Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системные семейные расстановки по Б.Хеллингеру





Классические семейные расстановки представляют собой работу терапевта по запросу клиента, которая производится в группе.

Основой классических семейных расстановок является представление о том, что запрос (проблема) клиента связана с нарушением так называемых Порядков в его семейной системе. Эти нарушения могут быть выявлены через работу участников группы и восстановлены через интервенции терапевта.

Практикующие по данному методу специалисты (терапевты) обнаружили, что многие из существующих у людей проблем и трудностей связаны с травмами, перенесёнными семейной системой в прошлом, а также с нарушением порядков старшинства и "брать-давать" (подробнее дальше в этой статье). К подобным травмам относят следующее: убийство, самоубийство, ранняя смерть, изнасилование, иммиграция, потеря имущества, разрыв семейных отношений и так далее. К нарушениям порядков старшинства и "давать-брать" относят: желание родителей "брать" у детей, а также мнение детей, что они лучше своих родителей (неуважение родителей).

На основании многих работ с людьми Берт Хеллингер обнаружил, что семейные травмы являются причиной практически любых проблем: здоровье, работа, семейные отношения, несчастные случаи и так далее. Самым главным корнем всех проблем, как объясняет Берт Хеллингер, является исключение (желание забыть) участников семейной травмы из семейной системы (как пострадавших, так и виновников). Именно исключение вызывает проблемы у последующих поколений. В результате работы по данному методу происходит обнаружение скрытых системных динамик и клиенту предлагается решение.

В общем случае к семейной системе клиента относятся:

· биологические родители клиента (независимо от того, живы они или умерли, знал их клиент или не знал, был ли он зачат естественным путём или с использованием современных технологий оплодотворения);

· братья и сестры клиента: родные и неполнородные; живые, умершие, нерождённые (аборт, выкидыш); известные клиенту или нет;

· сексуальные партнеры, возлюбленные, супруги: независимо от того, зарегистрированы ли отношения, признаны ли они, насколько они длительны и длятся ли они на настоящий момент. Зачатие ребёнка соединяет его родителей в семейную систему независимо от характера отношений (в том числе краткосрочная связь или насилие, в том числе если ребёнок не был рожден);

· дети клиента: живые, умершие, нерождённые, усыновлённые или отданные на усыновление, известные клиенту или нет;

· другие кровные родственники: дяди и тети, бабушки и дедушки, братья и сестры бабушек и дедушек, прабабушки и прадедушки и далее;

· люди, которые связаны с клиентом или другими членами его системы «отношениями жизни и смерти», например: тот, кто спас во время войны или в других угрожающих жизни обстоятельствах; тот, кто лишил жизни (например, виновник ДТП, убийца); тот, кто отдавал много заботы и участия (няня, учитель); тот, кто обеспечил жизнь (благотворитель); тот, кто лишил имущества (например, во времена раскулачивания) и др.

 

19. 20 Особенности проблемно-ориентированного подхода. Психологическая проблема, ее определе­ние.

Направление психотерапии, интегрирующее психоанализ, когнитивно-поведенческую психотерапию, гештальт-терапию и телесно-ориентированню психотерапию, отличительными особенностями которой является направленность на решение конкретной проблемы пациента, на обучение его способам самостоятельного преодоления проблемных ситуаций.

Психологическая проблема — это совокупность психологических трудностей клиента, вызванных определенными противоречиями в развитии, создающих психическое напряжение и причиняющих страдания, от которых клиент хотел бы избавиться.

Проблемно-ориентированная психотерапия разработана в начале 1980-х гг. в Бернском университете. Авторы: Блазер (Blaser A.), Хайм (Heim E.), Рингер (Ringer Ch.), Томмен (Thommen M.).

Главной целью ПОПт является улучшение способности пациента решать свои проблемы.

Основные принципы проблемно-ориентированной психотерапии:
1) ориентированность на проблему
2) ориентированность на пациента
3) плюрализм методов
4) структурированность

Под проблемой авторы понимают чрезмерность требований, предъявляемых к адаптационным возможностям пациента. При проблемном подходе психотерапевт совместно с пациентом определяет главную проблему, решение которой возможно за ограниченное время, или же проблему, для решения которой сейчас может быть разработана стратегия, а само ее решение осуществляется позже.


Ориентированность на пациента означает, что психотерапевтическая работа строится в первую очередь в зависимости от характера проблемы пациента, понимания ее, его представления о цели психотерапии. Психотерапевт должен вдуматься в модель объяснения, предлагаемую пациентом, проанализировать ее вместе с ним и затем предложить определение проблемы, содержание конкретной стратегии ее решения. В ПОПт важно, чтобы психотерапевтический процесс был "прозрачным" для пациента.

Плюрализм методов означает не беспорядочное обращение к множеству психотерапевтических методов, а дифференцированное использование их для решения частных задач.

Принцип структурирования состоит из внешнего, внутреннего аспектов. Внешнее структурирование связано с лимитом времени. Взаимодействие с одним пациентом ограничено 15-20 сессиями (один раз в неделю, продолжительность одного сеанса от 25 до 50 минут в соответствии с заключенным контрактом).

Основным методом проблемно-ориентированного консультирования выступает проблемный анализ, базирующийся на предположении, что каждая психологическая проблема человека имеет свой генезис. Генезис обусловлен детерминантами, имеющими соответствующие причины и закономерности. Установление этих причин и закономерностей, поиск путей преодоления их негативного воздействия является важным фактором успешного решения проблемы.

Дифференциация и четкое осознание психологом всех ступеней проблемного анализа способствует правильной идентификации проблем клиента, определению наиболее целесообразной очередности их проработки. Выделяются такие этапы проблемного анализа:

1 этап: Анализ содержания жалобы клиента. На этом этапе работы происходит знакомство и установление контакта с клиентом, определение того, кто, на что и почему жалуется, как он это делает. Тщательно исследуются все структурные элементы жалобы (Семья..., 1989, с. 43—45), такие как:

1. Субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется) локус жалобы. Задача консультанта состоит в том, чтобы понять, как клиент переживает возникшие трудности, в ком, либо в чем он видит источник своих проблем. Иногда назревает необходимость переориентировать локус жалобы клиента в сторону большей адекватности и реалистичности ожиданий.

2. Самодиагноз. Интерпретация клиентом происхождения и развития переживаемых проблем и трудностей закладывает основу для формирования предварительного психологического диагноза. Нередко представление клиента о причине проблем изобилует заблуждениями, не соответствует действительности и нуждается в уточнении путем сбора дополнительной информации.

3. Психологический запрос, то есть объяснение клиентом того, чего он хочет от консультации. Запрос является первым вариантом терапевтической задачи. Это очень важный элемент жалобы, так как при отсутствии запроса или его нечеткости предоставление психологической помощи становится проблематичным. При необходимости психологический запрос уточняется или формулируется заново.

4. Подтекст жалобы или скрытое ее содержание. Практически каждый структурный компонент жалобы клиента рассматривается с двух точек зрения: явного и скрытого в нем содержания. Важное значение имеет информация, недосказанная клиентом, вытекающая из подтекста жалобы. Понять неявное содержание жалобы, часто не вполне осознаваемое самим человеком, помогает анализ невербальных компонентов общения. Очень информативным оказывается перевод разговора с содержательного уровня на уровень отрефлексирования клиентом собственных переживаний.


2 этап: Анализ психологической ситуации.

Психологические проблемы всегда включены в контекст определенного эпизода жизни человека — проблемной психологической ситуации. К появлению или обострению трудностей приводят конкретные жизненные коллизии, которые и воспринимаются клиентом в качестве источника его проблем, хотя на самом деле картина может быть намного сложнее. Важным звеном в консультировании является анализ проблемной ситуации, который осуществляется посредством решения следующих задач:

1. Определение обстоятельств, условий и факторов, которые повлекли за собой развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них. Такая работа нужна не столько для того, чтобы изменить внешние обстоятельства (часто это оказывается невозможным), сколько для лучшего понимания того, какие адаптивные возможности клиента нужно актуализировать.

2. Выявление участников проблемной ситуации, определение круга лиц, нуждающихся в психологической помощи, установление того, кто, почему и какое негативное влияние оказывает на клиента, в какой степени его окружение готово к прогрессивным изменениям.

3. Прогнозирование возможного развития ситуации и нежелательных психологических последствий, попытка заглянуть в "будущее" актуальной ситуации, т.е. причинно-следственное моделирование ее развития. В процессе комплексного анализа особое значение приобретает оценка последствий исследуемой совокупности обстоятельств (в том числе и собственных действий психолога), что важно не только для выработки тактики решения, но и для формулирования консультативной задачи вообще.

3 этап: Анализ психологических проблем. Самым важным звеном решения диагностической задачи является компетентное определение реальных психологических проблем клиента, поскольку истинная сущность трудностей человека не всегда совпадает с теми формулировками, которые он приводит в своей жалобе. Определение действительного содержания проблем осуществляется в процессе целого ряда действий, таких как:

1. Выдвижение первичных психологических гипотез относительно содержания психологических проблем клиента. Важно при этом формировать установку на гибкость, альтернативность мышления, готовность отказаться от одной гипотезы в пользу другой.

2. Идентификация психологических проблем и трудностей клиента (в том числе и неосознаваемых им), построение психологически выверенной и обоснованной картины истинных дисгармоний.

3. Выдвижение психологических гипотез относительно характера и причин трудностей клиента, стоящих за особенностями его поведения, механизмов их возникновения и развития. Построение гипотез подсказывает направление, в котором нужно искать информацию для того, чтобы убедиться в правильности сделанного предположения или, наоборот, произвести его корректировку.


4. Сбор дополнительных данных анамнеза и осуществление углубленной психодиагностики для проверки психологических гипотез. Может производиться как для определения актуального состояния проблемы, так и с целью поиска значимых событий прошлого, исследования детерминант развития психологических трудностей.

5. Корректировка психологических гипотез. На основании дополнительных данных осуществляется проверка сделанных предположений (которые нужно всегда подвергать сомнению, даже если они кажутся очевидными), отбрасываются ложные и выдвигаются новые психологические гипотезы.

6. Формулирование психологического диагноза, т.е. вывода о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированного в результате психодиагностического обследования.

7. Формулирование психологического заключения, которое фактически является результатом решения диагностической задачи. Свое видение проблем консультант доносит до клиента в форме психологической интерпретации (объяснения, комментария, обобщения, вывода, аналогии и др.). Удачно сделанная интерпретация может послужить толчком к внутренней работе клиента над своими проблемами, началом конструктивного коррекционного взаимодействия.

8. Налаживание сотрудничества с соответствующими специалистами или переориентация запроса о помощи в случае профессиональных затруднений (например, когда проблемы клиента выходят за пределы компетентности консультанта).

4 этап: Формулирование терапевтической задачи.

Предоставление психологической интерпретации знаменует переход от первой — диагностической части работы консультанта ко второй, еще более важной, коррекционной или терапевтической ее части. Четкое формулирование задачи, зафиксированной на этапе первичной диагностики проблемы, во многом определяет успешность ее решения. Оно осуществляется совместно с клиентом. Мало того, задача считается сформулированной лишь тогда, когда она принята клиентом. Поэтому консультативная постановка терапевтической задачи включает:

1. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта терапевтической задачи, т.е. достижение согласия в констатации потребности в помощи, обозначении путей достижения конкретных изменений. В самом общем виде формулировка задачи нацеливает на то, какие способы эффективного решения психологических проблем следует найти человеку, чтобы он мог устранить, уменьшить или компенсировать их деструктивное влияние.

2. Оценку психологического прогноза относительно результативности психологической помощи, эффективности и устойчивости ее последствий. Психологический прогноз может быть благоприятным, т.е. свидетельствовать о высокой вероятности достижения цели консультирования, и неблагоприятным.

3. Оценку реальных условий и возможностей решения консультативной задачи, т.е. вывод о том, сумеет ли клиент осуществить необходимые действия, добиться решения терапевтической задачи.

4. Корректировку терапевтической задачи. Если выяснится, что терапевтическая задача вследствие каких-либо причин и условий не может быть решена, нужно вместе с клиентом переформулировать ее таким образом, чтобы она не ориентировала на нереальные цели и не выходила за пределы возможностей как клиента, так и психолога.

5. Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов (дефектолога, психиатра, невропатолога, сексопатолога и т.д.).

5 этап: Решение терапевтической задачи. Терапевтическая задача решается в процессе осуществления следующих действий:

1. Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Избранные тактики могут характеризоваться большей или меньшей директивностью, выбором того или иного психотерапевтического подхода и т.д.

2. Выбор целесообразных в данных условиях способов и средств психологической помощи из арсенала самых разнообразных средств и методов (от недирективной беседы до различных методик и техник психокоррекции и психотерапии).

3. Подведение клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем, принятию ответственности за результат на себя.

4. Анализ результативности психологической помощи. Его целесообразно начинать уже в процессе решения терапевтической задачи, корректируя по ходу поставленные цели.

5. Наблюдение отдаленных последствий и сбор данных катамнеза, осуществляющийся по необходимости или при наличии длительного контакта консультанта с клиентом.

Показания к ПОПт. Выраженные нарушения: острые депрессии, состояния страха, фобии, стрессы и переутомление, истерические и функциональные психосоматические нарушения, "нервные срывы". Нарушения, которые могут быть объяснены "недостатками поведения", такими как неспособность человека добиться чего-либо существенного, отсутствие чувства собственной значимости, чрезмерный конформизм, неумение распознать собственные чувства и потребности.

 

21. Анализ жалобы клиента. Субъектный, объектный локус жалобы. Самодиаг­ноз происхождения и развития проблемы. Психологический запрос, связанный с консультацией. Подтекст жалобы (скрытое содержание).

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобы». Для дальнейшей работы необходимо выделить запрос, который позволяет определить пер­спективы дальнейшей работы. Однако этот запрос может быть не определен достаточно четко. Запрос может быть «фасадным», за которым скрывается истинный запрос, который клиент по ряду причин не формулирует. Наконец, возможна ситу­ация, в которой действительный запрос на психотерапевтическую помощь отсутствует.

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основ­ным стратегиям их отношения к ситуации. Они могут хотеть (Тутушкина, 1999):

• изменить ситуацию;

• изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации;

• выйти из ситуации;

• найти новые способы жить в этой ситуации.

Все остальные запросы (например, хорошо известный консультантам-практикам запрос «я хочу, чтобы он (она, они, это) изменились, тогда мне станет лучше») не являются конструктивными, эффективными и требуют отдельного времени для консультации.

По мнению В.В. Столина (1983), спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы следующим образом:

1. Локус жалобы, который делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

1) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье);

2) на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», «все не так»);

3) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения («нет взаимопо­нимания, любви» и т. д.);

4) на самого себя (свой характер, способности, особенности и т. д.);

5) на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

1) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навяз­чивости);

2) на ролевое поведение, не соответствующее полу, возрасту, статусу мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п. - свое или других людей;

3) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

4) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т. п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т. п. супруга);

5) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

6) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.).

2. Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нару­шения в жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих вза­имоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

1) «злая воля» - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их;

2) «психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психически боль­ным;

3) «органический дефект» - оценка лица, о котором идет речь, как врожденно непол­ноценного;

4) «генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент нахо­дится в конфликтных отношениях; применительно к супругу - со стороны родных, с кото­рыми существуют конфликтные взаимоотношения);

5) «индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особен­ностей как проявления устойчивых, сложившихся личностных черт, а не конкретных моти­вов в ситуации;

6) «собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения, в т. ч. как воспитателя, супруга;

7) «собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассив­ность и т. п., и как следствие - неправильное поведение;

8) «влияние третьих лиц» - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как акту­альное, так и имевшее место в прошлом;

9) «неблагоприятная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; пере­грузка, болезнь и пр. - для себя или супруга;

10) «направление» («Меня к вам направили...», и далее на- зывается официальный орган, директор школы или иной руководитель).

3. Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

Теми же авторами называются следующие наиболее распространенные проблемы:

1. Не уверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т. д.).

2. Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т. п.).

3. Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т. д.).

4. Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).

5. Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.).

6. Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.

7. Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.

8. Кроме того, возможны и глобальные формулировки: «Все плохо, что делать, как жить дальше?»

Необходимо различать проблему клиента и объектный ло-кус жалобы, формулируе­мый в виде проблемы лица, о котором идет речь. Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимают, не умеют и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.

4. Запрос - конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует про­блему: «Не умею, хочу научиться» - то запрос скорее всего будет «научите». Однако запрос может быть и у€же проблемы.

Можно выделить следующие виды запросов:

1. Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я - хороший человек, не прав- да ли?», «Мое решение правильно, не правда ли?»).

2. Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуа­цию, не поможете ли мне разобраться?»).

3. Просьба об информации («Что известно об этом?»).

4. Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»).

5. Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?»).

6. Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его поведения в его соб­ственных интересах («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»).

7. Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «Заставьте его больше любить и уважать меня»).

Явное и скрытое содержание жалобы может анализироваться по одним и тем же выше­описанным параметрам. Иногда скрытого содержания в жалобе нет. Когда оно есть, то оно не совпадает с явным.

Несовпадение может быть по локусу. Например, локус жалобы - ребенок и его пове­дение, а скрытое содержание - позиция и поведение отца, не принимающего достаточно активного участия в воспитании.

Рассогласование может быть и по самодиагнозу: в тексте звучит объяснение наруше­ний собственными неверными действиями, а скрытое содержание, передаваемое интона­цией, мимикой, пантомимикой, жестами, указывает на другие причины (например, на вме­шательство третьих лиц, которые и обусловили эти неверные действия).

Несовпадение может касаться проблемы. Например, открыто заявляется: «Не знаю, хочу знать». При этом скрытое содержание: «Не умею, хочу уметь».

И, наконец, расхождение наблюдается при анализе запроса: явное содержание запроса

- просьба о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?», а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: «Помогите мне его удержать».

Следует отметить, что скрытое содержание жалобы - это не бессознательное вытесне­ние, а лишь недоговоренное содержание.

Тактически правильно уже при первой встрече делать попытки перевести скрытое содержание в явное, соответственно формулируя вопросы. Как правило, реакция клиентов в этом случае положительная.

В отличие от скрытого содержания подтекст жалобы может быть неосознанным или вытесненным, поэтому его выявление перед клиентом при первой встрече может нарушить контакт.

Психотерапевт вместе с клиентом проясняет, выражает ли запрос всю проблему или ее часть, доопределяет его. Психотерапевт помогает клиенту квалифицировать запрос, опреде­ляет особенности психотерапевтической помощи.

 







Date: 2016-06-09; view: 1421; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию