Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звезды американского баскетбола





Борьба между двумя профессиональными лигами ве­лась главным образом за игроков-суперзвезд. Раньше, до образования Американской баскетбольной ассоциации, вопрос решался просто: занял первое место — можешь выбирать лучших игроков. Затем выбор делала вторая команда и так далее. Другие профессиональные команды отбирали пополнение в своих районах, штатах. Но вот появилась еще одна профессиональная лига, которой особенно важно было заполучить звезд для рекламы. И заправилы новой лиги, не скупясь на гонорары, стали перекупать лучших игроков студенческого баскетбола и даже из высшей профессиональной лиги. Но пошатнуть престиж Национальной баскетбольной ассоциации за­правилам новой профессиональной лиги так и не уда­лось. Более того, новая профессиональная лига не смог­ла выдержать конкуренции с НБА и, как я уже говорил, прекратила свое существование.

Звезд экстракласса американском баскетболе нема­ло. И все же есть в профессиональном баскетболе игро­ки, чьи имена давно уже стали легендарными.

Боб Коузи... Его игровая карьера началась еще в Бостонском колледже. Затем с 1950 по 1962 год он выс­тупал за знаменитую команду «Бостон Селтикс». До сих пор Коузи считают лучшим защитником всех времен. В пособиях по баскетболу приводят как образец его вир­туозный дриблинг, сверхдальние броски, острые, краси­вые и скрытые передачи. Это был в высшей степени иг­рок-интеллектуал. Когда Коузи играл в «Бостон Сел­тикс», он был удостоен звания «мистер Баскетбол». Журналисты величают так самых великих игроков. Быстрый, подтянутый, элегантный, Коузи не мог не нра­виться зрителям.

Закончив игровую карьеру в «Бостон Селтикс» — команде чемпионов, он получил предложение от одного из профессиональных клубов занять пост тренера. Но Коузи ответил: «Хороший игрок — это еще не тренер. Я начну с азов». И стал тренировать команду колледжа, где он учился. За шесть лет работы в Бостонском кол­ледже Коузи вывел свою команду в число сильнейших. Только после этого он принял предложение тренировать профессиональную команду «Цинциннати Ройялз». Он начал с того, что сразу удалил из этой команды двух ли­деров. Это были знаменитые Джерри Лукас и Оскар Ро­бертсон, но они не пожелали подчиниться его требовани­ям и не строго выполняли режим. В 1969 году Коузи был провозглашен лучшим тренером года.

В списках звезд американского баскетбола рядом с Бобом Коузи обычно ставят Билла Рассела. В 1969 году.

я видел Рассела в Нью-Йорке. В тот день вечером в бан­кетном зале академии спорта состоялось вручение самой почетной в Америке премии Оскара. Ее вручают выдаю­щимся личностям, проявившим себя в любой сфере дея­тельности: в искусстве, литературе, архитектуре, музыке, науке, спорте. На этот раз грандиозный прием устраи­вался для великих американских спортсменов. Была приглашена сюда, на банкет, и наша национальная сбор­ная. Нас усадили за большой стол в центре зала, и вскоре к нам подсели Билл Рассел со своим тренером Арнольдом Ауэрбахом и Билл Брэдли. Все трое долго беседовали с нашими ребятами и, конечно, рассказывали о своей бас­кетбольной жизни. Рассел пожалел, что так и не смог приехать к нам в страну. Вел он себя приветливо, непри­нужденно, не скрывая симпатии к советской команде.

Арнольд Ауэрбах не вынимал сигары изо рта и долго жаловался на трудности тренерской жизни. Вообще Ауэрбах никогда не расставался с сигарой, даже во вре­мя игр. Когда я оказался рядом с ним за одним столом, то не удержался от вопроса: «Не вредно ли так много курить?» —«Я не курю по-настоящему, — ответил Ауэр­бах,— я только рекламирую свой товар». Оказалось, Ауэрбах — хозяин одной из крупнейших в Америке фаб­рик по производству сигар.

Ауэрбах жаловался на свою нелегкую судьбу, го­ворил, что работа тренера отнимает много сил и, осо­бенно, времени, отчего страдает его бизнес. Человек, ко­торый создал «Бостон Селтикс» и сделал эту команду самой сильной в Америке, сказал, что пора ему закон­чить карьеру, а дело передать лучшему ученику и другу Биллу Расселу.

Билл Брэдли вспомнил наш матч на Олимпиаде в Токио и заметил, что американцы тогда очень опасались нашей команды, боялись проиграть, но все, правда, окончилось для олимпийских чемпионов благополучно.

В тот памятный вечер и Билл Рассел, и Арнольд Ауэрбах, и Билл Брэдли получили призы Оскара. Пер­вый—как лучший игрок профессиональных команд, вто­рой— как лучший тренер Национальной баскетбольной ассоциации и третий — как сильнейший игрок студенчес­кой лиги Америки. Тогда же призы Оскара были вручены чемпиону мира среди боксеров-профессионалов Кассиу- су Клею, знаменитому хоккеисту Бобби Халлу, рекорд­смену мира по плаванию Дону Шолландеру, чемпиону Токийских олимпийских игр в беге на 100 метров Робер­ту Хейсу и многим другим знаменитостям в разных ви­дах профессионального и любительского спорта.


Интересно, что почти все лауреаты премии Оскара, получив приглашение на наш баскетбольный матч в «Ме- дисон-Сквер-Гардене» со сборной Соединенных Штатов, прибыли на игру. Ведь каждый из них был немного и бас­кетболистом!

Одним из лучших центров профессионального баскет­бола считался Уилт Чемберлен. При росте 216 сантимет­ров он был хорошо координирован, ловок, прыгуч. Начал играть в профессионалах в 1959 году. Чемберлен — самый результативный игрок Национальной баскетбольной ас­социации. За все годы выступлений в профессиональной лиге набрал более 31 тысячи очков. На его счету 43 ре­корда профессиональной лиги. В матче с командой Нью-Йорка 5 марта 1962 года Чемберлен «заработал» 100 очков. В среднем за матч этот гигант приносил коман­де 50,4 очка. В 1967—1968 годах он был лидером лиги и по результативности, и по результативным передачам. Правда, хотя вездесущий Уилт был неудержим, его команда в Филадельфии ни разу не стала чемпионом. Этому мешал «Бостон Селтикс» во главе с Биллом Рас­селом. И лишь, перейдя в «Лос-Анджелес Лейкерс», Чемберлен в 1971—1972 годах стал чемпионом Нацио­нальной баскетбольной ассоциации. В 1974 году Чембер­лен стал играющим тренером «Лейкерса».

Знаменитый защитник атакующего плана Джерри Вест при росте всего 191 сантиметр играет в профессио­налах с 1960 года. По уровню мастерства его ставят ря­дом с Бобом Коузи и Оскаром Робертсоном. Девять раз входил Вест в сборную звезд Национальной ассоциации. 27,5 очка, которые получает он в среднем за матч, — это высокий результат для защитника. Всего же за свою карьеру Джерри Вест принес своим командам 25 тысяч очков. Вест остроумен и хитер в передачах, смел и драчлив.

Одним из самых дорогостоящих игроков современной Америки считается Карим Абдул-Джаббар (в прошлом Лью Алсиндор). Центровой клуба «Миллуоки» высокого роста (219 см), в последние годы—самый результатив­ный игрок команды, который приносит в среднем 32 оч­ка за игру. По мнению Боба Коузи, Джаббар сочетает в себе лучшие черты Билла Рассела и Уилта Чемберлена.

Высокий рост не мешает Джаббару быть чрезвычайно подвижным и быстрым. Приведя «Миллуоки» к победе в чемпионате, он дважды был признан сильнейшим игро­ком НБА.

Весьма колоритная личность среди профессионалов Национальной баскетбольной ассоциации — Элжин Бей­лор. По спортивному долголетию Бейлор уступает лишь Дику Барнету из Нью-Йорка, который провел пока 16 се­зонов. На один больше, чем Бейлор. Родился Бейлор в Вашингтоне в 1934 году и не играл до 14 лет только пото­му, что баскетбольные площадки были тогда закрыты для черных. Бейлор — третий сын в семье, и рост старших братьев соответственно 206 и 198 сантиметров. Сам он име­ет рост 196 сантиметров. И в школе и в университете Сиэт­ла талантливый юноша был лидером команды. Многие свои рекорды он установил еще играя в команде студенчес­кой ассоциации. В 1958 году Бейлор подписал контракт с клубом «Миннеаполис Лейкерс», по которому получил двадцать тысяч долларов. В тот же день за новичка команды клубу было предложено 250 тысяч долларов. Руководители клуба не пошли на это, так как знали, что на талантливом новичке заработают значительно больше.


За семь сезонов, проведенных в «Миннеаполисе», Бейлор принес команде 17 тысяч очков. Каждый сезон он занимал одно из первых мест в списке лучших 25 снайпе­ров лиги. В 1959 году он забивал 29,3 очка в среднем за игру, в 1962-м—41 очко. За всю историю НБА только двадцать три игрока подбирали больше десяти мячей в среднем за игру. Результат Бейлора, самого результатив­ного из них,— 14,7 мяча.

В 1966 году Бейлор перешел в «Лос-Анджелес Лей­керс», а еше через год перенес две операции в области коленных суставов. Однако уже в 1968 году он вновь был лучшим на поле в своем клубе. Его крюки с обеих рук наводили ужас на защитников. После того как «Лейкерс» приобрел Чемберлена, Бейлор смог играть дальше от щи­та и не только завершать атаки, но и играть в пас. В сезо­не 1971/72 года Бейлор стал чемпионом. Только после этого, осуществив свою давнюю мечту, он покинул клуб, уступив свое место Джиму Макмиллансу.

Весной 1971 года Бейлор стал тренером Националь­ной баскетбольной ассоциации. Перед матчем между командами НБА и АБА журналисты спросили Бейлора, какие указания он даст игрокам. «Я не могу сказать луч­шим профессиональным игрокам, как нужно играть,— ответил Бейлор. — Я могу их только просить сыграть хорошо».

Чемпион Римской олимпиады 1960 года Оскар Ро­бертсон вскоре после Римской олимпиады ушел в про­фессионалы. Робертсон играл сначала за команду «Цин­циннати», а затем — за «Миллуоки Бакс». Он считается наиболее выдающимся защитником Америки после Коу­зи. Неудержимый дриблер, отличный снайпер, Робертсон обычно приносил более 25 очков за игру.

Джерри Лукас, так же как Робертсон, чемпион Олим­пиады в Риме. Мощный центровой ростом 203 сантимет­ра. В профессионалах с 1963 года. Долгое время играл за «Цинциннати Ройялз». Это игрок коллективных дейст­вий, с хорошим пасом и дальним броском. Сейчас Лу­кас— владелец крупного универсального магазина и с баскетболом расстался.

Любимцем нью-йоркской публики вот уже много лет является Уолт Фрезер, физически сильный, мощный иг­рок, ростом 193 сантиметра. Выступая в профессио­нальной команде Нью-Йорка с 1967 года, Фрезер «за­рабатывает» за игру более 20 очков. Удержать его в игре один на один не просто, да и защищается Фрезер от­менно.

Четвертый сезон проводит в Национальной баскет­больной ассоциации Билл Уолтон, но лишь в прошлом, 1977 году этот рыжеволосый гигант получил всеамери­канскую известность и признание. Год назад его команда «Портленд Трейл Блейзере» победила в финальной серии игр чемпионата НБА клуб «Филадельфия-76», бесспорно­го фаворита на протяжении всего сезона, и завоевала но­вый кубок НБА — «Золотую корзину». Сам Уолтон занял первое место в профессиональной лиге по подборам (14,4 подбора за игру) и по накрытым броскам (3,25 за игру). Но путь к этим победам, командным и индивиду­альным, был для него совсем не гладким.


Из своих 26 лет вот уже 18 он играет в баскетбол. В 14 лет рост его достиг 200 сантиметров, а в 17 — увели­чился еще на 11 сантиметров. Выступая за команду шко­лы, Билл обратил на себя внимание специалистов тонким пониманием игры. Он не отличался сверхвысокой резуль­тативностью, но прекрасно подстраховывал партнеров и делал очень много голевых передач. Проблемы выбора университета перед Уолтоном не стояло: еще в 1969 году к нему обратился сам Джон Вуден с приглашением пос­тупить в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. После того как в мае 1970 года Уолтон съездил на чем­пионат мира по баскетболу в Любляну (Югославия), он принял приглашение Калифорнийского университета и стал выступать за команду этого университета — ЮКЛА.

Уолтон провел в ЮКЛА четыре сезона, в каждом из которых его команда становилась чемпионом НКАА. С тех пор любители баскетбола в Соединенных Штатах спорят о том, какая команда была сильнее: ЮКЛА кон­ца 60-х годов, когда за команду играл Лью Алсиндор (Карим Абдул-Джаббар), или ЮКЛА начала 70-х с Биллом Уолтоном. Ответить на этот вопрос, наверное, так и не удастся. И та и другая команды выигрывали подряд все матчи и занимали только первые места в со­ревнованиях любого ранга. Уолтон, так же как в свое вре­мя Алсиндор, доминировал под щитами, правда, он не за­бивал так много мячей, как его предшественник, однако не уступал в количестве подборов, а в результативных передачах даже превосходил его. В общем заочная ста­тистическая дуэль закончилась вничью.

Летом 1974 года Уолтон подписал контракт с про­фессиональным клубом из Портленда, и вся Америка с нетерпением ждала уже очной дуэли между ним и Джаб- баром. Но ни в сезоне 1974/75 года, ни в следующем дуэ­ли не получилось. Причин было много. В первую очередь травмы Уолтона. В своем первом сезоне в профессиона­лах он сыграл лишь 35 игр из-за травмы левого колена, а на следующий год из-за перелома правой ноги участво­вал лишь в 51 матче.

Тренер обвинял Уолтона в несерьезном отношении к делу. К тому же неразговорчивый по натуре парень сумел испортить отношения и с прессой. Газеты Портленда, да и не только Портленда осуждали его вызывающий внеш­ний вид: длинные до плеч волосы, борода, нарочитая небрежность в одежде. Все это создало ему ненужную славу хиппи. А обиженный игрок еще и подливал масло в огонь: объявил себя вегетарианцем и действительно стал общаться с группой хиппи. Но летом 1976 года в «Порт­ленд» пришел новый тренер Джек Рамсей, известный спе­циалист и хороший психолог. Он сумел найти контакт с Уолтоном. Перед началом сезона Рамсей занимался с Уолтоном физической подготовкой по индивидуальной программе, причем особое место было уделено кроссам.Товарищи по команде выбрали Уолтона капитаном. И он наконец-то заиграл в полную силу. А это значит, что Уолтон властвовал над своим щитом, отдавал передачи в прорыв, в позиционном нападении умело руководил партнерами и сам набирал очки. В конце мая состоялась и встреча Уолтона с Джаббаром: «Портленд» играл с «Лос-Анджелес Лейкерс» в западном полуфинале чем­пионата НБА. В очной встрече статистические показате­ли Джаббара оказались выше: за 4 игры он набрал 121 очко, достиг 61% попадания с игры, подобрал 64 мяча на щитах и «накрыл» 15 бросков. У Уолтона эти показа­тели соответственно составили 77 очков, 50%, 59 подбо­ров и 9 накрытых бросков. Но, несмотря на такую стати­стику, именно Уолтон оказался героем этой серии. Он забивал решающие мячи и чаще выполнял голевые пере­дачи.

Известность Биллу Уолтону принесли не только его уникальные игровые способности. Весной 1977 года он смело выступил против действий Федерального бюро рас­следований (ФБР), направленных против него, Уолтона, и его товарищей. Призвав «народы мира поддержать борьбу со всяческими проявлениями расизма в США», Уолтон снискал себе уважение среди униженных и оскор­бленных в «самой демократической стране мира».

В американской прессе любят смаковать подробно­сти личной жизни профессионального спорта. Журнали­сты следят буквально за каждым шагом большого спорт­смена. Ну а гиганты, играющие в баскетбол, естественно, шагают в обуви весьма значительных размеров. В одной из газет сообщалось, в частности, что центровой игрок Боб Ланиер, которого сейчас прочат в наследники Рас­села, Чемберлена и других знаменитых центров Америки, носит кеды шестидесятого размера. При росте 211 санти­метров это довольно много. Ведь наш Янис Круминьш, рост которого 218 сантиметров, носил кеды всего пятьде­сят четвертого размера! Билл Рассел, который сейчас часто комментирует баскетбольные матчи, впервые уви­дев баскетбольную обувь Ланиера, высказался по этому поводу так: «Ланиер не чистит свои баскетбольные бо­тинки, а отсылает их в автомобильную мойку, так как вычистить такую громадную обувь самостоятельно про­сто невозможно».

При организации соревнований американских профес­сиональных команд сочетаются коммерция и спорт. На площадку обычно выходят действительно игроки экстра­класса, которые показывают высочайшее индивидуаль­ное техническое мастерство и высокий атлетизм. В каж­дой команде профессионалов шесть-семь игроков ростом выше двух метров. А в команде, которая рассчитывает на высокие достижения, есть игроки, чей рост превосхо­дит 215 сантиметров. Обилие точных бросков издали, захватывающая борьба на «втором этаже», элегантное исполнение ведения, передач мяча, рациональная такти­ка, построенная на скорости и красоте, — все это делает профессиональный баскетбол увлекательным спектаклем и выгодным коммерческим предприятием.

Зритель охотно идет на спектакли «профи». И хозяева команд получают высокие барыши. Ну а каково же все- таки самим игрокам в мире большого бизнеса? Ведь профессиональный спорт, как я уже говорил, — один из видов работы. А жестокие нравы, царящие в мире биз­неса, где главное — извлечение максимальной прибыли, хорошо известны! Вот что говорит по этому поводу Уэйн Эмбри, много лет игравший в профессиональных коман­дах, а ныне один из руководителей профессионального баскетбольного клуба «Бакс»: «...то, что происходит в баскетболе — победа любой ценой, ничем не отличается от того, что происходит в другом крупном бизнесе... Я на­блюдал маневры и всю алчность, которые царят в НБА. Правила и устав для некоторых владельцев ничего не значат...» Принципы честного спортивного соперничества меньше всего беспокоят заправил профессионального спорта. И неслучайно поэтому, продолжает Эмбри, «ос­новные решения в профессиональных клубах принимают не специалисты, а владельцы команд». «С моей точ­ки зрения, — признается Эмбри, — профессиональный спорт — это рабство, правда, оплачиваемое рабство, но все же рабство». Трудно, пожалуй, сказать более крас­норечиво о положении спортсмена-профессионала!







Date: 2016-02-19; view: 1008; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию