Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Супервизия в психологическом консультировании
Супервизия (индивидуал, группов) – неотъемлемая часть профессиональной работы психотерапевтов, психологов, соц. работников. Во всем мире прохождение супервизии обязательно 1 раз в месяц. супервизия позволяет консультанту поделиться чувствами, выявить трудности, появившиеся при совместной работе с клиентом, получить профессиональную оценку проведенной сессии, проработать причины возникших трудностей, расширить теоретическую и методическую базу консультанта, обсудить варианты дальнейшей работы с этим клиентом. Супервизия – это один из методов поддержки и повышения квалификации в терапии и консультировании. Это форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным коллегой, позволяющая психотерапевту, т.е. супервизируемому, систематически видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Цель: развитие Знаний Умений Навыков, способствовавших совершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта. Задачи супервизии: 1. профессиональное, личностное развитие консультанта; 2. развитие умений и навыков оценивания результатов консультативной работы; 3. повышение уровня ответственности у консультантов и консультативной службы. Супервизор в консультировании обращает внимание на слабые профессиональные и личностные стороны консультанта, напрямую влияющие на благо клиента. Материалом для консультирования в процессе супервизии является: 1) Проблемы самопонимания и самовосприятия; 2) Теоретические знания и профессиональные действия; 3) Взаимоотношения с др. людьми (в процессе групповой супервизии); 4) Формальные и организационные вопросы психотерапевтической практики; 5) Отношения с клиентом (проблемы обособления, изоляции, переноса и контрпереноса, зависимости и др.). Формы супервизии: • Очная – Вариант ко-терапии с обсуждением. Наблюдение супервизором работы консультанта, сразу после окончания консультации обсуждается. Присутствие супервизора на консультации согласована с клиентом только с его согласия. • Очно – заочная – Используется в системной семейной психотерапии (консультировании). Супервизор наблюдает консультанта из соседней комнаты через зеркальное стекло. • Заочная - Пример: балентовская форма супервизии. Консультант представляет супервизору материал своей консультативной работы (устно, записи, аудио-,видеозаписи). Один на один – индивидуальное консультирование консультанта; Групповая супервизия с одним или несколькими суперизорами; Один на один с равным коллегой – супервизия с двумя ролями; Групповая супервизия с равными коллегами – учавствуют 3 или более консультанта, которые проводят супервизию друг с другом (интервизорские группы). Супервизия как лечение. Это «лечение лечения», направленное на исследование консультантом своих личностных проблем и проблем проф. роста. Это воспроизведение стереотипной ситуации отношений консультанта с клиентом в отношениях консультанта с супервизором. Супервизор исследует перенос, контрперенос, защиты, консультативный процесс (все то, что имеет отношение к выстраиванию консультативных отношений и консультативного процесса, все что имеет отношение к мастерств консультанта). Супервизор помогает выявить личностные проблемы консультанта и зоны личностного и профессионального развития. Супервизия как образование. Это специализированный инструктаж опытного специалиста, лежащий в основе обучения консультированию. Супервизия – это учебный процесс, позволяющий путем исследования консультативной деятельности освоить соответствующее профессиональное поведение (не стоит бояться задавать глупые вопросы; е стоит бояться просить о помощи). Структура супервизорской сессии соответствует структуре терапевтической (консультативной) сессии. Даже в том случае, когда договариваются о супервизии равные по статусу и опыту коллеги (то есть статус супервизора формально не определен), на момент сессии должны быть четко оговорены роли — кто в данный момент является супервизором, а кто супервизируемым и определены временные границы. Как и в консультативной сессии, при супервизии необходимо соблюдать структуру сессии (от установления контакта до заземления), использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи. 1. Необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности — что человек делает, а не каким по нашему мнению он является. Используйте в своей речи глаголы, которые характеризуют действия, а не прилагательные, которые относятся к качествам. 2. Наблюдать, а не интерпретировать — что он сказал или сделал, а не почему (наши фантазии). 3. Описывать, а не судить и оценивать. 4. Быть конкретным, а не обобщать. 5. Уделять внимание информации и концепциям, избегая советов. 6. Ориентироваться на консультанта — давать то количество информации, которое он способен принять, а не то, которое вам хотелось бы дать. 7. Говорите о поведении, которое возможно изменить. Этапы: 1.Подготовка и презентация консультативного случая. 2.Обоснование плана консультации и конкретных консультативных вмешательств. 3. Супервизовский анализ. Схема предоставления случая для супервизии: 1. Фактические данные о клиенте; 2. Источник информации о консультанте; 3. Первое впечатление о клиенте; 4. Жалобы клиента и формулируемый им запрос; 5. Ход работы, этапы, переломные моменты, ведущие темы; 6. Динамика отношений в терминах переноса и контрпереноса; Отчет о последней по времени сессии. Cупервизовский процесс ― центральный и наиболее значимый компонент клинической супервизии, а также ключ к успешному исходу терапии. Супервизовские отношения начинаются с создания открытой и поддерживающей для сурпервизии среды, развиваются далее и в определенный момент приходят к неизбежному в диадных отношениях конфликту, разрешение которого знаменует достижение автономии в личностном и профессиональном развитии консультанта. Препятствия, мешающие специалисту пользоваться супервизией: 1. Предыдущий опыт супервизии; 2. Личностное сопротивление и трудности в общении с авторитетами. Сопротивленим называется защитное поведение, имеющие цель уменьшить тревогу. Первичной целью сопротивления является самозащита, с помощью которой супервизируемый защищает себя от возможной угрозы. Тревога в супервизии определяется рядом моментов: присутствием элементов оценки, необходимостью действовать, различиями в способностях. Одна из самых распространенных реакций ― страх оказаться неадекватным, в то время, как супервизируемый хочет добиться успеха. Супервизия ― обязательный компонент обучения. Супервизируемые могут воспринимать супервизора как равного, если не видят, что его возможности превосходят их. 3.Ролевой конфликт, ролевая неопределенность ― неопределенность относительно ожиданий супервизора и методов его оценки, ролевой конфликт относится к ожиданиям супервизируемого, связанным с ролью студента (контрасной роли терапевта). Ролевая неопределенность превалирует на тренинговом уровне и уменьшается с обретением терапевтического опыта, а ролевой конфликт проявляется более у опытных терапевтов. Поэтому супервизорам рекомендуется быть внимательными к признакам такого конфликта. Часто сопротивлении в супервизии принимает форму игр, в которых супервизируемый осознанно или неосознанно пытается манипулировать или осущетвлять контроль над супервизовским процессом. Защиты: 1.Подход самобичевания ― супервизируемый демонстрирует свою хрупкость в попытке отвлечь супервизора от своих болезненных проблем. 2. Покорность ― ведет себя так, как если бы супервизор имел ответы на все вопросы. 3. Отвлечение внимания ― уводит супервизора от навыков супервизируемого: «Чем оценивать мои навыки, лучше ответьте на мои вопросы». 4. Беспомощность и зависимость ― супервизируемый с благодарностью «поглощает» всю информацмию от супервизора. 5. Перекладывание ответственности на супервизора и пр. Date: 2016-06-09; view: 10228; Нарушение авторских прав |