Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Культура СССР в 70-х – первой половине 80-х ГГ. ХХ века«Оттепель», несмотря на ее непоследовательность и противоречивость, дала громадный импульс творческим поискам, принесшим значительные результаты в последующие десятилетия. Советская художественная культура стала более открытой по отношению к мировой и отечественной культуре прошлых лет, менее идеологизированной и стилистически более многообразной. Ярким явлением в литературе этого времени стала так называемая деревенская проза, представленная творчеством Ф. Абрамова, Б. Можаева, В. Белова, Е. Носова. В их произведениях исследовались нравственные вопросы, источники силы народного духа, взаимосвязь человека с природой, с историей народа — вечные проблемы, которые с особой остротой ощущались обществом в рассматриваемый период. Большой общественный резонанс имели произведения Ю. Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», в которых автор показал духовную разобщенность и драматизм повседневного существования городской интеллигенции. Духовные поиски 70-х гг. вели к более глубокому осмыслению культурного наследия прошлого. Историческая преемственность в культуре, разрушенная в 30-е гг., начала постепенно восстанавливаться в период «оттепели». Этот процесс продолжился в последующие десятилетия. Во всех областях художественной культуры стал заметен интерес к классике, как отечественной, так и зарубежной. В течение 60-х— первой половины 80-х гг. были экранизированы многие произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, романы Ч. Диккенса, Т. Манна, пьесы О. Уайльда и многих других авторов. Возросло количество посетителей картинных галерей. Популярностью пользовались выставки старых мастеров из собраний зарубежных музеев. Большими тиражами (более 300 тысяч экземпляров) вышли «Библиотека всемирной литературы» и «Библиотека мировой литературы для детей». Классические произведения, по-новому осмысленные современным поколением, продолжали жить в духовной культуре народа, обогащая ее. Распространение получил культурно-исторический туризм. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры. В 1966 г. возникло добровольное Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Материальный вклад этой организации в охрану памятников составляли не только взносы, но и непосредственное трудовое участие в реставрационных работах (движение добровольных помощников реставраторов возникло в 1971 г.). Все это дает основание говорить о начале нового этапа в освоении советской культурой духовных ценностей прошлых лет. Большая открытость по отношению к культуре прошлого позволила вернуть то, что отвергалось в предшествующие годы. Стали публиковаться произведения А. М. Ремизова, Б. А. Пильняка, Игоря Северянина, О. Э. Мандельштама. Началось издание русской философской классики. Но стереотипы идеологических оценок пересматривались медленно. В рассматриваемый период настоящий бум переживало театральное искусство. По сравнению с литературой и кино театр имел относительно небольшую аудиторию. Поэтому этот вид искусства играл роль своеобразного клапана для выхода критического напряжения, существующего в обществе. Зрители стояли в очередях ночами, чтобы посмотреть спектакли Театра на Таганке (главный режиссер — Ю.Любимов), попасть в «Современник» (главный режиссер — О. Ефремов, после 1971 г. — Г. Волчек) или в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ, главный режиссер — Г. Товстоногов). Популярностью пользовались драматические произведения, поднимавшие острые социальные вопросы: «Сталевары», «Заседание парткома», «Обратная связь» (МХАТ), «Человек со стороны» (Московский драматический театр на Малой Бронной). Каждый из этих спектаклей рождался не только в творческих муках, но и в борьбе с многочисленными идеологическими кураторами. В кино большой интерес вызывали картины В. Шукшина, Н. Михалкова, А. Митты. Самым кассовым в эти годы стал фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит». Однако работы таких талантливых мастеров, как А. Тарковский, А. Герман, К. Муратова, не стали достоянием широкой киноаудитории. Процессы, происходившие в изобразительном искусстве, были плохо известны широкому зрителю. На юбилейных выставках в Манеже, самом крупном выставочном центре страны, преобладал определенный круг авторов, работавших в традиционной манере и официально признанных. Выход в свет книги, премьера спектакля, выпуск на экраны кинофильма зависели от большого количества инстанций, для которых запрет был более надежным и безопасным, чем разрешение. Административно-бюрократические преграды заставляли авторов постоянно приспосабливаться. Терялась вера в свои силы, вырабатывалась готовность к компромиссам. Но вернуться к практике сталинского времени, когда любые расхождения с официально установленными канонами сурово и публично карались, было уже невозможно. Органы руководства литературой и искусством были вынуждены идти на уступки. В сентябре 1974 г. выставка на окраине Москвы художников-авангардистов (О. Рабин, В. Немухин, Л. Мастеркова, О. Целковидр.) была разгромлена бульдозерами, а многие ее участники задержаны милицией. Уже через две недели после «бульдозерной выставки» эти живописцы получили разрешение показать свои работы в парке Измайлово. Картины художников-нонконформистов стали экспонироваться на ежегодных отчетных выставках в ЦДРИ (Центральный Дом работников искусств). Проводились и неофициальные показы на квартирах. Стремясь поставить альтернативное искусство под контроль, власти создавали официальные творческие объединения для художников-нонконформистов. Такой организацией стал Московский объединенный комитет художников-графиков, под эгидой которого проводились выставки. В фильмохранилищах по разным причинам оказывались многие достойные ленты, однако некоторые из них, «сомнительные» с точки зрения официальных канонов, все же выпускали на экраны в ограниченном количестве копий. Так, демонстрировались «Зеркало» А. Тарковского и «Короткие встречи» К. Муратовой. Актом протеста против бюрократических запретов в литературе и искусстве стало самодеятельное издание в 1978 г. литературно-художественного альманаха «Метрополь», в котором приняли участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев и другие авторы. Альманах носил подчеркнуто аполитичный характер, однако был воспринят властями как антисоветская акция. Некоторые представители творческой интеллигенции, которые не могли приспосабливаться и у которых не хватило сил, чтобы бороться, покидали родину. После запрещения нескольких готовых спектаклей уехал за границу главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, остался работать на зарубежных студиях А. Тарковский. Эмигрировали художник Э. Неизвестный и скульптор М. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Коржавин, А. Галич, писатели В. Некрасов, В. Максимов, В. Аксенов, А. Гладилин, С. Довлатов. Был выслан из страны и лишен советского гражданства А. Солженицын, лишили гражданства М. Ростроповича и Г. Вишневскую, которые дали приют опальному писателю. Творчество многих писателей, художников, музыкантов, режиссеров, оказавшихся за пределами родины, официально было вычеркнуто из советской культуры, их имена не упоминались даже в исторических и искусствоведческих исследованиях. Но и «вычеркнутые» произведения продолжали жить в списках, ксерокопиях, на кино-, фото- и магнитных пленках. Одним из ярких проявлений неофициальной культуры стало песенное творчество В. Высоцкого. Демократичность, широта творческого охвата жизни, глубокое понимание русского духа сделали его поистине народным поэтом и артистом, хотя никаких званий и наград при жизни он не получал. Феномен популярности Высоцкого — характерная черта времени. Лишь некоторые его песни при жизни автора звучали с экрана, по радио или были записаны на пластинки. Основным же источником распространения его произведений были магнитофонные записи. Выступления отечественных рок-групп также распространялись в магнитофонных записях. Во второй половине 60-х гг. власти попытались адаптировать новое музыкальное направление к советской эстраде. Бит-группы под названием вокально-инструментальных ансамблей — «Поющие гитары» в Москве и «Веселые ребята» в Ленинграде — не могли составить конкуренцию независимому рок-движению. В 70-е гг. самодеятельные группы прорываются на профессиональную сцену. В 1978 г. прошел первый рок-фестиваль в Черноголовке (под Москвой), в 1980 г. — в Тбилиси. Не имея возможности остановить новое музыкальное движение, власти попытались взять его под контроль. С 1981 г. при домах самодеятельного творчества создаются официальные рок-клубы. Вводится порядок регистрации групп и утверждения репертуара, 80 % которого должно было состоять из произведений членов Союза композиторов. Одновременно в печати развертывается кампания против безыдейности и безвкусицы новой музыки. Однако это не могло подорвать ее популярность среди молодежи. Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали «кухонные» диспуты московской интеллигенции. На кухнях в дружеском кругу обсуждались публицистические и художественные произведения, распространявшиеся в самиздате. Интеллигенция существовала по законам двойного сознания: демонстрировала свою послушность на работе и партийных собраниях и критиковала власть в кулуарах. К середине 70-х гг. оформились «почвенническое» и «западническое» направления общественной мысли, манифестами которых стали, с одной стороны, письмо А. Солженицына «Вождям Советского Союза», а с другой — ответ А. Сахарова на это письмо.
|