Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лагерная кругосветка





 

Где, как не в летнем оздоровительном лагере, ребята ближе всего соприкасаются с природой? Где, как не здесь, мы можем и должны научить их любить и беречь красоту и богатство родной земли!

Допустим, что предварительная разведка окрестностей лагеря показала: лагерь расположен в живописной местности; рядом находится тенистая роща, за ней протекает извилистая речка; недалеко от лагеря речка перехвачена плотиной и образует прудик, заросший водяными лилиями; кругом пестреют цветами луга, колышется по ветру рожь в полях за деревней, а еще дальше темнеет густой лес с грибами и малиной.

Для ребят, приехавших из города, это целая неизведанная страна, огромные возможности веселых приключений, замечательных «открытий», знакомств с новыми, интересными людьми. Предположим, что схематическая карта окрестностей лагеря сделана и вывешена на видном месте. На ней начерчены две концентрические окружности с центром в точке, где расположен лагерь. Радиус меньшей окружности 6 см (в масштабе карты это соответствует 1-5 км); внешняя окружность охватывает пространство вокруг лагеря диаметром в 10 км.

В меньшем круге оказались роща, небольшой отрезок речки, пруд и деревня, недалеко от которой расположен лагерь; во втором круге - окрестные поля, леса, большое заболоченное озеро в глубине леса, часть шоссейной дороги с несколькими селениями, расположенными вдоль нее, а в южной стороне - река, в которую впадает протекающая мимо лагеря речка.

Ребята внимательно разглядывают карту, надписи, припоминают значение топографических знаков, которые они изучали зимой в школе. Начинаются споры, предположения о будущих походах... Соответственно взятым нами для примера окрестностям лагеря может быть намечен следующий вид обследования.

Школьники 1-го и 2-го классов и ребята в возрасте 7 лет будут делать небольшие прогулки на -2 часа вокруг лагеря, беря на себя самые простые задачи: набрать цветов для украшения комнаты, других помещений лагеря, наплести зеленых гирлянд для балкона, собрать ягод к обеду и т. д.

Дети младшего возраста (9-10 лет) во время коротких походов в утренние часы (от завтрака до обеда) посетят один за другим все интересные объекты пределах внутреннего круга - рощу, пруд, деревню, поле, ручеек, луг и т. д., совершая, таким образом, «кругосветное путешествие» в ближайших (окрестностях лагеря).

Отряды, состоящие из детей среднего возраста (11-12 лет), проделают сначала несколько экскурсий по тому же плану, что и младшие. За время этих экскурсий они приобретут навыки передвижения, ориентирования по компасу и карте, научатся наблюдать природу и фиксировать свои наблюдения путем записей и зарисовок, узнают, как надо собирать гербарий, коллекцию насекомых и т. д. После этого они могут пойти в однодневный поход (может быть, за время пребывания в лагере им удастся совершить два таких похода), обследуя какой-либо сектор местности, заключенной в 10-километровом круге.

Отряд самых старших ребят (13-14 лет) после предварительных двух-трех тренировочных прогулок отправляется в двухдневный поход с ночевкой, тоже включаясь в большую «кругосветку». Маршруты при этом строятся таким образом, чтобы каждый отряд, достигнув по какому-либо пути пределов большого круга, проходил некоторое расстояние по кругу и затем возвращался другим путем в лагерь; этим же (т. е. обратным) путем отправляется в поход следующий отряд, который, как и предыдущий, достигает пределов круга и, пройдя еще дальше по кругу, возвращается в лагерь, и т. д.

Нормы однодневного перехода: для детей среднего возраста - 12 км; для детей старшего возраста - 14 км. Двухдневный переход для детей среднего возраста - 22 км; для детей старшего возраста - 26 км:

Таким образом, в течение лета силами всех ребят, побывавших в лагере, будет совершено «кру­госветное путешествие» вокруг лагеря и знакомство с окрестностями его на расстоянии до 5 км по всем направлениям.

 

НА ПРИРОДУ

Для малышей постижение природы начинается с самого простого - с экскурсий в ближайшую рощу или лес. Они могут быть различными по тематике, но цели всегда общие: разбудить или углубить чувство радости от общения с природой, расширить знания ребят о флоре и фауне, привить навыки уважительного, бережного отношения к каждому деревцу и кустику, к каждому водоему, ручейку. Ребята должны постепенно усвоить ряд правил поведения на природе, которые станут незыблемыми для них на всю жизнь: не вырывать растения и грибы с корнем, не разорять гнезда, не ранить деревья.

Перед прогулкой ребята должны себе ясно представить, в каком направлении они пойдут и куда они должны прийти. Третьеклассники знакомились в школе с топографическим планом. Они уже знают, что вверху карты будет север, влево - направление на запад, вправо - на восток, а книзу - на юг. Поэтому на вопрос вожатого, в каком направлении надо пойти из лагеря, чтобы попасть в ту рощу, которую он показывает при этом на карте, ребята уверенно ответят, что идти надо, предположим, на запад. А запад третьеклассники сумеют найти с помощью компаса достаточно точно.

Научиться определять стороны света, совместив стрелку с пометками на окружности, совсем просто, сложнее - определять направление, отсчитывая градусы в нужном направлении.

Чтобы устроить маленькое испытание и несложный экзамен на умение пользоваться компасом, вожатым нужно подготовиться заранее. На большой поляне необходимо разместить несколько тайников (это могут быть стеклянные баночки, вкопанные в землю). Получая первое задание (к примеру, «пройти двадцать шагов строго на северо-восток»), дети начинают движение по компасу и находят в тайнике следующее задание. В последнем тайнике (если не заплутают) их ждет приз. Первое прохождение такого маршрута может быть пробным, следующее - уже на время.

Вообще же цель прогулки вожатый определяет перед детьми просто: «Посмотрим, кто в роще живет, и что там растет». Дети берут с собой коробки для сбора растений, несколько совочков, а одному из детей вожатый через плечо надевает папку с пачкой нарезанной газетной бумаги. «В роще могут встретиться интересные растения, - скажет он, - составим из них коллекцию». С собой вожатый возьмет 2-3 карандаша и блокнот. По тропинке от лагеря ребята идут строем, колонной по одному; как только дошли до рощи, вожатый говорит «вольно», но разбегаться по роще ребятам не позволяет.

Какие же здесь растут деревья? Ребята осматриваются вокруг. Вот кто-то «по листикам» узнал липу: «У нас на улице такие растут». Вожатый срезает веточку липы и каждому дает как следует рассмотреть ее. Подходя то к одному дереву, то к другому, ребята убеждаются, что, кроме лип, в роще попадаются деревья и с другими листьями: один нашел клен, другой - осину, третий - дуб. «А вот дерево с иголками». «Это елка», - утверждает один. «Нет, сосна», - оспаривают другие. Вожатый предлагает ребятам сравнить между собой ветку елки и ветку сосны: у первой иглы короткие, сидят поодиночке, у второй иглы длинные, сидят попарно. А шишки, наоборот, у елки длинные, а у сосны короткие.

Скоро у ребят все корзинки полны веточек и I листиков различных деревьев. Вожатый берет папку с бумагой, ребята устраиваются вокруг него на траве, и он показывает им, как надо положить веточку между листами бумаги, чтобы она высохла, и листики ее при этом не измялись. Из собранного ребятами материала вожатый отбирает для гербария веточки не очень большие (чтобы уложились на листе бумаги), но с листьями, не попорченными ни грибком, ни вредителями.

После полдника в клубе проведите Бал цветов. Пусть в гости к ребятам придет Фея леса, а они станцуют на сцене «Вальс цветов», будут водить хороводы, петь песни. Каждый отряд может подготовить большую разнообразную программу. Кроме того, после похода в лес обязательно устройте выставку лесных даров, лесных диковинок, поделок из природного материала, рисунков и пр.

 

Примерный перечень экскурсий с кратким их содержанием.

«Цветочный хоровод». Экскурсии следует начинать с самого близкого - с территории лагеря, а затем уже постепенно расширять радиус походов.

Познакомим сначала малышей с лагерными цветниками, покажем им все газоны и клумбы, предложим назвать их форму (звезда, рабатка и др.). Они узнают названия цветов, особенности каждого из них. Эта беседа пройдет живо и интересно, если предложить ребятам загадки или прочитать стихи о цветах - Пушкина, Тургенева, Тютчева, Никитина, Рождественского.

«Наши соседи». Эта экскурсия проводится в самое ближнее село. Ребята знакомятся с культурами, которые выращиваются на полях или в саду, с сельскохозяйственными машинами, с птицефермой, телятником.

«Возле леса жить - голодному не быть». На этой экскурсии дети узнают, как богат и щедр наш лес, какие ягоды, грибы, травы пригодны для пищи. Следует обратить внимание на то, какая часть растения съедобна: плоды, листья, луковицы или семена. Здесь можно показать орешник, дикий лук, съедобные ягоды различных кустарников. Уместно прочитать отрывки из художественных произведений, рассказать одну из легенд или историю о путешественниках, которые много дней сумели продержаться на лесной пище.

«Лесной муравей». В теплый солнечный день, когда муравьи поглощены работой, малышам можно предложить интересные наблюдения. Сложный мир загадочной жизни можно увидеть совсем рядом. Присядем около муравейника. Во-первых, пусть ребята хорошо рассмотрят, какие это муравьи - черные или рыжие, затем найдут дорожки, по которым они бегут, определят характер их ноши (корм или строительный материал) и какой груз преобладает. Наблюдения помогут детям узнать, как трудолюбивы и полезны муравьи. Они поймут, что нельзя разорять сложные пирамиды муравьиных поселений.

«Путешествие в подводное царство». В ближайшем водоеме вылавливается небольшое количество водных растений вместе с попавшей в сачок живностью. Это могут быть водомерка, жук-плавунец, паук-серебрянка и др. Все, что узнали, сразу назовем ребятам, остальное определим в лагере с помощью книг и справочников.

«Аптека в лесу». На лесной прогулке вожатый показывает ребятам давно известные растения, которые, оказывается, хранят в себе волшебные свойства: снимают боль, понижают температуру... Ребятам интересно узнать, какая часть этих цветов и трав используется в качестве лекарственного сырья.

Интересны тематические экскурсии: «Деревья и кустарники нашего леса», «Птицы вокруг нас», «Шестиногие враги и друзья», «Лесная кладовая» и др.

Во многих лагерях есть живые уголки. К сожалению, часто они становятся лишь объектом для зрителей. А хорошо бы наблюдения за животными сочетать с посильным уходом за ними.

К примеру, живет в лагере ежик. Что могут узнать о нем ребята? Описать внешний вид ежа, выяснить, чем он питается, какую пищу предпочитает, издает ли звуки и какие. Могут быть и такие задания: выпустить ежа на влажный песок, изучить и зарисовать форму его следов, понаблюдать, пьет ли зверек, сколько воды или молока ему надо.

Как ведет себя еж, когда его кто-нибудь потревожит? Какие у него средства защиты от врагов? Чем полезен еж и какую роль играет в природе?

Юных любителей леса, цветоводов, друзей животных, защитников природы можно объединить в клуб «Природа», «Солнышко», «Лесная сказка». Конкурсы сочинений, рисунков и плакатов об охране природы, выставки «Природа и фантазия», «Полевой букет», праздник «Русская березка», игры на природе - это лишь короткий перечень того, что может организовать клуб.

 

БАНК ВЕСЕЛЫХ ЗАТЕЙ

 

Конкурс на лучшее название для конфет и на лучший фантик. Можно не только рисовать карандашами или фломастерами, но и делать аппликации, используя цветную бумагу и фольгу.

Конкурс пантомим на известные пословицы и поговорки (типа: «Без труда не выудишь и рыбку из пруда», «Что с воза упало, то пропало», «Один с сошкой - семеро с ложкой», «Поспешишь — людей насмешишь»).

Турнир Шерлоков Холмсов. Всем интересно, кто из «Холмсов» скорее отыщет спрятанное (по заданным ориентирам).

Час вопросов и ответов. Ребята-организаторы собирают вопросы, используя специальные конверты, ящики, тетради. Вопросы классифицируются, на них готовятся толковые ответы. Это приучает ребят спрашивать, задавать самые острые вопросы, искать ответы в справочной и специальной литературе. Час вопросов и ответов может быть посвящен как одной конкретной теме, так и затрагивать самые различные.

Музыкальный аукцион (Спортивный аукцион, Мультаукцион и др.). По сути, это открытое соревнование на лучшее знание какой-то темы. Ведущий обращается к аудитории с вопросами, комментирует сказанное. Обычно у ведущего в руках деревянный молоточек, и он после каждого выступления спрашивает: «Кто больше?» То есть, кто больше знает и может рассказать еще что-то важное и интересное. Если добавлений нет, он стучит молоточком о стол, тем самым как бы закрывая вопрос.

«Кольцовка» песенка. Соревнующиеся разбиваются на группы. Каждая группа по очереди поет по одному куплету. Побеждает группа, за которой осталось последнее слово (песня). Соревнование хорошо проводить у костра, на привале, на вечере.

Конкурс «Веселый зоопарк». В конкурсе участвуют по пять человек от отряда. Им необходимо с помощью пантомимы, коллективно или по одному, изобразить пять животных, а другой команде определить, какие это животные.

Пляжный конкурс на лучший замок из песка. Рекомендуется добавлять в песок глину, чтобы сооружения получались более стойкими.

Маленький праздник больших пузырей. Конкурс по надуванию пузырей из жевательной резинки и по выдуванию мыльных пузырей. Чей пузырь самый большой?

Конкурс шумовых оркестров. Ребята подыскивают предметы, на которых можно «играть». Подбирается популярная песня для исполнения, и - вперед!

«Рисованные фильмы». Игра открывает широкий простор для фантазии, дает возможность продемонстрировать творческие и организаторские возможности, помогает создать непринужденный эмоциональный настрой в отряде. Начинается она с небольшой викторины на кинематографические темы. Вот ее примерные вопросы: назовите имена популярных киноактеров и те роли, в которых они вам запомнились. Каких режиссеров вы знаете? Чем занимается сценарист, режиссер, художник, звукооператор? По окончании викторины вожатый предлагает: «А теперь создадим центр по производству фильмов». Отряд делится на 4-5 групп, которым предлагается выбрать режиссера для руководства всей работой, сценариста, художника-оформителя, звукооператора. Нет только «актеров» - ведь это рисованные фильмы! Группы придумывают названия своим «студиям» и будущему фильму. Тематика может быть общей для всех, например: «Ехали мы, ехали...» (о дороге в лагерь), «С первого взгляда...» (впечатления о лагере) и др. А может быть, группы и сами придумают тему.

Когда темы определены, «режиссеры» представлены, «студии» получают все необходимое для выпуска фильма: полосы бумаги шириной 40см, длиной в 4-5 м, фломастеры, гуашь, кисточки, карандаши и т. п. «Киноленты» расчерчиваются так, чтобы получились «кинокадры» 40x4 см (не менее 10 кадров).

«Режиссеры» образуют «художественный совет» киноцентра во главе с вожатым, «Худсовет» уславливается: при оценке фильма обращать внимание главным образом на содержание сценария, на качество рисунков, режиссуру (остроумное решение, интересную организацию демонстрации фильма).

Рождение фильма начинается с обсуждения киносюжета. Когда он принят, начинается работа, в которой каждому отведена определенная творческая роль. Художники заполняют «кадры» иллюстрациями. Сценаристы «подрабатывают» сюжет: пишут реплики героев, литературные заставки между «кадрами» (в стихах, прозе). Звукооператоры изобретают шумовое и музыкальное сопровождение. Режиссер сводит все воедино.

Сроки сжатые: на подготовку «лент» отводится от 45 минут до 1,5 часа. По условному сигналу все собираются на отрядном месте, и начинается показ «фильмов». Крепятся они на иголочках вдоль стены перед зрителями. Оживляются литературным комментарием, звуковым оформлением и т. д. По окончании показа, как и положено, «худсовет» выносит решение о достоинствах и недостатках «фильмов», лучшие премируются, а ленты вывешиваются в отрядном уголке.

 

ДЕНЬ ИМЕНИННИКА

Выбирается инициативная группа, которой поручается выявить всех родившихся в июне (июле, августе). В число именинников входят не только дети, но и вожатые и обслуживающий персонал. В отрядах готовятся праздничные поздравительные телеграммы, которые одновременно являются оформлением зала, подарки для именинников, выступления к праздничному концерту. Выступления детей на сцене главное событие на этом празднике. Своими песнями, танцами, сценками и стихами они поздравляют всех с днем рождения.

В столовой повара колдуют над праздничным ужином и именинным пирогом. Оформляется сцена, готовятся сюрпризы, цветы для взрослых, открытки с пожеланиями. После интересного концерта на сцене появляется Король Имениныч, который зачитывает Указ - поздравить именинников и торжественно надрать всем уши. Именинники поднимаются на сцену, получают подарки и Красные Уши - на память об этом дне.

Конкурс поваров. Принимать участие в этом конкурсе больше всего понравится девочкам, а вот присутствовать и «судить» его - абсолютно всем. Участников может быть сколько угодно - лишь бы хватило ингредиентов для их кулинарных чудачеств. Цель конкурса - приготовить самый вкусный фруктово-ягодный десерт, используя любые молочные продукты. Приготовьте заранее несколько больших тарелок с любыми ягодами, а также молочные продукты в большом ассортименте: молоко, йогурты, сметана, пудинг, творог. Поварятам раздайте смеси для украшения (тертый шоколад, листики мяты, мармелад, измельченные орехи), посуду и необходимые кухонные инструменты. Наденьте детям фартучки, засеките время и - вперед!

Когда десерты будут готовы, первыми их пробуют члены жюри, а уже потом за общий стол садятся все присутствующие. Чтобы маленьким хозяйкам не было обидно проигрывать, придумайте, за что можно вручить приз каждой из участниц.

Учредите номинации: «самый оригинальный рецепт», «лучшее украшение блюда», «самый экзотический рецепт», «пальчики оближешь».

Чтобы все присутствующие запомнили этот вкусный праздник, по его окончании можно поручить кому-то из старших детей записать рецепты самых удачных блюд и раздать на память участникам сладкого пира.

 

Date: 2016-06-09; view: 2098; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию