Мировая торговля получила мощный импульс с развитием крупного машинного производства. В 20 веке мировая торговля пережила две мировые войны и глубокое нарушение мирового товарооборота. Потом структуру мировой торговли изменил распад колониальной системы.
И все-таки темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВНП. В среднем темп роста мирового экспорта составляет 6-9% в год. Факторы развития мировой торговли: развитие международного разделения и кооперации труда; создание новых отраслей производства и высокий экономический рост на этой основе, коренная реконструкция старых отраслей; углубление специализации и кооперации на основе НТР: подетальная, технологическая, стадийная специализация; снижение таможенных пошлин и торговых ограничений в связи с кооперацией в производстве и сбыте; включение в мировую торговлю освободившихся стран.
Вместе с развитием торговли развивались и теории торговли. Их было много - более 3 десятков. Но все центральные вопросы были в них одинаковы: почему нации торгуют, какая специализация стран приносит больше выгоды, что определяет конкурентоспособность стран? Эти вопросы актуальны и сейчас и для России тоже.
В основе теорий торговли лежит определенное еще А.Смитом различие абсолютных издержек в производстве, которое получило в теории название «абсолютных преимуществ стран в производстве» (такими преимуществами являются различия в природных условиях и обладании факторами производства). Д.Рикардодополнил и развил эту теорию и обосновал теорию сравнительных преимуществ стран в производстве товаров, согласно которой преимущество объясняется наименьшими альтернативными издержками.
Таким образом, если абсолютное преимущество имеет страна в производстве среди других стран (например, Россия в производстве оружия, здесь у нас больше достижений по сравнению с другими странами), то относительное преимущество в ней имеет товар, который обходится стране дешевле всего, поэтому она им и торгует. Для России это минеральное сырье (47,9% в структуре экспорта) и металлы (19,8%).
Несколько десятилетий эта теория Д. Рикардо оставалась единственной теорией мировой торговли. Потом появилась теория шведских экономистов Эли Хекшера и Бертеля Олина о различии в ценах на товары, особенно на факторы производства, которые и заставляют страны торговать. В 1977 г. Олин получил Нобелевскую премию.
Потом торговлю стали объяснять разницей в капиталоемкости и трудоемкости производства. Американский экономист Василий Леонтьев, Нобелевский лауреат, показал, что преимущества стран связаны еще с квалификацией кадров, что влияет на структуру экспорта.
Современная теория американца Майкла Портера о конкурентном преимуществе страны использует модель национального ромба. Первая его вершина символизирует факторы производства, причем кроме материальных он рассматривает и нематериальные – ресурс знаний: научную информацию, техническую, рыночную – о спросе и т.д. вплоть до обеспеченности населения жильем и сети автодорог. Вторая вершина – стратегия фирм в конкуренции. Третья – параметры спроса: емкость, динамика. Именно на внутреннем рынке должны апробироваться новые изделия. Четвертая – влияние родственных отраслей, производящих полуфабрикаты, нужную информацию и т.д.
Эта теория наиболее полно отражает конкурентные преимущества стран.
Среди современных теорий торговли – теория размера стран о том, что крупные страны имеют преимущества, потому что у них больше ресурсов, они ведут крупносерийное производство, но им не выгодно много закупать за границей, потому что дорог перевоз из-за больших расстояний. Это США, где импорт составляет всего 11-13% ВНП, Россия, Бразилия, Индия. А вот Ирак, Нидерланды, Ирландия нацелены на экспорт и импорт.
Структура мирового экспорта отражает своеобразие экономики той или иной страны. Наибольший удельный вес в мировом экспорте имеет продукция обрабатывающей промышленности – более 70%.
Наибольшую долю в экспорте имеет Европейский Союз – более 30%, затем США – более 11%, Япония – 9%, Россия - 1,3%.
В основе мировых цен лежат интернациональные издержки – среднемировые затраты факторов производства, кроме того на них влияют: спрос и предложение на мировом рынке, цены, сложившиеся на мировых товарных биржах, лидерство в ценах крупнейших фирм.
Россия продает минеральное сырье и топливо: нефть, газ – это половина ее экспорта; кроме того, примерно, 20% экспорта – это металлы, 10% - оружие, золото и драгоценные камни, машины – 9%, обувь, мебель и пр. - 1,1%.
Покупает - машины и оборудование, продовольствие (примерно по 30%), промтовары, изделия из металлов (по 8%), химические товары – 14%. В ближайшем будущем изменений не будет, т.к. эффективность производства низкая, производство в ВПК малосерийное, государство плохо поддерживает экспорт.
Таким образом, экспорт в России сырьевой, а импорт – потребительский.
Однако в международной торговле есть ряд ограничений. Эти ограничения производятся для защиты национальных интересов в конкуренции на мировых рынках. Это называется политикой протекционизма. Протекционизм родился в Англии в 16 веке в форме меркантилизма. Тогда иностранным купцам разрешали торговлю в Англии только в том случае, если они вырученные от продажи товаров деньги тратили в Англии, а домой везли не выручку, а купленные на нее товары. Для защиты отечественного производителя тогда был принят Закон «О навигации», по которому колониям Англии не разрешалось производить шерсть, чтобы не создавать конкуренции.
Формы протекционизма: пошлины на импорт или таможенные тарифы (за счет этого пополняется до 3/5 госбюджета бедных стран); государственная монополия на торговлю определенными видами товаров (оружием, золотом, антиквариатом); лицензирование - импортеры и экспортеры должны получить разрешение в органах государственной власти; импортные квоты, т.е. ограничения импорта путем продажи ограниченного количества лицензии на импорт, связанные услуги - условия, которые ставит государство о том, за чей счет пойдет транспортировка, страховка и банковское обслуживание; бартер - импортеры рассчитываются не деньгами, а товарами, ставя партнерам в условия заботы о том, куда сбывать полученный на обмен товар; субсидирование экспорта (запрещено ГАТТ - генеральным соглашением о тарифах и торговле, действующим с 1948 года, как нечестная конкуренция); демпинг - продажа товара по ценам, более дешевым, чем на отечественном рынке (может быть постоянным или разбойничьим для вытеснения конкурента с рынка).
Аргументы «за» протекционизм: 1) стимулирование отечественного производства и увеличение занятости, как прямо, так и косвенно, через увеличение совокупного спроса в стране, который стимулирует дальнейший рост производства и занятости; 2) защита молодых отраслей, чтобы помочь перспективным отраслям с высокими издержками (это временная мера для развивающихся стран, но перспективность отраслей трудно установить и становление может затянуться на долгие годы); 3) увеличение доходов госбюджета (там, где плохо собираются налоги, таможенную пошлину собрать намного легче; 4) обеспечение экономической безопасности и обороноспособности (оружие надо производить самим, а стратегические запасы надо создавать по дешевым ценам мирового рынка).
Аргументы против протекционизма: свободная беспошлинная торговля приносит пользу потребителям, протекционизм ведет страны к самоизоляции, вызывает ответные ограничительные меры и еще более усиливает свое отрицательное влияние, протекционизм обходится дорого, государство платит за него субсидиями, выплатами на демпинг, теряет на невыгодных сделках.
США за каждое сохраненное место в производстве одежды жертвует 170 тыс. долларов, чтобы защитить работника, зарабатывающего около 13 тыс. долларов в год. Каждое рабочее место, сохраненное за счет ограничения импорта автомобилей, в целом в экономике стоит 47 тыс. долларов, а в сталелитейной промышленности 71 тыс. долларов.
Вывод: Протекционизм ведет к излишним расходам или убыткам для общества в целом.
|