Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика. Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу
Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу. В то же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и общеисламские правовые традиции. Узбекское право имеет длительную историю, которую можно разделить на несколько периодов. В древнейший, доисламский период народы Узбекистана руководствовались "Авестой" (священной книгой зороастризма) и, видимо, находились под влиянием законов царя Хаммурапи, Ахеменидов и политико-правовых идей Платона, Аристотеля, правовых норм эллинистических полисов (полисов-государств), Греко-Бактрийского и Парфянского царств, державы Кушан и Тюркского каганата. С момента арабского завоевания (VIII в.) и вплоть до начала XX в. в Узбекистане господствовало мусульманское право (ханифитского толка). Оно вобрало многие нормы местного обычного права (адата). После русского завоевания в 1860-1870-е гг. территория современного Узбекистана входила в состав Туркестанского генерал-губернаторства, а также Хивинского и Бухарского ханств, признавших протекторат России. Колониальное право в Туркестанском крае складывалось из законов Российской империи и правовых актов регионального действия. Европеизация коснулась здесь в основном публичного права; личные отношения мусульман продолжали регулироваться прежними нормами. После установления в 1917 г. советской власти в Ташкенте и создания Туркестанской АССР началась искусственная замена мусульманской правовой системы на советскую. На территории Республики было введено законодательство РСФСР: Кодекс о гражданском состоянии, семье и опеке 1918 г., Кодекс законов о труде 1922 г., ГК 1922 г., Земельный кодекс 1922 г., УК 1922 г., УПК 1922 г. В Бухарском эмирате и Хивинском ханстве вплоть до их падения в 1920 г. мусульманское право функционировало как единственная правовая система. В семейно-бытовой сфере применение шариатских и адатных норм сохранялось в той или иной мере до 1928 г. (а неформально - и в 1930-е гг.). В период 1919-1928 гг. в сфере семейного права допускалась также деятельность казийских (шариатских) судов, признавались гражданские права и функции исламских законоведов, лояльно относившихся к советской власти. В 1924 г. была образована Узбекская ССР, которая просуществовала до сентября 1991 г. За этот период были приняты 3 конституции: в 1927, 1937 и 1978 гг. В 1920-х гг. прошла первая кодификация основных отраслей узбекского права на основе рецепции кодексов и законов РСФСР. Были приняты: УК(1926), ГК (1927), УПК (1927), Земельно-водный кодекс (1929), КЗоТ (1929), Кодекс законов о браке, семье, опеке и записи актов гражданского состояния (1928). В 1960-1970-х гг. - вторая кодификация всех отраслей права, в ходе которой приняты 16 кодексов: Гражданский (1963), Семейно-брачный (1969), Гражданско-процессуальный (1970), Трудовой (1971), Исправительно-трудовой (1970), Водный (1972) и др. 31 августа 1991 г. Узбекистан был провозглашен независимым государством. Еще в 1990 г. в Республике развернулась широкомасштабная реформа, направленная на создание правовой базы для укрепления суверенной узбекской государственности, демократизации общества и перехода к социально ориентированной рыночной экономике. В 1992 г. Узбекистан один из первых на территории бывшего СССР принял новую демократическую Конституцию, закрепившую принципы идеологического и политического плюрализма, разделения властей, приоритета прав и свобод личности, многообразие форм собственности, институт конституционного контроля и многие другие принципы и институты, составляющие сущность современного правового государства. К концу 1990-х гг. по темпам обновления законодательства Узбекистан значительно опередил все другие бывшие союзные республики, первым завершив принятие полного пакета постсоветских кодексов: УК (1994), УПК (1994), Кодекс об административной ответственности (1994), ГК (1996), ГПК (1997), Трудовой (1995), Уголовно-исполнительный (1997), Налоговый (1997), Таможенный (1997), Хозяйственно-процессуальный (1997), Земельный (1998), Семейный (1998). Новая правовая система Узбекистана основывается на строго светских началах, ориентируется на романо-германские традиции и международно признанные принципы, нормы и стандарты, в том числе в области прав человека. В то же время новое законодательство Узбекистана в целом сохраняет структуру, систему и юридическую технику, сложившиеся еще в советский период и во многом общие для правового пространства СНГ. Почти все узбекские кодексы ничем принципиально не отличаются от новых российских. То же можно сказать о современной судебной системе Узбекистана. Сохраняется и значительная общность правового мышления узбекских и российских ученых-юристов. Менее сходна с российской правовая культура узбекского общества. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние фикха. Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными. Поэтому рецепция Узбекистаном в 1990-е гг. романо-германского права, основанного на индивидуализме и частной инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер. В то же время развитие правовой системы Узбекистана на современном этапе отличает самостоятельность и творческий, оригинальный подход. Иерархия источников права в Узбекистане определяется Законом "О нормативных правовых актах", принятым 14 января 2000 г. Многие декларированные принципы не имеют никакой связи с действительностью. Основным источником права в Узбекистане является законодательство. В стране существует строгая иерархия нормативных правовых актов: Конституция, конституционные законы, обычные законы, указы Президента, постановления Кабинета министров, нормативные правовые акты, издаваемые центральными и местными органами власти и управления. Собственную Конституцию и законодательство имеет Республика Каракалпакстан, но и они должны соответствовать Конституции Узбекистана. С момента обретения независимости в 1991 г. Узбекистан принял более 400 законов. Как и другие государства СНГ, он по-прежнему признает и использует законодательство бывшего Советского Союза в части, не отмененной узбекским законодательством и не противоречащей ему. На практике применяется значительная часть бывшего советского законодательства. Государственные стандарты (ГОСТ) являют собой пример законодательства СССР, которое почти не заменено в Узбекистане; другим примером может служить законодательство о транспорте. В качестве дополнительного источника права выступают обычаи делового оборота, а при наличии пробелов в гражданском законодательстве также местные обычаи и традиции (ст.6 ГК Узбекистана). Определенное значение в качестве источника права имеет практика высших судов. Верховный суд Узбекистана публикует периодические бюллетени, содержащие тексты основных постановлений, руководящих разъяснений и решений или определений по отдельным делам. Международные договоры Узбекистана, ратифицированные в установленном порядке, имеют приоритет над внутренним законодательством.
Date: 2016-02-19; view: 367; Нарушение авторских прав |