Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лабораторный практикум № 1. Оценка функционального состояния нервной системыСтр 1 из 5Следующая ⇒ Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физического воспитания Лабораторный практикум по курсу «Спортивная медицина» Часть 2. Функциональные пробы и тесты при врачебном контроле.
Методические материалы для студентов 4 курса факультета физической культуры
ТВЕРЬ 2005
Составитель: С.А.Грабельников – канд. биол. наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания.
Основная цель 2 части лабораторного практикума – обучить студентов применению основных функциональных проб и тестов, как методов оценки функционального состояния, физической работоспособности и физической подготовленности лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Предлагаемые материалы могут использоваться для получения экспериментальных данных при написании курсовых и дипломных работ. Материалы практикума могут использоваться тренерами для определения уровня и особенностей физической подготовленности, степени соответствия возрасту и полу у своих воспитанников, а так же установить особенности динамики физического развития при осуществлении учебно-тренировочного процесса.
Печатается по решению кафедры ТОФВ (протокол № 1 от 29.08.2005).
Лабораторный практикум № 1. Оценка функционального состояния нервной системы. Задание 1. Осуществить следующие функциональные пробы. А) Проба Ашнера. У обследуемого в положении лежа определяют ЧСС. Затем, обследуемому в том же исходном положении, через закрытые веки надавливают на глазные яблоки. Спустя 5-10 с после надавливания и, не прекращая его, снова определяют ЧСС (подсчет за 15 с). Надавливание на глазное яблоко прекращают и через 5-10 с снова определяют ЧСС (подсчет за 15 с). В норме ЧСС при надавливании урежается на 4-12 уд/мин. Отклонения от этих показателей свидетельствует о нарушении функционального состояния (преобладание симпатического тонуса). Б) Проба Ромберга. Естественная координация движений осуществляется за счет совместной деятельности многих отделов ЦНС. Данная проба позволяет выявить нарушения в ЦНС по степени сохранения равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводится в четырех режимах (рис.1). В первом положении – стопы сведены вместе, во втором – стопы располагаются в одну линию, в третьем и четвертом - исходным положением является стойка на одной ноге (рис.1). В первых трех положениях руки вытянуты вперед, в последнем – руки разведены в стороны. Проба выполняется с закрытыми глазами. Оценка: «очень хорошо» - если в течение 15 секунд обследуемый сохраняет равновесие и при этом не наблюдается покачивания тела, дрожания рук (разведенных пальцев), дрожания век. При незначительных покачиваниях тела или незначительном треморе ставится оценка «удовлетворительно»; при нарушении равновесия или сильном треморе – «неудовлетворительно». Проба является информативной, т.к. удовлетворительная и неудовлетворительная оценки указывают на переутомление, перетренированность, травмы головы и иные нарушения нервно-мышечного аппарата.
Рис. 1. Основные положения при пробе Ромберга. В) Тест Яроцкого. Позволяет определить порог чувствительности вестибулярного аппарата. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами. По команде обследуемый начинает выполнять быстрые вращательные движения головой. Фиксируют время вращения головой до потери обследуемым равновесия. Для практически здоровых людей время сохранения равновесия 26-30 с; для спортсменов 90 с и более. Г) Определение вегетативного индекса (ВИ). Определяют по формуле: ВИ = [1 – (ДД / ЧСС)] · 100%, где ДД – диастолическое давление, ЧСС – частота сердечных сокращений. Оценка: более 24% - выраженное преобладание симпатического тонуса; 16-23 % - незначительное преобладание симпатического тонуса; 15 % - баланс симпатического и парасимпатического тонусов; менее 15 % - преобладание парасимпатического тонуса (ваготония). Д) Ортостатическая проба (ортостатический рефлекс Превеля). Обследуемый в течении 2-3 мин находится в горизонтальном положении, после чего в этом же положении измеряется ЧСС и артериальное давление. Затем обследуемый переводится в вертикальное положение, и сразу же регистрируются ЧСС и артериальное давление. В норме ЧСС увеличивается на 8-14 уд/мин, показатели артериального давления повышаются на 10 мм рт ст, увеличивается пульсовое давление. Увеличение ЧСС и показателей артериального давления на большую величину указывает на недостаточную тренированность обследуемого. Уменьшение значения пульсового давления говорит о симпатикотонии. Е) Клиностатическая проба (клиностатический рефлекс Даниелополу). Обследуемый в течение 2-3 мин находится в вертикальном положении, после чего в этом же положении измеряется ЧСС и артериальное давление. Затем обследуемый переводится в горизонтальное положение, и сразу же регистрируются ЧСС и артериальное давление. В норме ЧСС урежается на 6-10 уд/мин, а показатели артериального давления снижаются не более чем на 10 мм рт. ст. Более редкий пульс свидетельствует о выраженной ваготонии. Задание 2. Результаты тестов и проб занести в таблицу. Составить заключение по собственным данным и дать рекомендации по внесению изменений в учебно-тренировочный процесс.
|