Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 4. Культура в годы Великой Отечественной войны





Вопреки известному утверждению — «когда гремит оружие, му­зы молчат», — во время Великой Отечественной войны музы не молчали. Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух народа. Более тысячи литераторов вступили в ряды действующей армии в качестве военных коррес­пондентов, более 150 кинооператоров работали на передовой ли­нии военных действий и в партизанских отрядах. В период самых тяжелых боев под Москвой на фронте находились писатели А. Сурков, Е. Петров, А. Бек. Военными корреспондентами рабо­тали К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, В. Закрут-кин, М. Джалиль, А. Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них — С. Борзенко, П. Вершигора, М. Джалиль.

Война стала главной темой литературы тех лет. В «Ленинград­ской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В. Инбер созданы образы защитников Ленинграда; повести «Дни и ночи» К. Симонова и «Направление главного удара» В. Гроссмана посвящены Сталинградской битве. Характерной особенностью произ­ведений военных лет является обращение к образам реальных лю­дей, а не вымышленных героев. Среди них поэма М. Алигер «Зоя», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», первые главы которого по­явились в годы войны. Огромной популярностью пользовались поэма А. Твардовского «Василий Теркин», проза и стихи К. Си­монова, статьи И. Эренбург.

В один ряд с публицистикой и гражданской лирикой встали те­атральные премьеры военных лет: «Нашествие» Л. Леонова, «Рус­ские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука. Последние две пьесы были напечатаны на страницах «Правды» рядом со сводка­ми Совинформбюро. Тема драмы Корнейчука, написанной в 1942 г., была особенно злободневна для начального периода вой­ны. В ней сталкиваются позиции генералов двух разных поколе­ний, старого, заслуженного участника Гражданской войны и мо­лодого, понимающего специфику современной войны.

Особое место занимала поэзия военных лет. Лирические стихи публиковались во фронтовой печати, исполнялись в концертах. Во время войны сформировалось целое поколение поэтов-фронтови­ков, которое оставило заметный след в литературе послевоенного периода. Это М. Кульчицкий, С. Гудзенко, А. Межиров, Б. Слуц­кий, Ю. Друнина, Н. Майоров и др.

С 1943 г. идеологический контроль над литературой и искусст­вом вновь усилился. По инициативе Сталина была запрещена киноповесть А. Довженко «Украина в огне» за «антиленинские ошибки и националистические извращения». В декабре 1943 г. бы­ли приняты постановления Секретариата ЦК «О контроле над ли­тературно-художественными журналами» и «О повышении ответ­ственности секретарей литературно-художественных журналов», а в августе следующего года постановления Оргбюро «О журнале «Знамя». Идеологические претензии предъявлялись И. Сельвин-скому, М. Зощенко, В. Катаеву, А. Платонову, Б. Лавреневу, К. Чу­ковскому и другим писателям.

Критическая кампания была развернута против М. Зощенко за повесть «Перед восходом солнца», первая часть которой была на­печатана в 1943 г. в журнале «Октябрь». Эта публикация была предварительно одобрена в Управлении пропаганды и агитации ЦК, но отсутствие второй части повести делало ее уязвимой для критики. Автор рассматривал свое произведение как антифашист­ское, доказывающее торжество разума над «низшими силами». В первой части на примерах из личной жизни писатель давал тон-кий психологический анализ человеческой натуры, а во второй пытался проанализировать психологическую сущность фашизма. Но вторую часть журнал отказался публиковать. Статья «Об одной вредной повести», появившаяся в партийном журнале «Больше­вик» (1944, № 2), по тону и содержанию предвосхитила принятое через два года постановление «О журналах «Звезда» и «Ленин­град». Критическая кампания против Зощенко имела подспудные причины, связанные с политической борьбой в высших эшелонах власти.

В начальный период войны театральная жизнь была дезоргани­зована. Часть коллективов не удалось вывезти, эвакуированные театры не могли быстро начать работу. К 1943 г. их сеть стабилизи­ровалась, хотя и сократилась почти в два раза по сравнению с до­военным временем.

Для обслуживания фронтовиков создавались бригады артис­тов, писателей, художников и даже специальные фронтовые теат­ры. Первым из них стал театр «Искра», сформированный из акте­ров Театра имени Ленинского комсомола — добровольцев народ­ного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра имени Евг. Вахтангова, комсомольский коллектив ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-кон­цертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев театра И. Москви­на, А. Тарасову, Н. Хмелева, А. Яблочкину, М. Царева, Н. Черка­сова.

В кинематографии особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. В конце 1941 г. на эк­раны кинотеатров вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин; в 1942 г. фильм был награжден премией Американской киноакадемии «Оскар»). Всего за годы войны было выпущено около 500 киножурналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера. В послед­ние годы войны государственные и партийные органы много за­нимались вопросами кинопроката и кинообслуживания населе­ния, однако довоенный уровень достигнут не был.

Одним из наиболее крупных кинопроектов военного времени была трехсерийная постановка «Ивана Грозного», осуществление которой было поручено от имени ЦК партии С. Эйзенштейну еще в январе 1941 г. История этого фильма, оставшегося незавершенным, наглядно раскрывает роль Сталина в руководстве искусст­вом. Первая серия, выпущенная в 1944 г., была награждена Ста­линской премией I степени, а вторая — подвергнута уничтожаю­щей критике главного кремлевского цензора. Вина автора заключалась в том, что его видение эпохи Ивана Грозного не сов­пало с официальным. Сталин обвинил режиссера в невежестве за то, что тот представил «прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов», а самого царя, «человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным». Эти формулировки были воспроизведены в постановлении ЦК ВКП(б) 1946 г. «О кинофильме «Большая жизнь».

В изобразительном искусстве самым оперативным был жанр плаката. Художники-плакатисты первыми откликнулись на воен­ные события. Уже через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничто­жим врага!». Он был воспроизведен в газетах 103 городов страны. Громадной силой эмоционального воздействия обладала работа И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». В первые дни Великой Отечест­венной войны начало работу содружество художников-плакатис­тов и поэтов «Окна ТАСС», возродившее опыт аналогичного объ­единения времен Гражданской войны.

Одной из наиболее крупных художественных выставок этого периода стала открытая 7 ноября 1942 г. Всесоюзная выставка в Третьяковской галерее, посвященная войне. В картинах А. Плас­това, Г. Ряжского, С. Герасимова, А. Дейнеки, Кукрыниксов на­шли отражение темы военного времени. Первая выставка в бло­кадном Ленинграде была проведена в январе 1942 г. в Доме худож­ника. Впоследствии ее экспонаты были переправлены самолетом в Москву и выставлены в залах Государственного музея изобрази­тельных искусств имени А. С. Пушкина.

В музыке ведущим жанром стала лирическая песня. «Землян­ка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» и другие песни военных лет вошли в золотой фонд песенной классики. Вторую жизнь получила написанная еще до войны песня «Катюша». Боль­шим праздником для фронтовиков были концерты фронтовых бригад с участием Л. Утесова, К. Шульженко, Л. Руслановой. В 1943 г. из эмиграции вернулся А. Вертинский. Хотя его концерт­ная деятельность ограничивалась преимущественно гастролями в провинции, певец пользовался большой популярностью. Его ро­мансы и песни на стихи С. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, И. Се­верянина восстанавливали связь с культурой Серебряного века. Крупные музыкальные коллективы и театры были эвакуирова­ны из Москвы и Ленинграда. Основная часть труппы Большого театра была вывезена в Куйбышев, Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова — в Пермь, оркестр Ле­нинградской филармонии под руководством Е. Мравинского — в Новосибирск, Государственный симфонический оркестр — во Фрунзе. Но музыкальная жизнь в столице продолжалась. В Моск­ве был создан филиал Большого театра, открывший сезон в ноябре 1941 г. оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В январе 1942 г. молодые артисты Большого театра, Московского музыкаль­ного театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Дан­ченко, выпускники Московской консерватории и Гнесинского училища организовали Фронтовой оперный театр.

Осенью 1941 г. в Ленинграде был создан оперный театр «Де­бют». Но в первую блокадную зиму музыкальная жизнь в Ленин­граде прервалась. Единственный оставшийся в городе оркестр Ле­нинградского радиокомитета под руководством К. И. Элиасберга дал последние концерты в филармонии и по радио в декаб­ре 1941 г. Зимой из 105 музыкантов оркестра от голода погибло 27. Но к лету 1942 г. оркестр, оперный театр и Театр музкомедии во­зобновили выступления. Крупным событием стало исполнение в Ленинграде 9 августа 1942 г. Седьмой («Ленинградской») симфо­нии Д. Шостаковича, написанной композитором в эвакуации.

Деятельность ведущих театров и симфонических оркестров в эвакуации способствовала оживлению культурной жизни про­винции и созданию новых творческих коллективов. Так, в Куй­бышеве после двухлетнего пребывания там Большого театра появился первый в истории города симфонический оркестр, в Новосибирске открылся Театр оперы и балета, во Фрунзе — от­деление Московской консерватории. В ряде городов были созда­ны новые отделения творческих союзов: Союза композиторов — в Новосибирске, Союза художников — в Тюмени, Томске, Ке­мерове.

Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни военных лет нахо­дили горячий отклик в сердцах людей, вдохновляли их, вселяли уверенность в победе. Об этом свидетельствуют многочисленные письма писателям. «Я получил от вас точно какую-то награду», — писал гвардеец Шубин А. Твардовскому. «Это была не книга, письмо, письмо от близкого человека», — так писала ленинградка Абрамова Н. С. Тихонову. «В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей Николаевич, — писали бойцы с фронта А. Н. Толстому, — тоже являетесь бойцом, — и мы чувствуем, как будто Вы находитесь с нами совсем рядом, плечом касаясь каждого в строю. У Вас иное оружие, но оно так же остро, как наши шты­ки... его огонь такой же убедительный, как огонь наших автома­тов и пушек».

За годы войны произошли заметные изменения в духовной жизни общества. Более тесным стало межнациональное общение. Этому способствовали миграции населения в связи с мобилизаци­ей и демобилизацией, эвакуацией и реэвакуацией. В творчестве писателей, художников, композиторов, эвакуированных в восточ­ные республики, появились новые темы и мотивы. В творчест­ве военных лет композиторов С. Прокофьева, Н. Мясковского, А. Александрова, эвакуированных в Нальчик, слышны мотивы на­родной кабардинской и балкарской музыки. Время, проведенное в Ташкенте, наложило отпечаток на лирику военных лет А. Ахматовой. Активное участие в творческой жизни Казахстана приняли народные художники СССР А. Герасимов, Б. Иогансон, С. Меркуров, В. Мухина.

Возрос международный авторитет советской культуры, расши­рились ее зарубежные связи. В сентябре 1942 г. английский писа­тель Дж. Пристли писал: «...в течение последнего года английский народ узнал о России больше, чем за все предшествующие 20 лет». В годы войны в ведущих английских и американских газетах пуб­ликовались статьи Л. Леонова, К. Симонова, Е. Петрова, Б. Поле­вого, К. Федина, М. Шолохова и других видных советских писате­лей. На театральных сценах США и Великобритании шли пьесы А. Грибоедова, А. Чехова, А. Афиногенова, К. Симонова, Л. Лео­нова, на киноэкранах демонстрировались фильмы «Щорс», «Алек­сандр Невский», «Суворов», «Разгром немецких войск под Моск­вой». Большой популярностью пользовалась русская и советская музыка. Во многих зарубежных странах проходили фестивали рус­ской музыки, выставки советского изобразительного искусства.

Однако война имела и негативные последствия для разви­тия советской культуры. В декабре 1941 г. был создан Комитет из представителей различных учреждений и организаций культуры (АН СССР, Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной Ар­мии, Академия художеств СССР и др.). В задачи Комитета входи­ли учет ущерба, причиненного фашистами, информация мировой общественности о размерах и формах вандализма фашистов в от­ношении культуры и искусства, а также восстановление и охрана памятников культуры в освобожденных районах. Отношение гитлеровского командования к объектам культуры было достаточно определенно сформулировано в приказе генерал-фельдмаршала фон Рейхенау «О поведении войск на Востоке», обнародованном на Нюрнбергском процессе: «Войска заинтересованы в ликвида­ции пожаров только тех зданий, которые должны быть использо­ваны для стоянок воинских частей. Все остальное, являющееся символом бывшего господства большевиков, должно быть уничто­жено. Никакие исторические и художественные ценности на Вос­токе не имеют значения».

По сообщению Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, опубликованному в «Правде» в сентябре 1945 г., всего было разру­шено более 80 тыс. школ, сотни вузов и научно-исследовательских учреждений, разграблено 430 музеев из 991, находившихся на ок­купированной территории, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л. Н. Толстого в Яс­ной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, И. С. Тургенева в Спасском-Луговинове, П. И. Чайковского в Клину. В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города — Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев, гро­мадный ущерб был нанесен Ленинграду и Сталинграду. В Новго­роде из 88 историко-культурных сооружений остались без значи­тельных повреждений лишь 2. Всего на территории РСФСР было уничтожено и повреждено 2234 здания древних монастырей и церквей. Был разрушен Успенский собор Киево-Печерской лавры (XI в.). Погибла Симферопольская картинная галерея, были раз­граблены и сожжены дворцы Петергофа, Пушкина и Павловска. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэваку­ации культурных ценностей.

Восстановительные работы как в народном хозяйстве, так и в сфере культуры начались еще во время войны по мере освобожде­ния оккупированных территорий. В освобожденные районы на­правлялись оперативные группы архивистов и музейных работни­ков, которые занимались розыском уцелевших ценностей и оцен­кой ущерба. С декабря 1945 до конца 1949 г. при Советской военной администрации в Германии (СВАТ) работала архивная служба, в задачи которой входил розыск и возврат на родину доку­ментов и ценностей, вывезенных из СССР во время войны. Часть ценностей удалось вернуть, но далеко не все. До сих пор не уда­лось обнаружить знаменитую Янтарную комнату. Многие произ­ведения искусства, вывезенные из СССР, оказались в частных коллекциях. Некоторые культурные ценности, находившиеся в со­ветской зоне оккупации, включая награбленные фашистской Германией в других странах, были отправлены в СССР. Проблема реституций, возвращения культурных ценностей, перемещенных в годы войны, до сих пор остается нерешенной.

Многие материальные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались уничтоженные фашистами фрески XII в. в Софийском соборе в Новгороде, сожженные в Клину рукописи П. И. Чайковского. В Сталинграде погибли картины И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Шишкина, А. К. Айвазовского. Невосполнимы были и люд­ские потери. Численность специалистов с высшим и средним спе­циальным образованием сократилась с 2,4 до 2,2 млн человек при том, что подготовка кадров в годы войны продолжалась. Почти полное отсутствие новых пополнений и тяжелые условия сущест­вования, ведущие к увеличению смертности ученых старшего по­коления, привели к значительному сокращению численности на­учных кадров — на 28%. Все это впоследствии сказалось на разви­тии отечественной культуры.

 

 

Date: 2016-06-08; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию