплинарного нажима на таких детей могут быть полезными лишь в единичных случаях, на очень корот­кое время, на начальных этапах и при условии редкого их применения. В общем-то эти меры, в том числе и ме­ры общественного воздействия, применяемые в условиях, когда у ребенка имеются уже хронические школьные неудачи и образовалась система психоконфликтных от­ношений, чаще усиливают упрямство и могут приводить к появлению примитивных реакций защиты и протеста в разной их форме.

У части детей с астениями наблюдается состояние усталости. Они встают неотдохнувшими, без чувства бодрости, с легкой головной болью. Иногда эти дети жалуются на боли в сердце, нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта, вялость, какое-то общее недомогание, боли в суставах и др. Некоторым из них свойственна легкая ипохондричность, страхи, опасение за свое здоровье, головные боли, нарушение аппетита и сна. Состояния соматического дискомфорта особенно часто бывают при астениях у детей с субклинически те­кущим ревматизмом или хронически протекающими гнойными инфекциями (хронические тонзиллиты, оти­ты, воспаления придаточных пазух носа, холециститы), а также иногда у детей с постинфекционной астенией.



У детей с астенией при хроническом тонзиллите ос­новная симптоматика носит стертый характер, течение длительное и монотонное. Повышенная психическая ра­нимость нередко способствует появлению у них наруше­ний психогенного характера (вторичных по происхож­дению). Особое место среди детей, страдающих астенически­ми- состояниями, занимают дети, которые, имея интеллект, примерно соответствующий возрасту, не справляются преимущественно с темпом прохождения програм­мы массовой школы. Среди этих детей есть ученики и с так называемыми западениями или неравномерностью школьных знаний, они не могут освоить счет, письмо и чтение. Эта группа детей входит в состав более обшир­ной группы, объединяемой общим названием: дети с временной задержкой психического развития. Исследо­вание, проведенное на кафедре, показало, что это поня­тие сборное.

У детей цереброастенической группы наряду с при­мерно нормальным, соответствующим возрасту ребенка, интеллектом имеются задержки в развитии наиболее поздних и молодых в онтогенетическом отношении сто­рон психической деятельности. Обычно эти дети в мас­совой школе становятся неуспевающими учениками. Иногда их необоснованно переводят во вспомогательные школы. При анализе причин школьной неуспеваемости необходимо учитывать патологическую утомляемость и истощаемость, которые являются основными признака­ми астенических состояний и снижают потенциальные возможности обучения или ведут к неуспеваемости. Де­тей с астениями целесообразно направлять на различ­ные сроки, в зависимости от их состояния, в санаторные и лесные школы, в которых должен быть специально разработан комплекс лечебно-педагогических оздорови­тельных мероприятий. Для обучения детей с временны­ми задержками психического развития необходима ор­ганизация специальных школ.

Юркова И. А.






Date: 2016-06-09; view: 93; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию