Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Решение типовых задач
Пример 1. Воспользуйтесь данными сравнительного аналитического баланса нетто и ответьте на следующие вопросы: За отчетный период имущество анализируемого предприятия (увеличилось / уменьшилось) ________ на _______тыс. руб., составив в конце периода_______ тыс. руб. 1. Данное изменение обусловлено на_____% (увеличением/уменьшением)_______ основных средств и на _____% (увеличением/уменьшением) ________ оборотных средств. 2. Увеличение имущества предприятия на _______тыс. руб. было обеспечено ростом (собственных/заемных) _____ средств на _____%, а на _____% покрывалось увеличением обязательств предприятия (табл. 13.1).
Таблица 13.1 – Актив сравнительного аналитического баланса-нетто
Решение. 1. За отчетный период имущество анализируемого предприятия (увеличилось/уменьшилось) увеличилось на 3 948 тыс. руб., составив в конце периода 322 617 тыс. руб. 2. Данное изменение обусловлено на 31,9% (увеличением/уменьшением) увеличением основных средств и на 68,1% (увеличением/уменьшением) увеличением оборотных средств 3.Увеличение имущества предприятия на 3 948 тыс. руб. было обеспечено ростом (собственных/заемных) собственных средств на 64,7%, а на 35,3% покрывалось увеличением обязательств предприятия. Пример 2. Воспользуйтесь данными аналитической таблицы 13.3 анализа финансовой устойчивости и ответьте на следующие вопросы: 1. Финансовое состояние предприятия следует охарактеризовать как (абсолютно устойчивое/ устойчивое/неустойчивое/кризисное)________, Общая величина основных источников формирования запасов и затрат с излишком покрывает величину (основных средств/запасов и затрат)__________как на начало, так и на конец анализируемого периода. В конце периода излишек обеспечения составил _____тыс. руб. Решение. Финансовое состояние следует охарактеризовать как (абсолютно устойчивое/ устойчивое/неустойчивое / кризисное) неустойчивое. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат с излишком покрывает величину (основных средств/запасов и затрат) запасов и затрат как на начало, так и на конец анализируемого периода. В конце периода излишек обеспечения составил 22 755 тыс. руб.
Таблица 13.2 – Пассив сравнительного аналитического баланса-нетто
Пример 3. Воспользуйтесь данными аналитических таблиц 13.1 и 13.2 по анализу ликвидности баланса и ответьте на следующие вопросы: За отчетный период наблюдается возросший (избыток/ недостаток)_________ наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств. На конец анализируемого периода он составил _______тыс. руб. Медленнореализуемые активы в конце анализируемого периода (превышали/ не покрывали) ________ долгосрочные и среднесрочные пассивы на _________тыс. руб. Решение. За отчетный период наблюдается возросший (избыток/недостаток) недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств. На конец анализируемого периода он составил 44 195 тыс. руб. Медленнореализуемые активы в конце анализируемого периода (превышали / не покрывали) превышали долгосрочные и среднесрочные пассивы на 114 236 тыс. руб. Пример 4. Определить значение коэффициента текущей ликвидности, если наиболее ликвидные средства =100 у. е.; быстрореализуемые активы =150 у.е.; медленнореализуемые активы = 250 у. е.; наиболее срочные обязательства = 250 у. е., краткосрочные пассивы =150 у. е. Решение.
Значение коэффициента текущей ликвидности не соответствует норме (не менее 2), что свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса. Пример 5. Определить значение коэффициента обеспеченности собственными средствами, если постоянные пассивы = 400 у. е., наиболее ликвидные активы = 100 у. е., быстрореализуемые активы =150 у. е., медленнореализуемые активы = 250 у. е., труднореализуемые активы = 300 у. е. Решение.
Значение коэффициента обеспеченности собственными средствами соответствует требуемой норме (значение коэффициента более 0,1), что свидетельствует об удовлетворительной структуре баланса. Пример 6. По данным бухгалтерского баланса: Внеоборотные активы –7000; Запасы – 2500; Денежные средства – 500; Капитал и резервы – 4000; Краткосрочные пассивы – 6000. Рассчитайте показатели финансовой устойчивости предприятия.
Решение. К показателям финансовой устойчивости предприятия относятся: - Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:
1,5 (должен быть <0,7)
- Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:
-1 (должен быть >0,1)
- Коэффициент автономии:
0,4 (должен быть >0,6)
Пример 7. По условиям предыдущей задачи рассчитайте показатели ликвидности. Решение. К показателям ликвидности относятся: - Коэффициент текущей ликвидности предприятия:
0,5 (должен быть >2)
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
0,083 (должен быть равен (0,2-0,5))
- Коэффициент срочной ликвидности. В данном случае значение этого коэффициента совпадает со значением коэффициента абсолютной ликвидности, так как мобилизованная дебиторская задолженность на предприятии по условиям задачи равна 0.
Таблица 13.3 – Характеристика финансовой устойчивости организации
Пример 8. Рассчитайте необходимые показатели, проанализируйте оборачиваемость оборотных средств предприятия, а также определите величину высвобождения (или дополнительного вовлечения) денежных средств из оборота (в оборот) в результате ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных средств.
Таблица 13.4 – Анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия
Решение. Вычисленные показатели представлены в таблице 13.5.
Таблица 13.5 – Показатели эффективности использования оборотных средств
Замедление оборачиваемости на 2 дня вовлекло в оборот: 2*430=860 тыс. руб. Пример 9. Рассчитайте балансовую стоимость активов хозяйствующего предприятия. Хозяйствующий объект имеет годовую чистую прибыль 3150 тыс. руб. У него высокий рыночный рейтинг, и цена фирмы на рынке составляет 6000 тыс. руб. Размер ставки ссудного банковского процента равен 45 % годовых.
Решение. Балансовая стоимость фирмы: Пример 10. Дайте оценку анализа ликвидности баланса хозяйствующего субъекта:
Решение. 1. На начало периода: На конец периода: На начало периода: На конец периода:
2.На начало периода: На конец периода: 600>200 700>350 300>20 380>10 2500>70 2530>50 25500<28610 25570<28770
Баланс организации абсолютно ликвиден.
ТЕМА 14. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Основные термины и понятия Роль и место финансового планирования в осуществлении хозяйственно – финансовой деятельности предприятия. Теоретические основы, цели финансового планирования. Основные этапы финансового планирования. Виды и методы финансового планирования. Система финансовых планов (бюджетов). Система показателей финансового плана, его состав, информационная база, программное обеспечение. Порядок составления баланса доходов и расходов предприятия на основе плановых расчетов его статей. Взаимосвязь и сбалансированность доходных и расходных статей финансового плана предприятия. Оперативные финансовые планы предприятий: кассовый план и платежный календарь. Бизнес – план как форма внутрифирменного планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия. Понятие бюджетирования, система бюджетов предприятия, порядок разработки, исполнения и контроля.
Примерный план лекции 1. Сущность и методы финансового планирования 2. Виды финансового планирования: перспективное, текущее, оперативное 3. Ключевые категории и положения
Список рекомендуемой литературы 1. Борисова В. Д., Юняева Р. Р., Разуваев С. А. Финансы предприятия / Учебное пособие. – Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского. – Пенза, 2001. – Ч.2. - 135с. 2. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и статистика, 2002. – С. 409. 3. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий: Учеб. – М.: ТК Велби, 2003. – С. 121. 4. Ковалева А. М., Лапуста М. Г. Финансы фирмы: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА - М, 2003. – С. 417. 5. Ковалева А. М. Финансы и кредит: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 287. 6. Колчина Н. В.., Поляк Г. Б., Павлова Л. П. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С.253. 7. Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для ВУЗов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 639с. 8. Романовский М. В. Финансы предприятий. Учебник. – СПб.: «Издательский дом» Бизнес – пресса», 2000. - 528с. 9. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – С. 298. 10. Семенов В. М., Набиев Р. А., Асейнов Р. С. Финансы предприятий: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. - С.153. 11. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: «ИНФРА - М», 2003 – С.232. 12. Шуляк П. Н. Финансы предприятий: Учебник.4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 752с. Сущность и методы финансового планирования
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде. Цель – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Задачами планирования являются: определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования; установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия; контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия; осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие. Таким образом, финансовый план – это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущие, среднесрочные и долгосрочные цели. Важным моментом финансового планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования является определение его центров доходов и центров расходов. Центры дохода – это его подразделения, которые приносят максимальную прибыль. Центры расходов – это подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющими важную роль в общем производственном процессе. Значение финансового планирования состоит в том, что оно: - воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; - предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов; - служит инструментом получения внешнего финансирования. Этапы разработки финансового плана - анализ финансовых показателей из отчетов предприятия за предшествующие годы и планируемый: выручка от продаж, объем капитала вложений, валовая и чистая прибыль, рентабельность продукции, капитала, коэффициент устойчивости; - участие в разработке учетной политики предприятия; - составление специальных таблиц и расчетов по финансовому плану: расчет прибыли, ее распределение, источники финансирования, потребность в основных средствах, сметы затрат. В бизнес – планировании рекомендуется составлять несколько вариантов финансовых расчетов для выбора оптимального; - разработка отчетов об исполнении финансового плана – используется для финансового анализа и разработки планов на предстоящий период. Методы финансового планирования Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования. Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Система норм и нормативов включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономные образования); отраслевые; нормативы предприятия. Расчетно-аналитические методы. Сущность расчетно-аналитического метода заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Применяется в случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Алгоритм этого метода включает следующие этапы: анализ отчетных показателей за предплановый период; экспертная оценка динамики отчетных данных, экспертная оценка перспектив развития, расчет плановых показателей. Одним из наиболее распространенных методов этой группы являются “метод процента от реализации “. Метод основан на увязке отчета о прибыли и баланса с планируемым объемом реализованной продукции. Основанием такого подхода считается тот факт, что большинство статей переменных затрат, оборотных средств и краткосрочных обязательств находятся в непосредственной зависимости от объема реализованной продукции. В ходе использования данного метода финансовый менеджер: - определяет статьи, которые в прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции; - определяет планируемый объем продаж; - оценивает соответствующие статьи в соответствии с предлагаемым изменением объема реализации. Балансовый метод. Сущность метода – путём построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовая увязка по финансовым ресурсам имеет вид: ОН + П = Р + ОК, где ОН – остаток средств фонда на начало планируемого периода; П – поступление средств в фонд; Р – расходование средств фонда; ОК – остаток средств фонда на конец планируемого периода. Методы оптимизации плановых решений. Сущность метода – в разработке нескольких вариантов плановых расчётов с целью выбора наиболее оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора оптимального решения: минимум затрат; максимум прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода на рубль вложенного капитала и другие. Методы экономико-математического моделирования. Сущность – позволяют найти количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, их определяющими; построить экономико-математическую модель. Модель может строиться по функциональной и корреляционной связи. Процесс разработки плановых показателей с применением экономико-математических моделей финансовых показателей складывается из следующих основных этапов: анализ и оценка отчётных данных за предплановый период, изучение динамики финансовых показателей за определённый отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики; построение экономико-математической модели плановых показателей; прогнозирование показателей на основе экономико-математической модели и разработка различных вариантов планируемого показателя; анализ и экспертная оценка перспектив изменения планируемых показателей; принятие планового решения.
Виды финансового планирования Различают три вида финансового планирования: - долгосрочное (перспективное); - краткосрочное (текущее); - оперативное. Долгосрочное (перспективное) внутрифирменное финансовое планирование – это планирование на несколько лет (пятилетку) с разбивкой по годам. Краткосрочное внутрифирменное финансовое планирование – это планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам. Оперативное финансовое планирование – это планирование на квартал с разбивкой на более короткий период: месяц, декаду, неделю, день. Долгосрочное (перспективное) планирование Все виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования. Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес - план. Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансово - коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, выявляет и анализирует проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то, что он позволяет тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия. Бизнес - план может иметь различные формы представления. Основными моментами, которые в нем должны быть отражены, являются следующие: описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информации о конкурентах; описание основных элементов плана маркетинга; описание плана производства; описание организационной схемы реализации мероприятия и планирование работы персонала; проработка правовых аспектов реализации мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана коммерческого мероприятия и выработка стратегии его финансирования. Венцом бизнес-плана является разработка финансового плана коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования. Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило, это сводится к подготовке следующих документов: прогноз объемов продаж; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы. На основании финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегии финансового планирования: определяется, сколько нужно средств для создания или развития предприятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме, когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и другие. Таким образом, финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Date: 2016-02-19; view: 596; Нарушение авторских прав |