Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Организация бухгалтерского учета на предприятиях городского строительства и хозяйства





5.1.Принципы бухгалтерского учета и учетная политика. 5.2. План счетов. 5.3. Порядок учета на счетах. Двойная запись. 5.4. Структура бухгалтерского баланса. 5.5. Учетная политика. 5.6.Особенности учетной политики в ТСЖ.

5.1. Принципы бухгалтерского учета и учетная политика

Бухгалтерский учет на предприятиях строительства и городского хозяйства осуществляется также как и на других предприятиях согласно федеральному закону №29-ФЗ от 21.11.96 «О бухгалтерском учете в РФ».

Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора и обобщения информации в денежном выражении об имуществе предприятия и его обязательствах. Ведется в целях контроля наличия и движения имущества, а также в целях предупреждения результатов хозяйственной деятельности, т.е. для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основными принципами бухгалтерского учета является:

1. учет в национальной валюте;

2. учет имущества данного предприятия ведется отдельно от других предприятий;

3. учет ведется непрерывно с создания предприятия до момента его ликвидации.

Порядок бухгалтерского учета регламентируется приказом об учетной политике, который издает главный бухгалтер, и этот приказ является вторым документом после устава предприятия.

Учетная политика предусматривает набор регистров и форм, т.е. документации, в которой ведется учет. Все эти регистры и формы являются коммерческой тайной предприятия кроме обязательных форм бухгалтерской отчетности, которая включает:

  • бухгалтерский баланс, форма №1;
  • отчет о прибылях и убытках, форма №2;
  • отчет об изменении капитала, форма №3;
  • отчет о движении денежных средств.

Эта отчетность представляется в налоговую инспекцию, может публиковаться в СМИ, поэтому не является коммерческой тайной.

  1. Все хозяйственные операции - движения средств предприятия и изменения его обязательств (в том числе изменения стоимости имущества в результате инвентаризации) подлежат обязательной и своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета.

Счета – способ группировки информации по отдельным объектам бухгалтерского учета: видам имущества, обязательствам, хозяйственным операциям.

Счет представляет собой двухстороннюю «Т» - образную таблицу с указанием наименования, обозначений слева «дебет» и справа «кредит».

№ Наименование счета
Дебет Кредит
   

 

Счетов примерно 100, их наименование и порядок учета на них определяется Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Минфином РФ. Исходя из этой классификации, предприятия заводят свои счета используемые в его хозяйственной деятельности.

По способу учета счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными.

Активные – это счета, предназначенные для учета хозяйственных средств (материалы, касса, расчетный счет).

Пассивные – счета для учета источников хозяйственных средств (уставный капитал, амортизация основных средств).

Активно-пассивные счета – отражают одновременно и хозяйственные средства и их источники.

5.2. План счетов

К активным счетам относятся:

01 – основные средства;

03 - доходные вложения в материальные ценности;

04 – нематериальные активы;

08 – незавершенное строительство;

10 – материалы;

12 – малоценные, быстроизнашивающиеся предметы;

14 - резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

15 - заготовление материалов;

16 - отклонение в стоимости материалов;

19 – НДС;

20 – основное производство;

23 – вспомогательное производство;

25 – общехозяйственные расходы;

26 – внереализационные расходы;

28 – брак;

40 - выпуск товаров.

41 - товары (на складе, в розничной торговле, в переработке).

42 - торговая наценка.

43 - готовая продукция.

44 - расходы на продажу (издержки обращения).

45 - товары отгруженные.

50 – касса;

51 – расчетный счет;

58 – валютный счет;

62 – дебиторская задолженность покупателей и заказчиков;

К пассивным счетам относятся:

02 – 05 – амортизация основных средств и нематериальных активов;

60 – кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками;

66 - расчеты по краткосрочным кредитам и займам;

67 - расчеты по долгосрочным кредитам и займам;

68 – обязательства перед бюджетом по налогам;

69 – платежи во внебюджетные фонды; к нему открываются субсчета по видам фондов:

· дорожный

· социального страхования

· обязательного медицинского страхования

· пенсионный

70 – расчеты с персоналом по оплате труда;


71 – расчеты с подотчетными лицами;

73 - расчеты с персоналом по прочим операциям;

76 - расчеты с прочими дебиторами и кредиторами;

79 - внутрихозяйственный расчет;

80 - уставной капитал;

81 - собственные акции;

82 - резервный капитал;

83 - добавочный капитал (прирост стоимости при переоценке, доход);

84 - нераспределенная прибыль (убыток);

86 - целевое финансирование;

90 - продажи (выручка);

94 – недостачи;

96 - резервы предстоящих расходов;

97 - расходы будущих периодов;

98 - доходы будущих периодов;

99 - прибыль и убытки.

5.3. Порядок учета на счетах. Двойная запись.

Запись на счетах начинают с указания начального остатка на счете. На активных счетах сальдо начальное (СН) будет указываться по дебету, а на пассивных по кредиту. Затем на счетах отражаются все хозяйственные операции, происходившие за отчетный период, по уменьшению или увеличению этого остатка. Суммы, увеличивающие остаток, записываются на стороне остатка, а уменьшающие – на противоположной. Следовательно, на активных счетах увеличение счета будет отражаться по дебету, а уменьшение по кредиту, на пассивных наоборот. Если сложить суммы хозяйственных операций на обеих сторонах счета, то получаются дебетовый и кредитовый обороты (Доб., Коб.). Конечное сальдо (остаток на конец периода) (СК) определяется СН + Оборот той же стороны – Оборот противоположный. СК – записывают с той же стороны, что и сальдо начальное.

По степени детализации счета бывают:

- синтетические. Основой для синтетических счетов являются документы первичного учета (кассовые ордера, накладные и пр.)

- аналитические, открываемые для детализации синтетических счетов по каждому объекту учета, получения более подробных данных. Остатки и обороты синтетического счета должны быть равны остаткам и оборотам всех, открытых в дополнение его, аналитических счетов.

Учет ведется на основе принципа двойной записи, т.е. одна и та же хозяйственная операция отражается на двух счетах, на одном - по дебету, а на другом - по кредиту. Такие взаимосвязанные счета называются корреспондирующими счетами (а их взаимосвязь – корреспонденция счетов) «проводка». Пример:

Д20 К70 – начислена заработная плата сотрудникам,

Д70 К50 – выдана заработная плата

или

Д10 К60 – оприходованы поступившие материалы, а затем при их оплате:

Д60 К51 – погашена задолженность перед поставщиками за приобретенные материалы.

Все многообразие хозяйственных операций, приводящих к снижению и возрастанию хозяйственных средств и их источников, может быть расклассифицировано на 3 группы:

I – хозяйственные операции, приводящие к изменениям только в активе баланса (одна статья возрастает, другая уменьшается, т.е. происходит перераспределение средств): Д71 К50 - выдано на командировочные расходы.

II – хозяйственные операции, приводящие к изменениям только в пассиве

III – хозяйственные операции, приводящие к изменениям и в пассиве, и в активе баланса в сторону увеличения или уменьшения статей.

Текущая учетная информация в течение месяца оказывается разбросанной по многим счетам синтетического и аналитического учета. Для обобщения информации составляют оборотную ведомость (см. табл. 11).

Таблица 11 - Оборотная ведомость

  №   Наименование счета   Сальдо начальное Оборот   Сальдо конечное
Дебет Кредит Дебетовый Кредитовый Дебет Кредит
               
               

Итог по графе 3 = Итогу по графе 4


Сумма графы 5 = сумме графы 6

Сумма графы 7 = сумме графы 8

1 и 3 равенство – исходящее из равенства средств и источников

Дальше на основе оборотной ведомости выводят бухгалтерский баланс – это способ экономичной группировки средств и их источников на определенную дату.

Итоговая сумма средств равна итоговой сумме источников, которая называется еще валюта баланса.

5.4. Структура бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннею таблицу (см. табл. 12): в активе имущество предприятия, в пассиве отражаются источники, за счет которых сформировано это имущество.

В балансе обобщаются остатки на счетах на начало и конец месяца, соответственно итог актива баланса должен быть равен пассиву.

6. Из рассмотрения баланса видно, что одним из принципов бухгалтерского учета является раздельный учет текущих затрат и затрат капитального характера. Текущие затраты учитываются как оборотные активы, а капитальные – как внеоборотные.

7. Для ведения бухгалтерского учета на предприятии формируется учетная политика. Учетная политика должна соответствовать требованиям объективности, полноты, оперативности, сопоставимости показателей, экономичности учета.

5.5. Учетная политика

Учетная политика предусматривает разработку рабочего плана счетов для данного предприятия и набор регистров и форм бухгалтерского учета, применяемых на данном предприятии.


Таблица 12 - Структура бухгалтерского баланса предприятия

Название показателя Код показателя на начало на конец
АКТИВ      
I. Внеоборотные активы      
Нематериальные активы      
Результаты исследований и разработок      
Основные средства      
Доходные вложения в материальные ценности      
Финансовые вложения      
Отложенные налоговые активы      
Прочие внеоборотные активы      
Итог по разделу I      
II. Оборотные активы      
Запасы      
Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям      
Дебиторская задолженность      
Финансовые вложения      
Денежные средства      
Прочие обортные активы      
Итог по разделу II      
БАЛАНС      
ПАССИВ      
III. Капиталы и резервы      
Уставной капитал (складочный капитал, уставной капитал, вклады товарищей)      
Собственные акции выкупленные у акционеров      
Переоценка внеоборотных активов      
Добавочный капитал (без переоценки)      
Резервный капитал      
Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)      
Итог по разделу III      
IV. Долгосрочные обязательства      
Заемные средства      
Отложенные налоговые обязательства      
Резервы под условные обязательства      
Прочие обязательства      
Итог по разделу IV      
V. Краткосрочные обязательства      
Заемные средства      
Кредиторская задолженность      
Доходы будущих периодов      
Резервы предстоящих расходов      
Прочие обязательства      
Итог по разделу V      
БАЛАНС      
         

 


Наиболее распространенной формой является журнально-ордерная форма (см. табл.13), состоящая из нескольких журналов ордеров по конкретным счетам. Записи в журнале-ордере ведутся по кредитовому принципу. Дебетовые обороты по счетам при журнально-ордерной форме содержится в специальных ведомостях – приложениях к журналам-ордерам.

В конце месяца по данным журналов-ордеров заполняется Главная книга (см. табл.14). Она ведется в течение года, и данные о каждом счете ежемесячно приводятся одной строкой.

Таблица 13. Пример журнала – ордера по счету 50

 

Дата Кредит счета 50 в дебет счетов Итого кредит счета 50-го  
           
……                
Итого             Кредитовый оборот  

 

Таблица 14. Главная книга (счета 50)

 

  Месяц   Дебетовые обороты счета 50 с кредита счетов   Итого оборот по дебету счета 50   Кредитовый оборот   Сальдо
  Из журнала ордера № Из журнала ордера №       Д   СН/ СК   К
январь               1000/  
Февр.                  

 

5.6.Особенности учетной политики в ТСЖ

Учет доходов и расходов ведется на основании принятой в ТСЖ учетной политики, сформированной на основании Положения о бухгалтерском учете (ПБУ) 1/98 «Учетная политика организаций» и рабочим планом счетов, ПБУ 9/99 «Доходы организации». ПБУ 10/99 «Расходы организаций».

Жилищно-эксплуатационные (управляющие) организации в основном используют следующие счета:

Д20 (26) К 01,02,10,60,68, 69,70,71,76 – где отражаются все затраты, формирующие себестоимость жилищно-эксплуатационных услуг;

Д19 К60 - начисляется налог на добавленную стоимость (НДС), уплаченный поставщику в цене приобретенных материалов для обслуживания и ремонта эксплуатируемого здания;

Д62 (76) К 90.1 – задолженность потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг;

Д90.2 К20(26) – списаны расходы (себестоимость) компенсированные за счет выручки от реализации;

Д90 К99 – определен финансовый результат (прибыль/убыток) организации.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите принципы бухгалтерского учета?

2. Перечислите формы обязательной финансовой отчетности предприятий?

3. Раскройте сущность принципа «двойной записи» на счетах?

4. Объясните, как осуществляется учет имущества на активном счете?

5. Объясните порядок учета на пассивном счете?

6. Зачем нужен план счетов?

7. Что такое регистры бухгалтерского учета?

8. Расскажите об основных разделах бухгалтерского баланса?

9. Какие счета использует в своей учетной политике управляющая жилищным фондом компания (ТСЖ)?







Date: 2016-02-19; view: 629; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию