Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РазделII. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста 5 page





Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его учат различать лепетные и полные слова, обозначаю­щие знакомые предметы. Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует увеличивать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно свя­зана с формированием прозносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличива­ется число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с музыкальными игрушками, учатся различать их зву­чание.

В быту также учат ребенка воспринимать слухо-зрительно и только на слух различные побуждения и вопросы.

Одновременно со специальными занятиями по развитию слухо­вого восприятия детей учат реагировать и понимать значение раз­личных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грам­пластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музы­кальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

 

 

§ 3. Дошкольный возраст

С детьми дошкольного возраста, воспитывающимися в семье, продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. В дошкольный период обучения родители должны трезво оценивать достижения в развитии ребенка. Переоценка родителями успехов в обучении ре­бенка может иметь тяжелые последствия в виде педагогической за­пущенности, отставания в развитии от сверстников, воспитываю­щихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно на­чать обучение в специальном детском саду или группе. Родители должны систематически консультироваться у сурдопедагога, кото­рый контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления работы, дать конкрет­ные советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребенком. Если есть такая возможность, детям, воспитывающимся дома, целесообразно посещать занятия в группах кратковременно­го пребывания, где сурдопедагоги проводят занятия с детьми в при­сутствии родителей, дают рекомендации по поводу занятий дома.

Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома, важно поддерживать контакты с семьями, в которых есть глухие и слабо­слышащие дошкольники. Родителям необходимо постоянное чтение литературы по проблемам воспитания и обучения в семье детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Большое значение мо­жет иметь знакомство с публикациями родителей, подготовленны­ми на основании своего опыта. Много таких статей предлагается в разделе «Университет для родителей» журнала «В едином строю».

Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются и к работе с детьми раннего возраста. Од­нако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.

Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье.

Воспитание и обучение их происходит в течение всего дня: в про­цессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогу­лок), игр, свободной деятельности.

Ежедневно проводятся два или три занятия с детьми, длитель­ность которых колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды работы, чередование которых делает их неутоми­тельными для детей.

Так же как и при организации работы с детьми раннего возрас­та, обязательным условием является создание слухо-речевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности проведения работы с ребенком.

В работах различных специалистов подчеркивается необходи­мость работы по всестороннему развитию ребенка. Наиболее пол­но различные направления работы с глухими и слабослышащими дошкольниками и методика их проведения представлены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард; Б. Д. Корсунской (1970); Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991).

Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предме­тами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортив­ном уголке.


В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различ­ных этапах дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей в се­мье; расширение представлений о труде взрослых; труд в приро­де, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного мате­риала.

Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, заня­тиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; зна­нию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, ак­тивизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми.

Ознакомление с окружающим миром является основой для форми­рования речи: усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами; самостоя­тельного использования вопросов, побуждений, ответов на вопро­сы, сообщений в общении со взрослыми и детьми. Этому разделу отводится важная роль в социальном и познавательном развитии дошкольников с нарушениями слуха.

Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию воображения.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти; уметь решать при­меры в пределах десяти; понимать и решать простые задачи при ус­ловии наглядно представленного условия. Математические знания ребенка используются в различных бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием окружающего мира, когда возникает потреб­ность использовать различное количество предметов, убирать часть их, добавлять, распределять между участниками и т. д.

Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-заместители, воображаемые ситуации и др. Как и в других видах деятельности, важное значение придается игре как средству развития речи: обо­значению атрибутов игры, называнию ролей и определению сюже­та, общению с другими детьми в процессе игры.

Развитие изобразительной деятельности дошкольников в се­мье связано с продолжением обучения рисованию, лепке, аппли­кации, которое было начато на предыдущих этапах развития ре­бенка. Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свой­ства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию является формиро­вание замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в про­цессе рисования, аппликации, конструирования. Развитие изобра­зительной деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием фразеологии — этот вид деятельности может быть связан с обучением рассказыванию.


Все виды деятельности ребенка носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самосто­ятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предме­тами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.

Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в семье требует также и организации специальных занятий, где проводится планомерная работа по развитию устной и письмен­ной речи детей.

Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом исполь­зовании фонетической ритмики. Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической ритмике в течение дня. На на них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное, в словах, фразах. В процессе занятий по фо­нетической ритмике используются упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, слитности, ритма речи, интонации. Детей старшего дошкольного возраста учат использовать в речи не­которые нормы орфоэпии.

Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно име­ет большое значение. При обучении чтению используется методи­ка послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрез­ной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами (Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991). Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок восприни­мает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начина­ет прочитывать по слогам. Принципиально важно уточнять пра­вильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет дей­ствие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения ре­комендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражаю­щих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, а затем сами дети. Изготовление книжек-самоделок и их неоднократное чтение поддерживает у ре­бенка интерес к чтению. Постоянное чтение подписей к картинкам, материала различных занятий, книжек-самоделок должно подвести к формированию навыка чтения адаптированных и неадаптирован­ных текстов, пониманию их содержания.


В качестве одного из важных средств развития внимания, вооб­ражения, словесной памяти рассматривается рассказывание, в про­цессе которого взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, кар­тинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрос­лого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в за­нимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

Для закрепления структуры слова, уточнения звуко-буквенного состава используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для формирования интереса к письму ис­пользуются разнообразные методические приемы: подписывание рисунков, письмо-поручение, письмо-просьба, слухо-зрительные и слуховые диктанты. Старшие дошкольники должны уметь написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях других людей, дать описание сюжетной картинки, написать не­сколько связных предложений о выходных днях. Все написанное ребенком обязательно должно уточняться в плане понимания зна­чения написанных слов и фраз.

Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи тесно связано с развитием речевого слуха, расширением пред­ставлений о звуках окружающего мира.

В дошкольный период продолжается поэтапное формирование слухового восприятия речи, начатое в ранний период развития ре­бенка. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух) ре­чевой материал, т. е. воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми знакомого речевого материала способ­ствует формированию в долговременной слуховой памяти акусти­ческих образов, оперированию ими в процессе восприятия речи.

Параллельно проводится работа по различению новых слов, сло­восочетаний, фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по звучанию, а затем и совсем не­знакомые по значению и по звучанию слова. Накопление слухово­го словаря, которое происходит на специальных занятиях, в быту, в разных видах деятельности, становится условием полноценного усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой и произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как весь предъявляемый на слух материал ре­бенок воспроизводит устно и в процессе уточнения акустических образов происходит дифференциация и уточнение звуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и фраз. В процес­се развития слухового восприятия увеличивается расстояние, с ко­торого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих и дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а слабослышащих — и шепот. Результаты работы по развитию слухового восприятия, естественно, будут разными у сла­бослышащих и глухих детей в зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки.

Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний: дифференциации различных му­зыкальных инструментов, голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов, сольного и хорового ис­полнения. Одним из средств развития слухового восприятия яв­ляется восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта, природ­ных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в семье создает для этой работы значительно больше возможностей по сравнению с условиями детского сада.

Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье включается во все звенья педагогической деятельности ро­дителей и может быть связана со всеми моментами жизнедеятель­ности ребенка.

Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с на­рушенным слухом в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания, Центров реабилитации слу­ха и речи, где консультируют родителей по вопросам воспитания детей в семье.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В каких случаях целесообразно рекомендовать родителям воспитание детей с нарушениями слуха в семье?

2. Кто должен консультировать родителей по вопросам организации и со­держания воспитания в семье?

3.Какие основные положения должны быть учтены при организации в семье воспитания детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста?

4.Каковы основные направления работы по воспитанию и обучению до­школьников с нарушениями слуха в семье?

5.Раскройте содержание работы по развитию речи дошкольников с нару­шенным слухом в семье.

6.Определите основные направления работы по развитию слухового вос­приятия в семье.

Литература

Алов В. В., Алова М. И. Малыш не слышит! — СПб., 1992. Журнал «В едином строю», раздел «Университет для родителей» (с 1968 г.). Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. — М., 1970. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. И. Я не хочу молчать! — М., 1990.

Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М., 1991.

Леонгард Э. И. Всегда вместе: Программно-методическое пособие. — М., 1995. - Ч. 1.

Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье: Методические рекомен­дации для родителей / Под ред. Э. И. Леонгард. — М., 1985.

Шматко Н. Д., Горшкова А. А. Организация коррекционной работы с глу­хими и слабослышащими дошкольниками, воспитывающимися в семье // Дефектология. — 1991. — № 5.

Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит... — М., 1995.

Яцунова О. А. Не такая, как все. — Н. Новгород, 1993.

 

 

Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

 

§ 1. Образовательные дошкольные учреждения

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом состояния слуха и речи организуются дошколь­ные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

 

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабо-
слышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения ком-
пенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются
органами образования при условии наличия достаточного числа глу-
хих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных образователь-
ных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями
слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической
комиссии.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на че­тыре года.

Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное и ночное время, а также круглосу­точно, в выходные и праздничные дни. Предусматривается и свобод­ное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

В детских садах компенсирующего вида для глухих или для сла­бослышащих детей могут открываться группы для детей со слож­ными дефектами (сочетание двух и более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться име­ющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослы­шащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соот­ветствии с индивидуальными особенностями воспитанников (воз­раста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

2. Детские сады комбинированного вида. В состав таких детса­дов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирую­щие — для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослыша­щих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослы­шащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возмож­но интегрированное обучение глухих, слабослышащих или поздно-оглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.

Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекцион­ных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослыша щих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принима­ются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего до­школьного возраста, специальное обучение которых по разным при­чинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки. В течение двухлет­него периода проводится общеразвивающая и коррекционная рабо­та, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.

