Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Основы предпринимательской деятельности в строительстве и ЖКХ
2.1.Создание и регистрация предприятий. 2.2. Классификация субъектов предпринимательской деятельности. 2.3. Партнерские предприятия. 2.4. Акционерные общества. 2.5. Производственный кооператив. 2.6. Унитарные предприятия. 2.7. Малые предприятия. 2.8.Оценка деловой активности в строительной отрасли. 2.9.Некоммерческие организации.
2.1.Создание и регистрация предприятий. Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Создание нового предприятия начинается с принятия соответствующего решения. Решение о создании предприятия принимает владелец капитала. Если капитал одного лица недостаточен, осуществляется поиск партнеров по бизнесу. Создание предприятия происходит в следующем порядке: -подготовка документов (протокол собрания – решение о создании предприятия, устав, учредительный договор); - получение юридического адреса; - включение в государственный реестр; - получение кодов на деятельность; - изготовление печати; - постановка на налоговый учет; -открытие расчетного счета в банке. Первым шагом является собрание учредителей, на котором определяется круг юридических и физических лиц, входящих в их состав. Собрание учредителей утверждает устав предприятия, где указывается наименование, юридический адрес предприятия, определяется организационно-правовая форма, основные цели деятельности, указывается величина уставного капитала, права и обязанности учредителей, структура фирмы и порядок управления ее деятельностью, порядок ликвидации. Регистрация предприятия проводится районной или городской администрацией по месту учреждения предприятия в месячный срок. Для регистрации предприятия нужно представить: - заявление учредителя, - устав предприятия, - решение о создании предприятия или договор учредителей, - свидетельство об уплате государственной пошлины. Зарегистрированное предприятие включается в единый государственный реестр юридических лиц. Предприятие получает временное свидетельство о регистрации. Вновь созданное предприятие должно пройти этап оформления кодов статистики в Государственном комитете по статистике. В регистрационном удостоверении коммерческого предприятия в соответствии с действующими классификаторами указываются коды: Предприятие обязательно регистрируется и в государственной налоговой службе, открывает расчетный счет в банке. В случаях, установленных законом, оформляются лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности. Созданное предприятие может функционировать неограниченное время, за исключением тех случаев, когда предприятие создается для достижения конкретной цели и ликвидируется после ее достижения в срок, оговоренный в уставе. Правовую основу предпринимательской деятельности в России составляют: -Конституция РФ, гарантирующая единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности - Гражданский кодекс РФ, устанавливающий единые для всех субъектов предпринимательской деятельности правовые основы рыночных отношений между собой и органами государственной власти - Федеральные законы, определяющие правовой статус организаций различных организационно-правовых форм - Федеральные законы о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках; об инвестиционной деятельности; о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ и др. -многочисленные указы президента; постановления правительства; нормативные акты федеральных и местных органов власти 2.2. Классификация субъектов предпринимательской деятельности Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: мелкие – до 50 занятых; средние – от 50 до 500 (иногда – до 300); крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками –объемом продаж, стоимостью имущества, полученной прибылью и т.п. По своему организационно-правовому статусу основными субъектами предпринимательской деятельности являются физические и юридические лица. Физические лица (граждане), зарегистрированные в установленном порядке, могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации, а также создавать юридические лица. Юридическим лицом признаётся организация, которая действует на основании Устава, имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, полностью отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, иметь самостоятельный баланс, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица в зависимости от целей и содержания своей деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. 2.3. Партнерские предприятия Хозяйственные общества – это предприятия, которые создаются на основе добровольного соглашения всех участников, при этом они объединяют свои вклады и имущество. Основной целью данных организаций является осуществление хозяйственной или предпринимательской деятельности и получение прибыли. Хозяйственные товарищества и общества являются юридическими лицами. Общество с ограниченной ответственностью(ООО) могут образовать одно или несколько лиц. Уставный капитал ООО разделён на доли, определённых учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесённых ими вкладов. Учредительными документами ООО являются договор, подписанный его учредителями и утверждённый ими устав. Уставный капитал ООО определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, и не может быть менее 100 МРОТ. Высшим органом управления ООО является собрание его участников. В ООО создаётся исполнительный орган - коллективный или единоличный, осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчётный общему собранию. Единоличный орган может быть избран не из числа его участников. Преимущество партнерских предприятий в: -возрастании финансовых возможностей (складочный капитал), больше масштаб обслуживания и оборот, - распределении функций управления, - солидарной ответственности участников. Недостатки: - более низкий уровень мотивации, -меньшая оперативность в принятии управленческих решений, -возможность внутренних конфликтов. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается от общества с ограниченной ответственностью тем, что его участники несут ответственность по обязательствам общества своим имуществом в размере кратном стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными участниками. Отличие от полного товарищества в том, что размер ответственности ограничен. Ответственность может, например, ограничиваться трехкратным размером вклада. 2.4. Акционерные общества. Акционерным обществом(АО) признаётся общество, уставный капитал которого разделён на определённое число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники которого могут отчуждать (продавать, дарить, передавать по наследству и т.д.) принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определённого, круга лиц, является закрытым акционерным обществом(ЗАО). При образовании АО его учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала АО, категории выпускаемых акций и порядок их размещения. В соответствии с требованиями действующего законодательства ЗАО, после его государственной регистрации, в обязательном порядке должно зарегистрировать выпуск своих акций в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Процедура регистрации выпуска акций обязательна, оплачивается дополнительно и требует времени, до регистрации выпуска акций, с ними запрещаются любые сделки. Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретённых акционерами, и определяет минимальный размер имущества АО, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного капитала установлен для ОАО в 1 000 МРОТ, для ЗАО - в 100 МРОТ. Органы управления АО - общее собрание, совет директоров, коллегиальное правление, единоличный директор, ревизионная комиссия. Высшим органом управления АО является годовое собрание акционеров. Проводимые, помимо годового, общие собрания являются чрезвычайными. Каждый орган управления решает вопросы, отнесённые к его исключительной компетенции, и не может их передать на решение другим органам. Для ЗАО количество акционеров менее 50, привилегированные акции должны составлять менее 25% уставного капитала. Привилегированные акции не голосуют. Все акции должны быть распределены среди учредителей. Акции должны быть полностью оплачены в течение года после регистрации предприятия, 50% в течение 3 месяцев. Если акции не оплачены, то в конце года уставный капитал должен быть уменьшен на эту сумму. Стоимость чистых активов определяется как актив вычесть заемные средства. Если через два года, стоимость чистых активов меньше уставного капитала, то необходимо его уменьшение. Если стоимость чистых активов меньше минимального уставного капитала, то акционерное общество подлежит ликвидации. Размер увеличения уставного капитала определяется, как стоимость чистых активов вычесть размер уставного капитала и резервного фонда. Резервный фонд может быть на 5% больше уставного капитала, формируется за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли в размере 5% от нее. Срок выплаты дивидендов устанавливается не более 60 дней со дня принятия решения на общем собрании акционеров. Дивиденды не выплачиваются - до полной оплаты уставного капитала; - до выкупа всех акций, если предприятие-банкрот; - если стоимость чистых активов меньше уставного капитала и резервного фонда. Выкуп акций осуществляется через 30 дней после предъявления требования акционеров о выкупе акций, требование о выкупе акционеры могут предъявить через 45 дней после принятия на общем собрании решений: - по крупной сделке, если акционеры голосовали «против». Крупной считается сделка, стоимость которой составляет 25-50% от стоимости активов. Решение по крупным сделкам принимается советом директоров единогласно, если нет, то собранием акционеров большинством голосующих акций более 50% или более 3/4 голосов. - по реорганизации общества; - по внесению изменений и дополнений в устав, с которыми они не согласны. Цена преимущественного приобретения акций может быть меньше на 10% чем цена продажи другим лицам, так как 10% - считается вознаграждение посреднику, размещавшему акции. Размещение акций более 25% от ранее размещенных решается ¾ голосов акционеров. Положительными чертами АО являются: - высокие финансовые возможности дополнительного привлечения средств; - гарантия от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен; - высокая конкурентоспособность; - удешевление закупок больших партий товаров; - ограниченная ответственность акционеров (в пределах своих акций) в случае банкротства общества; - высокий профессиональный уровень работников. Негативными сторонами являются: - длительность создания (оплаты, размещения акций и.т.д.) - сложности управления в связи с несколькими уровнями организации (возможность потери контроля деятельности предприятия, принятие решений советом директоров) -медленное реагирование на изменения конъюнктуры рынка из-за больших масштабов; - открытость информации и доступность ее, в том числе конкурентам. 2.5. Производственный (строительный) кооператив Производственные кооперативы (ст.107 ГК РФ) – это добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на личном трудовом участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов Основное отличие производственного кооператива от товариществ и обществ заключается в том, что он основан на добровольном объединении физических лиц – граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но участвуют в деятельности кооператива личным трудом (до 25% членов могут не участвовать в производственной деятельности, а лишь вносить паевые взносы и получать доход). Соответственно этому каждый член кооператива имеет один голос в управлении его делами, независимо от размеров своего имущественного вклада. Уставный капитал не менее 100 МРОТ. Полученная в кооперативе прибыль распределяется с учетом их трудового участия членов кооператива. Членов кооператива должно быть не менее пяти человек. Преимущества кооператива: - прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу, что создает заинтересованность членов кооператива в добросовестном отношении к труду; - законодательство не ограничивает число членов кооператива, что предоставляет большие возможности для физических лиц при вступлении в кооператив; - равные права всех членов, т.к. каждый из них имеет только один голос. Основные недостатки кооператива: - число членов кооператива должно быть не меньше пяти, что ограничивает возможности по их созданию; - каждый член несет ограниченную ответственность по долгам кооператива. 2.6. Унитарные предприятия Унитарное предприятие - это коммерческие организации, не наделённые правом собственности на закреплённое за ними собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В России действуют два типа унитарных предприятия: - государственное или муниципальное, основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создаётся по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления; - государственное, основанное на праве оперативного управления имуществом (казённый завод), создаётся по решению Правительства РФ (ст.296-297 ГК РФ), в следующих случаях: 1) деятельность допускается федеральным законом только для государственного предприятия; 2) преобладает выпуск продукции для государственных нужд. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Если государство отказывается заключить с предприятием контракт, обеспечивающий более 50% производимой им продукции, то такое предприятие в течение полугода должно быть ликвидировано либо реорганизовано в акционерное общество. Право хозяйственного ведения – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Право оперативного управления – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Таким образом, право хозяйственного ведения шире оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на праве хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, функционирует на основании устава, уставный фонд в размере не менее 1000 МРОТ - для муниципального унитарного предприятия и более 5000 МРОТ для федерального. Унитарное предприятие обязано формировать резервный фонд в размере более 10% от уставного фонда за счет отчислений из чистой прибыли и использовать его на покрытие убытков и погашение целевых бюджетных ссуд. Обязано перечислять в бюджет до 10% чистой прибыли. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником и подотчётен ему. В отношении унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения собственник решает следующие вопросы: 1) создания, реорганизации и ликвидации предприятия; 2) определения предмета и целей его деятельности; 3) контроля использования и сохранности имущества; 4) определения доли прибыли, перечисляемой ему; 5) утверждения устава; 6) назначения руководителя; 7) формирования (оплаты) уставного капитала в размере не менее 1000 МРОТ. В качестве факторов, влияющих на выбор организационно-правовой формы предприятия можно назвать: -масштаб деятельности, капиталоемкость, темпы развития, налоговые, арендные и др. льготы; -уровень государственного регулирования (ограничение размера уставного капитала, хозяйственной самостоятельности: ассортимента продукции, видов деятельности, цен, нормы прибыли и.т.д.); -финансовые возможности предпринимателя; -мотивация к предпринимательской деятельности (соотношение между ожидаемой доходностью и допустимым для данного предпринимателя уровнем риска определяет его склонность к единоличной либо коллективной деятельности); -уровень профессионализма. Согласно статистическим данным, приведенным в таблице, в настоящее время в строительстве преобладают малые предприятия и частная форма собственности. Таблица 1 - Распределение строительных организаций по численности работников и формам собственности
2.7. Малые предприятия Малое предприятие - это характеристика размера, масштаба организации, а не её организационно-правовая форма. Малые предприятия могут быть государственными, муниципальными, частными, акционерными. В соответствии с законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" установлено, что единый показатель, позволяющий относить организацию к категории "малое" - это предельный уровень численности персонала, который составляет в строительстве 100 человек. Малые предприятия имеют льготы по налогам, могут вести бухгалтерский учёт и отчётность по упрощённой форме, начислять амортизацию по ускоренному методу. Индивидуальные предприниматели – такая форма предприятия, при которой физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, без регистрации юридического лица. Преимущества: - близость к потребителям, возможность учесть их потребности; быстрая реакция на изменение спроса, гибкость в ассортиментной политике, - высокий уровень предпринимательской мотивации; - упрощенная система налогообложения (единый налог) - быстрота создания, регистрации. Недостатки: - ограниченные финансовые ресурсы (капитал одного человека), ограниченный масштаб деятельности, ассортимент продукции, этим обусловлено большая доля индивидуальных предприятий, работающих в сфере услуг -невозможность иметь существенные ценовые скидки при закупке (маленький объем) - ограничение в кредитовании - высокая зависимость от колебаний конъюнктуры рынка - низкий уровень конкурентоспособности. 2.8. Оценка деловой активности в строительной отрасли Строительная отрасль всегда являлась одной из динамично развивающихся отраслей, анализ статистической информации позволяет отметить следующую динамику прироста числа строительных организаций по годам (таблица 2). Таблица 2 - Динамика прироста количества строительных организаций
По данным социологических опросов респонденты называют следующие факторы, препятствующие развитию строительного рынка (таблица 3). В таблице 3 мы наблюдаем положительную тенденцию деловой активности к 2007-08 гг., что выражается в росте индекса предпринимательской уверенности, и вновь ухудшение ситуации с 2009 года в связи с финансовым кризисом. 2.9. Некоммерческие организации Некоммерческими организациямиявляются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Примером некоммерческой организации является товарищество собственников жилья (ТСЖ), а также садоводческие товарищества и потребительские кооперативы.
Таблица 3 -Оценка факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций (в процентах от числа обследованных организаций)
Государственная регистрация ТСЖ осуществляется в соответствие с законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ от 08.08.2001. органом федеральной налоговой службы в срок 5 рабочих дней при предоставлении заявления о государственной регистрации по специальной форме, решения собрания собственников жилья о создании ТСЖ, учредительных документов (устав ТСЖ – в 2 экземплярах), квитанции об оплате госпошлины. При принятии решения о регистрации вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а заявителю направляется уведомление о внесении его в ЕГРЮЛ и свидетельство о государственной регистрации. Для открытия банковского счета товарищество предоставляет в банк следующие документы: - заявление на открытие счета - решение учредителей о создании товарищества - нотариально заверенные копии зарегистрированных учредительных документов (устав, учредительный договор) - две карточки с нотариально заверенными образцами подписей председателя и главного бухгалтера товарищества – распорядителей средств с оттиском печати; - свидетельство о государственной регистрации и выписка из ЕГРЮЛ; На основе представленных в банк документов заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании (договор банковского счета) индивидуальный для каждого банка. Расходы по оплате услуг банка (комиссионных вознаграждений) относятся на затраты товарищества. Прием платы за жилищно-коммунальные услуги товарищество организовывает через свой расчетный счет.
Контрольные вопросы 1. Опишите порядок создания (регистрации) предприятия? 2. Какие организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности вы знаете? 3. Какие факторы влияют на выбор организационно-правовой формы предприятия? 4. Какие достоинства и недостатки есть у малых предприятий? Почему эта форма распространена в строительстве? 5. В чем отличия между обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом? 6. Какие факторы тормозят деловую активность в строительной отрасли? 7. Порядок регистрации товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Date: 2016-02-19; view: 788; Нарушение авторских прав |