Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чарльз Тарт: «Просветление — это свобода от духовного пути»
«Мы с друзьями часто шутим, что просветление — это освобождение от духовного пути, — говорит Чарльз Тарт, но на самом деле в этой шутке есть лишь доля шутки. — Состояние становится по-настоящему глубоким, когда человек уже не испытывает нужды в просветлении. Конечно, такая потребность отсутствует и в том случае, когда он целиком погружен в иллюзорное. В общем, вопрос этот весьма щекотливый: нужно быть честным в отношении просветления и в то же время не запутаться в лабиринте самовлюбленности». Не лучше ли вообще молчать об этом? Одни учителя готовы обсуждать вопрос просветления, а другие молчат на эту тему — а если и говорят, то весьма неохотно. Кто-то предпочитает просто заниматься делом и жить просветленной жизнью, кто-то считает, что рассуждения об этом опасны, так как вносят еще больше путаницы, а кто-то хочет, чтобы его ученики сосредоточились прежде всего на уравновешенном и разумном образе жизни, тогда как размышления о просветлении можно оставить на потом. Учитель дзэн Йоко Бек[2] описывает такой случай: Кто-то всего пару дней назад сказал мне: «Послушай, ты ведь никогда не говорила о просветлении. Что ты можешь о нем рассказать?» Знаете, в чем беда разговоров о просветлении? Разговоры обычно создают образы, а просветление — это не картина, а разрушение всех картин. Но кто станет мечтать о том, чтобы его жизнь разбилась вдребезги? Интересно отметить, что многие из тех, чья жизнь может служить образцом чего угодно, только не просветления, с легкостью рассуждают на эту тему и открыто заявляют о своей просветленности. С другой стороны, люди пусть и не просветленные до конца, но посвятившие всю жизнь помощи, состраданию и распространению духовных учений, настойчиво отрицают свою просветленность и предпочитают не говорить о том, что это такое. Джоан Галифакс, которая получила посвящение в трех школах буддизма, а ныне руководит дзэн-до и центром духовного образования, утверждает: Я не люблю говорить о просветлении, так как чувствую, что со мной Дзэн потерпел неудачу. Я совершенно не ощущаю себя просветленной. Я постоянно сражаюсь со своими пороками и слабостями. Я знаю, насколько сильны в моей душе внутренние противоречия и ощущение собственной личности. Я — не просветленная. Да, несколько раз у меня бывали потрясающие прозрения. Да, суета жизни и множество очень мучительных — как для меня самой, так и для других людей — ошибок позволили мне усвоить кое-какие важные уроки. Но о просветлении и речи быть не может. Говорят, Чогьям Трунгпа Ринпоче, который был лично знаком со многими великими святыми нашей эпохи, заявлял, что за всю жизнь видел лишь троих просветленных. Если его оценка верна — пусть даже как приблизительная цифра — и среди встречавшихся с ним сотен, если не тысяч, учителей было всего трое просветленных, то привычные даже для одаренных духовных учеников небрежные разговоры о просветлении как вполне распространенном переживании являются, несомненно, признаком большой самонадеянности. О просветлении говорят так часто, потому что повседневная жизнь со всеми ее стычками и обязанностями выглядит по сравнению с этой светлой мечтой слишком удручающей. Если же перейти к более широкому контексту требований к подлинно духовной жизни во всей ее полноте, то, возможно, просветление — это вовсе не то, что именуют «бесценной жемчужиной». Быть можно, это нечто совершенно иное — скажем, просто еще одно, пусть и довольно существенное, условие из нескончаемого набора требований к просветленной жизни. Если бы мы знали, что такое просветление, то всеми силами избегали бы его Разве в просветлении может быть нечто настолько ужасное, что от него захочется бежать со всех ног? Дать точный ответ может лишь тот, кто познал настоящее просветление на своем опыте, но, судя по рассказам многих, очень многих великих учителей. Платить нужно с радостью... платить много и сразу, платить вперед. Платить собой. Искренними, добросовестными, самоотверженными усилиями. Чем в большей степени вы будете готовы платить, не экономя, без обмана, без всякой задней мысли, тем больше получите... Жанна де Зальцман Реальность (то есть просветление) — отнюдь не райское спасение, на которое надеется большая часть людей. Помимо счастья, в нашей жизни очень много невероятных страданий; просветленный видит все это как есть и не в силах отвернуться от каких-либо сторон общей картины. Говоря о встречах со святыми из разных уголков мира, и Лозовик тоже подчеркивает, что настоящие святые — люди лучезарные и способные испытывать огромную радость — всегда терзаются страшными муками. Они вынуждены терпеть душевную боль, которую вызывает обостренное восприятие человеческих страданий. Многие представляют жизнь гуру как сплошное удовольствие: ученики смиренно сидят у его ног, подносят ему дары, наряжают цветочными гирляндами и предлагают огромные пожертвования. В целом, большинство людей понимают просветление совершенно превратно. Если бы они догадывались, что просветленная жизнь — это не купание в океане блаженства, а череда душевных мук, бескорыстного служения и страданий за других, то многие свернули бы с этого пути, едва вступив на него. Именно поэтому многие великие учителя предупреждают: «Если бы вы знали, что такое просветление, то убежали бы прочь». Однако те же учителя, которые предлагают людям бежать от просветления, одновременно ведут по этому пути преданных учеников, а порой вытворяют самые невероятные духовные кувырки и сальто, лишь бы привлечь других к той жизни, какой живут сами. Они увидели действительность такой, какая она есть, а затем поняли, что иного выбора нет, и посвятили свою жизнь служению этой действительности. *** Вимала Тхакар: «Просветление — это не переживание». Вимала Тхакар — скромная индийская учительница с непререкаемым авторитетом, учеником которой почти сорок лет назад пожелал стать Кришнамурти, — путешествовала по всему миру, обучая медитации и погружению в суть вещей. Выдержка из письма Вималы, которое она написала дома, на горе Абу в Раджастане, заслуженно станет примечательной частью этой книги: Просветление — это окончательный итог человеческого развития и взросления. Его не ощущают. Переживание возможно только на ментальном плане. Разум — это сознание, ограниченное условностями, которые веками устанавливает весь род человеческий. Условности, или санскары, представляют собой ограничения, принятые намеренно, во имя общественной жизни. Человек — существо социальное. Взаимоотношения предполагают единые условности: упорядоченные схемы мышления и поведения, а также определенные защитные механизмы — иногда грубые, нецивилизованные, а подчас, напротив, утонченные и продуманные. Так или иначе, это лишь средства, необходимые для устойчивого существования общества. Единство разума и тела нельзя отождествлять со всей нашей жизнью. Обусловленное сознание нельзя приравнивать к совокупности энергий, которые перемещаются и взаимодействуют друг с другом в рамках поля «разум — тело» и за его границами. Постижение того, что кроется за пределами досягаемости органов чувств, ощущений и рассудка, возможно лишь в случае безусловной приостановки мыслительной деятельности. Переживания есть только до тех пор, пока действует самосознание, то есть надзирающий элемент структуры мышления. Когда разум замирает, ощущение и переживание невозможны. Поэтому просветление не может быть переживанием. Мистические переживания вполне могут представлять собой деятельность утонченного, обостренного комплекса «разум — тело». Очищение повышает чувствительность организма, после чего он может впитывать впечатления и вибрации, которые содержит сама пустота пространства. Их можно назвать «безличными» по содержанию, несмотря на то что находятся они в рамках тела конкретной личности. Разумеется, события на витальном плане сознания и других его тонких планах имеют совсем иные свойства и порождают ощущения, отличные от обычных чувственных и психологических переживаний. Эти ощущения очень своеобразны, они передают личности величие утонченности, и все же их нельзя назвать предвестниками просветления. Высшее Освобождение — мокша, как называют его в Индии, — не имеет ничего общего с переживаниями, центром которых остается эго; оно никак не связано с событиями в сфере эго. Освобождение — это совершенно иное измерение Космической Энергии. Человека посещает необусловленная энергия Высшего Разума, вызывающая преображение всей его сущности. Физический облик при этом может остаться прежним либо тоже претерпеть какие-то изменения. Структура мышления, скованная всей совокупностью человеческого прошлого, полностью отмирает и отныне лишается какого-либо самостоятельного, независимого источника деятельности. В движение она приходит лишь в том случае, если того потребует энергия Освобождения.
Date: 2016-06-08; view: 455; Нарушение авторских прав |