Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Результаты исследования
3.1. Результаты педагогического эксперимента В констатирующем педагогическом эксперименте в соответствии с задачами исследования изучались абсолютные результаты в показателях скоростных способностей и темпы прироста этих результатов в динамике учебно-тренировочного процесса. Маркерами скоростных способностей для нас служили: а) элементарные формы (таблица1); б) легкоатлетические тесты (таблица 2); в) специальные тесты (таблица 3), широко используемые в исследованиях. Анализ результатов тестирования элементарных проявлений скоростных способностей позволил установить некоторые особенности.
Таблица 1 - Динамика элементарных проявлений скоростных способностей юных самбистов
Примечание: 1. В числителе представлены результаты, полученные в начале учебного года, в знаменателе – в конце учебного года. Во-первых, в каждом из изучаемых показателей наблюдается характерная тенденция неравномерности годовых приростов индивидуальных и групповых результатов, локализация пиков этих приростов в 12 лет и некоторого снижения темпов в другие годы, что говорит о волнообразном характере происходящих изменений. Если учесть, что в это время испытуемые систематически тренировались (иначе говоря, находились под действием одинакового для всех внешнего фактора), то воздействие этого фактора можно охарактеризовать как мало адекватное для изучаемых скоростных способностей. Поэтому наблюдаемая неравномерность является более всего отражением естественного хода развития организма под контролем эндогенных факторов (наследственной программы развития, предпубертатного этапа полового развития и т.д.).
Таблица 2 - Возрастные изменения максимальной скорости бега юных самбистов
Примечание: 1. В числителе представлены результаты, полученные в начале учебного года, в знаменателе – в конце учебного года. При анализе возрастных изменений максимальной скорости были отмечены как неравномерность и гетерохронность, так и непрерывность поступательного развития абсолютных результатов и темпов их прироста. Непрерывность в данном контексте, как известно, также регулируется эндогенными факторами, однако в сложных формах двигательной активности с проявлением максимальной мощности ведущим становится фактор тренированности, регулируемый содержанием учебного материала, нагрузкой и отдыхом. Но и под воздействием этого фактора непрерывность процесса формирования максимальной скорости в каждом из изучаемых здесь показателей сопровождается неодинаковыми темпами развития. Так, высокие темпы прироста скорости бега на 10 м в получены в период с 9 до 11 лет. В других возрастах темпы менее заметны. Прирост результатов в беге на 30 метров у начинающих самбистов произошел в 10-летнем возрасте, когда прирост результатов достиг 3,3% и стал статистически достоверным. Статистически значимые приросты сохранились до 12 лет, когда интенсивность прироста находилась 3,2-3,8% (р<0,05). С 13 до 15 лет результаты в беге на 30 метров относительно стабилизировались и составляли 0,8-1,4% в год. В беге на 60 метров увеличение темпов прироста наблюдалось в 11-летнем возрасте, когда прирост результатов достиг 6,6%. Статистически значимые приросты наблюдались в возрасте 12 и 13 лет, интенсивность прироста составляла 3,2-3,8%. Проведённый анализ динамики различных проявлений скоростных способностей и их структурного оформления позволил констатировать, что независимо от форм проявления полученные изменения характеризуют непрерывность, неравномерность и гетерохронность как ведущие тенденции онтогенеза. Структура скоростных способностей, высокие темпы прироста максимальной скорости бега на 10 м говорят о том, что это возраст является благоприятными для внешнего воздействия. С другой стороны, неконтролируемые скачки и невысокие темпы прироста индивидуальных и групповых результатов в ряде других не менее важных показателях при стабильно развивающейся структуре скоростных способностей свидетельствуют о недостаточности, малой эффективности педагогических воздействий. Разрешение сложившейся проблемной ситуации мы видим в учёте отмеченных особенностей при проектировании методики скоростной подготовки юных самбистов. Фиксируя главные результаты экспериментального исследования, выделим показатели, позволяющие аргументировано судить о позитивных изменениях в скоростной подготовленности юных самбистов: - заметный прирост в уровне развития элементарных проявлений скоростных способностей: в каждой возрастной группе достоверное улучшение результатов получено в большинстве изучаемых показателей (таблица 8); - существенное повышение уровня технической подготовленности и качественной оценки деятельности юных самбистов 10-12 лет за счёт достоверного улучшения результатов в скоростных (р<0,05); В то же время у испытуемых контрольной группы, занимающихся по традиционной методике, все перечисленные показатели изменились несущественно. Таким образом, анализ результатов формирующего эксперимента показал, что положенные в основу проектирования скоростной подготовки юных самбистов технологические и психолого-педагогические условия, регламентирующие содержание и нормирование тренировочной деятельности на основе учёта сензитивности в развитии физических качеств, способствуют оптимизации учебно-тренировочного процесса. Таблица 8 - Динамика элементарных и целостных действий, характеризующих скоростные способности юных самбистов.
В ходе экспериментального исследования доказано, что опора на биологически детерминированные периоды особой чувствительности организма человека к внешним воздействиям, выделение в детско-юношеском возрасте физических способностей, биологические основы которых интенсивно формируются и созревают в данные периоды, управление учебно-тренировочным процессом с ориентировкой на эталоны и образцы индивидуально-дифференцированного подхода в значительной мере определяет развитие теоретико-методических аспектов тренировочной и соревновательной деятельности, обусловливают инновационную деятельность тренеров.
3.2.3аключение 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, опыта практической работы выявлено содержание, условия и основные направления методики скоростной подготовки юных самбистов. Отмечена доминирующая среди специалистов точка зрения, что успешность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности существенно зависит от уровня развития элементарных и комплексных форм скоростных способностей и их динамики на разных этапах годичного цикла тренировочных занятий. В констатирующем педагогическом эксперименте установлено, что применяемые в традиционно организованном учебно-тренировочном процессе средства и методы скоростной подготовки оказывают хороший эффект. Это является следствием применения в тренировочных занятиях мало эффективных образовательно-тренировочных средств, не учитывающих особенности возрастного (биологического) физического и функционального развития юных самбистов, что актуализирует необходимость разработки и внедрения инновационной методики, направленной на развитие этих важнейших для самбистов двигательных способностей. 2. Результаты исследования разных проявлений скоростных способностей юных самбистов позволили констатировать, что независимо от форм проявления полученные изменения характеризуют непрерывность, неравномерность и гетерохронность как ведущую тенденцию онтогенеза. Установлены периоды интенсивного развития скоростных способностей: Выявленная тенденция и максимальные темпы прироста результатов в элементарных и комплексных формах скоростных способностей позволили нам идентифицировать возрастной период от 10 до 12 лет как сензитивный (наиболее чувствительный, благоприятный) для направленного развития быстроты движений у юных самбистов. 3. Разработанная методика скоростной подготовки юных самбистов 10-12 лет основана на следующих базовых элементах: - учёте сензитивности в развитии элементарных и комплексных форм скоростных способностей; - реализации принципа адекватной направленности средств и методов тренировки через соответствие содержания двигательных заданий биологическому ритму интенсивно развивающейся скоростной способности; - повышенном объёме скоростной подготовки (до 13% от всего тренировочного времени) и направленном воздействии на различные формы скоростных способностей в соответствии с сензитивными периодами их развития; - дидактических средствах в виде специально сконструированных двигательных заданиий (блоки скоростных упражнений, специальные подвижные игры, скоростно-силовые упражнения, упражнения для развития скоростной выносливости) с регламентированными режимами нагрузки и отдыха; - индивидуально-дифференцированном подходе к спортсменам с разными уровнями проявления сензитивности в развитии компонентов быстроты движений. 4. Методика скоростной подготовки юных самбистов способствует значительному росту результатов в разных проявлениях скоростных способностей занимающихся. В течение годичного цикла тренировочных занятий существенно повысилась скорость элементарных действий у испытуемых экспериментальных групп (быстрота одиночного движения ноги, быстрота десятикратного движения ноги, теппинг-тест нижними конечностями, р<0,05); максимальная скорость легкоатлетического бега на дистанции 10-60 м (р<0,05); скорость в беге лицом и спиной вперёд (р<0,05). Отмечена положительная динамика в уровне развития мышечной силы и координации движений. В то же время у испытуемых контрольных групп при общем улучшении результатов в идентичных показателях эти изменения были статистически ниже по сравнению с испытуемыми экспериментальных групп. 5. Полученные материалы позволяют расширить теоретическую и практическую базу учебно-тренировочного процесса положениями о возможности рационального проектирования скоростной подготовки юных самбистов на основе учёта у них особенностей развития (сензитивности) скоростных способностей на этапах онтогенеза, конкретизировать условия отбора содержания учебного материала для применения индивидуально-дифференцированной методики тренировки, объективизировать контроль за ходом тренировочной деятельности и её результатами. 6.Разработанную методику скоростной подготовки юных самбистов можно рекомендовать для широкого использования в детских клубах, в образовательных учреждениях спортивного профиля подготовки, общеобразовательных и спортивных школах в учебно-тренировочных занятиях с детьми разной двигательной и физической подготовленности. Её применение повышает эффективность учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оказывает разностороннее влияние на физическое развитие, двигательную и физическую подготовленность.
Date: 2016-02-19; view: 814; Нарушение авторских прав |