При организации и определении содержания воспитания и обу­чения глухих детей педагоги могут руководствоваться Програм­мой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на двухлетний срок кор-рекционно-воспитательной работы в дошкольных группах. Педа­гоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие про­граммы.

5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и млад­шего школьного возраста «начальная школа — детский сад» ком­пенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В струк­туре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образователь­ных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглох­ших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррек­ционной работе являются педагогические технологии непрерывно­го коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического раз­вития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразви-вающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная дея­тельность детей — в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

В настоящее время с целью оказания систематической коррек-ционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания. Они мо­гут создаваться при детских садах компенсирующего вида для де­тей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослы­шащих. Группа является структурным подразделением дошкольно­го образовательного учреждения. Комплектование групп осуществ­ляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомен­дуется для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой степенью тугоухости, воспитываю­щихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезап­но оглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная организационная форма работы — индиви­дуальные занятия и занятия малыми группами (по 2—3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-де-фектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие за­нятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, ин­тегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

В последние годы с целью организации медицинской и психоло­го-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротези­рование. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошколь­ников. В центрах реабилитации слуха и речи используется вербо-тональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

§ 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях

В основу комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста по­ложено «Типовое положение о дошкольном образовательном уч­реждении» (1995). При организации групп необходимо учитывать также критерии, в соответствии с которыми обеспечивается пра­вильный подбор детей и учитываются индивидуальные особенно­сти их развития.

1. Учет состояния слуха и речи ребенка при направлении его в
группу специального детского сада. Организуются ясли и детские
сады для глухих и для слабослышащих детей. В дошкольных учреждениях смешанного типа организуются самостоятельные группы
как для глухих, так и для слабослышащих детей. Раздельное обучение глухих и слабослышащих детей обусловлено различным исходным уровнем слухоречевого развития, темпами формирования
речи, что реализуется в разных программах обучения для глухих и
для слабослышащих детей, в основе которых лежат различные возможности использования слуха для формирования речи, применение различных методов обучения.

Позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь, направля­ются в группы для слабослышащих детей.

В некоторых случаях в детские сады для слабослышащих детей по решению психолого-медико-педагогической комиссии направля­ют глухих детей с речью, сформированной в результате системати­ческих занятий родителей с ребенком в семье.

При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет учет уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что, например, пребывание детей с фразовой ре­чью в среде неговорящих может негативно отразиться на качестве их устной речи.

2. Учет возраста ребенка со сниженным слухом. В дошкольных
учреждениях организуются группы:

— группа детей преддошкольного возраста — от полутора-двух до трех лет;

—младшая группа — от трех до четырех лет;

—средняя группа — от четырех до пяти лет;

—старшая группа — от пяти до шести лет;

—подготовительная группа — от шести до семи лет.

В некоторых случаях, когда число групп в дошкольном учрежде­нии меньше указанного выше, в группы могут направляться дети смежного возраста, например в младшей группе могут оказаться дети, которым уже исполнилось четыре года. В этом случае сурдо­педагог проводит работу по подгруппам, в которые объединяются дети одного возраста.

3. Учет имеющихся сложных недостатков в развитии, т. е. со­четания снижения слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально-волевой сферы и др. В до­школьных учреждениях компенсирующего вида создаются группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы принимаются дошкольники четырех-пяти лет. Наполняемость груп­пы — до пяти детей. В тех случаях, когда число детей со сложными дефектами меньше пяти и нет возможности создать специальную группу, их обучение может осуществляться по разработанной инди­видуальной программе.

В группы для детей со сложными дефектами не принимаются слепоглухие; дети с нормальным слухом без речи; умственно от­сталые в степени имбецильности и идиотии; дети с психопатоподобным поведением; с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия); дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждаю­щиеся в индивидуальном уходе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте основные типы дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха.

2. Каковы принципы комплектования групп в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха? Рассмотрите их на примере одной из групп детского сада.

3. Попытайтесь определить тенденции в появлении новых форм помощи дошкольникам с нарушениями слуха.

Литература

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А. И. Шустова. — М., 1980.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // До­школьное образование в России: Сб. действ, нормативно-правовых документов и науч.-метод, материалов. — М., 1996.

О республиканских и областных медико-педагогических комиссиях: Ин­структивное письмо Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1974 г. № 102-М.

 

 

Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида

§ 1. Цели и задачи интегрированного обучения

В последнее десятилетие в сурдопедагогике стали активно обсуж­даться проблемы интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, со слышащими детьми в условиях дошкольных учреждений общего типа. Это связано с изменениями социально-экономических условий жизни, обновлением государственной образовательной политики, направленной на большее разнообразие форм воспита­ния и обучения детей, активное участие родителей в воспитании детей.







Date: 2016-05-13; view: 398; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию