Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные этапы и проблемы египетской революции
На первом этапе (1952-56 гг.) решались две основные задачи: ликвидация феодализма внутри страны и освобождение от военно-политического засилья британского империализма. Эти цели были достигнуты благодаря победе революционно-демократического крыла "Свободных офицеров" (после переворота 1952 г. были постепенно устранены с политической арены: сыгравший свою роль проамериканский Премьер Али Мохир; формальный лидер "Свободных офицеров" и сторонник бесплодного в условиях Египта того времени парламентаризма Президент М. Нагиб; разгромлены организации фундаменталистов "БМ"; запрещены все остальные политические партии, как не представляющие общенациональных интересов; лишены политических прав все ведущие политики прошлого режима, способные воспрепятствовать преобразованиям). Первая в арабском мире аграрная реформа установлением земельного максимума (200 федданов) подорвала экономические, а следовательно и политические, позиции феодального класса - троянского коня британского империализма в Египте. Военно-революционный режим получил массовую социальную базу, позволяющую продолжение и углубление преобразований. и жесткое выталкивание Англии из страны. Поддержка Правительством партизанского движения в зоне Суэцкого канала сделала нецелесообразным сохранение британских военных баз из-за фактической их блокады. Опасаясь дальнейшего нарастания враждебности Каира и под американским давлением Лондон был вынужден в июне 1956 г. полностью эвакуировать свои войска из зоны Канала. Длительное противостояние британскому империализму способствовало проведению военным режимом активной внешней политики позитивного нейтралитета: Насер отказался вступать в Багдадский Пакт (СЕНТО), назвав его "тюрьмой народов"; Египет активно участвовал в Бандунгской конференции; развивались отношения с социалистическими странами в качестве альтернативы диктату со стороны Запада. Оказавшиеся у власти офицеры помнили уроки поражения в Первой арабо-израильской войне и стремились к перевооружению египетской Армии. К Англии Насер по этому вопросу принципиально не мог обратиться. США обусловили поставки вооружения Египту вступлением его в блоки или заключением Договора о совместной обороне. Франция требовала предварительного отказа Каира от поддержки НОД алжирского народа, на что Насер пойти не мог. Позиция Запада в вопросе перевооружения египетской Армии вынудила Насера закупить оружие у Советского Союза и заключить оборонительное соглашение с Сирией, С. Аравией и Йеменом. В ответ на это Вашингтон блокировал финансирование западными банками строительства Асуанской плотины, с пуском которой были связаны перспективные планы экономического. развития, и прежде всего индустриализации, Египта. Сооружение Асуанского гидрокомплекса при советском техническом содействии требовало нахождения внутренних источников финансирования. Перед Правительством Насера встал вопрос о необходимости государственного. вмешательства в ход экономического развития страны. На втором этапе (1956-60 гг.) проводится политика госкапитализма и освобождения Египта от экономического засилья империализма за счет национализации Суэцкого канала (через него проходит 1/6 часть мировой морской торговли) за компенсацию при соблюдении свободы судоходства. Национализация Канала 26 июля 1956 г. была юридически законна: хотя большая часть акций Компании Суэцкого канала принадлежала иностранцам (52% распылены среди французских держателей, 44% принадлежали британской казне), Лондон всегда формально признавал Канал "неотъемлемой частью Египта" (например, в Договоре 1954 г.). Однако когда Каир попытался воспользоваться своими формальными правами на Канал, Англия и Франция резко противодействовали этому. США также рассматривали Канал как символ экономического господства Запада на Востоке и опасались, что разрушение символа разрушит плотину на пути национализации на всем Арабском Востоке. Прямая военная интервенция против Египта с целью восстановления статус кво в зоне Канала была невозможна не только с международно-правовой точки зрения. Политика Компании Суэцкого канала тормозила в перспективе развитие мирового судоходства (хотя прибыли Компании в 15 раз превзошли затраты на сооружение Канала, она выплачивала Египту всего 7% своих доходов и не помышляла о реконструкции великого водного пути, поскольку в 1968 г. истекал срок ее концессии). Не добившись уступок со стороны Египта дипломатическими методами (включая дипломатическую голодовку британского Премьер-министра, по поводу которой Д. Неру высказался, что "Лучше пустой желудок, чем пустая голова"), Лондон и Париж спровоцировали нападение Израиля на Египет 30 октября 1956 г. (приурочив его к известным венгерским событиям). Затем участникам Второй Арабо-Израильской войны был предъявлен ультиматум отвести свои войска на 10 миль по обе стороны Суэцкого канала "для обеспечения безопасности мирового судоходства". Поскольку оба берега Канала находились пока под египетским контролем, ультиматум был Каиром отвергнут, а Израиль продолжал наступление в сторону Канала. Поскольку ультиматумом Египет запугать не удалось, в районе Исмаилии и Порт-Саида был высажен англо-французский десант. Тройственная англо-франко-израильская агрессия вызвала неожиданно сильное сопротивление египтян и резкое осуждение со стороны социалистических и развивающихся стран. Учитывая негативную реакцию в мире и советское предупреждение о возможности направления "добровольцев" на помощь Египту, а также опасаясь потери своего влияния в арабском мире, США не оказали поддержки Лондону и Парижу во время интервенции. Победный для Египта исход суэцких событий обеспечил Правительству Насера всенародную поддержку в своей стране и авторитет во всем арабском мире. Это позволило Насеру вслед за Каналом национализировать практически всю иностранную собственность в Египте. Большая часть национализированных предприятий пополнила государственный сектор экономики (директорами назначались обычно имеющие революционные заслуги офицеры), меньшая часть передавалась в рамках политики египтизации практически за бесценок в руки национальной буржуазии в расчете на ее будущий вклад в дело индустриализации страны. 1956-60 гг. были золотым временем для национальной буржуазии не только с точки зрения экономической - формируя госсектор на базе бывшей иностранной собственности и стимулируя национальный частнокапиталистический сектор, режим Насера пресекал антикапиталистические силы, отправив множество левых деятелей из числа интеллигенции за решетку. Пробуржуазная политика Насера импонировала сирийской буржуазии, столкнувшейся во второй пол. 50 гг. с серьезной опасностью слева. С другой стороны, широким слоям населения Сирии Насер был известен как антиимпериалистический деятель. Все это способствовало объединению в 1957 г. Сирии и Египта под популярными лозунгами панарабизма в одно государство - Объединенную Арабскую Республику (ОАР), открытую для вхождения в нее и других арабских государств. На третьем этапе (60 гг.) египетской революции политика госкапитализма сменяется политикой некапиталистического развития под лозунгами "арабского социализма". В эпоху госкапитализма Насер имел немало доказательств того, что национальная буржуазия заботится прежде всего о своих классовых интересах, а не общенациональных задачах укрепления экономической мощи страны. Пользуясь небывалой поддержкой со стороны Правительства, национальная буржуазия в то же время ему не доверяла, поскольку сама в нем не была непосредственно представлена: от радикальных военных, посягнувших на иностранную собственность могущественных западных Держав, можно было ожидать неуважения и к национальному частному капиталу. Поэтому египетская буржуазия опасалась вкладывать свои капиталы в крупномасштабные проекты с длительным сроком окупаемости (ее вклад в Асуанский проект свелся к строительству в Асуане гостиницы), и сосредоточилась на развитии инфраструктуры, сферы обслуживания, легкой промышленности. Большая часть прибылей национальной буржуазии использовалась непроизводительно, значительная их доля переводилась в зарубежные банки, Насер пришел к выводу о неэффективности брака государства с национальной буржуазией. В 1960-62 гг. серией Президентских декретов был осуществлен комплекс антикапиталистических мероприятий: национализация банков, крупных и средних частных предприятий, установление государственной монополии на экспортно-импортные операции (особенно хлопковые), резкое уменьшение земельного максимума с 200 федданов на душу до 100 федданов на семью с последующей отменой выкупных платежей и т. д. Идеологи режима говорили о "социализме с религией и неэксплуататорской частной собственностью" без диктатуры пролетариата и революционного насилия, т. е. о мелкобуржуазном социализме. Были выпущены из тюрем левые деятели и коммунисты, многие из которых были назначены на руководящие посты, в том числе в Арабском Социалистическом Союзе (АСС). Происходит дальнейшее усиление связей Каира с Москвой. В 60 гг. в экономике и политике происходит ряд негативных подспудных процессов: перерождение бывших революционеров - свободных офицеров, ставших руководящей верхушкой государственного и хозяйственного аппарата. В условиях государственной монополии в экономике бывшие революционеры превратились в капиталистов-бюрократов (кабиров), препятствующих претворению в жизнь официальной политики на стимулирование политической активности масс, недовольных необходимостью считаться в Парламенте и АСС с мнением "продавцов салата и редиски". Занятые государственными делами и переустройством общества, бывшие свободные офицеры явно недостаточно внимания обращали на боеспособность египетской Армии. С началом преобразований в духе арабского социализма и односторонней ориентацией на СССР Египет ухудшил свои военно-политические позиции. Сирийская буржуазия не для того вступала в ОАР, чтобы подвергнуться национализации, а широкие слои населения Сирии были недовольны египтизацией всех сторон жизни своей страны, осуществляемой наместником Насера в Дамаске Амером. В 1961 г. ОАР распалась по инициативе сирийской стороны (Насер не препятствовал этому). Параллельно углублению преобразований в Египте возрастала враждебность по отношению к нему со стороны Запада и Израиля. Поскольку на Египет приходилось до 30% всей советской военно-экономической помощи третьему миру, Запад опасался превращения этой страны в "витрину преимуществ социалистической ориентации и сотрудничества РС с СССР". Пропагандистское значение результатов советско-египетского сотрудничества действительно было велико. Так, ключевой объект этого сотрудничества, Асуанский гидрокомплекс, суммарно как бы увеличивал площадь с/х угодий страны на 49% (реальное увеличение пашни на 836 тыс. га плюс возможность второго урожая на орошаемых землях), избавлял с/х от ранее постоянной угрозы паводков и засух; обеспечивал постоянное судоходство по Нилу; уменьшал стоимость производства электроэнергии в масштабах страны в 4 раза в сравнении с затратами на ТЭС, что удешевляло стоимость строительства новых объектов в стране до 30%. Экономические успехи радикального антикапиталистического режима Насера были нежелательны для Запада в эпоху борьбы двух систем за влияние в третьем мире. Перспективной же целью американской дипломатии было свержение этого режима. Внешняя политика насеровского Египта давала возможности и поводы для реализации этой цели. Стремление Каира к сохранению за собой лидерства в арабском мире и популярные в то время лозунги панарабизма побуждали Насера к проведению жесткой антиизраильской политики, выгодной палестинскому движению сопротивления, но опасной для Египта (т. е., внешняя политика Насера была подчинена второстепенной с точки зрения национально-государственных интересов цели). Результатом этой политики стал разгром египетской Армии в Третьей Арабо-Израильской войне 1967 г. Причиной этого поражения были не только внешние факторы, обеспечившие Израилю военное превосходство, но и комплекс факторов внутренних, связанных с перерождением правящих кругов Египта ("параллельные" Насеру центры власти из числа кабиров находили для себя выгодным поражение в войне, компрометирующее уже не устраивающего их радикального Президента). Только предупреждения стран Варшавского Пакта остановили израильское наступление. Поражение Египта в войне 1967 г. поставило страну в тяжелое положение (было потеряно до 60% снаряжения Армии, Синайский полуостров с его нефтью, прекратилось судоходство по Каналу и прибыли от него, упал международный авторитет Египта...) Для восстановления экономического и военного потенциала требовалось сильное политическое руководство. Насер, взяв вину за поражение на себя, подал в отставку, но под давлением массовых требований смог вернуться к исполнению президентских обязанностей и устранить из партийно-государственного руководства деятелей, непосредственно виновных в поражении и оппозиционно настроенных к линии Президента. Отказавшись от ликвидации последствий поражения посредством повышения налогообложения, Насер взял курс на либерализацию экономической политики - НЭП, что скоро принесло свои плоды. Были сделаны необходимые корректировки во внешнеполитическом плане: Каир отказался от экстремистской точки зрения об отсутствии у Израиля права на существование и сделал упор на требовании возвращения захваченных им в 1967 г. территорий Египта, Сирии и Иордании. Из Йемена была выведена египетская армия в обмен на обязательство С. Аравии не нападать на Йемен и полностью компенсировать Каиру потери от прекращения судоходства по Каналу. Существенный вклад в дело восстановления военной мощи Египта внес СССР (9 тыс. военных советников, ракетная система ПВО, 2500 танков, 1200 боевых самолетов). В результате в нач. 70 гг. прежнее соотношение сил арабов и Израиля было восстановлено, что позволяло добиваться выполнения Израилем Резолюции ООН №242 об освобождении им всех оккупированных в 1967 г. территорий.
Date: 2016-02-19; view: 488; Нарушение авторских прав |