Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Культура СССР в 70-х – первой половине 80-х ГГ. ХХ века





«Оттепель», несмотря на ее непоследовательность и противоре­чивость, дала громадный импульс творческим поискам, принес­шим значительные результаты в последующие десятилетия. Совет­ская художественная культура стала более открытой по отноше­нию к мировой и отечественной культуре прошлых лет, менее идеологизированной и стилистически более многообразной.

Ярким явлением в литературе этого времени стала так называе­мая деревенская проза, представленная творчеством Ф. Абрамова, Б. Можаева, В. Белова, Е. Носова. В их произведениях исследова­лись нравственные вопросы, источники силы народного духа, взаимосвязь человека с природой, с историей народа — вечные проблемы, которые с особой остротой ощущались обществом в рассматриваемый период.

Большой общественный резонанс имели произведения Ю. Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», в которых автор показал духовную разобщенность и дра­матизм повседневного существования городской интеллигенции.

Духовные поиски 70-х гг. вели к более глубокому осмыслению культурного наследия прошлого. Историческая преемственность в культуре, разрушенная в 30-е гг., начала постепенно восстанавли­ваться в период «оттепели». Этот процесс продолжился в после­дующие десятилетия. Во всех областях художественной культуры стал заметен интерес к классике, как отечественной, так и за­рубежной. В течение 60-х— первой половины 80-х гг. были эк­ранизированы многие произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Досто­евского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лер­монтова, романы Ч. Диккенса, Т. Манна, пьесы О. Уайльда и многих других авторов. Возросло количество посетителей кар­тинных галерей. Популярностью пользовались выставки старых мастеров из собраний зарубежных музеев. Большими тиражами (более 300 тысяч экземпляров) вышли «Библиотека всемирной литературы» и «Библиотека мировой литературы для детей». Класси­ческие произведения, по-новому осмысленные современным по­колением, продолжали жить в духовной культуре народа, обога­щая ее.

Распространение получил культурно-исторический туризм. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры. В 1966 г. возникло добровольное Всерос­сийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Материальный вклад этой организации в охрану па­мятников составляли не только взносы, но и непосредственное трудовое участие в реставрационных работах (движение добро­вольных помощников реставраторов возникло в 1971 г.). Все это дает основание говорить о начале нового этапа в освоении совет­ской культурой духовных ценностей прошлых лет.

Большая открытость по отношению к культуре прошлого по­зволила вернуть то, что отвергалось в предшествующие годы. Ста­ли публиковаться произведения А. М. Ремизова, Б. А. Пильняка, Игоря Северянина, О. Э. Мандельштама. Началось издание рус­ской философской классики. Но стереотипы идеологических оце­нок пересматривались медленно.

В рассматриваемый период настоящий бум переживало теат­ральное искусство. По сравнению с литературой и кино театр имел относительно небольшую аудиторию. Поэтому этот вид ис­кусства играл роль своеобразного клапана для выхода критиче­ского напряжения, существующего в обществе. Зрители стояли в очередях ночами, чтобы посмотреть спектакли Театра на Таганке (главный режиссер — Ю.Любимов), попасть в «Современник» (главный режиссер — О. Ефремов, после 1971 г. — Г. Волчек) или в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ, главный режиссер — Г. Товстоногов). Популярностью пользовались дра­матические произведения, поднимавшие острые социальные вопросы: «Сталевары», «Заседание парткома», «Обратная связь» (МХАТ), «Человек со стороны» (Московский драматический театр на Малой Бронной). Каждый из этих спектаклей рождался не только в творческих муках, но и в борьбе с многочисленными идеологическими кураторами.

В кино большой интерес вызывали картины В. Шукшина, Н. Михалкова, А. Митты. Самым кассовым в эти годы стал фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит». Однако работы таких та­лантливых мастеров, как А. Тарковский, А. Герман, К. Муратова, не стали достоянием широкой киноаудитории. Процессы, происходившие в изобразительном искусстве, были плохо известны широкому зрителю. На юбилейных выставках в Манеже, самом крупном выставочном центре страны, преобладал определенный круг авторов, работавших в традиционной манере и официально признанных.

Выход в свет книги, премьера спектакля, выпуск на экраны ки­нофильма зависели от большого количества инстанций, для кото­рых запрет был более надежным и безопасным, чем разрешение. Административно-бюрократические преграды заставляли авторов постоянно приспосабливаться. Терялась вера в свои силы, выраба­тывалась готовность к компромиссам. Но вернуться к практике сталинского времени, когда любые расхождения с официально ус­тановленными канонами сурово и публично карались, было уже невозможно. Органы руководства литературой и искусством были вынуждены идти на уступки. В сентябре 1974 г. выставка на окра­ине Москвы художников-авангардистов (О. Рабин, В. Немухин, Л. Мастеркова, О. Целковидр.) была разгромлена бульдозерами, а многие ее участники задержаны милицией. Уже через две недели после «бульдозерной выставки» эти живописцы получили разре­шение показать свои работы в парке Измайлово. Картины худож­ников-нонконформистов стали экспонироваться на ежегодных отчетных выставках в ЦДРИ (Центральный Дом работников ис­кусств). Проводились и неофициальные показы на квартирах.

Стремясь поставить альтернативное искусство под контроль, власти создавали официальные творческие объединения для ху­дожников-нонконформистов. Такой организацией стал Москов­ский объединенный комитет художников-графиков, под эгидой которого проводились выставки.

В фильмохранилищах по разным причинам оказывались мно­гие достойные ленты, однако некоторые из них, «сомнительные» с точки зрения официальных канонов, все же выпускали на экраны в ограниченном количестве копий. Так, демонстрировались «Зер­кало» А. Тарковского и «Короткие встречи» К. Муратовой.

Актом протеста против бюрократических запретов в литературе и искусстве стало самодеятельное издание в 1978 г. литератур­но-художественного альманаха «Метрополь», в котором приняли участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев и другие авторы. Альманах носил подчеркнуто аполитичный характер, од­нако был воспринят властями как антисоветская акция.

Некоторые представители творческой интеллигенции, кото­рые не могли приспосабливаться и у которых не хватило сил, чтобы бороться, покидали родину. После запрещения нескольких го­товых спектаклей уехал за границу главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, остался работать на зарубежных сту­диях А. Тарковский. Эмигрировали художник Э. Неизвестный и скульптор М. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Коржавин, А. Галич, писатели В. Некрасов, В. Максимов, В. Аксенов, А. Гладилин, С. Довлатов. Был выслан из страны и лишен советского гражданства А. Солженицын, лишили гражданства М. Ростроповича и Г. Вишневскую, которые дали приют опальному писателю.

Творчество многих писателей, художников, музыкантов, режиссеров, оказавшихся за пределами родины, официально было вычеркнуто из советской культуры, их имена не упоминались даже в исторических и искусствоведческих исследованиях. Но и «вы­черкнутые» произведения продолжали жить в списках, ксерокопи­ях, на кино-, фото- и магнитных пленках.

Одним из ярких проявлений неофициальной культуры стало песенное творчество В. Высоцкого. Демократичность, широта творческого охвата жизни, глубокое понимание русского духа сделали его поистине народным поэтом и артистом, хотя ника­ких званий и наград при жизни он не получал. Феномен попу­лярности Высоцкого — характерная черта времени. Лишь не­которые его песни при жизни автора звучали с экрана, по радио или были записаны на пластинки. Основным же источни­ком распространения его произведений были магнитофонные

записи.

Выступления отечественных рок-групп также распространя­лись в магнитофонных записях. Во второй половине 60-х гг. власти попытались адаптировать новое музыкальное направление к со­ветской эстраде. Бит-группы под названием вокально-инструмен­тальных ансамблей — «Поющие гитары» в Москве и «Веселые ребята» в Ленинграде — не могли составить конкуренцию незави­симому рок-движению. В 70-е гг. самодеятельные группы проры­ваются на профессиональную сцену. В 1978 г. прошел первый рок-фестиваль в Черноголовке (под Москвой), в 1980 г. — в Тби­лиси. Не имея возможности остановить новое музыкальное дви­жение, власти попытались взять его под контроль. С 1981 г. при домах самодеятельного творчества создаются официальные рок-клубы. Вводится порядок регистрации групп и утверждения репертуара, 80 % которого должно было состоять из произведений членов Союза композиторов. Одновременно в печати развертывается кампания против безыдейности и безвкусицы новой музыки. Однако это не могло подорвать ее популярность среди молодежи.

Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали «кухонные» диспуты московской интеллигенции. На кухнях в дру­жеском кругу обсуждались публицистические и художественные произведения, распространявшиеся в самиздате. Интеллигенция существовала по законам двойного сознания: демонстрировала свою послушность на работе и партийных собраниях и критикова­ла власть в кулуарах. К середине 70-х гг. оформились «почвенни­ческое» и «западническое» направления общественной мысли, манифестами которых стали, с одной стороны, письмо А. Сол­женицына «Вождям Советского Союза», а с другой — ответ А. Са­харова на это письмо.

 

Date: 2016-06-08; view: 3093; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию