Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испытай характер в Тбилиси





Сан-Паулу и Барселона, Сан-Луис и Буэнос-Айрес... В этих и во многих других зарубежных городах знают и любят баскетбол. Читатель, надеюсь, получил уже пред­ставление о зарубежных зрителях, заполняющих баскет­больные залы. О зрителях темпераментных и... не всегда объективных. Ну а что же наши болельщики? Так же эмоциональны, горячи, как и их зарубежные собратья? Или все-таки другие? Говорят, болельщики, как дети, везде одинаковы. Но, думаю, это не совсем так. Наш бас­кетбольный зритель безусловно более дисциплинирован и объективен, хотя, конечно, и ему темперамента не зани­мать. Скорее всего в этом можно убедиться, если побы­вать, к примеру, в тбилисском Дворце спорта, когда там встречаются местные динамовцы со своими соперниками по высшей лиге чемпионата СССР. Когда динамовцы в хорошей спортивной форме, победить их на своем поле предельно трудно. И «виноват» здесь в известной мере болельщик. Он не дает своим игрокам плохо играть, зас­тавляет их, как говорится, костьми ложиться за победу. Тбилисский болельщик не стесняется воздействовать и на судей, и те, если они не очень опытны и мужественны, боятся судить в Тбилиси и волей-неволей начинают помо­гать грузинской команде. Естественно, что слабый духом соперник, попав в такую обстановку, тоже начинает те­ряться. Поэтому, чтобы обстрелять команду перед круп­ными международными соревнованиями, целесообразно несколько матчей поиграть в Тбилиси. Это хорошая про­верка боем.

Особенно страстны грузинские зрители, когда их лю­бимцы встречаются с командой-лидером. Тут уж не жа­леют ни своих голосов, ни рук, ни ног. Так, мне довелось полностью испытать силу атак грузинских болельщиков в бытность мою тренером СКА (Рига) да и позднее, когда я принял команду ЦСКА. Ведь эти две команды — мно­гократные чемпионы СССР и обладатели Кубка европей­ских чемпионов! Чего греха таить, случается, что некото­рые «болельщики» Дворца спорта выходят за рамки дозволенного. И тогда в команду соперника летят и моро­женое, и мандарины, и монеты, и даже более опасные предметы, которыми можно поранить игроков. Конечно, грузинский болельщик в общем умеет себя вести, но вот такие, мягко говоря, темпераментные зрители-одиночки подчас омрачают картину честного спортивного соперни­чества.

Дружно поддерживает свою любимую команду «Жаль- гирис» каунасский зритель. Здесь тоже играть не просто. Правда, литовцы не позволяют себе ничего, кроме крика, свиста или топота.

Активно болеют в Риге. Здесь у баскетбола, как гово­рится, глубокие корни. Много лет блистал рижский СКА, а сегодня бесспорный лидер женского баскетбола — команда Трамвайно-троллейбусного треста (ТТТ).

Своеобразен болельщик в Ленинграде. Ленинградцы всегда славились высокой культурой, интеллигентностью, а вот болельщик у них, к сожалению, совсем другой. Со перника ленинградского «Спартака» он норовит обидеть, старается ущемить его самолюбие. Вот бы такого болель­щика самого на поле или на место тренера, он бы почувствовал почем фунт лиха. А с трибуны, конечно, все герои, все мастера, все сильные и все все умеют.

Но самый непостижимый зритель, пожалуй, живет в Москве. Даже обидно бывает: играем в Москве, в зале ЦСКА, а болельщиков против нас больше, чем за нас. Парадокс—и только! Чем же это объяснить? В какой-то степени, думаю, тем, что на поведение зрителя влияет и его профессия. А за ЦСКА в большинстве своем болеют офицеры, военнослужащие, люди сдержанные, уравно­вешенные. Ну скажите, удобно ли им кричать, топать но­гами, не говоря уже о более резких формах проявления темперамента! В лучшем случае военнослужащие будут вам аплодировать.

Московский зритель избалован большим количеством соревнований, он разборчив, и на плохие матчи его не за­манишь. Есть у московского болельщика и еще черта, присущая, пожалуй, только ему одному: он дружелюбен к командам соперников, традиционно гостеприимен, кор­ректен, сдержан. Он всегда оценит хорошую игру сопер­ника москвичей и не поскупится на аплодисменты. Он строг к своим игрокам и постоянно требует у них под­тверждения своего высокого класса. Иначе он быстро ниспровергнет вчерашние авторитеты, причем сделает это без излишней сентиментальности, хотя и не забудет своих кумиров.

Тбилисский Дворец спорта, рассчитанный на один­надцать тысяч зрителей, редко вмещает всех желающих. Но я хорошо помню один из вечеров, когда мы проводи­ли тренировку в игровом зале Дворца. Было непривычно тихо, даже как-то жутковато в этом постоянно бушующем зале, где в тот вечер никого, кроме нас, не было. И вдруг подумалось, что играть в пустом зале намного тягостнее, утомительнее, чем в зале, заполненном зрителями, хотя и рьяно болеющими за твоего соперника.


В конечном счете баскетбол, как, впрочем, и вообще спорт, не может существовать без зрителя.

И еще об одном хотелось бы сказать, заканчивая раз­говор о зрителе. Недавно мне довелось в одной из наших газет прочитать статью, где говорилось о том, что зритель на трибуне стадиона или в спортивном зале такой же, как и зритель в театральном или киноконцертном зале. Но с этим я позволю себе не согласиться. Театральный зри­тель всегда благожелателен. Он жаждет увидеть хоро­шую игру актеров, услышать популярные мелодии, люби­мых певцов. Своим поведением, чуткостью он помогает актеру раскрыть свой талант. Даже при неудачной игре актера театральный зритель никогда не позволит себе бестактность, грубость, выкрики, не говоря уже о боль­шем. Да и соперников у актеров практически нет. Това­рищи по сцене, суфлеры, режиссеры, дирижеры — все это единомышленники, которые стремятся создать обстанов­ку доброжелательности, где актеру легче проявить свое дарование, свой талант.

Совсем другое дело — соревнования спортивных команд. Если вы играете на чужом поле, зритель наст­роен явно против вас. Любыми средствами он старается помочь «своим» и не очень-то церемонится с вами, с ва­шими чувствами. Такой зритель делает все, чтобы поме­шать сопернику раскрыть свой талант, показать высокое мастерство. Поэтому сопоставлять и сравнивать спортив­ного зрителя и зрителя, который находится в зале теат­ра, мне кажется, неправильно.

Мне трудно представить себе баскетбольного зрителя сухим, бесстрастным, равнодушным. Человеком, которого интересуют только цифры на табло. В конце концов для этого вовсе не обязательно идти во Дворец спорта. Я предпочитаю зрителя эмоционального и разбирающего­ся, Конечно, в баскетболе. Зрителя, для которого ра­дость—-сам процесс борьбы мужественных и честных со­перников, их виртуозное мастерство, нестандартное, жи­вое мышление.Такому зрителю не требуется допинг в виде свиста, топота и прочего шумового оформления. Он умеет контролировать свои эмоции. И я верю, что буду­щее за таким зрителем.







Date: 2016-02-19; view: 323; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию