Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тренер-психолог
В последнее время в командах привлекают специальных помощников тренера — психологов. Конечно, иногда консультация специалиста-психолога может принести определенную пользу. Но если тренер сам не психолог, никакой постоянный помощник по психологии большой пользы ему не принесет. Бывает, что игроки, привыкшие играть на поле, оказываются иногда на скамейке запасных. Причины разные: травмы, плохая форма или просто тренер решил временно заменить игрока. И всегда эти игроки говорят, что играть куда легче, чем сидеть на скамейке, на этом «стуле пыток», как называют теперь скамейку запасных в баскетболе. А каково.же тренеру? Ведь ему надо испить чашу терпения на «стуле пыток» до кон- да! Добавлю, что управление командой в ходе игры — важная, но не единственная функция тренера. Поэтому без серьезной психологической подготовки тренеру не обойтись никак. Я имею в виду такую подготовку, которая бы позволяла наставнику команды не только твердо и трезво смотреть на вещи, постоянно владеть собой, но и систематически воздействовать на игроков. Вы просто болельщик, и ваша команда проигрывает. Вам, конечно, обидно, неприятно, у вас испорчено настроение. А ведь тренер несет ответственность за выступление всей команды, и от удачи или неудачи зависит подчас его судьба, его завтрашний день. Что греха таить, пока еще наша профессия никак не гарантирована от всяких неожиданностей. Вы можете честно и с энтузиазмом трудиться, быть примером в быту, во всех сферах деятельности, но ваша команда проигрывает более сильному сопернику, а еще хуже не самому сильному, и руководители вашего спортивного общества спешат сделать оргвыводы. Или, к примеру, вы, тренер, конфликтуете с ведущими игроками или с группой игроков, причем вы правы, но игроки идут к руководству и, как говорится, ставят вопрос ребром: или мы, или он! И увы, руководство делает так, как хотят игроки. Ведь играют-то они. Так случалось у меня и у Тарасова, у Бескова, Травина, Амалина и у многих других известных тренеров. Ясно, что мы не безгрешны, и нас следует воспитывать, направлять. Но всегда надо помнить при этом, что все-таки мы делаем спортсменов, а не спортсмены делают нас, тренеров. Чем выше классом спортсмен, чем больше у него ярких побед, тем сложней, трудней им управлять, тренировать его. Так же и с тренерами: чем больше у тренера заслуг, тем сложнее становится воздействовать на него. Однако не все руководители спорта способны терпеливо трудиться с тренерами и предпочитают их просто менять. После опытного, мудрого председателя Всесоюзного комитета по физкультуре и спорту Николая Николаевича Романова наш спорт возглавил молодой и обаятельный Юрий Дмитриевич Машин. В тот период, когда он стал во главе нашего спорта, ему было 33 года. И молодой руководитель, не имевший еще достаточного жизненного опыта, стал рьяно выдвигать молодых тренеров. В 1962 году меня назначили старшим тренером сборной СССР. Мне было 34 года. На смену первым радостям пришло тщеславие. Меньше всего я понимал тогда, какая ответственность, тяжесть ложилась на мои плечи. Моему помощнику Юрию Озерову тоже было 34 года. И хотя я уже имел солидный опыт работы с клубной командой, которая четыре раза была чемпионом СССР, хотя я уже два года работал помощником у Степана Суреновича Спандаряна, но назначение наше было поспешным. Нам не хватало опыта, выдержки и мудрости Спандаряна. Ошибок мы наделали немало. Основной состав команды меняли после каждой тренировки, ошибались в игроках. На чемпионат мира 1963 года в Рио-де-Жанейро состав был продиктован мною по телефону, и я забыл включить в команду Валдиса Муйжниекса, игрока нужного и очень сильного. Много воды утекло с тех пор, много было проведено матчей, прежде чем мы с Ю. Озеровым по-настоящему поняли, как руководить сборной, как вести психологическую подготовку в команде. Вот лишь несколько примеров такой психологической подготовки. Гундар Муйжниекс в рижской команде СКА был основным, ключевым игроком и выступал в роли второго центра. При росте 207 сантиметров, но не будучи, внушительной комплекции, Г. Муйжниекс не старался играть близко к щиту, всегда уходил чуть дальше штрафной площади. Как тут быть! Ведь чтобы успешно справляться с ролью второго центра, надо играть жестче, играть ближе к кольцу! И вот мы решили поручить опеку Г. Муйжниекса на тренировках самым жестким игрокам, таким, как Альгерт Хехт. Муйжниекс на опеку Хехта, который держал его действительно грубовато, поначалу реагировал весьма болезненно: он обращался ко мне, к команде, дескать, его обижают, бьют, но я делал вид, что ничего не замечаю, а Хехт жестко, как говорят в баскетболе, «массировал» нашего Гундара. И кончилось это тем, что Гундар сначала замолчал, потом стал привыкать к такой жесткой опеке и, наконец, сам стал сражаться под щитом. Из мягкого, либерального баскетболиста Г. Муйжниекс превратился в довольно жесткого игрока, умеющего сражаться под щитом. Или другой пример — с Владимиром Андреевым. Когда в 1965 году мы с Озеровым пригласили его в сборную страны, он отлично играл в обороне. «Пройти» Андреева под нашим щитом было довольно трудно. Но Андреев почти не атаковал кольцо противника. Ему казалось, что, если он при росте 215 сантиметров промахнется, публика будет над ним смеяться. Надо было что-то делать, чтобы Андреев стал полноценным игроком и в защите и в нападении. И мы с Озеровым решили, что в отдельные моменты не очень ответственных игр нападение надо вести только через Андреева, он один получал право атаковать. И волей-неволей Андреев уже не мог отдавать мячи своим партнерам и, делать нечего, отправлял их в корзину. Постепенно Андреев привык атаковать, пропала прежняя робость в бросках по кольцу, он в конце концов стал активным нападающим центром, который забивал одно время в нашей сборной больше всех. Правда, это в какой-то степени ухудшило его игру в обороне, но во многом мы добились того, чего хотели. Геннадий Вольнов, один из лучших снайперов страны и Европы, не любил поначалу проходить к щиту, потому что там его в общем довольно сильно «массировали». И поэтому на тренировках мы не разрешали Вольнову бросать со средних дистанций, а требовали, чтобы играл он только на проходах. В конце концов он овладел и тем и другим. Александр Петров и Сергей Белов — игроки самолюбивые и ревностно относились к критике, особенно при команде. И мы, тренеры, использовали самолюбие игроков с тем, чтобы позлить их в решающих матчах. Помню решающую игру во Вроцлаве на чемпионате Европы 1963 года. Тогда перед матчем мы нашли причину, чтобы поругать при команде не очень виноватого Петрова. Он замкнулся, обиделся, но мы знали, что финальный матч Петров сыграет отлично. Так в общем и случилось. Еще более болезненно принимает замечания Сергей Белов. Обычно у каждого игрока есть какие-то огрехи, за что его можно ругать. Но тренер должен еще и чувствовать момент, когда лучше прибегнуть к критике. Лично я всегда делаю замечания С. Белову перед решающими матчами, и это, как правило, приводит к тому, что он проводит самые ответственные игры очень здорово. Думается, что систематическое психологическое воздействие на игроков команды в большой степени определяет способность и умение тренера добиваться поставленной цели.От подъема до отбоя... Тренера часто называют организатором и администратором. Действительно, команда —это коллектив, который должен работать по планомерному, строгому графику, с обязательным исполнением каждым игроком своих обязанностей. Для этого организаторские, административные способности тренера необходимы. Самоорганизация режима дня, питания, отдыха, работы и организация режима дня всей команды — важные условия успешной игры. Сам тренер от подъема до отбоя, от начала тренировки до ее конца собран, подтянут и не отступает от намеченного плана. Организовать работу команды, ее тренировочный процесс, отдых, быт, питание, постоянно думать о резервах, готовить, выискивать их — все это также относится к организаторским обязанностям тренера. Держать связь с руководством спортивного клуба, Комитетом физкультуры, Федерацией баскетбола, судейской коллегией, тренерским советом, прессой, коллегами- тренерами и при этом успевать быть в курсе всех баскетбольных дел страны и мира — все это также неотъемлемая часть организаторской работы тренера. Если тренер не педагог, он не тренер. Даже глубоко зная свое дело, но не умея передать опыт и знания другим, вы не можете считать себя тренером. Обучая баскетбольному мастерству, надо неустанно воспитывать игроков в духе нашей морали, терпеливо и тактично, так как грубое воспитание вообще не воспитание. Конечно, нужно при этом знать и постоянно изучать всех игроков. Интересен пример с Иваном Едешко, одним из сильнейших и популярнейших игроков нашей страны и ЦСКА. В 1972— 1974 годах меня возмущали технические ошибки Ивана Едешко, обилие брака в его игре. На них я концентрировал свое и его внимание и из-за этого нередко держал Едешко в запасе, на что он, естественно, обижался. Мои отношения с Едешко складывались трудно. Сезон 1974/75 года я начал не как тренер ЦСКА, а как главный тренер Вооруженных Сил СССР и, наблюдая за Едешко как бы со стороны, увидел в нем много того, чего не замечал, будучи постоянно ответственным за результат на пульте управления команды. Я понял, что Едешко можно многое прощать. Свои ошибки он с лихвой компенсирует быстрой игрой, результативностью, голевыми передачами, умелыми действиями в прессинге. Во втором круге я снова стал тренером армейской команды. И решил изменить отношения с Иваном Едешко, построив их на взаимном доверии: Почувствовав мою поддержку, Едешко заиграл совсем по-другому и отлично провел сезон. Очень важно, воспитывая игроков, быть воспитанным -самому. Личный пример здесь, просто необходим. Если вы требуете от игрока самопожертвования в интересах команды, то игрок должен видеть, что вы ни в чем не щадите самого себя. Если вы требуете от игрока безукоризненной трезвости, сами при этом должны быть безукоризненны. И так во всем. Игроки должны верить, чувствовать, знать, что они постоянно прогрессируют, повышают свое мастерство. Они должны видеть поставленную тренером цель и стремиться к ней. Для одних игроков—это попасть в основной или дублирующий состав команды мастеров, для других — получить высокое звание мастера спорта, а затем и заслуженного мастера спорта. Естественно, маяком может служить самая высокая цель — попасть в сборную команду страны, стать чемпионом Европы, мира, олимпийских игр. Важно уметь требовать от игроков объемной, интенсивной и. эмоциональной работы. Но при этом они всегда должны знать, что трудятся не зря. Для каждого игрока хорошим примером в труде и стимулом может быть коллектив в целом, который также стремится к завоеванию высоких наград. Весь коллектив работает как единое целое. Поэтому в коллективе не может и не должно быть людей, которые работают вполсилы. Трудно тренеру в острых ситуациях борьбы всегда оставаться спокойным, выдержанным, корректным. Но стремиться к этому надо. Иногда в горячие минуты игры хочется бросить в лицо игрока, допустившего ошибку, самые горькие, обидные слова. Но ты должен научиться превозмогать себя и делать нужное замечание предельно тактично.. «Я бы в тренеры пошел, пусть меня научат...» Думаю, читатель простит мне небольшую вольность со стихами В. В Маяковского, вынесенными в заголовок. Но, поверьте, тренерские университеты не заканчиваются с получением вузовского диплома! Чтобы стать настоя щим тренером, нужно учиться всю жизнь, причем очень хотеть учиться! Попробуем разобраться в том, кто может и должен стать тренером. Возьмем для примера двух баскетболистов, так как обычно баскетбольные тренеры —это бывшие игроки. Думаю, что это обязательное условие, без которого не может быть тренера. Не имеет права становиться тренером человек, который никогда не держал в руках мяча и не играл в баскетбол. Итак, один из игроков щедро одарен от природы, у него все получается без особого труда, легко, красиво. Он умный и тонкий тактик, великий игрок. Естественно, взоры любителей спорта и спортивных руководителей обращены именно к этому игроку. Вот, дескать, он закончит выступать и станет большим тренером. Ему есть что передать молодежи, к тому же он и показать может все технические приемы отлично. Он непререкаемый авторитет в команде, первый советчик тренера, о нем уже немало написано хвалебных статей, его знает спортивный мир. И вот звезда совершенно спокойно и естественно для многих переходит на тренерскую работу. Да, действительно, молодой тренер может хорошо показать те или иные технические приемы. Именно поэтому главным образом спортивные руководители выдвигают звезду в тренеры. Слов нет, метод показа полезен и нужен в спорте. Но, думается, такой метод больше подходит при работе с детьми, новичками, а не с командами мастеров. Кто мог показать Пеле, как бить по воротам или водить мяч, когда он был на вершине своей карьеры? А кто из тренеров мог показать Ольге Корбут двойное сальто с поворотом на брусьях? Или показать Сергею Белову, как бросать в кольцо? Ведь показать нужно еще лучше, чем делают это великие спортсмены! Нет, сила тренера не только в показе, но и в умении убедительно объяснить, как, зачем и почему следует выполнять тот или иной прием именно так, а не по-другому. Только вступив на тренерскую стезю, бывший игрок начинает понимать, что играть — это одно, а тренировать— совсем другое, значительно более трудное и ответственное дело. Конечно, на первых порах ошибки нового тренера прощают, его еще воспринимают и помнят как великого игрока. Но проходит сезон, другой, и зрители, которые быстро ниспровергают любых звезд, а с нимии спортивные руководители начинают роптать, требовать побед, забывая старые заслуги спортсмена, а теперь тренера. Терпеливо учить других молодой тренер не привык. Он часто говорит подопечным: «Вот я так играл, а вы что?» Он хочет видеть учеников только через призму своего таланта, забывая, что сам-то он был игроком не обыкновенным, а весьма талантливым, одаренным. И многим игрокам стремительный взлет, какого достиг тренер, когда играл сам, просто не по плечу. Тренер начинает нервничать, сердиться на игроков, на руководство, на зрителей. Ему кажется, что его не понимают и не хотят ему помогать. Он не привык, что у него что-то не получается сразу, он растерян, он понимает, что ноша тренера не по плечу. И бывший большой игрок уходит обиженный, так и не став большим тренером. Думаю, нет смысла перечислять здесь фамилии больших спортсменов, которые пока, к сожалению, не стали большими тренерами. Значит, большой мастер не может стать великим тренером? Совсем нет. Наоборот, ему и карты в руки. Только не сразу, чтобы не сломать голову, отбить охоту. Поучиться, присмотреться, набраться опыта, ума, остыть от побед и славы, все осознать, а затем уж приступать к новому делу. Ю. Чесноков, М. Винер, А. Эйнгорн, Г. Ахвледиани, Л. и Е. Алексеевы, В. Лобанов- ский, М. Якушин, К. Бесков и многие другие судьбой своей подтвердили правильность сказанного. Не хотелось бы умалчивать и о другой крайности. Талантливые спортсмены, наблюдая за опытом своих товарищей, из которых не получились тренеры, а также за жизнью тренеров, которые работают с ними, понимают, насколько трудна и подчас неблагодарна работа тренера. И, заканчивая спортивную карьеру, они не идут в тренеры, а становятся преподавателями, организаторами и так далее. Думаю, что это опасная тенденция. Нельзя, чтобы большая группа лучших наших спортсменов отказывалась от желания стать тренером. Но вот перед нами игрок, не обладающий великими природными качествами. Но он очень любит свой вид спорта и хочет доказать себе и всем, что с его данными сможет заиграть, и заиграть хорошо. Он не щадит себя, работает и с тренером и без него, придумывает для себя труднейший режим тренировки. Он недосыпает и, что называется, пень и ночь с мячом. И того, что талантливому игроку дается легко, как бы играючи, наш скромный трудяга достигает, как говорится, потом и кровью. Он приучил себя к терпеливой большой работе, часами отрабатывает новые передачи, финты, броски, проходы. И любой, даже самый маленький успех приносит ему громадное удовлетворение. Перед играми он подолгу обдумывает свою тактику, изучает сильные и слабые стороны соперника, придумывает, как обыграть своего сторожа. Играя, он приучил себя мыслить, искать, трудиться. Практически каждым своим днем, каждой тренировкой, каждой игрой он воспитывал в себе тренера. Примеров таких фанатически преданных игре рядовых армии баскетбола можно привести много. Я думаю, что это и В. Бимба, и В. Кондрашин, и В. Шаб- линский, и А. Алберг, и С. Чельгинский, Е. Гомельский, и Г. Авалишвили, и ваш покорный слуга. Много лет в сборной команде СССР мне довелось работать с моим коллегой и помощником Юрием Викторовичем Озеровым. И хотя мы понимали, что старший тренер первый, а часто единственный за все в ответе, Юрий Викторович всегда был озабочен интересами команды и делил нелегкий груз ответственности со мной пополам. Озеров — всегда друг, единомышленник, но не робкий, выполняющий все указания старшего тренера. Нет, еще будучи игроком, он был очень неудобен и для тех, кто его опекал, и для тех, кого сторожил сам. И тем и другим доставалось от него изрядно. Озеров не щадил ни своих, ни чужих. Играл он не слишком красиво, не по-баскет- больному, до сих пор его бросок правой рукой с толчком правой ногой никто не пытается воспроизвести и повторить. И неудобно и некрасиво. Однако пользу команде Озеров-игрок приносил огромную. Не технично, порой коряво, но очень стойко, мужественно, разумно и страстно сражался он за московское «Динамо» и сборную команду страны. Мы с Юрием одногодки, я пришел в сборную в 1958 году тренером, а он еще был игроком. Мы хорошо знали друг друга как игроки, я играл за ленинградскую команду СКА, он — за московское «Динамо», и мы часто встречались. Затем после окончания института я уехал в Ригу. И вот пришло назначение тренером в сборную страны, в помощники к знаменитому Степану Суреновичу Спандаряну — отцу нашего баскетбола, как теперь его именуют. В то время авторитет у Ю. Озерова как игрока был выше, чем у меня как тренера. Но Ю. Озеров, этотгрубиян и задира, оказался деликатнее, чем я думал. Он сам подошел ко мне и сказал: «Ну что ж, Саша, с сегодняшнего дня ты для меня Александр Яковлевич, думаю, что дружба наша от этого не потускнеет». Много мы пережили с Ю. Озеровым за годы совместной работы. Были большие победы в пяти чемпионатах Европы, была фактическая победа в первом чемпионате мира в Чили в 1959 году, когда мы втроем, Озеров, Степан Суренович и я, с комком в горле узнали, что нам зафиксировали поражение за неявку на игру с чанкайшис- тами. Была великая победа в Уругвае, когда впервые официально мы стали чемпионами мира. Были олимпийские игры в Токио и Мексике. Были и неудачи. Мне, как первому тренеру, доставалось за неудачи крепче, но дружба наша и взаимоуважение не поколебались. Конечно, были у нас и конфликты. Ю. Озеров всегда воевал за свои идеи, непреклонно отстаивал свое мнение. В чем сила Ю. Озерова-тренера? Прежде всего он чудесный администратор, что для тренера, особенно второго, крайне важно. Но Ю. Озеров — тренер-практик и, когда нужно, может сам показать, как играть в любом составе. Он хороший аналитик и не только грамотно разбирается в тактических нюансах баскетбола, но отлично планирует работу в перспективе на несколько лет. Это дисциплинированный, серьезный, мыслящий тренер и отличный помощник в играх. Наши мнения не всегда совпадали, но обид никогда не было. «Я предлагаю, а ты располагаешь», — говорил Ю. Озеров во время соревнований. «Тренер сборной, а сам никого не тренировал, — говорили иногда об Озерове. — Пусть хлебнет сначала горюшка тренерского, попробует, как побеждать, как делать команду, как проигрывать». Да, Ю. Озеров не тренировал клубных команд, но он был большим спортсменом и смог стать большим тренером. Смог, потому что очень хотел им быть и потому что человек он тоже незаурядный. В нашем деле нужно быть одержимым. И научиться терпеть! И тогда к тебе обязательно придет нелегкое тренерское счастье! Не могу не вспомнить здесь о том, что говорил о судьбе тренера Анатолий Папанов, один из самых любимых моих актеров. На вопрос репортера из «Недели»: «Хотели бы вы испытать не на экране, а в жизни судьбу тренера?»— Папанов ответил: «Ни в коем случае, упаси бог, во-первых, потому, что не люблю дилетантов в любой области и скептически отношусь к весьма распространенному мнению о том, что в футболе все всё понимают. Во-вторых, уж очень незавидная у наших тренеров судьба: постоянные нервотрепки, кочевая, цыганская жизнь из клуба в клуб, из города в город. В ту пору, когда каждая команда имела свое лицо, черты ее во многом определялись именно тренерским постоянством. Борис Аркадьев многие годы трудился прекрасно в ЦСКА, Михаил Якушин возглавлял московских динамовцев. А теперь едва ли не каждый новый футбольный сезон гадаешь: в какой команде какой тренер. У меня много добрых знакомых среди тренеров. Каждый тренер, если он по-настоящему творческий человек, должен иметь время, чтобы сделать свою команду. Представьте нового режиссера, возглавившего театр, и ему сразу же поручают ставить «Ромео и Джульетту», хотя труппа явно не тотова к этому. Все хотят быть Ромео, а вот Меркуцио и Тибальтом просто-напросто нет. Естественно, спектакль не получается, складывается медленно, а режиссера торопят. По футбольным канонам такой режиссер быстро бы потерял место — ведь околофутбольные специалисты тоже хотят видеть на поле одних Ромео. Нет, я тренерам не завидую». Знаменитый актер, возможно, несколько сгустил краски. Но суть он уловил правильно. Date: 2016-02-19; view: 364; Нарушение авторских прав |