Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РазделII. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста 1 page
Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка
§ 1. Звуки окружающего мира Психическое развитие ребенка происходит прежде всего в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Восприятие окружающего посредством слуха дает возможность «озвучить» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения. Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов. Все воспринимаемые человеком звуки делятся на шумы и музыкальные звуки. Однако между шумами и музыкальными звуками нет резкого различия, так как акустическая часть шума носит ярко выраженный музыкальный характер, а музыкальные звуки включают различные шумы. В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки. Звуковой образ содержит три параметра, связанных с объективными характеристиками звука: громкость (соответствует интенсивности), высоту (соответствует частоте) и тембр, или окраску (соответствует структуре звукового спектра) для звуков сложного состава. Звуки окружающего мира никогда не имеют статической структуры. Поэтому для звукового образа характерна его динамическая структура, определяемая изменением и взаимосвязью громкостных, высотных и тембровых признаков во времени. Мир звуков отличается огромным разнообразием. В нем можно выделить несколько групп звуков с общими признаками и принципами восприятия: природные звуки, технические звуки (звуки технических объектов), речевые и музыкальные. К природным звукам относят натуральные звуки природы (звуки грома, шелест деревьев, треск сучьев и др.) и звуки, издаваемые животными. Звуки природной среды несут нам прежде всего информацию о ее состоянии. Природные звуки обеспечивают возможность ориентирования человека в окружающем мире. Информация, заключенная в природных звуках, оказывается весьма важной, хотя эти звуки и не выполняют коммуникативной нагрузки. К техническим звукам относятся звуки различных технических средств, которые являются результатом деятельности человека. Человек широко пользуется звуками, специально созданными для передачи особо важной информации: сигналами тревога, внимания, предупреждения (звонки, зуммеры, сирены). Как природные, так и технические звуки дают информацию о положении в пространстве объектов природы и технических устройств. Весь комплекс звуков данных групп обеспечивает адекватное представление человека об окружающей действительности и правильное ориентирование в пространстве. Особую группу составляют речевые звуки, которые несут в основном коммуникативную нагрузку. Звуковой сигнал является одним из основных носителей информации в общении людей. В процессе социального развития человечества сложилась система звуковых кодов языка, которую называют фонематической. Именно она организует воспринимаемые человеком звуки в сложную систему восприятия устной речи. Фонемы — образцы звуков, от которых зависит смысл слышимых слов. Фонемы являются сенсорными эталонами слухового восприятия речи. Звуковые признаки, имеющие смыслоразличительное значение, например в русском языке признаки глухости-звонкости, твердости-мягкости фонем, называют фонематическими. Овладение объективной фонетической системой и является условием, организующим слух человека и обеспечивающим восприятие звуковой речи. В речевых звуках также одновременно отражены звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к воспринимаемому высказыванию, отношение к собеседнику. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, логическое ударение — все это лежит в основе сопровождающих речь эмоций. Другой объективной звуковой системой, выработанной человечеством, является ритмико-мелодическая, или музыкальная, система кодов. Система ритмико-мелодическая, определяющая музыкальный слух, состоит из двух основных компонентов. Один из них — звуко-высотные отношения, позволяющие складывать звуки в аккорды и формировать последовательные ряды звуковых соотношений, входящих в состав мелодий. Вторым компонентом являются ритмические, или прозодические, отношения правильных чередований длительностей отдельных звуков и интервалов между ними. Эти отношения помогают создать сложные ритмические узоры даже из звуков одной частоты. Основной функцией музыкального слуха является выделение существенных звуко-высотных и ритмических отношений, синтез их в мелодические структуры, создание соответственных звуковых моделей, выражающих определенное эмоциональное состояние, и сохранение этих ритмико-мелодических систем.
§ 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу «звучит — не звучит», далее — с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов, так и локализацией их на основе пространственного слуха. Ориентирование ребенка в окружающей среде связано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характеристики звучания — одни из наиболее существенных при слуховом восприятии, определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиальное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слухового образа. Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного). Говоря о пространственном восприятии, имеется в виду как способность слуха локализовать звуковые объекты в пространстве, так и способность производить анализ всего комплекса характеристик. Бинауральность слуха, или возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. к"науральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа, поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире. Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и прежде всего матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира. Одним из важных средств эмоционально-эстетического развития является музыка, восприятие которой базируется на слуховой основе. С помощью музыки ребенку передается содержание образов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребенка, влияет на поведение человека. Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства ритма. «Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент» (Б. М. Теплов). Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голосового, речевого и дыхательного аппаратов. Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию. Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосредоточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью. Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным), служит важнейшим средством развития психики ребенка.
§ 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социального и познавательного развития ребенка. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека. Слуховое восприятие речи предполагает наличие в долговременной памяти слуховых и кинестетических образов слов и привычных словосочетаний, а также образов, соответствующих таким фонетическим элементам речи, как фонемы, словесное ударение, интонация. Развитие навыка слухового восприятия устной речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта. Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухового опыта, а не пассивные реакции организма на звук. Уже в течение первого месяца жизни происходит совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на голос матери, выделяя его среди других звуков и незнакомых голосов. У новорожденных детей, даже недоношенных, в ответ на громкий голос или звук погремушки появляются различные двигательные реакции: ребенок закрывает глаза, наморщивает лоб, у него появляется гримаса плача, учащается дыхание. Иногда реакции могут быть другими: ребенок вытягивает ручки, растопыривает пальцы, открывает рот, делает сосательные движения. Реакция на громкий звук может также сопровождаться подергиванием глазных яблок, сужением, а затем расширением зрачков. На 2-й неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном слуховом раздражителе и прислушивается (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981). Слуховые реакции ребенка совершенствуются с каждым месяцем жизни. Слышащий ребенок в возрасте семи-восьми недель, а более отчетливо — с 10—12-й недели поворачивает голову в сторону звукового раздражителя, реагируя таким образом как на звучание игрушек, так и на речь. Эта новая реакция на звуковые стимулы связана с возможностью локализации звука в пространстве. Реакция, выражающая способность ребенка устанавливать источник звука в пространстве, возникает прежде всего на звук голоса и лишь затем на другие звуки. В возрасте двух месяцев ребенок способен воспринимать интервалы между звуками. Эта способность является необходимым условием для овладения языком, поскольку языковая способность заключается в овладении дискретным (прерывистым) характером единиц речи, имеющих последовательный временной характер. Одновременно ребенок начинает различать ударение в слове, а также основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи (Д. И. Тарасов и др., 1984). В возрасте трех-шести месяцев ребенок определяет источник звука в пространстве, избирательно и дифференцированно реагирует на него. Способность к различению звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок по-разному реагирует на различные интонации и разные слова, хотя они воспринимаются им на первых порах нерасчлененно. На протяжении первого года жизни у ребенка формируется обратная связь, стимулированная звуками внешней среды. Ребенок пользуется этой связью для контроля собственного голоса. Благодаря обратной связи с 4—5-го месяцев жизни ребенок воспроизводит ритм, интонацию, длительность и частоту речевых звуков. Возраст шести-девяти месяцев характеризуется интенсивным развитием интегративных и сенсорно-ситуационных связей. Важнейшим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, формирование готовности к подражанию речи, расширение диапазона звуковых и интонационных комплексов. В основе формирования этих умений лежит согласованная деятельность слухового анализатора и сохранность проприоцептивной чувствительности артикуляционного аппарата. Ребенок, вслушиваясь в звуковые и интонационные ряды в речи взрослого, стремится воспроизводить за ним цепочки слогов. Это время закономерного появления лепета, который к девяти месяцам обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое общение взрослого. К девяти месяцам ребенок демонстрирует ситуационное понимание обращенной к нему речи, отвечая действиями на словесные инструкции и вопросы. Нормальный лепет, адекватные реакции ребенка на обращения окружающих являются признаком сохранности слуховой функции и развивающегося слухового восприятия речи. Адекватность реакции ребенка в 7—8 месяцев на слово зависит от его расположения в пространстве, привычности обстановки, интонации говорящего. Лишь постепенно слово начинает выделяться ребенком из всего комплекса воздействующих на него раздражителей. До этого времени ритмико-мелодическая структура слов и словосочетаний служит главным сигнальным признаком. Помимо интонации ребенок улавливает лишь общий звуковой облик слов, их ритмический контур. Однако входящие в состав слова фонемы воспринимаются еще очень обобщенно. Слуховое восприятие играет решающую роль в развитии лепета, а затем и в фонетической стороне речи, позволяя ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сличать с нею собственное звукопроизношение. Успешное выполнение этих функций предполагает надлежащий уровень аналитико-синтетических процессов в сфере речеслухового анализатора. В процессе восприятия речи окружающих лепет по своему звуковому составу все более начинает приближаться к фонетическому строю родного языка. К концу первого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго года и началу третьего малыш обладает способностью различать на слух все звуки речи. Ребенок приобретает способность улавливать сначала грубые, а затем и более тонкие акустические различия, с помощью которых в языке осуществляется противопоставление фонем. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, с другой — умение произнести звук облегчает ребенку различение его на слух. Однако развитие слуховой дифференцировки предшествует уточнению произносительных навыков. Взаимосвязь функций слухового и речедвигательного анализаторов в процессе формирования произношения подробно раскрыта в работах В. И. Бельтюкова, Ф. Ф. Pay, Н. X. Швачкина и др. В течение второго и третьего годов жизни ребенка в связи с формированием его речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В основе формирования фонематического слуха ребенка лежит постепенный переход от грубых слуховых дифференцировок ко все более тонким. При этом конкретная последовательность в усвоении фонематических противопоставлений в значительной степени связана с вмешательством речедвигательных дифференцировок (Н. X. Швачкин). Овладение фонемами, как и другими фонетическими элементами речи, предполагает сопряженную деятельность слухового иречедви-гателъного анализаторов. При этом слуховому анализатору принадлежит ведущая роль. Акустические образы речи окружающих запечатлеваются в слуховой памяти ребенка и служат основой для их воспроизведения. Сличая собственную звуковую продукцию с запечатленными в памяти образцами речи окружающих, ребенок путем поиска требуемых артикуляционных движений совершенствует свое произношение, пока не добивается полного совпадения с произношением взрослых. Дифференцированное слуховое восприятие фонем служит одним из необходимых условий их правильного воспроизведения в произношении. Важнейшее значение для усвоения звуков речи имеет развитие речедвигательной сферы, в частности развитие аналити-ко-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, характер моторных трудностей, связанных с овладением артикуляцией различных фонем (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Ф. Ф. Pay). Первые годы жизни ребенка являются критическим периодом, когда мозг в высокой степени чувствителен к восприятию и использованию таких стимулов окружающей среды, как звуки речи. Применительно к развитию слуховой функции это означает наличие такой стадии в развитии мозга, при которой звуки необходимы для имитации речи, речевой активности, обратной акустической связи и осознания смыслового содержания слов и фраз. Если на данной стадии ребенок не будет воспринимать звуки, то врожденная языковая способность не сможет полностью реализоваться. Считается, что формирование фонематического слуха заканчивается к началу 3-го года жизни. Однако усвоение правильного произношения всех фонем ребенком происходит еще в течение нескольких лет. Совершенствуя свое произношение в дошкольный период детства, к пяти-шести годам ребенок полностью овладевает фонетической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами, нюансами ритмико-мелодического оформления фразы, вариативностью интонаций живой речи. Физиологическую основу полного овладения фонетикой речи составляет сложная система второсигнальных условных связей в области слухового и речедвигательного анализаторов, образование в коре головного мозга ребенка прочных слуховых и двигательных образов слов и словосочетаний. Развитие речевого слуха продолжается и в последующие годы, в связи с усвоением значений слов, овладением грамматическими закономерностями, нормами формо- и словообразования. Несмотря на то, что ребенок сравнительно рано начинает различать на слух основные типы фразовой интонации (просьба, побуждение, вопрос и др.), полное овладение всеми тонкостями интонационного выражения многообразных коммуникативных целей, тончайших оттенков мыслей и чувств продолжается и в школьные годы. В дошкольном возрасте, в связи с разными видами деятельности, а также в процессе обучения происходит совершенствование других сторон слуховой функции: развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Какую роль играет слух в жизни человека? 2.Назовите основные свойства слухового восприятия. 3. Какое значение имеет сохранный слух для психического развития детей 4. Как развиваются слуховые реакции ребенка в период младенчества? 5. В какой возрастной период происходит наиболее интенсивное формиро- Литература Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М, 1981. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. — М., 1975. Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. — М., 1988. Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. — М., 1973. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 1. Тарасов Д. И., Наседкин А. К, Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. - М., 1984. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. — М., 1985. - Т. 1.
Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей
§ 1. Причины нарушений слуха Представление о причинах нарушений слуха имеет большое значение для характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, выявления степени негативного влияния снижения слуха на психическое развитие, оценки состояния речи. Учет причин снижения слуха также необходим при определении педагогических мероприятий и прогнозировании эффективности коррекционной работы. Существуют различные взгляды на определение причин нарушений слуха. В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию (Тарасов Д. И. и др., 1984; М. Я. Козлов, А. Л. Левин, 1989). К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Наследственные факторы играют существенную роль в возникновении детской тугоухости. По мнению Конигсмарк Б. В. и Горлин Р. Д. (1980), на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30—50% детской глухоты. При этом авторы подчеркивают, что в двух третях случаев наследственно обусловленной тугоухости отмечается наличие синдромальной тугоухости в сочетании с заболеваниями почти всех органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной системы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем). Наследственный фактор приобретает значение, если слух снижен у кого-то из родителей. Вероятность рождения глухого ребенка у глухих родителей достаточно высока. Наследственное нарушение слуха может быть как доминирующим, так и рецессивным признаком. Рецессивное нарушение слуха проявляется обычно не в каждом поколении. Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающие появление врожденной тугоухости. Среди причин, вызывающих врожденную тугоухость, прежде всего выделяются инфекционные заболевания матери в первой половине беременности, особенно в первые три месяца. Из инфекций наибольшую опасность для органа слуха представляет краснуха. Среди других инфекций, которые могут повлиять на развитие органа слуха и его функционирование, отмечают грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз. Одним из факторов, способствующих появлению врожденного снижения слуха, может быть интоксикация матери, в частности ото-токсическое воздействие некоторых антибиотиков. К другим видам интоксикаций, которые могут вызвать патологию слуха, относят алкоголь, влияние некоторых профессиональных вредностей. Среди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы. Причиной врожденной патологии слуха может служить также несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или групповой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической болезни новорожденных. К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости. Причины приобретенных нарушений слуха многообразны. Наиболее часто такой причиной являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе (острого среднего отита). Степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха может быть различной: чаще встречаются легкая и средняя степени снижения слуха. Однако в некоторых случаях возникают и тяжелые нарушения слуха. Обычно это происходит вследствие перехода воспалительного процесса во внутреннее ухо. Стойкие приобретенные нарушения слуха чаще всего связаны с поражением внутреннего уха и ствола слухового нерва. В ряде случаев внутреннее ухо страдает при переходе воспалительного процесса из среднего уха. В этиологии стойких нарушений слуха у детей особенно велика роль инфекционных заболеваний. Из инфекционных заболеваний, вызывающих тяжелую патологию органа слуха, наиболее опасны менингит, корь, скарлатина, грипп, эпидемический паротит. Менингит вызывает не только нарушение слуха, но и расстройство функции вестибулярного аппарата, что в свою очередь в дальнейшем обуславливает ряд отклонений в развитии ребенка. Значительный процент стойких нарушений слуха связан с применением высоких доз ототоксических антибиотиков, к которым относятся стрептомицин, мономицин, неомицин, канамицин и др. По некоторым данным, поражения слуха у детей под действием ототоксических антибиотиков составляют около 50% приобретенной тугоухости у детей (Тарасов Д. И. и др., 1984). Факторами, способствующими поражению слуха у детей при использовании ототоксических антибиотиков, являются повышенная индивидуальная чувствительность к этим препаратам, недоношенность, общая ос-лабленность. Особенно неблагоприятно воздействие этих антибиотиков при наличии воспалительного процесса в органе слуха и имеющихся нарушениях слуховой функции. Одной из причин возникновения нарушений слуха являются различные травмы. Слуховой орган может пострадать вследствие родовой травмы в связи со сдавлением головки ребенка, в результате наложения акушерских щипцов. Серьезные нарушения слуха могут возникнуть при травмах внутреннего уха, возникающих вследствие падений ребенка с большой высоты, при дорожно-транспортных происшествиях. Среди причин нарушений слуха большое значение имеют заболевания полости носа и носоглотки, особенно аденоидные разращения. Чаще всего при этих заболеваниях у детей появляется нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость), которое при правильном лечении исчезает. Вместе с тем определение причин возникновения снижения слуха является в некоторых случаях достаточно сложным. Во-первых, возможно воздействие сразу нескольких причин, обуславливающих снижение слуха. Во-вторых, одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость либо глухоту. § 2. Классификации нарушений слуха В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л. В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха. В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудио-метрии и речью. Применительно к детям раннего и дошкольного возраста чаще всего применяется игровая тональная аудиометрия. Применение этой методики в работе с маленькими детьми (двух-трех лет) требует предварительной подготовки в виде выработки у них условно-двигательной реакции на звуковые сигналы (Э. И. Леонгард, Г. С. Лях, А. М. Марусева, Н. Д. Шматко и др.). Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости: 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ; 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ. В процессе определения степени тугоухости выявляются возможности для восприятия речи на слух. При первой степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 м. При второй степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м. При третьей степени тугоухости, т. е. потере слуха более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха. Date: 2016-05-13; view: 694; Нарушение авторских прав |