Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА 4. Культура в годы Великой Отечественной войныВопреки известному утверждению — «когда гремит оружие, музы молчат», — во время Великой Отечественной войны музы не молчали. Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух народа. Более тысячи литераторов вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов, более 150 кинооператоров работали на передовой линии военных действий и в партизанских отрядах. В период самых тяжелых боев под Москвой на фронте находились писатели А. Сурков, Е. Петров, А. Бек. Военными корреспондентами работали К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, В. Закрут-кин, М. Джалиль, А. Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них — С. Борзенко, П. Вершигора, М. Джалиль. Война стала главной темой литературы тех лет. В «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В. Инбер созданы образы защитников Ленинграда; повести «Дни и ночи» К. Симонова и «Направление главного удара» В. Гроссмана посвящены Сталинградской битве. Характерной особенностью произведений военных лет является обращение к образам реальных людей, а не вымышленных героев. Среди них поэма М. Алигер «Зоя», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», первые главы которого появились в годы войны. Огромной популярностью пользовались поэма А. Твардовского «Василий Теркин», проза и стихи К. Симонова, статьи И. Эренбург. В один ряд с публицистикой и гражданской лирикой встали театральные премьеры военных лет: «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука. Последние две пьесы были напечатаны на страницах «Правды» рядом со сводками Совинформбюро. Тема драмы Корнейчука, написанной в 1942 г., была особенно злободневна для начального периода войны. В ней сталкиваются позиции генералов двух разных поколений, старого, заслуженного участника Гражданской войны и молодого, понимающего специфику современной войны. Особое место занимала поэзия военных лет. Лирические стихи публиковались во фронтовой печати, исполнялись в концертах. Во время войны сформировалось целое поколение поэтов-фронтовиков, которое оставило заметный след в литературе послевоенного периода. Это М. Кульчицкий, С. Гудзенко, А. Межиров, Б. Слуцкий, Ю. Друнина, Н. Майоров и др. С 1943 г. идеологический контроль над литературой и искусством вновь усилился. По инициативе Сталина была запрещена киноповесть А. Довженко «Украина в огне» за «антиленинские ошибки и националистические извращения». В декабре 1943 г. были приняты постановления Секретариата ЦК «О контроле над литературно-художественными журналами» и «О повышении ответственности секретарей литературно-художественных журналов», а в августе следующего года постановления Оргбюро «О журнале «Знамя». Идеологические претензии предъявлялись И. Сельвин-скому, М. Зощенко, В. Катаеву, А. Платонову, Б. Лавреневу, К. Чуковскому и другим писателям. Критическая кампания была развернута против М. Зощенко за повесть «Перед восходом солнца», первая часть которой была напечатана в 1943 г. в журнале «Октябрь». Эта публикация была предварительно одобрена в Управлении пропаганды и агитации ЦК, но отсутствие второй части повести делало ее уязвимой для критики. Автор рассматривал свое произведение как антифашистское, доказывающее торжество разума над «низшими силами». В первой части на примерах из личной жизни писатель давал тон-кий психологический анализ человеческой натуры, а во второй пытался проанализировать психологическую сущность фашизма. Но вторую часть журнал отказался публиковать. Статья «Об одной вредной повести», появившаяся в партийном журнале «Большевик» (1944, № 2), по тону и содержанию предвосхитила принятое через два года постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Критическая кампания против Зощенко имела подспудные причины, связанные с политической борьбой в высших эшелонах власти. В начальный период войны театральная жизнь была дезорганизована. Часть коллективов не удалось вывезти, эвакуированные театры не могли быстро начать работу. К 1943 г. их сеть стабилизировалась, хотя и сократилась почти в два раза по сравнению с довоенным временем. Для обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, писателей, художников и даже специальные фронтовые театры. Первым из них стал театр «Искра», сформированный из актеров Театра имени Ленинского комсомола — добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра имени Евг. Вахтангова, комсомольский коллектив ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев театра И. Москвина, А. Тарасову, Н. Хмелева, А. Яблочкину, М. Царева, Н. Черкасова. В кинематографии особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. В конце 1941 г. на экраны кинотеатров вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин; в 1942 г. фильм был награжден премией Американской киноакадемии «Оскар»). Всего за годы войны было выпущено около 500 киножурналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера. В последние годы войны государственные и партийные органы много занимались вопросами кинопроката и кинообслуживания населения, однако довоенный уровень достигнут не был. Одним из наиболее крупных кинопроектов военного времени была трехсерийная постановка «Ивана Грозного», осуществление которой было поручено от имени ЦК партии С. Эйзенштейну еще в январе 1941 г. История этого фильма, оставшегося незавершенным, наглядно раскрывает роль Сталина в руководстве искусством. Первая серия, выпущенная в 1944 г., была награждена Сталинской премией I степени, а вторая — подвергнута уничтожающей критике главного кремлевского цензора. Вина автора заключалась в том, что его видение эпохи Ивана Грозного не совпало с официальным. Сталин обвинил режиссера в невежестве за то, что тот представил «прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов», а самого царя, «человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным». Эти формулировки были воспроизведены в постановлении ЦК ВКП(б) 1946 г. «О кинофильме «Большая жизнь». В изобразительном искусстве самым оперативным был жанр плаката. Художники-плакатисты первыми откликнулись на военные события. Уже через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он был воспроизведен в газетах 103 городов страны. Громадной силой эмоционального воздействия обладала работа И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». В первые дни Великой Отечественной войны начало работу содружество художников-плакатистов и поэтов «Окна ТАСС», возродившее опыт аналогичного объединения времен Гражданской войны. Одной из наиболее крупных художественных выставок этого периода стала открытая 7 ноября 1942 г. Всесоюзная выставка в Третьяковской галерее, посвященная войне. В картинах А. Пластова, Г. Ряжского, С. Герасимова, А. Дейнеки, Кукрыниксов нашли отражение темы военного времени. Первая выставка в блокадном Ленинграде была проведена в январе 1942 г. в Доме художника. Впоследствии ее экспонаты были переправлены самолетом в Москву и выставлены в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В музыке ведущим жанром стала лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» и другие песни военных лет вошли в золотой фонд песенной классики. Вторую жизнь получила написанная еще до войны песня «Катюша». Большим праздником для фронтовиков были концерты фронтовых бригад с участием Л. Утесова, К. Шульженко, Л. Руслановой. В 1943 г. из эмиграции вернулся А. Вертинский. Хотя его концертная деятельность ограничивалась преимущественно гастролями в провинции, певец пользовался большой популярностью. Его романсы и песни на стихи С. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, И. Северянина восстанавливали связь с культурой Серебряного века. Крупные музыкальные коллективы и театры были эвакуированы из Москвы и Ленинграда. Основная часть труппы Большого театра была вывезена в Куйбышев, Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова — в Пермь, оркестр Ленинградской филармонии под руководством Е. Мравинского — в Новосибирск, Государственный симфонический оркестр — во Фрунзе. Но музыкальная жизнь в столице продолжалась. В Москве был создан филиал Большого театра, открывший сезон в ноябре 1941 г. оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В январе 1942 г. молодые артисты Большого театра, Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, выпускники Московской консерватории и Гнесинского училища организовали Фронтовой оперный театр. Осенью 1941 г. в Ленинграде был создан оперный театр «Дебют». Но в первую блокадную зиму музыкальная жизнь в Ленинграде прервалась. Единственный оставшийся в городе оркестр Ленинградского радиокомитета под руководством К. И. Элиасберга дал последние концерты в филармонии и по радио в декабре 1941 г. Зимой из 105 музыкантов оркестра от голода погибло 27. Но к лету 1942 г. оркестр, оперный театр и Театр музкомедии возобновили выступления. Крупным событием стало исполнение в Ленинграде 9 августа 1942 г. Седьмой («Ленинградской») симфонии Д. Шостаковича, написанной композитором в эвакуации. Деятельность ведущих театров и симфонических оркестров в эвакуации способствовала оживлению культурной жизни провинции и созданию новых творческих коллективов. Так, в Куйбышеве после двухлетнего пребывания там Большого театра появился первый в истории города симфонический оркестр, в Новосибирске открылся Театр оперы и балета, во Фрунзе — отделение Московской консерватории. В ряде городов были созданы новые отделения творческих союзов: Союза композиторов — в Новосибирске, Союза художников — в Тюмени, Томске, Кемерове. Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни военных лет находили горячий отклик в сердцах людей, вдохновляли их, вселяли уверенность в победе. Об этом свидетельствуют многочисленные письма писателям. «Я получил от вас точно какую-то награду», — писал гвардеец Шубин А. Твардовскому. «Это была не книга, письмо, письмо от близкого человека», — так писала ленинградка Абрамова Н. С. Тихонову. «В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей Николаевич, — писали бойцы с фронта А. Н. Толстому, — тоже являетесь бойцом, — и мы чувствуем, как будто Вы находитесь с нами совсем рядом, плечом касаясь каждого в строю. У Вас иное оружие, но оно так же остро, как наши штыки... его огонь такой же убедительный, как огонь наших автоматов и пушек». За годы войны произошли заметные изменения в духовной жизни общества. Более тесным стало межнациональное общение. Этому способствовали миграции населения в связи с мобилизацией и демобилизацией, эвакуацией и реэвакуацией. В творчестве писателей, художников, композиторов, эвакуированных в восточные республики, появились новые темы и мотивы. В творчестве военных лет композиторов С. Прокофьева, Н. Мясковского, А. Александрова, эвакуированных в Нальчик, слышны мотивы народной кабардинской и балкарской музыки. Время, проведенное в Ташкенте, наложило отпечаток на лирику военных лет А. Ахматовой. Активное участие в творческой жизни Казахстана приняли народные художники СССР А. Герасимов, Б. Иогансон, С. Меркуров, В. Мухина. Возрос международный авторитет советской культуры, расширились ее зарубежные связи. В сентябре 1942 г. английский писатель Дж. Пристли писал: «...в течение последнего года английский народ узнал о России больше, чем за все предшествующие 20 лет». В годы войны в ведущих английских и американских газетах публиковались статьи Л. Леонова, К. Симонова, Е. Петрова, Б. Полевого, К. Федина, М. Шолохова и других видных советских писателей. На театральных сценах США и Великобритании шли пьесы А. Грибоедова, А. Чехова, А. Афиногенова, К. Симонова, Л. Леонова, на киноэкранах демонстрировались фильмы «Щорс», «Александр Невский», «Суворов», «Разгром немецких войск под Москвой». Большой популярностью пользовалась русская и советская музыка. Во многих зарубежных странах проходили фестивали русской музыки, выставки советского изобразительного искусства. Однако война имела и негативные последствия для развития советской культуры. В декабре 1941 г. был создан Комитет из представителей различных учреждений и организаций культуры (АН СССР, Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Академия художеств СССР и др.). В задачи Комитета входили учет ущерба, причиненного фашистами, информация мировой общественности о размерах и формах вандализма фашистов в отношении культуры и искусства, а также восстановление и охрана памятников культуры в освобожденных районах. Отношение гитлеровского командования к объектам культуры было достаточно определенно сформулировано в приказе генерал-фельдмаршала фон Рейхенау «О поведении войск на Востоке», обнародованном на Нюрнбергском процессе: «Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянок воинских частей. Все остальное, являющееся символом бывшего господства большевиков, должно быть уничтожено. Никакие исторические и художественные ценности на Востоке не имеют значения». По сообщению Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, опубликованному в «Правде» в сентябре 1945 г., всего было разрушено более 80 тыс. школ, сотни вузов и научно-исследовательских учреждений, разграблено 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, И. С. Тургенева в Спасском-Луговинове, П. И. Чайковского в Клину. В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города — Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев, громадный ущерб был нанесен Ленинграду и Сталинграду. В Новгороде из 88 историко-культурных сооружений остались без значительных повреждений лишь 2. Всего на территории РСФСР было уничтожено и повреждено 2234 здания древних монастырей и церквей. Был разрушен Успенский собор Киево-Печерской лавры (XI в.). Погибла Симферопольская картинная галерея, были разграблены и сожжены дворцы Петергофа, Пушкина и Павловска. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Восстановительные работы как в народном хозяйстве, так и в сфере культуры начались еще во время войны по мере освобождения оккупированных территорий. В освобожденные районы направлялись оперативные группы архивистов и музейных работников, которые занимались розыском уцелевших ценностей и оценкой ущерба. С декабря 1945 до конца 1949 г. при Советской военной администрации в Германии (СВАТ) работала архивная служба, в задачи которой входил розыск и возврат на родину документов и ценностей, вывезенных из СССР во время войны. Часть ценностей удалось вернуть, но далеко не все. До сих пор не удалось обнаружить знаменитую Янтарную комнату. Многие произведения искусства, вывезенные из СССР, оказались в частных коллекциях. Некоторые культурные ценности, находившиеся в советской зоне оккупации, включая награбленные фашистской Германией в других странах, были отправлены в СССР. Проблема реституций, возвращения культурных ценностей, перемещенных в годы войны, до сих пор остается нерешенной. Многие материальные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались уничтоженные фашистами фрески XII в. в Софийском соборе в Новгороде, сожженные в Клину рукописи П. И. Чайковского. В Сталинграде погибли картины И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Шишкина, А. К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием сократилась с 2,4 до 2,2 млн человек при том, что подготовка кадров в годы войны продолжалась. Почти полное отсутствие новых пополнений и тяжелые условия существования, ведущие к увеличению смертности ученых старшего поколения, привели к значительному сокращению численности научных кадров — на 28%. Все это впоследствии сказалось на развитии отечественной культуры.
|