Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гражданское и смежные с ним отрасли права. На протяжении своего колониального правления французы стремились внедрить во Вьетнаме частноправовое регулирование европейского типа
На протяжении своего колониального правления французы стремились "внедрить" во Вьетнаме частноправовое регулирование европейского типа, которое, однако, отличалось неполнотой и исключительной сложностью. Вьетнамцы и подданные азиатских стран имели один юридический статус, и к ним применялось вьетнамское право. К французам и другим европейцам в колониальном Вьетнаме применялось только французское право. Вслучае конфликта французского и вьетнамского права приоритет всегда имели нормы первого. Как следствие, оно становилось частью вьетнамского законодательства. Гражданское и хозяйственное законодательство ДРВ, а затем значительное время и СРВ оставалось не систематизированным. Соответствующие отношения чаще всего регулировались декретами и постановлениями исполнительных органов власти. В соответствии с господствовавшим до 1986 г. ортодоксальным марксистско-ленинским подходом все основные средства производства должны были находиться в социалистической (общенародной или коллективной) собственности. Доминирующие позиции в экономике занимали два сектора: государственный и кооперативный. Согласно Конституции СРВ 1980 г. (ст.16) государственному сектору экономики принадлежала руководящая роль в народном хозяйстве, и ему обеспечивалось преимущественное развитие. Государство должно было "направлять, использовать и преобразовывать все несоциалистические экономические секторы". Государственно-бюрократические методы руководства вьетнамской экономикой привели в середине 1980-х гг. к ее хроническому кризису. В 1986 г. во Вьетнаме начались реформы, направленные на развитие рыночных отношений при сохранении социалистических ориентиров развития страны (политика "дой-мой", буквально "обновление"). Важность национального частного сектора экономики была признана в 1988 г. официально. В 1990 г. Национальное собрание приняло первые законы о частных предприятиях, об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью. Их учредителями и участниками могут быть только вьетнамские граждане и организации. Моделью для правового регулирования статуса частных индивидуальных предприятий и торговых обществ послужило французское законодательство. С принятием данных законов государство признало право своих физических и юридических лиц самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью, их право частной собственности на средства производства в рамках этой деятельности и гарантировало защиту этих прав. В то же время оно оставило за собой полный контроль над частным предпринимательством, в том числе путем строго разрешительного порядка создания предприятий, введения жестких правил регистрации и гласности и сохранения административных и уголовных санкций за экономические правонарушения. За нарушения, связанные с деятельностью предприятия, собственник подлежит не гражданско-правовым, а лишь административным и уголовным санкциям (ст.26, 27 Закона о частных предприятиях). Новые социально-экономические отношения закрепила Конституция 1992 г., согласно которой государство управляет и развивает многоукладную экономику товарного производства на основе рыночного механизма и социалистической ориентации. Многоукладная экономика с разными формами организации производства и предпринимательства основывается на общенародной, коллективной, частной собственности, среди которых основной является общенародная и коллективная собственность (ст.15). Важнейшим шагом на пути формирования современного гражданского права Вьетнама стало принятие 28 октября 1995 г. первого общенационального Гражданского кодекса (вступил в силу с 1 июля 1996 г.). Одновременно утратили силу декреты о гражданском договоре от 29 апреля 1991 г., о жилищных отношениях от 26 марта 1991 г., о наследовании от 30 августа 1990 г., о защите прав промышленной собственности от 28 января 1989 г., о защите авторских прав от 2 декабря 1994 г. и о передаче иностранных технологий Вьетнаму от 5 декабря 1988 г. Согласно Преамбуле ГК СРВ он "создает правовую основу для либерализации производственной деятельности, укрепления демократии и гарантий социального равенства и прав человека. Кодекс вносит вклад в обеспечение стабильности и здоровых социальных отношений в жизни общества и в развитие традиций солидарности, взаимной любви, добрых нравов и национальной культуры, которые исторически складывались в процессе становления и защиты вьетнамской государственности. ГК вносит также вклад в строительство социалистически ориентированной многоукладной рыночной экономики под управлением государства и тем самым в достижение цели формирования богатой нации, сильного государства и справедливого и цивилизованного общества". ГК 1995 г. является наиболее полным и современным из всех гражданских кодексов, когда-либо действовавших на территории Вьетнама. Хотя ГК устанавливает только общие принципы, он представляет собой довольно крупный акт, имеющий 33 главы и 838 статей, разбитых на 7 частей. Часть первая ГК ("Общие положения") включает главы, посвященные основным принципам, физическим и юридическим лицам, семейным хозяйствам и кооперативным объединениям, сделкам, представительству, срокам, исковой давности. Часть вторая ("Имущество и права собственности") содержит главы о видах имущества, содержании и формах права собственности, возникновении, прекращении и защите права собственности. Часть третья посвящена гражданским обязательствам и гражданским договорам, четвертая - наследованию, пятая - передаче прав землепользования, шестая - интеллектуальной собственности и передаче технологий. Наконец, седьмая часть охватывает нормы о гражданских отношениях с иностранным элементом, т.е. международное частное право. Подобная структура, за исключением раздела о правах землепользования, характерна для новейших ГК государств СНГ. Принципы, положенные в основу регулирования гражданско-правовых отношений в СРВ, отличает попытка сочетать традиционные моральные ценности с постулатами, характерными для классического гражданского права. Так, в ГК закрепляются принципы гражданской ответственности (впервые в истории социалистического Вьетнама), уважения к закону, свободы договоров и частного предпринимательства, равенства сторон в гражданско-правовых отношениях, уважения и защиты права собственности и личных прав граждан, нарушение которых влечет за собой гражданско-правовую ответственность, и т.д. В то же время подчеркивается, что установление и реализация "гражданских прав и обязанностей должны сохранить национальные особенности и уважать и развивать нормы доброй морали и нравственности, обычаи и традиции, равно как и солидарность, взаимную любовь, дух единения каждой личности с общиной и общины с каждой личностью, а также моральные ценности других наций, населяющих Вьетнам" (ст.4 ГК). В соответствии с конституционным принципом многоукладности экономики ГК 1995 г. закрепляет следующие формы собственности: общенародную, политических и общественно-политических организаций, коллективную, частную, собственность общественных и профессиональных организаций, смешанную и общую собственность (ст.179). Основную и регулирующую роль во Вьетнаме по-прежнему играет общенародная собственность, к которой согласно ст.17 Конституции и ст.205 ГК относятся: земля, леса и горы, реки и озера, водоемы, природные богатства в недрах земли, в территориальных водах, на континентальном шельфе и в территориальном воздушном пространстве, капитал и имущество, вложенные государством в предприятия, в строительство экономической, культурной, социальной, научной, технической, дипломатической отраслей деятельности, а равно областей национальной обороны и государственной безопасности, а также другое имущество, которое определяется законом как государственное. Государство осуществляет права собственника по отношению к общенародной собственности и в лице Правительства единообразно ею управляет и обеспечивает ее должное и эффективное экономическое использование в интересах всей нации (п.1 и 2 ст.206 ГК). Негосударственные, а также индивидуальные и семейные предприятия, физические лица могут использовать общенародную собственность только с разрешения государства. Право частной собственности ограничено собственностью индивида и включает его законные заработки, сбережения, жилье, предметы личного пользования, средства производства, капитал, урожай, прибыли, проценты по вкладам и другое принадлежащее ему на законных основаниях имущество. Он может владеть, использовать и распоряжаться своей собственностью для личных потребностей или с целью производства, занятия коммерческой деятельностью либо с иной целью в соответствии с законом и не в ущерб интересам государства. Согласно ст.23 Конституции законное имущество частного лица, организации не подлежит национализации. В 1997 г. принят Закон "О торговле", который применяется не только к местным, но и к иностранным физическим лицам, занимающимся коммерческой деятельностью. Впервые в этом Законе закреплены нормы, регулирующие различные аспекты договорного права, конкуренцию, защиту прав потребителей и т.д. В то же время во Вьетнаме за государством прочно сохраняется решающая роль в управлении, регулировании и развитии рыночной экономики, что характерно не только для социалистических, но и большинства развивающихся стран. Согласно ст.26 Конституции государство осуществляет единое управление народным хозяйством, принимая законы, планы и правила. Методы государственного управления и регулирования постепенно трансформируются, становятся более гибкими. Так, с 1992 г. проводится реорганизация государственного сектора, основным направлением которой является акционирование государственных предприятий. Причем контрольный пакет акций всех новых АО принадлежит государству, а остальные акции в виде поощрения распределены в трудовых коллективах. Важное место в новой экономической политике отводится привлечению иностранных капиталов. Закон об иностранных инвестициях принят в декабре 1987 г. К 1993 г. в СРВ было издано более 90 документов, конкретизирующих и дополняющих его, и этот процесс продолжается. Были приняты и другие законодательные акты, в том числе Закон о специальных экспортных зонах (1992), Положение об оплате труда и минимальных ставках зарплаты рабочих в СП и в СЭЗ (1992) и т.д. Иностранным инвесторам на территории СЭЗ предоставляются льготные условия, в частности налог на прибыль компании с иностранным участием составляет лишь 10% с 4-летними "налоговыми каникулами". Все это способствует притоку иностранного капитала в экономику Вьетнама. В 1996 г. принята новая редакция Закона об иностранных инвестициях. Нынешнее законодательство СРВ предусматривает 4формы прямых иностранных инвестиций: в виде договоров о деловом сотрудничестве, совместных предприятий, предприятий со 100%-ным иностранным капиталом и, наконец, в форме СЭП (строительство - эксплуатация - передача), СПЭ (строительство - передача - эксплуатация) или СП (строительство - передача). Поскольку Вьетнам является преимущественно крестьянской страной, особую роль играют произошедшие после 1986 г. изменения в аграрной сфере. В 1988 г. впервые признано право частного землепользования. В 1993 г. принят Земельный закон, предоставивший частным землепользователям более широкие права по распоряжению земельными участками, включая право обмена, передачи (уступки), сдачи в аренду, наследования и залога земли. Право частного землепользования может быть предоставлено на срок до 50 лет. Значительной трансформации в соответствии с концепциями "социалистической рыночной экономики" подверглось и трудовое право. Наряду с сохранением некоторых прежних, социалистических черт, новое трудовое право Вьетнама восприняло ряд положений и конструкций, присущих странам развитой рыночной экономики. В Трудовом кодексе СРВ, принятом в 1994 г., прослеживается тенденция к формированию современного трудового законодательства, соответствующего общепризнанным принципам и нормам международного трудового права, стандартам ООН и МОТ. По структуре и содержанию ТК 1994 г. во многом сходен с советскими кодексами законов о труде. Влияние социалистических традиций заметно прежде всего в коллективном трудовом праве, а также в отдельных формулировках, отражающих господствующую во Вьетнаме идеологию ("оплата по труду", "трудовое соревнование", "потребности социалистической рыночной экономики", "стимулирование образцового труда", "участие работников в социальном добровольном труде"). В регулировании же индивидуальных трудовых отношений очевидно заимствование западного опыта. ТК Вьетнама состоит из 198 статей, сгруппированных в 17 глав: общие положения; занятость; профессиональное обучение; трудовой договор; коллективный договор; заработная плата; рабочее время и время отдыха; трудовая дисциплина и ответственность работников за ущерб, причиненный имуществу предприятия; техника безопасности и производственная санитария; труд женщин; труд молодежи и особенности регулирования труда некоторых других категорий работников; социальное обеспечение; положение профсоюзов; трудовые споры; администрация по труду; государственная инспекция по труду; заключительные положения. В развитие Трудового кодекса в 1994-1995 гг. была выпущена серия декретов, подробно регулирующих отдельные институты трудового права. Конституция устанавливает, что труд является правом и обязанностью граждан (ст.55), закрепляя некоторые конкретные трудовые права и гарантии только в отношении женщин (ст.63). Во Вьетнаме существует единая система контролируемых политическими властями профсоюзов. Согласно Конституции (ст.10) Федерация профессиональных союзов общественно-политическая организация рабочего класса и трудящихся - вместе с государственными органами, общественными и экономическими организациями заботится и защищает права работников, участвует в управлении государством и обществом, в проверке и контроле за деятельностью государственных органов, экономических организаций, ведет воспитательную работу среди рабочих, служащих и трудящихся.
Date: 2016-02-19; view: 381; Нарушение авторских прав |