Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА 8. Культура в годы перестройкиЗа период перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и с обществом. С одной стороны, литература и искусство избавились от идеологического диктата сверху, с другой — художественные произведения перестали играть роль единственного «клапана» для выхода социальных эмоций. В первые перестроечные годы роль литературы была чрезвычайно велика. Общественное мнение было буквально взбудоражено повестями В. Распутина «Пожар» и В. Астафьева «Печальный детектив», романом Ч. Айтматова «Плаха», в которых резко и бескомпромиссно говорилось о нравственных недугах, поразивших современное общество. Художественная проза открывала правду об историческом прошлом. Ключевыми публикациями тех лет стали романы А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», А. Жигулина «Черные камни», Д. Гранина «Зубр», пьесы М. Шатрова «Брестский мир» и «Дальше, дальше, дальше...». Многие из этих произведений были написаны задолго до их издания. В отечественную культуру возвращались ранее запрещенные произведения. С середины 80-х гг. стали печататься стихи Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, проза и стихи В. Набокова. Широко стали публиковаться произведения М. Цветаевой, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова, А. Солженицына. В 1987 г. был опубликован роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», в 1988 г. — роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», изъятый в начале 60-х гг. у писателя органами госбезопасности, в 1989 г. — «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, за который автор расплатился высылкой из страны. Шаг за шагом журналы увеличивали пространство гласности. Поток публикаций нарастал, и печатный дефицит сменился печатным изобилием. Открыв свои запасники, литература отнюдь не иссякла, но изменилась роль, которую она традиционно играла в российском обществе. Художественная литература перестала быть единственным средством для выражения гражданской позиции, единственным источником слов правды. Обострение политической борьбы, ухудшение экономической ситуации, конкуренция с телевидением переключали общественное внимание с книжных новинок на текущие события. Сходные процессы влияли и на театральную аудиторию. Театр, бывший в доперестроечные годы и в начале перестройки рупором общественных идей, вынужден был уступить место драме жизни. Репертуар стал более разнообразным, появилось множество новых театров и студий, но зрительские залы пустели. Перестройка в кино началась с выхода на экран «полочных» фильмов: «Тугой узел» М. Швейцера, «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» А. Германа, «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Арнольдова. Развитие получила кинодокументалистика, тематический диапазон которой расширился от освещения «белых пятен» истории («Больше света», режиссер М. Бабак) до постановки острых социальных проблем («Легко ли быть молодым?», режиссер Ю. Подниекс). Самым крупным событием тех лет стал фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1987), в котором впервые в философско-аллегорической форме раскрывалась тема сталинизма. По мере ослабления идеологического диктата в киноискусстве все более заметным становился диктат рынка. Фильмы Ф. Феллини, И. Бергмана, А. Тарковского, А. Сокурова, вышедшие большими тиражами на экраны, очень быстро были вытеснены массовой американской кинопродукцией. Бесконечно многообразной стала художественная жизнь. Зрители впервые получили возможность увидеть полотна современных молодых художников, произведения эмигрантов, а также работы мастеров, хранившиеся в запасниках и частных коллекциях. Прошли персональные выставки П. Филонова, А. Лентулова, К. Малевича, В. Кандинского, М. Нестерова и др. Расширился музыкальный репертуар. Стали исполняться произведения современных композиторов-новаторов, таких, как С. Губайдулиной, А. Шнитке. Полную творческую свободу получили рок-группы. Однако в условиях гласности русский рок утратил свою общественную роль и потерял популярность. Все, о чем пели рок-певцы, можно было говорить свободно. При коммерциализации рок-музыки большинство отечественных групп не могли конкурировать с западными ни по художественному уровню, ни по технической оснащенности.
|