Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Марианна Кэплэн Прескотт, Аризона 1998 гСтр 1 из 29Следующая ⇒
HALFWAY UP THE MOUNTAIN The Error of Premature Claims to Enlightenment Mariana Caplan Foreword by Fleet W. Maull Нонм Press Prescott, Arizona 1999
МАРИАННА КЭПЛЭН НА ПОЛПУТИ К ВЕРШИНЕ
Кэплэн, Марианна. На полпути к вершине. Пер. с англ. К. Семенов. — К.: «София», 2002. М.: ИД «Гелиос», 2002. — 320 с. ISBN 966-7319-49-0 ISBN 5-344-00166-5 Всем Всем Всем духовным искателям! Еще не существовало книги, столь важной и необходимой для каждого! Прочтите ее, она поможет избежать многих бед на пути. В этой книге рассказывается не о том, как подняться на гору и остаться там, — хотя бы потому, что настоящий путь ввысь просто не имеет конца. Жизнь великих душ прошлого и настоящего продолжается; это непрестанный рост и помощь другим. Итак, эта книга не объясняет, как взобраться на вершину. Это справочник, который поможет не застрять где-то на полпути, обманываясь мыслями о том, будто уже поднялся на самый верх. ISBN 966- 7319-49-0 © «София», 2002 ISBN 5-344-00166-5 © ИД «Гелиос», 2002
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРОСВЕТЛЕНИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ 1.ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ НА ПРОСВЕТЛЕННОСТЬ Притязания на просветленность Кто считает себя просветленным? Вымирающая просветленность Недостаток духовного образования и потребность в культурной матрице Множество оттенков серого Может ли быть что-то хуже? 2.ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Фантазии о просветлении Современные определения Не лучше ли вообще молчать об этом? Если бы мы знали, что такое просветление, то всеми силами избегали бы его 3.ПРИЧИНЫ ТЯГИ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ Чистые и нечистые побуждения Чистые побуждения Небезупречные побуждения Облегчение страданий Духовное тщеславие: стремление властвовать Существование эго опирается на иллюзию обособленности И быть любимыми, увы Смысл жизни 4.ПОЛЕЗНАЯ РОЛЬ ЭГО Ценность это 5.МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ИХ СВЯЗЬ С ПРОСВЕТЛЕНИЕМ Разнообразие мистических переживаний 6.МНЕНИЯ О ЗНАЧИМОСТИ МИСТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ Значение мистических переживаний Всегда ли мистические переживания служат трансформации? Отношение к мистическим переживаниям и явлениям: позвольте им быть Мы многого не знаем ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОПАСНОСТЬ МИСТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 7. ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ Телесное истощение Ошибочное толкование духовных переживаний Духовная наркомания Важность правильного контекста 8. ДУХОВНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ Одухотворенное это 9. ДУХОВНЫЙ ТУПИК Малыш и бабочка Бабочка напоказ: духовное самолюбие Улетевшая бабочка: поблекшие переживания Понимание, что бабочка улетела: примирение с действительностью Точка зрения дзэн-буддиста: Филип Капло-роси о маке Духовный комфорт 10.РАЗДУТОЕ ЭГО Личины напыщенности Как и почему растет самомнение? Борьба с разрастанием эго Самолюбование естественно 11.«ВНУТРЕННИЙ УЧИТЕЛЬ» И ПРОЧИЕ ДУХОВНЫЕ БАНАЛЬНОСТИ Злоупотребление Выявляя подлинные голоса (Гуру, Мастера, Реальности) ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСПОРЧЕННОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 12.ВЛАСТЬ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ Власть и злоупотребление властью Могущество — не просветление Падение после пробуждения Как избежать злоупотреблений в духовной жизни Испорченность существует, так как существует чистота 13.КРУГОВАЯ ПОРУКА Проекция и перенос Учитель существует только в отношениях с учениками Соучастие, вызванное мечтой о спасении Соучастие как духовная взаимозависимость Как это прекратить? Предупреждение риска проецирования и круговой поруки 14. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ВЗЯТИЯ НА СЕБЯ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ Незрелые учителя и неоперившиеся ученики Преждевременное учительствование мешает дальнейшему духовному развитию Кармические последствия преждевременного учительствования Потребности в хорошем образце духовной целостности ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПО МИННОМУ ПОЛЮ: КАК ИЗБЕЖАТЬ ОПАСНОСТЕЙ ПУТИ 15.ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ Первая драгоценность: Будда Вторая драгоценность: дхарма Третья драгоценность: сангха 16.ПРОВЕРКА ПРОСВЕТЛЕННОСТИ Традиционные способы проверки Нетрадиционные способы проверки Проверка учителей Можно ли проверить самого себя? Методы самопроверки Время покажет 17.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОЧИЩЕНИЕ Потребность в психологическом очищении Непрерывность процесса 18. САДХАНА, МАТРИЦА, ИНТЕГРАЦИЯ И РАЗЛИЧЕНИЕ Садхана Матрица Интеграция Достижение различения 19. «НАСТОЯЩИЙ ОН УЧИТЕЛЬ ИЛИ НЕТ?» Сложность вопроса Отвращение к гуру и духовным авторитетам Выбор критериев В чем же критерии? Нужно ли быть просветленным, чтобы учить? Можно ли чему-то научиться у лжеучителя? Доверьтесь себе ЧАСТЬ ПЯТАЯ. КРУШЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ, СМИРЕНИЕ И НАЧАЛО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 20.КРУШЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ Срывая маски Путь страдания Путь ошибок Сила противодействия Рассказы о крушении иллюзий 21. ПРОСВЕТЛЕНИЕ—ТОЛЬКО НАЧАЛО Бесконечно высоко Просветленная двойственность Практика как просветление Практика воображаемого просветления Учитель как вечный ученик Самоотверженность и служение Сахаджа: естественное состояние Цена Библиография и примечания
С благодарностью и любовью – моей маме и первому учителю Молли Кэплэн
ВВЕДЕНИЕ Просветление важно — оно лишает иллюзий и заблуждений. Говорить и писать о просветлении, не постигнув его, если не откровенно глупо, то, по меньшей мере, очень трудно, поскольку ты сам все еще во власти иллюзий и заблуждений. Но если вообще о нем не говорить, нам никогда не понять, что оно возможно, не загореться мечтой его достичь. Вот как определяется то парадоксальное положение, в которое поставила себя автор этой книги. Читатель хорошо почувствует это, когда перейдет непосредственно к чтению. Учитывая внутреннюю сложность — на первый взгляд, полную невозможность — попыток дать определение просветленности, точно описать ее, Марианна Кэплэн проделала удивительную работу: она очертила рамки вопроса, осветила его со всевозможных точек зрения и щедро сдобрила изложение образчиками как человеческой мудрости, так и недальновидности. Идти к просветлению означает менять старую кожу. Есть процесс, на котором человеку нетрудно сосредоточиться. В санскрите он именуется садхана, духовная практика; это последовательное постижение и уничтожение своих иллюзий и заблуждений, а также сопутствующих им болезненных чувств. Говорить и думать о просветлении полезно лишь в том случае, когда это заставляет подчиниться духовной дисциплине, требующей верности на всю жизнь. Я очень надеюсь, что эта книга побудит читателей предпринять твердые шаги к просветлению, сделать свой путь более четким и содержательным. Пусть каждый наш выбор будет верным. Георг Файерстайн, доктор философии, Президент-основатель Центра йогических исследований и образования
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Большинство людей пишут книги не потому, что много знают, а по той причине, что хотят чему-то научиться. «Я пишу книгу, чтобы измениться», — признался мне как-то мой друг Джозеф Чилтон Пирс. Вскоре после публикации первого издания моей книги на английском языке я, кажется, поняла кое-что новое о самой себе и мире современной духовности. Я узнала, например, что многих людей подгоняет искренняя жажда реального. Я понимала, что материал моей книги бросает дерзкий вызов человеческому эго, и потому даже не ожидала, что она получит такую широкую поддержку и одобрение со стороны признанных духовных учителей и огромного числа учеников. Книга безжалостно обличает лживые, искаженные взгляды, господствующие как в современных духовных кругах, так и в наших собственных душах, но к подобной откровенности готов далеко не каждый. Однако одобрение читателей — свидетельство их тяги к тому, что отражает всем известные глубокие истины: жизнь — в том числе «духовная» — пропитана и утонченным счастьем, и опустошающими горестями, беспримерными прорывами и стойким самообманом, несравненным блаженством и неуловимой печалью, простыми и неповторимыми заурядными событиями. Приближаясь к духовной зрелости, мы видим прежние ошибки — как собственные, так и своих учителей, — допущенные при первых попытках возродить на Западе настоящую духовную культуру. Анализ этих ошибок очень интересен, так как может указать верный путь к правде о наших собственных нуждах и потребностях всей культуры. Что касается меня самой, то материал этой книги вонзился в мою совесть острым шипом. Когда-то я думала, что, если ты и написал книгу, это вовсе не обязывает тебя жить по изложенным в ней истинам. Теперь я поняла, что ошибалась. Эта книга подарила мне удивительную возможность соприкоснуться с глубокой мудростью великих учителей нашей эпохи; «проклятье» же заключается в том, что я не могу — а в глубине души и не хочу — об этом забывать. Однако покидая свои «глубины души», от которых мы обычно стараемся держаться подальше, я, как и все остальные, в полной мере подвержена заблуждениям и ошибкам, о которых рассказываю в своей книге. Когда я год за годом прельщаюсь бесчисленными духовными соблазнами, в изобилии наполняющими нашу вселенную, совесть неустанно досаждает мне напоминаниями о том, что цепляться за мистические переживания бессмысленно, что голоса эго и «сердца» нередко похожи, что разочарования и ошибки составляют неотъемлемую часть пути, за каждым углом нас (и особенно тех, кто пишет книги на эти темы!) подкарауливает духовный материализм, и мы не можем полностью доверять своим переживаниям, хотя и вынуждены на них полагаться. По этой причине я еще раз поклянусь вам, мои читатели, что писала книгу со всей доступной мне искренностью. Помимо прочего, меня все больше волнует общая природа наших страданий и стремления к освобождению. У одних это стремление выражается алкоголизмом, у других — обезболивающим воздействием пресыщения вещами либо взаимной зависимостью в личных отношениях, у третьих — упорными медитациями и поисками истины. Но всех нас объединяет что-то общее. Наши судьбы неразрывно переплетаются, и я очень рада, что жизнь так часто об этом напоминает. Вступая в новый век духовного развития Запада, мы обязаны оценивать собственное внутреннее состояние и окружающий мир с той точки зрения, где безжалостность и проницательная честность перед собой неразрывно сливаются с тонким сопереживанием. Трудно отрицать, что наше общество переживает новый всплеск интереса к духовным источникам осмысленности и радости жизни, и это налагает на нас особую ответственность за духовную неподкупность западной культуры. Выбор за нами. Духовный голод можно утолить и на скорую руку, в типовой забегаловке вроде тех, что так расплодились сейчас в западном мире. С другой стороны, можно направить свою разумность, честность и открытость на создание того, что по-настоящему насытит, выдержит проверку временем и послужит во благо всем. Марианна Кэплэн Фэрфакс, Калифорния 2001 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Эта книга написана не мной — точнее, не только мной. На ее страницах вас ждет достаточно полный анализ темы «ошибки скороспелых притязаний на просветленность», основанный на выдержках из личных бесед более чем с тридцатью выдающимися духовными наставниками и известными психологами, признанными теоретиками и практиками, а также фрагменты из работ десятков древних и современных духовных учителей. Для текущего состояния западной духовности характерны суровые искажения, обманы, путаница и, прежде всего, отсутствие должного просвещения. На Западе нет культурного контекста, который позволил бы понять обильный поток духовных сведений, захлестнувший ныне самые популярные газеты, журналы и телепрограммы. Хотя резкий всплеск современной духовности в западном мире ознакомил с духовными представлениями и идеалами огромные массы людей, вероятность чего-то более значимого, чем весьма поверхностные сношения с Богом, останется совсем невысокой, пока эти взгляды и идеалы не начнут воспринимать с просвещенной, обдуманной, тщательно взвешенной и выверенной точки зрения. Тема просветления сама по себе остается крупнейшей в рамках современной духовности сферой проявления недалекости, невежества, самообмана и путаницы. В этом смысле от «просветленности» лишь немного отстает категория «мистических», или «духовных» переживаний. В нашей культуре превратно понимают все, что с ними связано: что это, собственно, такое, что подобные переживания означают и подразумевают, какие выводы мы вправе из них извлекать. Именно этим темам и опутывающей их паутине дхармических соображений посвящена данная книга. Я убеждена, что всеобщее невежество в отношении притязаний на просветленность таит в себе большую опасность для всех, кто искренне стремится укрепить свою связь с Действительностью. Конечно, мало что угрожает жизни подавляющего большинства людей, отправляющихся на поиски Истины. На духовной сцене лишь случайно появляются такие типы, как Джим Джонс, Чарльз Мэнсон или Маршал Эпплуайт («Райские Врата»), которые заверяют, будто намерены спасти своих учеников, а на деле лишают их жизни. Подобные случаи невероятно редки в сравнении с общим числом духовных школ и наставников, не представляющих для учеников ни малейшей физической опасности. Оставим, впрочем, крайность угрозы для жизни; даже помимо нее на духовном пути встречается много, очень много развилок, где на определенном уровне роста можно угодить в вырытые своими или чужими руками ямы, а в конечном счете и ввести самого себя в заблуждение относительно своих высших потенциальных возможностей. На таких развилках многие задерживаются на недели, месяцы, нередко на годы, а подчас и на всю жизнь. Возможно, общая картина мира возвещает: «Каждый приходит туда, где ему место; что ни случается, все таит в себе урок; все именно таково, каким и должно быть». Возможно, так и есть, но я верю, что «совершенство» этой общей картины подразумевает изучение сфер невежества, ложного понимания и человеческих слабостей, после чего следует сделать необходимые шаги в самовоспитании и обучении других. Так мы начнем нести ответственность за собственное пробуждение. Людей, вовлеченных в работу над книгой, я отбирала на основе той честности, каковой отличалась их жизнь во всем. Я оценивала их открытость, несколько лет изучая их труды, беседуя с учениками, а в некоторых случаях и в ходе личного общения. Все эти люди всю свою жизнь целиком посвятили Истине, хотя одни преподавали ее, другие постигали сами, а третьи просто оставались ей верны. Использованные в книге выдержки из печатных материалов помечены, а ссылки приводятся в конце. Непомеченный отрывок означает, что этот материал основан на личной беседе с человеком либо получен из иного неопубликованного источника. Признаться, глубина познаний, проявлявшихся учителями в наших разговорах и прочих материалах исследования, не раз вызывала у меня восхищение и даже благоговение. Говорят, что Истина одна, но выражения ее бесконечно многообразны. Кроме того, постигнутая Истина самоочевидна. В результате своих бесед с современными учителями и мудрецами я смогла представить читателю духовные истины, которые лишь очевидны, но мало кем постигнуты. Все они говорят об одной и той же объективной действительности, но постигается она благодаря урокам, которые определяются очень личными и особыми отношениями человека с Реальностью. Таким образом, в эту книгу включены мнения об ошибках скороспелых притязаний на просветленность, высказанные теми, кто называет себя учителями, раввинами, наставниками, помощниками и учениками в рамках иудейских, индуистских, буддийских, католических, суфийских и многих других традиций. Я надеюсь, что благодаря этому каждый читатель найдет в книге истину в том виде, в котором она заденет чувствительные струнки его души. Читатель заметит также, что немалая доля высказываний принадлежит моему собственному учителю Ли Лозовику. Моя личная привязанность к нему и почтение к олицетворяемому им своду учений, безусловно, сильно повлияли на общий стиль книги, украшенный великолепными словами других духовных наставников. С работами Ли Лозовика я познакомилась после долгих лет крушения иллюзий в отношении многочисленных лжегуру, квазишаманов и псевдоменторов, а также обучения у наставников вполне искренних, но неспособных все же предложить ту целостность взглядов, к которой я стремилась. Несомненно, столкнется читатель и с тем, какими разными словами учителя излагают свои учения, как непохожи их подходы к этой теме. В одних случаях разница сугубо понятийная (кто-то говорит о «просветлении», а кто-то — об «освобождении»; кто-то подразумевает под словом «я» истинную сущность, а кто-то — эго), в других явственно заметны различия во взглядах. Но в этой книге представлены самые разные мнения. Своей мудростью с нами делятся учителя и наставники с многолетним опытом, и я не старалась «сгладить» какие-либо видимые противоречия — просто приводила разнообразные точки зрения на темы, связанные с неоправданными притязаниями на просветленность. Закономерные вопросы, которые вполне могут быть вызваны противоречивыми мнениями, станут для усердных духовных искателей серьезным поводом к размышлениям, и потому любые мои попытки навязать читателю свои ответы оказались бы для него «медвежьей услугой». Эта книга вообще не содержит ответов. Как читатель сам вскоре убедится, дерзкое погружение в мутные воды надуманной просветленности приводит ко множеству очень сложных вопросов. Ясное понимание проблем требует их анализа в обширном контексте общих знаний и взглядов на духовное развитие. Для того чтобы отчетливо отразить границы рассматриваемой темы, я разделила книгу на пять частей. В первой части под названием «Просветление и мистические переживания» представлены основы, необходимые для дальнейших рассуждений о предмете. Объясняется, в частности, что можно понимать под «притязаниями на просветленность» и под самой идеей «просветления». В разделе говорится также о том, что побуждает людей стремиться к просветлению и что кроется за понятием мистических переживаний. Вторая часть, «Опасность мистических переживаний», анализирует склонность эго искажать и неверно истолковывать духовную дхарму и переживания. Отдельные главы посвящены духовному материализму, духовным кризисам, раздутому самомнению и путанице между мистическими переживаниями и просветлением. Третья часть под заголовком «Испорченность и ее последствия» посвящена размышлениям о власти и пороках. В ней объясняется, как ученик и учитель сообща творят ложные представления о просветленности и какими могут быть последствия преподавания на основе подобных притязаний. В четвертой части, «По минному полю», проводится практический обзор средств, помогающих серьезным искателям избежать западни ложной просветленности. В числе рассмотренных проблем — проверка просветленности, процессы очищения и интеграции, а также буддийская идея «трех драгоценностей»: учителя, учения и духовного сообщества. Наконец, в пятой части под названием «Крушение иллюзий, смирение и начало духовной жизни» мы поговорим о том, что же такое настоящая духовная жизнь, поскольку прежде исследовали те явления, которые к ней не относятся. Моя задача — выявить проблемы, а не решить их. Сфера подлинной духовности настолько многомерна и многогранна, а ловушки так повсеместны и коварны, что мечтать мы можем только о возможности все глубже погружаться в собственные духовные практики под защитой самих поставленных вопросов, оценивая любые свои достижения тем, насколько успешно мы применяем усвоенное в жизни. Таким образом, я предлагаю читателю собрание духовных «самородков», принесенных прямо из золотых приисков живой духовной мудрости, которая все еще нередко воплощена в телесном облике; сокровища эти окружены куда менее ценной оправой, и мне остается надеяться, что она позволит читателю насладиться красотой и величием собранных драгоценных крупиц. На какой бы стадии духовного развития мы ни находились, всех нас роднит общая задача: попытаться раскрыть глаза еще шире и увидеть истину в своей жизни. Такова наша ответственность за бесценный дар — возможность появиться на свет и познакомиться с великими духовными учениями. Давайте отблагодарим за это, сполна воспользовавшись этим даром и добившись того, чтобы плоды нашего преображения принесли хоть какую-то пользу другим. Марианна Кэплэн Прескотт, Аризона 1998 г.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПРОСВЕТЛЕНИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ Ученик: Что такое просветление? Судзуки Роши: Зачем тебе знать? А вдруг не понравится? Ч то же такое просветление? Какова природа тех острых переживаний, что порождают веру и заставляют человека посвятить свою жизнь духовным исканиям? Как узнать, куда ведет выбранный путь — прямиком к Окончательной Истине или в глухой тупик? На эти важнейшие вопросы, которых в наше время не избежать, чаще всего не обращают внимания, но люди, лишенные необходимой для безопасного и верного следования по духовному пути личностной или культурной системы отсчета, полагают, будто прекрасно знают ответ. Мистический опыт и просветление — самые естественные на свете явления, и многие любопытствующие действительно сталкиваются с переживаниями, которые принимают за само Просветление. Однако Подлинный Дар обретает лишь тот, кто саму свою жизнь делает ответом на самые значимые вопросы.
ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ Date: 2016-06-08; view: 918; Нарушение авторских прав |