Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РазделII. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста 4 page
С возрастным принципом тесно связана научность в подборе заданий для каждого возрастного этапа. При этом система диагностических заданий ориентирована не на сложность нарушения (например, состояние слуха ребенка), а на его возраст. Предъявление случайно подобранных заданий для детей разного возраста не позволяет выявить структуру нарушений, определить их первичный и вторичный характер, например задержку психического развития у глухого ребенка, что в конечном итоге может привести к неправильному определению индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка. 4. Изучение ребенка в динамике. Этот принцип предполагает длительное изучение особенностей развития ребенка с нарушенным слухом, наблюдения за характером развития, анализ его особенностей. Возрастные и индивидуальные особенности детей со сниженным слухом раннего и дошкольного возраста не всегда позволяют выявить различные аспекты развития ребенка и сформулировать обоснованное заключение и рекомендации по поводу обучения в течение однократного обследования. Так, поведенческие реакции детей раннего возраста не всегда дают возможность в течение одного обследования определить состояние их слуха, интеллекта. Нередко очень сложным оказывается уточнение состояния слуха у детей с так называемым «пограничным с глухотой» состоянием слуха, когда в одних случаях (особенно при первичных проверках) они проявляют себя как глухие, однако в процессе динамического изучения, особенно если оно сочетается со слуховой тренировкой, реакции детей на звучания характеризуют их состояние слуха как тяжелую тугоухость. Изучение ребенка в динамике важно, если обследуемый имеет сложную структуру нарушений, например сочетание тугоухости с умственной отсталостью или тугоухости с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Динамическое изучение детей проводится в течение года, с наблюдениями за развитием ребенка в детском саду, обсуждениями особенностей развития с родителями и педагогами, повторными консультациями на ПМПК. 5. Индивидуальный подход к ребенку. Данный принцип предполагает учет возраста, индивидуальных особенностей ребенка, создание во время обследования доброжелательной обстановки. Особенно это важно при работе с детьми раннего возраста, дошкольниками со сложной структурой нарушений развития. Индивидуальный подход предполагает полное предварительное знакомство с историей развития: характером раннего моторного и речевого развития, перенесенными заболеваниями, особенностями воспитания ребенка в семье, характером общения с ним. Нередко у детей в ходе обследования, особенно в его начале, возникают беспокойство, настороженность, испуг, влекущие за собой замкнутость, отказ от выполнения заданий, желание уйти. В таких случаях необходимо перестроить систему предъявления задания, предпочесть вначале игровые задания, интересные и доступные для ребенка, а более сложные, например проверку состояния слуха, провести позже. В некоторых случаях при отказе ребенка от выполнения заданий целесообразно привлечение к участию в предъявлении заданий родителей ребенка, оказание помощи ребенку, поддержание его попыток действовать самостоятельно. 6. Качественный анализ результатов обследования и выяснение Помимо выяснения результативности выполнения задания ребенком во внимание должны приниматься показатели, характеризующие качество выполнения: интерес к заданию, самостоятельность, использование предложенной помощи, обучаемость в процессе исследования. При оценке результатов надо учитывать способы выполнения заданий, их соответствие возрасту ребенка. Именно учет способов выполнения задания ребенком является важнейшим показателем уровня его психического развития. В процессе психолого-педагогического обследования выявляется высший уровень возможностей ребенка, т. е. то, что он может сделать с помощью взрослого. Это характеризует «зону ближайшего развития», потенциальные возможности ребенка, учет которых имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.
§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования
На заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии проводится всестороннее обследование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Первоначально комиссия рассматривает необходимую документацию: выписку из истории развития ребенка, предварительные диагнозы и заключения специалистов, первичные аудиограммы и др. Особенно внимательно комиссия изучает данные о протекании беременности матери, заболеваниях, способах их лечения во время беременности, родах, а также о болезнях, перенесенных ребенком, и их лечении. Комиссия исследует информацию о физическом и моторном развитии, особенностях формирования речи, предполагаемых причинах и времени снижения слуха. Важное значение придается анализу условий воспитания ребенка в семье: способах общения с ребенком, использованию слуховых аппаратов, организации общеразвивающей и коррекционой работы. Комплексное обследование ребенка проводится с использованием различных психолого-педагогических методов: беседы с родителями и ребенком; анализа документации (аудиограмм, заключений врачей-специалистов и т. д.); наблюдений за деятельностью (игрой, рисованием, конструированием); использования специальных методик психологического обследования. Обследование проводится в доброжелательной спокойной обстановке. Заранее подбирается дидактический материал, необходимый для проведения обследования, — игрушки для проведения наблюдений за игрой, дидактические игрушки и пособия для обследования умственного развития, картинки и детские книги, звучащие игрушки и др. (см.: Отбор детей в специальные дошкольные учреждения, 1972). Важно, чтобы обследование проходило в тихом помещении, изолированном от внешних шумов, так как это одно из условий проведения проверки слуха. В содержание психолого-педагогического изучения ребенка раннего и дошкольного возраста включаются следующие разделы: —наблюдения за деятельностью ребенка (игрой, рисованием); —обследование умственного развития; —проверка состояния слуха; —проверка состояния речи; —наблюдения за поведением, выявление личностных особенностей. Содержание каждого из разделов психолого-педагогического изучения подготавливается различными специалистами. Сурдолог проводит обследование слуха ребенка и уточняет диагноз. Врач-психиатр на основе медицинских документов и наблюдений за уровнем умственного развития приходит к выводу о соответствии интеллектуального развития ребенка его возрасту. В отдельных случаях он выявляет сочетанные нарушения в развитии (умственная отсталость, задержка психического развития у ребенка с нарушением ЦНС и др.). Психолог выясняет уровень умственного развития, наблюдает за поведением ребенка, характеризует особенности эмоционально-волевой сферы, его личностные особенности. Сурдопедагог концентрирует внимание на проверке состояния речи и общения. В случаях выявления каких-либо специфических нарушений речи (дизартрии, алалии и др.) к обследованию речи подключается логопед, который уточняет причины и характер сложных нарушений речи у ребенка со сниженным слухом. Подробно различные аспекты психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста изложены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард (1972); Т. В. Розановой (1998); Н. Д. Шматко (1998)и др. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Как происходит выявление детей с нарушениями слуха? " 2. Назовите медицинские учреждения и специалистов, занимающихся выявлением и диагностикой нарушений слуха у детей. 3. Каковы цели работы психолого-медико-педагогических комиссий? 4. Какие специалисты входят в состав ПМПК и каковы их функции? 5. Назовите основные принципы и содержание психолого-педагогического изучения на ПМПК детей с нарушениями слуха. 6. Проанализируйте заключения ПМПК и рекомендации по обучению детей в одной из групп детского сада для глухих или слабослышащих. Литература Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А. И. Шустова. — М., 1980. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России: Сб. действ, нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов. — М., 1996. О республиканских и областных медико-педагогических комиссиях: Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1974 г. № Ю2-М. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998. Розанова Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей // Дефектология. — 1995. — № 1. Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье
§ 1. Из истории вопроса Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. Родители стремились не упускать наиболее сензитивные для развития и обучения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период формируются многие навыки, закладывается характер. О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи передовые сурдопедагоги говорили в XVIII—XIX вв., задолго до появления общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В отечественной сурдопедагогике мысли о необходимости раннего воспитания глухого ребенка в семье были высказаны В. И. Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835). Одним из важнейших факторов развития и формирования личности глухого ученый считал заботу, внимание и любовь к ребенку, которыми должны окружить его близкие люди, в первую очередь мать. Она же должна стать первым воспитателем ребенка, для которого может сделать очень много. В. И. Флери подчеркивал важность первых лет жизни для обучения речи, первым словам, которые ребенок может усвоить на основе зрения по подражанию. «Чем моложе глухонемой, тем более способен он в том успевать», — утверждал В. И. Флери. Идею раннего воспитания и обучения глухих детей в семье широко пропагандировали Н. А., Е. Ф. и Ф. A. Pay, которые организовывали консультации и курсы для матерей глухих детей, давали рекомендации по вопросам формирования словесной речи и другим проблемам воспитания и обучения. В 30—40-е гг. они подготовили ряд статей и методических рекомендаций для родителей глухих и тугоухих детей. В 50—60-е гг. проблемой воспитания в семье активно занималась Б. Д. Корсунская, которой была написана книга «Воспитание глухого дошкольника в семье» (1970), содержащая ряд полезных советов и рекомендаций по воспитанию и обучению глухих детей до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном учреждении. В книге показана роль формирования движений, обучения разным видам деятельности для развития речи глухого ребенка, даны образцы пособий, необходимых родителям для обучения ребенка в семье. Основное внимание автор уделяла вопросам развития речи: работе над значениями слов и накоплению словарного запаса; развитию разговорной и описательно-повествовательной речи; обучению дактильной речи как средству общения и способу раннего обучения чтению, способствующему умственному и нравственному развитию; формированию устной речи. В работе по развитию речи Б. Д. Корсунская рекомендовала родителям наряду с устной и письменной речью широко использовать дактилологию. В 60—70-е гг. А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская и Э. И. Леонгард провели исследования, выявившие значительные возможности семейного воспитания глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности были обусловлены ранним началом об-щеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухо-зрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны, специальной работой по развитию письменной речи. Эти же авторы подготовили методические рекомендации в виде «Заданий для родителей», пользуясь которыми многие родители смогли начать работу по развитию детей в первые два года жизни и проводить ее в течение всего дошкольного периода, обеспечивая высокий уровень общего и речевого развития детей. Авторы показали возможность интеграции глухих и слабослышащих детей в среду слышащих детей в массовых школах при условии обеспечения высокого уровня развития, достигнутого в дошкольный период. Проблема помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями слуха в семье, в настоящее время рассматривается в работах Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой, Е. А. Ивановой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской и др. Их материалы содержат информацию по организации работы с детьми раннего возраста, а также рекомендации родителям дошкольников, которые по ряду причин не посещают специальные дошкольные учреждения. Причинами, побуждающими родителей воспитывать детей дома, могут быть отдаленность места жительства семьи от специального дошкольного учреждения; физическая ослабленность ребенка; наличие комбинированных нарушений; нежелание родителей отдавать ребенка в дошкольное учреждение интернатного типа; неудовлетворенность отдельных родителей результатами обучения и уровнем развития детей в специальном детском саду; нежелание разлучаться с ребенком и др. Помощь родителям оказывают сотрудники сурдологических кабинетов и центров, педагоги специальных дошкольных учреждений, специалисты некоторых научных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Консультации и советы для родителей по воспитанию в семье плохослышащих детей содержатся также в журнале «В едином строю» (прежде он назывался «Жизнь глухих»), в котором с 1968 г. существует рубрика «Университет для родителей».
§ 2. Ранний возраст Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет воспитываются в семье, и родители могут сделать очень многое для развития малышей. Проблемы организации и содержания работы с плохослышащими детьми младенческого и раннего возраста рассматриваются в работах Н. A. Pay (1947), Е. Ф. Pay (1950); Б. Д. Корсунской (1970), Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991); Н. Д. Шматко и Т. В. Пелымской (1995) и др. В их исследованиях можно выделить ряд важных рекомендаций, знакомство родителей с которыми имеет принципиальное значение для организации работы с детьми младенческого или раннего возраста. Специалисты акцентируют внимание на необходимости контроля за слухом малыша со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха, например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перенесение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование ототоксических антибиотиков. Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на звуки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характере лепета. В случаях подозрений на снижение слуха у малыша необходимо обращение к врачу-сурдологу. Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснять значимость раннего начала коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции глухие и слабослышащие дети до двух-трех лет оказываются неговорящими. Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Целесообразно привести примеры, подтверждающие эффективность и результативность ранней работы с плохослышащим ребенком. Родителей необходимо ознакомить с закономерностями общего и речевого развития детей младенческого и раннего возраста, подчеркнуть, что для развития и слышащего, и неслышащего ребенка первый-второй годы жизни имеют большое значение, так как в этот период складываются важные формы общения, стимулирующие познание предметного мира, понимание речи, формирование ее ритмико-интонационной и звуковой стороны. Формирование этих компонентов развития после трех лет происходит с большим трудом и в более длительные сроки. Что же понимается под ранним началом работы? В отечественной сурдопедагогике сюда относится организация специальной помощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка. В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слуха на первом году жизни ребенка. Однако в большинстве случаев, как показывает практика, тяжелые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты. Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование. Следует объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов: возможность воспринимать звуки окружающего мира очень необходима для познания свойств предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка. Особое значение раннее протезирование имеет для развития слухо-зритель-ного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприятия, контроля за своей речью. Необходимо объяснить родителям не только важность правильного слухопротезирования, но и правила использования аппарата: наличие индивидуальных вкладышей, правильность подбора режима работы аппарата, правила ношения аппарата и ухода за ним. Надо подчеркнуть, что само по себе ношение аппарата не обеспечивает полноценного восприятия речи, а эффект может быть достигнут только в результате длительной работы по развитию слухового восприятия. Специально подчеркивается необходимость постоянного речевого общения с ребенком в семье. Общение на ранних стадиях развития, т. е. в младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребенка, потому что оно служит средством формирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития понимания и использования речи. Общение со слышащим малышом для родителей — спонтанный процесс, связанный в основном с уходом за ребенком и играми. Научиться общаться слышащим родителям с неслышащим ребенком не всегда просто. Часто их речевое поведение становится неестественным: они утрируют речь, используют неестественные жесты, иногда, наоборот, замолкают. Поэтому необходимо объяснить родителям необходимость использования нормальной речи, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами. Речь сопровождает все ситуации ухода за ребенком, например кормление, купание; взрослый называет необходимые предметы и выполняемые действия. Речь не должна быть очень многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения — так ребенок научится быстрее их понимать. В общении с неслышащим ребенком следует учитывать некоторые специальные моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребенка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м — так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание слова, например название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы. В процессе общения с ребенком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, называть звучащие объекты (ложка упала: бах; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним. Несмотря на то, что по сути вся деятельность ребенка организуется взрослым и связана с педагогическим воздействием на него, необходимо систематическое проведение с детьми занятий, в содержание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия. Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3—5 мин; до двух лет — 2—3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет — 15—20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой половине дня и после дневного сна. Занятия по различным направлениям работы чередуются. Нужно определить места проведения занятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые — за столом. Большое значение имеет подготовка к занятиям: продумывание цели каждого занятия, составление его плана, подбор разнообразного дидактического материала. Подробно проконсультировать родителей по вопросам организации занятий в семье с неслышащим ребенком должен сурдопедагог, который, как правило, осуществляет педагогическую помощь родителям. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязательно должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование. Естественно, некоторые из указанных направлений, например рисование, лепка и конструирование, появятся лишь на третьем году жизни. Целесообразно с первого года жизни вести и систематическую работу по музыкальному воспитанию ребенка с нарушенным слухом. Работа по общему развитию ребенка, с одной стороны, стимулирует познавательное развитие, способствует развитию детских видов деятельности, что само по себе имеет важное значение для развития общения и формирования предпосылок речевого развития. С другой стороны, в процессе проведения этой работы используется большой объем речевого материала, которым малыш постепенно овладевает. Родители могут воспользоваться рекомендациями, содержащимися в специальной литературе (Б. Д. Корсунская, 1970; Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995, и др). Целесообразно использовать многочисленные издания, рекомендованные родителям по воспитанию слышащих детей младенческого и раннего возраста, в частности по развитию движений, сенсорному воспитанию, различным видам игр, ознакомлению с окружающим миром. Более специфический характер по сравнению с общеразвиваю-щими играми и упражнениями имеет работа по развитию речи и слухового восприятия, так как она направлена на преодоление основных трудностей в развитии ребенка, которые связаны с отсутствием речи и нарушением слухового восприятия. По поводу проведения коррекционной работы родителям необходимы консультации сурдопедагогов. Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха является организация слухо-речевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов. Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на занятиях. Развитие речи детей с нарушениями слуха на втором-третьем годах жизни при условии, что работа была начата на первом году, имеет более высокие темпы. Правильное организованное общение с ребенком в процессе предметной деятельности или игры является стимулом к пониманию речи взрослого и формирования собственной речи ребенка. Этот период очень сензитивен для развития речи как слышащего, так и ребенка с нарушенным слухом. И хотя часто у глухих детей результаты в виде активной речи ребенка на этом этапе не видны, что огорчает родителей, этот период имеет большое значение для развития речи неслышащего ребенка. В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания некоторые из них, наиболее часто повторяемые. Очень важно учить ребенка понимать значения глаголов, прежде всего в повелительном наклонении (дай, возьми, надень, ешь, беги и др.), так как это необходимо для понимания и использования фраз. На занятиях количество слов и фраз расширяется в процессе обыгрывания предметов и игрушек, рассматривания доступных ребенку картинок, рассказывания и инсценирования маленьких рассказов с использованием различных игрушек. На втором году жизни ребенка, при условии проведения систематической коррекционной и развивающей работы, в обучении детей с нарушениями слуха начинает использоваться кроме устной и письменная форма речи. Она необходима для более точного подкрепления устной речи, раннего обучения чтению, что поможет ребенку с нарушенным слухом пополнить свой речевой запас большим количеством слов и фраз. Прежде чем начинать работу по обучению чтению, родителям целесообразно получить подробную консультацию сурдопедагога, который выяснит готовность ребенка к глобальному чтению; расскажет о требованиях к оформлению табличек, использованию их в быту и в играх; раскроет методику проведения специальных упражнений по обучению глобальному чтению. Раннее обучение чтению связано с формированием у ребенка умения различать слова и фразы, написанные печатными буквами на табличках, и соотносить их с соответствующими предметами, игрушками, действиями или их изображениями. В играх и на занятиях ребенок постепенно узнает написанные на табличках слова, обозначающие некоторые игрушки, предметы быта. Темпы овладения глобальным чтением зависят от возраста ребенка, уровня сенсорного развития, состояния слуха, индивидуальных особенностей. По мере накопления запаса глобально воспринимаемых слов для лучшего запоминания и понимания их состава начинают учить детей складывать слова из разрезной азбуки. Чаще всего этому учат детей старше двух-двух с половиной лет, у которых уже есть некоторый запас глобально воспринимаемых слов. Первоначально дети учатся составлять слова из букв разрезной азбуки при наличии перед собой табличек с хорошо знакомыми им короткими и простыми по составу словами. Работа по обучению чтению получает интенсивное продолжение в дошкольный период. Формирование речи является многогранным процессом, и необходимо развивать ее различные формы, прежде всего устную, которая является основой общения. Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе проведения упражнений, направленных на поддержание этих реакций и появление новых звуков и их сочетаний. Эти упражнения проводятся в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звукосочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше полутора-двух лет является формирование потребности в устном общении. Поэтому в процессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, предметы, действия, побуждает по подражанию называть их так, как малыш может на данном этапе своего развития. Самое главное — попытки повторять за взрослым и произносить самостоятельно звуки, слова, слоги. Подражание речи тесно связано с подражанием движениям, предметным действиям. Поэтому обучению подражанию движениям тела, действиям следует уделять самое серьезное внимание. По мере овладения таким подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением звуков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. Фонетическая ритмика — один из основных приемов работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста над их произношением. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, слов, фраз сочетается с определенными движениями. В настоящее время методика использования фонетической ритмики описана в различных пособиях, программах (Э. И. Леонгард, 1976, 1991; Т. А. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989, 1998; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1991,1993,1995). Родители могут воспользоваться этой литературой для ознакомления с задачами фонетической ритмики и методикой ее проведения. Развитие слухового восприятия имеет большое значение для познавательного развития ребенка, формирования механизмов восприятия речи и произношения. Раннее начало работы по развитию остаточного слуха имеет особенно важное значение, потому что развитие слуховой функции в первые годы жизни протекает в наиболее сензитивный период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора, что обеспечивает значительно больший эффект педагогической работы. В первые месяцы жизни у ребенка формируют комплексное зрительно-слуховое сосредоточение на голос взрослого, звучащие игрушки. Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспринимать некоторые громкие бытовые звуки, особенно при привлечении взрослым внимания к ним. Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на звучания игрушек, на свое имя, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова и звукоподражания, обозначающие названия игрушек. Date: 2016-05-13; view: 479; Нарушение авторских прав |