Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для студентов 4 курса лечебного факультета
ЛЕКЦИЯ №1 Эпидемиология, пути передачи, патогенез туберкулеза. Клиническая классификация туберкулеза и методы обследования больных. Раннее выявление туберкулеза - туберкулинодиагностика и флюорографические осмотры населения. ЛЕКЦИЯ №2 Первичный туберкулез. Патогенез, клиника. Милиарный и диссеминированный туберкулез: патогенез, клиника. Туберкулез плевры и мозговых оболочек: патогенез, клиника. ЛЕКЦИЯ №3 Очаговый и инфильтративный туберкулез легких, казеозная пневмония, туберкулема: кавернозный туберкулез легких, патогенез, клиника. ЛЕКЦИЯ №4 Фиброзно-кавернозный и цирротический туберкулез легких: патогенез, клиника. Неотложные осложнения при туберкулезе легких (легочное кровотечение и спонтанный пневмоторакс). ЛЕКЦИЯ №5 Общие принципы лечения больных туберкулезом легких: технология ДОТS, хирургическое лечение туберкулеза. Социальная, санитарная и вакцинопрофилактика туберкулеза. Организация и система борьбы с туберкулезом в России - противотуберкулезный диспансер, современная группировка больных туберкулезом. Инфекционный контроль при туберкулезе и средства противотуберкулезной защиты персонала.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ТЕМА 1: ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомить студентов с эпидемиологией туберкулеза, изучающей источники заражения туберкулезом, пути передачи инфекции, свойства возбудителя туберкулеза, распространенность туберкулеза как инфекционного заболевания среди населения, неблагоприятные экзо- и эндогенные факторы, влияющие на эпидемиологический процесс. Научить находить в мазках мокроты микобактерии туберкулеза, оценивать эпидситуацию по туберкулезу, используя основные эпидпоказатели.
УМЕНИЯ: Найти в мазках мокроты больных туберкулезом микобактерии при окраске по Циль-Нильсену и люминесцентными красителями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Оценить эпидситуацию по туберкулезу в регионе, используя основные эпидпоказатели.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1. М.И. Перельман, В.А. Корякин, И.В. Богадельникова – «Фтизиатрия», М., 2004, с. 57-68 2. В.Ю. Мишин, Ю.Г. Григорьев, А.В. Митронин, С.П. Завражнов – «Фтизиопульмонология», М., 2007, с. 28-45. 3. «Фтизиатрия». Национальное руководство под редакцией акад. РАМН М.И. Перельмана. М.,2007. с. 74-91, 112-138
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Назовите типы микобактерий туберкулеза, патогенные для человека. 2. Перечислите клинически существенные свойства возбудителя туберкулеза. 3. К каким факторам внешней среды чувствительны и устойчивы МБТ? 4. Кто является источником инфекции при туберкулезе? 5. Перечислите пути передачи туберкулезной инфекции. 6. Перечислите основные эпидемиологические показатели по туберкулезу и дайте их определение.
ТЕМА 2: КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЛЕГКИХ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Усвоить комплекс современных методов и составлять план обследования больных туберкулезом, оформлять историю болезни, контролировать эффективность лечения. Изучить клиническую классификацию туберкулеза и овладеть навыком ее практического применения и формулирования диагноза.
УМЕНИЯ: Оформлять историю болезни и формулировать клинический диагноз больного туберкулезом легких.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Обследовать больного туберкулезом легких.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1. М.И. Перельман, В.А. Корякин, И.В. Богадельникова – «Фтизиатрия», М., 2004, с.84-124, 128-131 2. В.Ю. Мишин, Ю.Г. Григорьев, А.В. Митронин, С.П. Завражнов – «Фтизиопульмонология», М., 2007, с. 61-128 3. «Фтизиатрия». Национальное руководство под редакцией акад. РАМН М.И. Перельмана. М.,2007, с. 139-183, 196-245 4. Методические указания к клиническому обследованию и написанию истории болезни больного туберкулезом органов дыхания. Рязань, 2002.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Данные наружного осмотра больного, подозрительные на туберкулез. 2. Данные пальпации, перкуссии и аускультации при наличии туберкулеза органов дыхания. 3. Показатели общих анализов крови и мочи при туберкулезе. 4. Показатели биохимического исследования крови при туберкулезе. 5. Инструментальные методы исследования больных туберкулезом легких. 6. Группы нозологических форм туберкулеза. 7. По каким параметрам характеризуют туберкулезный процесс в легких? 8. Каковы возможные осложнения туберкулеза?
Усвоив теоретический материал, потренируйтесь в формировании развернутого клинического диагноза больных с различными формами туберкулеза органов дыхания с указанием формы туберкулеза, локализации процесса, фазы его течения, наличия или отсутствия МБТ, возможных осложнений.
ТЕМА 3: РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА У ДЕТЕЙ (ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА) ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомить студентов с историей и современным состоянием туберкулинодиагностики и научить их пользоваться ею для раннего выявления туберкулеза у детей и подростков, а также для дифференциального диагностирования.
УМЕНИЯ: Оценивать результаты туберкулиновых проб Манту, диаскинтест, градуированной кожной на основании местных реакций. На основании туберкулиновых проб выявлять лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом, определять лиц, подлежащих ревакцинации БЦЖ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Проводить туберкулиновые пробы Манту, Коха и градуированную кожную оценивать их результаты.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1. М.И. Перельман, В.А. Корякин, И.В. Богадельникова – «Фтизиатрия», М., 2004, с.91-98, 411-413 2. В.Ю. Мишин, Ю.Г. Григорьев, А.В. Митронин, С.П. Завражнов – «Фтизиопульмонология», М., 2007, с.98-106 3. «Фтизиатрия». Национальное руководство под редакцией акад. РАМН М.И. Перельмана. М.,2007, с.184-196 4. «Туберкулинодиагностика». Методические указания для студентов, интернов, клинических ординаторов, терапевтов, педиатров, фтизиатров. Рязань, 2005
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое туберкулин? Его цель применения в клинической практике. 2. Каковы ответные реакции организма человека на введение туберкулина? 3. Что такое «вираж» туберкулиновой чувствительности? 4. Что такое положительная и отрицательная энергия? Чем они обусловлены? 5. О чем свидительствует гиперергическая реакция на туберкулин? 6. Градуированная кожная проба: показания к применению, техника выполнения, учет реакции. 7. Проба Манту: показания к применению, техника выполнения. 8. Проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л. Техника проведения, техника и оценка результатов. 9. Применение пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л при обследовании детей и подростков. 10. Применение пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л при обследовании взрослого населения. 11. Противопоказания к проведению пробы Манту с 2 ТЕ. 12. Проба Коха: показания к применению, техника выполнения, учет реакции, оценка результатов. 13. Методика массовой туберкулинодиагностики. 14. Из каких мероприятий состоит массовая туберкулинодиагностика для раннего выявления туберкулеза у детей? 15. Диаскинтест: показания, методика, интерпретации.
Усвоив теоретический материал, решите следующую ситуационную задачу. ЗАДАЧА 1
У ребенка 9 лет проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л дала папулу 17 мм. Год назад на такую же пробу была лишь небольшая гиперемия, расцененная как реакция на угасающую поствакцинальную аллергию. 1. О чем свидетельствует нарастание интенсивности туберкулиновой чувствительности? 2. Определите характер реакции на туберкулин: гиперергический, нормергический, гипергический 3. Каким специалистом должен быть осмотрен ребенок?
ТЕМА 4: СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА (ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА, ХИМИОПРОФИЛАКТИКА)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Усвоить показания, противопоказания для применения БЦЖ и БЦЖ-М. Овладеть методикой вакцинации и ревакцинации. Научиться учитывать результаты и оценивать эффективность противотуберкулезных прививок и различать инфекционную и поствакцинальную аллергию, овладеть методикой профилактики.
УМЕНИЯ: Определить контингенты лиц, подлежащих вакцинопрофилактике БЦЖ и БЦЖ-М, химиопрофилактике.
ПРАКИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Оценивать эффективность вакцинации и ревакцинации на основании прививочных знаков, химиопрофилактики.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1. М.И. Перельман, В.А. Корякин, И.В. Богадельникова – «Фтизиатрия», М., 2004, с. 400-411 2. В.Ю. Мишин, Ю.Г. Григорьев, А.В. Митронин, С.П. Завражнов – «Фтизиопульмонология», М., 2007, с.211-217 3. «Фтизиатрия». Национальное руководство под редакцией акад. РАМН М.И. Перельмана. М.,2007, с.476-486 4. «Специфическая профилактика туберкулеза (вакцинопрофилактика)». Методические указания для студентов, интернов, клинических ординаторов. Рязань, 2006
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Вакцина БЦЖ, ее свойства, сроки хранения. Вакцина БЦЖ-М. 2. Методика и техника противотуберкулезной вакцинации и ревакцинации. 3. Доза вакцины БЦЖ для вакцинации и ревакцинации. 4. Эффективность прививок БЦЖ. Сроки формирования иммунитета и его продолжительность. 5. Местные прививочные реакции, сроки развития их, течение, исход. 6. Показания, противопоказания и срок для вакцинации БЦЖ новорожденных. 7. Ревакцинация БЦЖ: сроки, противопоказания, методика отбора лиц, подлежащих ревакцинации. 8. Осложнения вакцинации БЦЖ. 9. Цель химиопрофилактики. 10. Какие виды химиопрофилактики существуют? 11. Методика проведения химиопрофилактики.
Усвоив теоретический материал, решите следующие ситуационные задачи:
Date: 2016-02-19; view: 413; Нарушение авторских прав |