Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика Турции (1921 – 1945 гг.)





Внешняя политика Турции указанного периода имела целью создание благоприятных международных условий для экономического роста и укрепления национальной независимости. Анкаре удалось дипломатическим путем урегулировать спорные вопросы со своими соседями. Была демаркирована граница с Ираном: Тегеран не препятствовал пограничному урегулированию, поскольку турецкая дипломатия обошла его с тыла, установив тесные отношения с Афганистаном. Конфликтная ситуация вокруг принадлежности Мосульского нефтяного района разрешилась компромиссом: район признавался за Ираком в обмен на выплату Багдадом Анкаре 10% его нефтяных доходов в течение 20 лет. Напряженность в отношениях с Афинами была снята посредством обмена 0,5 млн. греческих турок-пастухов на 1 млн. турецких греков-ремесленников и торговцев. Временный экономический ущерб от подобного обмена, понесенный Турцией, компенсировался установлением добрососедских отношений между двумя странами (к тому же, турецкая национальная буржуазия избавилась подобным образом от значительной части конкурирующей инонациональной буржуазии).

Спорные проблемы с СССР были решены еще при заключении советско-турецкого договора 1921 г. (в частности, Анкара добилась признания Москвой суверенитета Турции над районами Карса, Ардагана, Артвина). Это способствовало укреплению советско-турецкого сотрудничества в экономической и дипломатической сферах, совместному противодействию западным Державам по интересующим обе стороны вопросам.

Наибольшую проблему представляли отношения с западными Державами, и прежде всего по вопросу погашения Оттоманского долга, накопленного Турцией в результате четырех десятков займов с 1854 г. После первой мировой войны Оттоманский долг был разделен между Державами, причем Анкара должна была выплатить не менее 70% суммы. Поскольку большая часть долга приходилась на Францию, турецкая дипломатия урегулировала отношения с Лондоном, которому Турция была значительно меньше должна, и при его поддержке добилась от Парижа не только существенного сокращения платежей, но и возвращения под турецкий суверенитет Александреттского санджака.

Таким образом, до сер. 30 гг. Анкара противостояла Западу в целом в опоре на СССР, одновременно используя межимпериалистические противоречия. Однако с 1936 г. усилившаяся турецкая буржуазия отказывается от уже ненужного ей и противоестественного для обуржуазивающейся страны союза с СССР в пользу прозападной ориентации. Поворотным пунктом турецкой дипломатии стало заключение в 1936 г. Конвенции Монтре по Черноморским проливам, не учитывавшей интересов Черноморских держав.

С 1936 г. идет борьба двух империалистических блоков (англо-французского и германо-итальянского) за влияние в Турции. Эта борьба нашла свое отражение в зигзагах внешней политики Анкары в годы накануне и во время второй мировой войны:

1.1939-40 гг. - проанглийский нейтралитет

2.1940-41 гг. - от проанглийского к прогерманскому нейтралитету

3.1941-43 гг. - прогерманский нейтралитет

4.1944-45 гг. - нейтралитет как средство извлечения выгод из торговли с Германией (увеличение золотого запаса Турции в 5 раз) и получения помощи от Вашингтона и Лондона по ленд-лизу

Степень враждебности Анкары к СССР зависела от положения на советско-германском фронте. Поскольку Турция снабжала германскую промышленность стратегическим сырьем (хром, шерсть, табак) и пропустила германские корабли в Черное море, СССР на Потсдамской конференции добился согласия Англии и США на пересмотр Конвенции Монтре. В 1946 г. Турции были предъявлены следующие советские требования по Черноморским проливам (ЧП):

ЧП всегда открыты для торговых кораблей всех стран

ЧП всегда открыты для военных кораблей Черноморских стран

ЧП всегда закрыты для военных кораблей нечерноморских стран

статус проливов - компетенция только Черноморских держав

оборона проливов осуществляется совместно Турцией и СССР

Указанные советские требования способствовали очередному крупному виражу турецкой внешней политики и ее переориентации на США.

В 20-40 гг. Анкара допускала иностранные инвестиции в национальную экономику только на условиях "взаимной выгоды" - поэтому западный капитал в Турцию не пошел. С середины 30 гг. Турция отказалась от экономического сотрудничества и с Советским Союзом. В результате турецкая этатистская экономика оказалась в условиях автаркии и экономическое развитие сковывалось рамками узких внутренних возможностей. В 1939-45 гг., сохраняя формальный нейтралитет, Турция имела военный бюджет воюющей страны, что привело к сокращению национального дохода на 23% и возникновению кризисной социально-экономической и политической ситуации. Стимулом экономического роста могли быть радикальные социально-экономические преобразования, особенно в деревне. Однако был выбран другой путь - использование внешних источников накопления для превращения Турции в "маленькую Америку". В связи с этим усиливается борьба торгово-финансового капитала (ДП) и государственной бюрократии (НРП) за право распоряжения внешними, преимущественно американскими, займами.

Date: 2016-02-19; view: 1429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию