Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ





С о д е р ж а н и е

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ВИДОВ И ПРИ­ЧИН ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
Сафонова Т. Я; Фролова А. Д. Охрана здоровья детей
Лусканова Н. Г., Коробейников И. А. Диагностические аспекты проблемы школьной, дезадаптации у детей младшего школьного возраста
У Бадалян Л. 0. Развивающийся мозг
Мастюкова Е. М. Виды и причины отклонений в разви­тии у детей
Захаров А. И. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространенность
Лебединский В. В. Классификация психического дизонтогенеза
Исаев Д. Н. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных состояний)
Власова Т. А. Каждому ребенку–надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задерж­кой развития)
Раздел II. НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ «ГРУП­ПЫ РИСКА»
Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нару­шением темпа развития .
Иванов Е. С. Астения как одна из причин неуспеваемо­ти детей в школе
Юркова И. А. 0 некоторых клилических особенностях психического инфантилизма
Гарбузов В. И. Психический инфантилизм
Ковалев В. В. К клинической дифференциации психогенно обусловленной патологии поведения у детей и подростков в связи со школьной дезадаптацией
Брязгунов И. П. Ваш ребенок сверхподвижен
Мастюкова Е. М. Основы психоневрологического пони­мания общего недоразвития речи
Раздел III. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗ­ВИТИИ.
Шевченко С. Г. Особенности запаса знаний и представ­лений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу
Корнев А. И. Вопросы лечебной педагогики и профилак­тики дислексии и дисграфий
Приложение. Рекомендации по отбору детей в классы ком­пенсирующего обучения (разработано НИИ дефектологии РАО)

 


ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ



Актуальность проблемы психического здоровья де­тей в последнее время значительно возросла. Рост нерв­но-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на началь­ных этапах обучения.

Одной из попыток повлиять на складывающуюся Ситуацию в школьном образовании явилось утвержде­ние Министерством образования РФ примерного поло­жения о классах компенсирующего обучения[1] (Приказ МО РФ от 8 сентября 1992 г. № 333).

Целью организации таких классов является создание для детей, испытывающих затруднения в усвоении об­щеобразовательных программ, таких условий обучения и воспитания, которые были бы адекватны особеннос­тям их развития и позволяли бы предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

Однако работники образования сталкиваются при открытии классов коррекционно-развивающего обуче­ния с рядом проблем. Во-первых, это вопросы комплек­тования классов (отбор детей с отклонениями в разви­тии, не имеющих резко выраженной клинико-патологической характеристики, т. е. детей, входящих в «группу риска») и во-вторых, это вопросы подготовки педагогов для работы с этой категорией детей.

Отсутствие у педагогов учебно-воспитательных уч­реждений необходимых медико-психологических знаний не позволяет им правильно проводить индивидуальную работу с ребенком «группы риска», ибо каждая форма отклонений имеет свои особенности и по-разному про­является в поведении.

К сожалению, ситуация усугубляется еще и отсут­ствием целенаправленной специальной психолого-педа­гогической литературы, к которой мог бы обратиться педагог.

Данная хрестоматия представляет собой попытку создания учебного пособия по проблемам отклонения в развитии детей «группы риска» для педагогов, рабо­тающих с этой категорией детей.

Основой хрестоматии являются теоретические, экс­периментальные и прикладные исследования отечест­венных авторов в области дефектологии, патопсихоло­гии, детской неврологии и психиатрии. Тексты представ­ляют собой отрывки и извлечения как из отдельных статей, так и из монографий, сборников, учебных посо­бий и научно-популярной литературы, адресованной ро­дителям и педагогам, сталкивающимся с проблемой от­клонений развития у детей.

Акцент при отборе текстов был сделан на более под­робной медико-психологической характеристике различ­ных форм отклонений развития детей. Это является особенно важным и необходимым, поскольку часто ви­димые проявления отклонений в развитии, в силу сво­ей минимальности и парциальности, либо не замечают­ся, либо неверно оцениваются педагогами. Переход к более сложным видам учебной деятельности неизбежно вызывает у такого ребенка значительные затруднения. Поэтому своевременное выявление трудностей, возни­кающих у ребенка и правильная их оценка, позволяет провести соответствующую коррекционно-восстановительную работу и снять тем самым возможные про­блемы обучения.



Хрестоматия не ставит своей целью со всей полно­той представить все существующие разработки отече­ственных авторов. Вместе с тем, в пособии представлен комплекс текстов, освещающих наиболее часто встреча­ющиеся проблемы в деятельности педагога.

В хрестоматии представлены отрывки из работ спе­циалистов в области дефектологии, патопсихологии, детской неврологии и психиатрии: Л. О. Бадаляна, И. П. Брязгунова, Т. А. Власовой, В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, Д. Н. Исаева, Е. С. Иванова, В. В. Ковалева, И. А. Коробейникова, А. И. Корнева, В. В. Лебединского, Н. Г. Лускановой, Е. М. Мастюковой, М. С. Певзнер, С. Г. Шевченко, А. И. Юрко­вой.

То обстоятельство, Что разделы пособия представле­ны с различной полнотой, связано с одной стороны, со степенью изученности отдельных направлений исследований, и возможностями их практического применения в профессиональной деятельности педагога, с другой.

Изучение включенных в хрестоматию текстов поз­волит педагогу коррекционно-развивающих классов уг­лубить и расширить свои представления о психофизио­логических и психологических механизмах нарушенного развития детей, понять закономерности системогенеза психических функций, по-новому взглянуть на особенности их обучения и воспитания.

В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе

 

Раздел 1. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ВИДОВ И ПРИЧИН ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Сафонова Т. Я; Фролова А. Д.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Печатается по изданию: «О положении детей в Российской Федерации. 1994 год. Государственный док­лад» – М.: Синергия, 1995, с. 20–25. Настоящий док­лад подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ре­бенка и Всемирной декларации об обеспечении выжи­вания, защиты и развития детей». Доклад носит пе­риодический характер, и его нынешний, второй, выпуск содержит анализ основных показателей состояния здо­ровья детей в Российской Федерации в 1994 году.

Показатели состояния здоровья детей относятся к числу важнейших характеристик, определяющих поло­жение детей в обществе, а негативные тенденции в об­ласти здоровья – бесспорное свидетельство социально­го неблагополучия.

Особого внимания требует динамика детской смерт­ности.

В 1994 году отмечается снижение показателя мла­денческой смертности до 18,6 на 1000 родившихся жи­выми (1993 г.– 19,9).

В структуре причин смерти, как и в прежние годы, ведущее место занимают состояния, возникшие в перинатальном периоде (45,7%) и врожденные аномалии развития (21,8%); 13,2% младенцев умерло от заболе­ваний органов дыхания, 6,6%–от инфекций и 5,1%– от травм и несчастных случаев.

Перинатальная смертность снизилась с 17,4 на 1000 младенцев, родившихся живыми и мертвыми, в 1993 го­ду до 17 в 1994 году за счет снижения ранней неонатальной смертности.

Растет смертность вне лечебного учреждения детей до года, что обусловлено прежде всего ухудшением пер­вичной медико-санитарной помощи, несвоевременной госпитализацией, а также увеличением миграции и чис­ла социально неустроенных семей.

Общая смертность детей в возрасте 0–14 лет со­храняет тенденцию к снижению – в 1993 году ее уро­вень понизился на 7,6% в сравнении с 1990 годом. Од­нако смертность в возрастной группе до 5 лет возрос­ла на 8,1% с 1992 года и составила в 1994 году 4 на 1000 человек соответствующего возраста,

Смертность детей в возрасте 10–14 лет осталась на прежнем уровне, но среди причин, приводящих к смерти, увеличилась доля неестественных причин. Смертность подростков 15–19 лет проявляет тенден­цию к постепенному повышению. Она определяется в основном травмами и алкоголизмом.

Анализ смертности детей всех возрастных групп и подростков от травм, отравлений и несчастных случа­ев свидетельствует о нарастании негативных явлений в обществе, приводящих к безнадзорности детей, при­общению их к асоциальному образу жизни, к стрессо­вым состояниям различного происхождения, вследствие чего дети оказываются в опасных для их жизни ситуа­циях, приходят к решению уйти из жизни.

В 1994 году заболеваемость новорожденных с мас­сой тела 1000 г и более выросла на 12% – в основном за счет врожденных пороков развития и отдельных со­стояний, возникающих в перинатальном периоде.

Среди детей в возрасте до 14 лет отмечается рост заболеваемости по всем классам заболеваний (кроме болезней органов дыхания и пищеварения)–в среднем по каждому классу на 10–12%. Зарегистрировано зна­чительное увеличение нарушений иммунитета (на 30%), заболеваемости ревматизмом в активной фазе (в 2,5 ра­за), язвой желудка (на 36%) и мочекаменной болезнью почек (на 17%), нефритом с нефротическим компонен­том и бронхиальной астмой (на 23 и 15%) и некоторы­ми другими болезнями. Эта статистика подтверждает тот факт, что патологии детского возраста приобретают хронический характер, свидетельствует о нарушении аутоиммунных процессов, о подверженности детского населения аллергиям, отражает агрессивное воздей­ствие на детей экологических факторов, стрессовых на­грузок. Кроме того, это связано и со снижением качества диагностики.

В 1994 году сохраняется неблагополучие и в облас­ти инфекционной заболеваемости среди детей: заболе­ваемость дифтерией увеличилась в 2,9 раза.

Несмотря на активизацию работы по профилактиче­ской вакцинации, она еще не достигла того уровня, при котором приобретается коллективный иммунитет. Забо­леваемость коклюшем выросла в 1,2 раза, краснухой– в 2 раза. В то же время успешное проведение вакцина­ции против кори позволило снизить заболеваемость де­тей этой болезнью на 59%.

Сохраняется тенденция к повышению заболеваемо­сти детей дизентерией (на 10,5%). Заболеваемость брюшным тифом снизилась на 62%.

Продолжается рост социально значимых заболева­ний детей. Заболеваемость детей туберкулезом увеличи­лась на 11,5% в среднем по России. За 1994 год забо­леваемость сифилисом выросла в 2,7 раза, гонореей – на 3%, чесоткой – в 1,8 раза. Следует отметить, что на 7,3% снизилась пораженность детей педикулезом.

В 1994 году впервые выявлено 2 ВИЧ инфицированных и 2 заболевших СПИДом ребенка. Всего на 1.01.95 г. зарегистрировано 277 ВИЧ инфицированных и 94 заболевших СПИДом детей, из которых умерли со­ответственно 70 и 60 детей.

В 90-е годы проявилась устойчивая тенденция к уменьшению числа детей-дошкольников с нормальным физическим развитием. Состояние здоровья детей до­школьного возраста за последнее десятилетие ухудши­лось: по данным НИИ гигиены и профилактики забо­леваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, в 1994 г. численность абсолютно здоро­вых сократилась до 15,1%. Количество детей, имеющих функциональные отклонения, возросло до 67,6%, а де­тей с хроническими заболеваниями – до 17,3%.

Ведущее место по распространенности среди детей 4–7 лет занимают болезни костно-мышечной системы, органов дыхания, болезни кожи, болезни эндокринной системы. Уже в дошкольном периоде жизни у мальчи­ков отмечается менее благоприятная картина состояния здоровья по сравнению с девочками.

Слабое состояние здоровья у 6-летних учащихся не­благоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и школьному режиму. У каждого четвертого учащегося, имевшего в 6-летнем возрасте хронические заболевания, тяжело протекает адаптация к обучению в школе, что в свою очередь про­является в резком ухудшении соматического и нервно-психического здоровья, нарастающих трудностях обу­чения.

На всей территории Российской Федерации отмеча­ется отчетливая тенденция ухудшения состояния здо­ровья школьников. По данным Госкомсанэпиднадзора России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, среди них девушек в 5 раз мень­ше, чем юношей, у 40–45% имеются морфофункциональные отклонения и 40–45% приобрели хроническую патологию. Число девушек с хроническими заболева­ниями к моменту окончания школы составило 75% про­тив 35,3% у юношей. На лидирующее место в структу­ре патологии школьников выдвигаются болезни органов пищеварения (53%); за последние 10–15 лет их час­тота повысилась у школьников 1-х классов в 20 раз и у школьников 10-х классов – в 7,5 раза.

Уже в детском и подростковом возрасте начинаются нарушения репродуктивного здоровья: 30–40% деву­шек 15–18 лет имеют различные функциональные на­рушения менструальной функции, хроническая патоло­гия диагностируется у 1,5–12,2%.

За последние 5 лет отмечается четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. По данным специальных и эпидемиологических исследо­ваний, проводимых кафедрами детской психиатрии и НИИ психиатрии Российской Федерации, распростра­ненность основных форм психических заболеваний в детском возрасте составляет 15%, а в подростковом – 20–25%, что в 10 раз выше цифр, которые показывает регистрация обращаемости к психиатру. Основными формами психической патологии у детей и подростков являются неврозы, психопатии, девиантное поведение.

Число абсолютно здоровых в психическом отноше­нии школьников снижается с 30% в 1–3 -их классах до 16 % в 9-х, растет число детей с выраженными призна­ками нервно-психических нарушений в стадии устойчи­вой компенсации и субкомпенсации (если в 1-м классе число таких детей составляет 10%, то в 8-ом – 29%).

По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80% случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуаль­ной недостаточности, включая дебильность и так назы­ваемую задержку психического развития. Уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей от­мечается у каждого 10-го ребенка школьного возраста.

Повсеместно отмечается рост числа детей-инвали­дов до 16 лет, состоящих на учете в органах социаль­ной защиты (на 01.01.95 г. – 398,9 тыс. человек, что на 15,7% больше, чем на 01.01.94 г.).

В последние годы среди подростков отмечен значи­тельный рост распространенности так называемых «вредных привычек». Возраст начала курения снизил­ся на 2 года и составляет в среднем 12–13 лет. На каждые 100 тыс. подростков 15–17 лет 11,4 состоят на диспансерном наблюдении по поводу алкоголизма и ал­когольных психозов, 19,4 – в связи с наркоманией, 7,3 – в связи с токсикоманией (в 1993 году соответственно 7,6; 9,4 и 7,4). 80–85% из них – школьники и учащие­ся ПТУ. Среди причин, побуждающих подростков к употреблению спиртных напитков, наиболее значимы следующие: слабо сформированное антиалкогольное общественное мнение в России (50%), отрицательное влияние родителей (41%), свободный доступ к спирт­ному (34%).

Современный период характеризуется широкой рас­пространенностью рискованных форм сексуального по­ведения подростков при отсутствии знаний о методах контрацепции. В 1994 году число абортов у девочек и девушек-подростков несколько снизилось, но в целом этот показатель достаточно высок (свыше 335 тыс.). Раннее начало половой жизни у девочек 13–14 лет встречается в 25–30% случаев. Прослеживается вы­раженная тенденция к нарастанию числа родов и ос­ложнений беременности и родов у женщин 15–17 лет:

число детей, родившихся у матерей 15 лет и моложе, выросло с 2544 в 1990 году до 3303 в 1994 году.

Состояние здоровья детей в значительнойстепени зависит от состояния здоровья родителей.

Для репродуктивного здоровья женщин в настоящее время характерен рост бесплодия, расстройств менстру­ального цикла, заболеваний репродуктивных органов.

В 1994 году среди беременных женщин отмечается даль­нейшее увеличение заболеваемости анемией – ею стра­дала четверть беременных женщин в 1993 году и почти треть в 1994 году; болезнями мочеполовой сферы – 14%; болезнями системы кровообращения и поздними токсикозами на 10–12%. Нормальные роды регистри­руются лишь в 37,6% случаев (1993 год–39,9%). От­мечается рост случаев невынашивания беременности.

Среди 5–6-летних детей, матери которых имели от­клонения в течение беременности и родов, 25% были часто болеющими, 37–44% состояли на учете у врачей-специалистов. В школьном возрасте при отягощенной наследственности хронизация идет интенсивнее (в 2– 3 раза).

Значительное влияние на рост заболеваемости ока­зывают природно-климатические условия (30%), при­чем 20% приходится на загрязнение атмосферного воз­духа и 10%–на собственно климатические условия. Воздействие фактора внутрижилищной среды возраста­ет с 12,6% у детей начальной школы до 20,6% к завер­шению 8-го класса. Воздействие социально-гигиенических факторов снижается по мере взросления учащихся с 27,5 до 13,8% у 8-классников. Показатели патологи­ческой пораженности изменяются слабо: от 23,3 до 20,8% (НИИ гигиены и профилактики детей, подрост­ков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России).

В районах с высоким уровнем загрязнения атмосфер­ного воздуха отмечается снижение общего количества здоровых детей (в 2,9 раза) и повышение числа детей с функциональными отклонениями (в 2,4 раза). В та­ких районах более чем в 2 раза снижен уровень гар­моничного физического развития, в 2 раза больше де­тей с повышенным артериальным давлением, в 2,5 ра­за больше детей с анемией. Экологические факторы не только влияют непосредственно на самого ребенка, но и передаются новорожденному через его мать.

За последние годы в ряде регионов отмечается по­явление новой массовой формы патологии у детей, свя­занной с неблагополучием окружающей среды, – жел­тухи новорожденных неясного происхождения.

Выявлена также зависимость здоровья детей и под­ростков от среды, формирующейся в учебно-воспита­тельных учреждениях. По данным Госкомсанэпиднадзо­ра России, в дошкольных учреждениях наиболее остра проблема переуплотнения групп, отсутствие мебели, coответствующей размерам ребенка, что ведет к росту заболеваемости детей острыми респираторными заболе­ваниями, нарушением осанки у каждого 4–5-го ребен­ка. Вместе с тем, физкультурные занятия на воздухе, закаливающие процедуры в значительной части до­школьных учреждений не проводятся.

Те же тенденции прослеживаются и в школах. На низком уровне находится состояние физического воспи­тания школьников: 2 урока физкультуры в неделю компенсируют лишь 12% необходимой двигательной ак­тивности. Не внедряются «малые» формы физического воспитания (физкультурные паузы, активный отдых на переменах и т. д.). Только 20–30% уроков физкульту­ры проходят на открытом воздухе.

Переход большинства школ на 5-дневную неделю существенно ухудшил гигиенические условия, обучения школьников: сократилась продолжительность перемен, плотность уроков по основным предметам возросла до 87–95% против 78–80% при 6-дневной учебной неде­ле. Следствием таких перемен стал рост острой забо­леваемости школьников на протяжении учебного года в 4,6 раза по сравнению с таковой при 6-дневной неделе. При 5-дневном режиме обучения количество школьни­ков, состояние здоровья которых ухудшилось за учебный год, составило 24% против 15% таких детей при 6-дневной неделе.

Неблагоприятным фактором явилось сокращение санаторно-лесных школ к началу 1994/95 учебного года (с 91 в 1993/94 учебном году до 85), в то время как потребность в таких учебных заведениях растет с каж­дым днем. Сеть санаториев не удовлетворяет потребно­сти в этом виде помощи детям, материально-техниче­ская база во многих учреждениях остается неудовлет­ворительной, что не только создает трудности в обеспечении лечебно-диагностического, реабилитационного процесса на современном уровне, но и затрудняет внед­рение высокотехнологичных организационных и кли­нических форм и методов восстановительного лечения и реабилитации.

Более половины учащихся в учреждениях нетради­ционных видов обучения заканчивают учебный год с признаками сильного и выраженного переутомления, с хроническими заболеваниями; особого внимания заслу­живают учащиеся начальных классов, среди которых только 9,7% здоровы.

Введение в учебный процесс компьютерной техники также требует регламентации работы на ней. Выявлено, что двухчасовая работа на ЭВМ вызывает у студентов и школьников старших классов большее напряжение центральной нервной системы, слухового и зрительного аппарата, сердечно-сосудистой системы, чем обычные занятия той же продолжительности.

Большинство детских и акушерско-гинекологических учреждений работают в условиях дефицита лекарствен­ных средств. В течение 1994 года отмечено резкое по­дорожание отечественных лекарств – от 4,5 до 8 раз по отдельным территориям. За последний год значительно ухудшилось обеспечение населения и лечебно-профилак­тических учреждений лекарствами: в 1994 году потреб­ность в лекарственных средствах обеспечивалась за счет отечественных производителей на 35% (в 1992 го­ду – на 50%).

На обеспечение контрацептивами наиболее уязвимых групп населения (подростков, женщин групп риска, ма­лообеспеченных граждан) выделено 34% всех средств.

Значительная часть средств в 1994 году направлена на укрепление материально-технической базы учрежде­ний детства и родовспоможения.

В 1994 году разработана и утверждена Правитель­ством Российской Федерации Федеральная программа «Безопасное материнство», финансирование которой на­чато в 1995 г. в объеме 1,1 млрд. рублей. Программа ориентирована на охрану здоровья женщин, снижение материнской смертности, улучшение состояния здоровья новорожденных, преодоление кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации.

Лусканова Н. Г., Коробейников И. А.








Date: 2016-06-09; view: 118; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию