Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Гештальт-терапевтические техники в психологическом консультировании





Основная цель ГТ - помощь в полной реализации потенциала:

· обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания

· смещение локуса контроля вовнутрь;

· поощрение независимости и самодостаточности;

· обнаружение психол блоков, препятствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога. В ГТ психолог как катализатор,помощник, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. он старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение чувств. Гл цель взаимодействия с клиентом - активация внутр личностных резервов клиента, высвобождение кот ведет к личностн росту.

Требования и ожидания от клиента. В ГТ клиентам отводится активная роль, вкл: право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. клиент должен перекл с рационализирования на переживание.

Психотехники в ГТ именуются играми и экспериментами.

1.Экспериментальный (диссоциированный) диалог. диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собств лич-ти, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами лич-ти (между агрессив и пассив началом), диалог с собственным чувством (страха), а также с отдельными частями тела или с воображаемым (значимым для клиента) человеком. Техника "горячий стул".

2."Большой пес" и "Щенок". "Большой пес" - обязанности, требования, оценки. "Щенок" - пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

3.Совершение кругов, или идти по кругу. клиент по просьбе ведущего (применяется в груп работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает к-то действия с ними. Члены группы могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, поощрения их к риску нов поведения и свободы самовыражения. (Пжлст, подойдите к кажд в группе и завершите высказывание: "Я чувствую себя неудобно тк...")Эт позволяет более дифференцир определять собственные переживания и связи с окружающими.



4.Техника "наоборот" (перевертыш). клиент играет поведение, противоположное тому, кот ему не нравится (застенчивый стал вести себя вызывающе; вежливый - грубо)Техника направлена на принятие клиентом себя в нов для него поведении и на интегрировании в "Я" нов структур опыта.

5.Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др движений (громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест).

6.Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть дело, требующее завершения (чаще это невысказанные жалобы и претензии). Клиенту предлагается с помощью приема "пустого стула" высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться к участнику группы, имеющ отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, кот начинается со слов "Я обижен...".

7.Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. "Старый заброшенный магазин". Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженный за окном. Далее вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: "Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?" Идентифицируясь, клиенты проецируют на них какие-то свои личностн аспекты.

8."У меня есть тайна". исследование чувства вины и стыда. Кажд из участников группы просят подумать о к-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили, как могли бы реагировать окр, если бы эти тайны стали им известны. След шагом м/б предоставление кажд участнику случая похвастаться перед др, "какую страшную тайну он хранит в себе".часто оказыв, что многие неосознанно оч привязаны к своим секретам как к ч-то драгоценному.

9."Преувеличение". Большое внимание в гештальте уделяется "языку тела".Считается, что физич симптомы более точно передают чувства чел, чем вербал язык. Ненамеренные движения,жесты, позы клиента иногда явл сигналами важных содержаний. но эти сигналы остаются прерванными, искаженными. Предлагая клиенту преувелич нечаяные движ или жест, можно сделать открытие.



10. "Репетиция". Люди репетируют в воображении различные роли и стратегии повед по отнош к конкретным ситуациям и лицам. Такая подготовка часто проходит в соответствии с неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства неадекватного поведения. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением др участников позволяют лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать нов идеи и решения.

11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение. Тогда он может воспользоваться следующей формулой: "Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить это мнение вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы". В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения клиента, но психолог не старается сообщить свою интерпретацию клиенту, он только предоставляет пациенту возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, клиент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

 

 








Date: 2016-06-09; view: 1537; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию