Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 17. Расчет экологических платежей за выбросы в атмосферу и за загрязнение водных объектов
Платность использования природных ресурсов установлена Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" в 1991 г. (ст.20.) Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения. Плата за загрязнения окружающей природной среды относится к обязательным платежам и имеет налоговый характер. Плательщиками являются предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. Не имеет никакого значения, каким видом предпринимательской деятельности занимается организация: промышленность, бытовые услуги, торговля и др. Если организацией произведено вредное воздействие на окружающую среду, она переходит в разряд плательщиков. Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется Правительством РФ и производится в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды" (Минюст РФ 24 марта 1993 г. № 190). Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей. К ним относятся: - плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников); - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; - плата за размещение отходов; - плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов. При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения: а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Предельно-допустимые количества (лимиты) загрязняющих веществ и отходов устанавливаются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ. Если фактические объемы по итогам года превышают установленные лимиты, то плата за объемы превышения взимается в 5-кратном размере. Если разрешение отсутствует, т.е. не установлены лимиты, то пятикратный коэффициент применяется ко всему фактическому объему загрязняющих веществ и отходов. Зачисление и распределение платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду между бюджетами разного уровня осуществляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении, соответственно, 19 и 81%. Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы (приложение N 2 к постановлению N 344) для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий. Платежи за выбросы в атмосферу. Постановлением N 344 установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив (БНн) и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов (БНл). Базовые ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в пять раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сумма платежа за сверхлимитные выбросы (СЛВ) в пять раз превышает ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (БНл). Об этом говорится в пункте 5 Порядка определения платы, утвержденного постановлением N 632. Порядок расчета следующий: Во-первых, следует определить дифференцированную ставку платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в пределах допустимых нормативов (ДСн), а также в пределах установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (приложение N 1 к постановлению N 344) и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ). Коэффициенты приведены в приложении N 2 к постановлению N 344 Формула расчета платы: ДСн = БНн x КоэфАВ (70) ДСл = БНл x КоэфАВ. Значение коэффициентов умножаются на 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов соответствующих экономических районов. Во-вторых, следует определить количество каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу. И в-третьих, рассчитать сумму платежа. Для этого количество каждого вида загрязняющих веществ, попавших в атмосферу, надо умножить на соответствующую дифференцированную ставку платы. При выбросе нескольких видов следует рассчитать плату по каждому из них в отдельности, а затем сложить полученные показатели. Пример 1 Завод "Дионикс" находится в Перми (Уральский экономический район). Коэффициент, учитывающий экологический фактор в этой местности, равен 2. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов применяется дополнительный коэффициент 1,2. Фактические выбросы в атмосферу вредных веществ составили: хлора - 3,5 т; мышьяка - 0,6 т. А допустимый норматив установлен в размере: хлор - 2 т; мышьяк - 0,2 т. Ставка платы в пределах норматива равна: хлор - 41 руб./т; мышьяк - 683 руб./т. Дифференцированную ставку платы в пределах нормативов (ДСн) с учетом коэффициента рассчитывают так: - хлор - 98,4 руб./т (41 руб./т x 2 x 1,2); - мышьяк - 1639,2 руб/т (683 руб./т x 2 x 1,2). Сумма платы за загрязнение в пределах допустимых нормативов составит: 98,4 руб./т x 2 т + 1639,2 руб. x 0,2 т = 524,64 руб. Установленный лимит выбросов: хлора - 3 т; мышьяка - 0,5 т. А ставка платы в пределах установленного лимита: хлор - 340руб/т; мышьяк - 3415 руб/т. Дифференцированная ставка платы в пределах лимита (ДСл) с учетом коэффициента равна: - хлор - 816 руб/т (340 руб/т x 2 x 1,2); - мышьяк - 8196 руб/т (3415 руб/т x 2 x 1,2). Количество вредных веществ в пределах установленных лимитов, но превышающее установленные нормативы, равно: хлор - 1 т (3 - 2); мышьяк - 0,3 т (0,5 - 0,2). Сумма платы в пределах установленных лимитов: 816 руб/т x 1 т + 8196 руб. x 0,3 т = 3274,8 руб. Теперь вычислим количество вредных веществ, превышающее установленные лимиты: хлор - 0,5 т (3,5 - 3); мышьяк - 0,1 т (0,6 - 0,5). Затем рассчитаем сумму платы за сверхлимитные выбросы: (816 руб/т x 0,5 т + 8196 руб. x 0,1 т) x 5 = 6138 руб. И наконец, получим общую сумму платежа: 9937,44 руб. (524,64 + 3274,8 + 6138). Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты аналогичен - при расчете используют коэффициент, учитывающий их состояние (приложение N 2 к постановлению N 344). 17.3. Расчет платы за размещение отходов Постановлением N 344 также введены нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов. Величина этих выплат зависит от степени опасности отходов. Установленный норматив применяется с использованием понижающих коэффициентов: 0 и 0,3. Чтобы узнать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо также определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов (приложение N 1 к постановлению N 344) и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района РФ (приложение N 2 к постановлению N 344). Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов. Пример 2 ЗАО "Кавитон" размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства и потребления предприятие использует понижающий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где расположен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб/т. Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна: 248,4 руб/т x 0,3 x 2 = 149,04 руб/т. Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т. Но фактически предприятие разместило 7 т. Сумму платы в пределах установленных лимитов получают таким образом: 149,04 руб/т x 5 т = 745,2 руб. Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна: (149,04 руб/т x 2 т) x 5 = 1490,4 руб. А общую сумму платежа за загрязнение окружающей среды рассчитывают так: 745,2 руб. + 1490,4 руб. = 2235,6 руб.[1]
Фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам N 2-тп (воздух) и N 2-тп (водхоз), составленных на основании журналов природоохранной деятельности (ПОД), в которых учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы и водных объектов за год. Фактическая масса годового выброса (сброса) подразделяется: - на массу нормативных предельно допустимых выбросов (сбросов), рассчитанных на основе "Проекта ПДВ (ПДС) предприятия" и согласованных с территориальными органами Минприроды России; - на массу ВСВ и ВСС, разрешенного выброса по отдельным веществам (лимит), установленного территориальным органом Минприроды России природопользователю на период достижения ПДВ или ПДС; - на сверхлимитную массу. Исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) могут служить: - данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории; - данные о расходе топлива, сырья, материалов; - данные о временном режиме работы оборудования за год; - данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования; - нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции; - нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий. При определении ежеквартального фактического объема выброса (сброса, размещения отходов), можно использовать следующие варианты: 1) природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета; 2) выброс (сброс) за квартал определяется по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов и превышающих эти нормативы; 3) природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещения отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов). Постановлением N 344 введены нормативы платы за допустимые выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками и выбросы, превышающие допустимые. Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива. Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников. При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством. Платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг). Платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. В себестоимость продукции включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат. Установлен перечень природоохранных мероприятий, расходы по которым идут в зачет экологических платежей. 1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов 1.1. Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки. 1.2. Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов. 1.3. Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод (аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны). 1.4. Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков. 1.5. Реконструкция или ликвидация накопителей отходов. 1.6. Создание и внедрение автоматической системы контроля состава и объема сброса сточных вод. 2. Охрана воздушного бассейна. 2.1. Установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу. 2.2. Строительство опытно-промышленных установок и цехов по очистке отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу. 2.3. Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др. 2.4. Создание автоматических систем контроля загрязнения атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха. 2.5. Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу. 2.6. Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов. 2.7. Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива. 3. Использование отходов производства и потребления 3.1. Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигона для складирования бытовых и промышленных отходов. 3.2. Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов. 3.3. Строительство установок, производств, цехов для получения сырья и готовой продукции из отходов производства. 4. Экологическое просвещение, подготовка кадров 4.1. Работа по экологическому образованию кадров. 5. Научно-исследовательские работы 5.1. Разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве. 5.2. Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов промышленных предприятий, утилизации отходов. 5.3. Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов. 5.4. Совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксенобиотиков. 5.5. Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия. Не подлежат зачету текущие затраты на: - газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья; - среднекислотные и другие цехи, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей; - газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах; - санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д., являющиеся составными элементами технологических схем, промышленной санитарии, благоустройства и т.д.
Контрольные вопросы 1. Какие документы используются для разработки ОВОС? 2. Перечислите основные этапы разработки ОВОС 3. Как рассчитываются платежи за выбросы в атмосферу? 4. Как рассчитываются платежи за размещение отходов производства потребления? 5. Назовите 5-7 примеров природоохранных мероприятий, расходы по которым идут в зачет экологических платежей? Литература 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 2. Жилищный Кодекс Российской Федерации. 3. Налоговый Кодекс РФ. 4. Трудовой Кодекс РФ. 5. «Об акционерных обществах» федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.95. 6. Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия. Электронный конспект лекций. Date: 2016-02-19; view: 1037; Нарушение авторских прав |