Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль государства в регулировании ВПК и процессов конверсии





 

Под государственным регулированием экономики понимается система или комплекс типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными учреждениями, а также общественными организациями с целью стабилизации существующей социально-экономической системы, а также для её приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям развития общества. Государственное регулирование в условиях экономического кризиса предполагает применение специальных – антикризисных или стабилизационных мер. В этих условиях существенно повышается доля прямого государственного вмешательства в экономику, требуется создание специальной комплексной антикризисной программы для проведения реструктуризации экономики при активном государственном участии (рассматривается государство с экономикой смешанного типа – как наиболее актуального для российской действительности).

Регулирование военно-промышленного комплекса всегда было одной из приоритетных сфер государственного регулирования. Развитие этого комплекса имеет широкое стратегическое значение для экономики и политики страны, уровень военного оснащения определяет основы национальной безопасности и степень влияния на международную политическую обстановку, а уровень производства – основы технологического уклада страны, по которому можно говорить о статусе государства на мировой арене как значимого экономического партнёра. В связи с этим каждое государство заинтересовано либо в построении национальной военной промышленности (что сейчас демонстрирует, например, Индия), либо в сохранении и приумножении уже имеющегося потенциала ВПК.

Проблема конверсии ВПК тоже имеет общегосударственное значение – преувеличенный объём военно-промышленного производства является прямым следствием принятой в государстве военной доктрины, изменение и дальнейшее осуществление которой – прямая обязанность власти. К тому же особенности ВПК таковы, что огромная капитало- и ресурсоёмкость производства, его масштабность и технологическая уникальность, а также зависимость от устоявшихся кооперационных связей, определяют невозможность быстрой перестройки на иные – гражданские условия деятельности. Общемировой опыт проведения подобных изменений говорит об обязательной тщательной проработке долгосрочного (в среднем, на 15 лет) плана (федеральной целевой программы) проведения конверсии с указанием конечной цели, регламента необходимых мероприятий и достижений соответствующих им экономических параметров, а также с определением строгой структуры аппарата управления этим процессом, отвечающего как за нормативно-правовое регулирование, так и за финансово-экономическое обеспечение. Проведению этого плана в жизнь должен предшествовать этап разработки необходимого законодательства, которое, в обратную очередь, должно ориентироваться как на условия принятой военной доктрины, так и на те методы, которыми государство собирается осуществлять регулирование конверсии ВПК:

Государственный бюджет – объём государственного оборонного заказа – закупок ВиВТ и новейших технологических разработок НИИ и КБ – это основная статья финансирования работы ВПК. В зависимости от увеличения или снижения этой доли происходит либо развитие этой отрасли, либо ускорение процессов конверсии (для эффективной конверсии оптимальное снижение – на уровне 3-5 % в год). Плюс к этому номенклатура приобретаемых государством видов продукции определяет соответственно номенклатуру самих предприятий и научно-исследовательских институтов.

Инвестиционная политика – государственное инвестирование конверсируемых производств, направленное как на поддержание имеющихся основных фондов, так и на развитие новых, специализированных на выпуск гражданской продукции или продукции двойного назначения. Такие инвестиции предполагают создание специального бюджетного фонда содействию конверсии. Отдельная статья – финансирование НИОКР, которое даже в условиях масштабной конверсии должно оставаться если не на том же уровне, то хотя бы не слишком низком – это при обязательном государственном регулировании сохранения всех национально важных проектов и проработанной схеме лицензирования военных технологий. Государство обязано контролировать потребности конверсируемых предприятий в инвестициях не столько в качестве возможного, но как основного инвестора, учитывая возможность привлечения зарубежного капитала в более крупных размерах, чем того требует политика национальной безопасности.


Протекционистская политика – таможенное регулирование, налогообложение, содействие в сфере военно-технического сотрудничества с другими странами. В ходе конверсии ВПК национальная промышленность становится очень уязвимой – её собственные мощности не успевают быстро пройти через необходимые технологические, правовые и экономические преобразования для того, чтобы выйти не только на внешний, но и на внутренний рынок. Защита ВПК в условиях его ослабления подразумевает изучение мировой рыночной конъюнктуры и утверждение собственной промышленной политики с выделением эффективных отраслей, способных выдержать конкуренцию с зарубежными аналогами, и отраслей, пребывающих в условиях стагнации, кризиса или банкротства, для поддержки которых государство принимает решение о введении особой номенклатуры товаров, разрешённых для ввоза, и ограничительных квот на их ввоз. Вдобавок к этому устанавливается эффективный для реформирования и развития ВПК баланс таможенных пошлин – способствующий увеличению доли экспорта над импортом. Здесь очень важно не превратиться в своеобразный «сырьевой придаток» — в дешёвый источник высокотехничной продукции – этому не мало должно помогать развёртывание международного военно-технического сотрудничества, в ходе которого будут заключаться долгосрочные договора не только на строительство и поставку продукции ВПК, но и на дальнейшее их техническое обслуживание, что является существенной статьёй финансирования предприятий. На время проведения конверсионных мероприятий устанавливается специальный режим налогообложения, содействующий успешной переориентации на выпуск товаров гражданского потребления и привлечению гражданских промышленников к приобретению в собственность и развитию предприятий ВПК, не являющихся государственными унитарными предприятиями.

Акционирование и приватизация. Для осуществления конверсии ВПК в условиях смешанной экономики необходимо аккуратно разграничить величину государственного сектора, присутствующего, как правило, в тех отраслях, которые связаны с непосредственным обеспечением действующей армии и её мобилизационного потенциала, и величину частного сектора, присутствие которого как раз и определяет возможность перепрофилирования и задействования мощностей ВПК для гражданского производства. Очень большое значение имеет так называемый «человеческий потенциал» – способности и предпринимательские навыки граждан, культура ведения бизнеса, уровень профессиональных знаний, включающих основы и менеджмента и маркетинга.


[1] ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» № 60-ФЗ от 13.04.1998

[2] Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб.пособие.– М.: ИНФРА-М, 2012 г. – С. 301

[3]www.ev.spb.ru – «Оборонщикам» указали место в промзоне» – Деловой еженедельник «Экономика и время» (Санкт-Петербург). № 7 (544) от 28.02.2005.

[4] www.ev.spb.ru – «Оборонщикам» указали место в промзоне» – Деловой еженедельник «Экономика и время» (Санкт-Петербург). № 7 (544) от 28.02.2005.

[5] www.pbussr.ru – Петров Н. «Сергей Иванов наметил пути развития оборонной промышленности» – Информационно-дискуссионный портал – публикация в разделе «Аналитика. Модернизация и экспорт технологий» от 14.06.2006

[6] www.pbussr.ru – Петров Н. «Сергей Иванов наметил пути развития оборонной промышленности» – Информационно-дискуссионный портал – публикация в разделе «Аналитика. Модернизация и экспорт технологий» от 14.06.2006







Date: 2016-02-19; view: 869; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию