Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Государственное регулирование внешних экономических связей и международных интеграционных процессов





План:

1. Сущность, содержание, основные методологические принципы и инструменты внешней политики государства.

2. Основные направления внешнеэкономической деятельности государства.

3. Деятельность государства по развитию интеграционных международных экономических связей.

4. Задачи, стоящие перед внешней торговлей Казахстана в связи с вступлением в ВТО.

Вопрос 1

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) Казахстана представляет собой совокупность направлений, форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами. К субъектам ВЭД относятся специализированные внешнеэкономические организации, предприятия, сферы производства и обслуживания, биржи и т.п., а также организации, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность и содействующие её развитию (банки, торгово-промышленные палаты и др.)

С развитием экономики значительно повышается экспортный потенциал. Республика занимает 40-е место среди мировых экспортеров. География реализации составляет 120 стран, в том числе готовая продукция поставляет в 111 стран. Приведем первую пятерку стран, в которые направлялась обработанная продукция РК, - это Китай, там мы продаем медь, ферросплавы, нефтепродукты; Россия – уран, медь, прокат; Швейцария – нефтепродукты, золото, серебро. Турция покупает у Казахстана медь, цинк, нефтяные газы, а Германия – ферросплавы.

Для этого государством предусматриваются меры по развитию экспортного потенциала, рационализации импорта, повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на мировом рынке, привлечению иностранных инвестиций для технологической модернизации производства, обеспечению экономической безопасности страны.

Основной упор государственной поддержки экспорта направлен на целевую группу готовых товаров с высокой добавленной стоимостью. Поэтому одной из ключевых задач программы ФИИР является стимулирование выхода отечественных компаний на внешние рынки. С этой целью была разработана специальная программа «Экспорт-2020». Механизм этой программы реализуется наряду с программами «Производительность 2020», «Инвестор-2020», «Дорожная карта бизнеса-2020». ЕЕ основная миссия – комплексная поддержка экспортоориентированных и действующих предприятий-экспортеров несырьевого сектора для увеличения объемов и расширения географии реализации казахстанской продукции. Каковы основные направления программы «Экспортер»? Это: возмещение затрат, сервисная поддержка, финансирование торговых операций. Основным оператором программы является АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest».

В 2010 г. впервые был внедрен механизм возмещения 50% затрат предприятий, понесенных ими при выходе на внешние рынки. С 2010 по 2012 год финансовую помощь получил 131 экспортер на общую сумму 530 млн. Тенге.

За годы реализации ГП ФИИР в Казахстане налажена комплексная система поддержки экспортеров, ею, в частности, охвачено около 1500 предприятий несырьевого сектора.

Вопрос 2

Развитие внешнеэкономической деятельности страны во многом определяется либерализацией условий её осуществления. Она характеризуется в настоящее время значительным ослаблением государственной монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. Непосредственный выход на внешние рынки получили предприятия и организации, имеющие различные формы собственности и типы хозяйствования.

Воздействие на внешнеторговую деятельность осуществляется посредством установления импортных и экспортных таможенных пошлин, количественных ограничений экспорта и импорта в целях обеспечения национальной безопасности и выполнения международных обязательств страны. Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются в основном путём проведения конкурса или аукциона.

Следует отметить, что экспорт из Казахстана на сегодня имеет более опережающие темпы роста, чем мировая торговля (среднегодовой прирост экспорта Казахстана за 2008-2012 годы -7 %, мирового экспорта – 6 %).

Перечислим основные приоритеты (ориентиры) практической деятельности госорганов.

В области импорта: совершенствование импортного тарифа – максимальная его детализация, дифференциация ставок пошлин в соответствии с основными направлениями структурной политики: обеспечение более широкого применения технических барьеров, возможного использования защитных (компенсационных и антидемпинговых пошлин, а также ответных мер на неправомерные действия партнёров.

В области экспорта: усиление экономического стимулирования и финансовой поддержки продвижения нетрадиционной отечественной продукции на внешние рынки в рамках международных правил; расширение экспортного потенциала страны, прежде всего, за счёт обрабатывающих отраслей, с помощью средств, которые должны будут обеспечивать реализацию намечаемой на предстоящие годы структурной политики.

В области движения капитала: упорядочение законодательства, регулирующего осуществление иностранных инвестиций в Казахстане и отечественных капиталовложений за рубежом, обеспечение гарантий его надлежащего исполнения на республиканском и региональных уровнях; осуществление эффективного таможенно-банковского контроля за импортными и бартерными операциями в целях сокращения утечки капитала из страны по этим каналам.

Таким образом, вышеизложенные подходы позволяют сделать следующие выводы:

1) Необходимо окончательно признать, что относительно независимая от внутренней обстановки внешнеэкономическая политика может проводиться лишь странами, у которых отсутствует кризисная ситуация и наблюдается стабильный рост во всех отраслях экономики.

2) В нынешней внутрихозяйственной и социальной ситуации, сложившейся в нашей республике, главным принципом внешнеэкономической политики должна стать гибкость его тарифной политики, позволяющая обеспечить эффективную защиту отечественных производителей, а также полноценное движение товаров, платежей, доходов, обеспечения занятости трудоспособного населения.

Вопрос 3

Рассмотрим направления интеграционного сотрудничества на примере ЕврАзЭС – Европейско-Азиатского экономического сотрудничества, созданного в 2000 г. Напомним, что в ЕврАзЭС входят Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан и Узбекистан. В качестве наблюдателей Армения, Молдавия и Украина.

В структуре Евразийского экономического сообщества образован межгосударственный банк, который позволяет эффективно инвестировать проекты, реализуемые странами-участницами.

С 1 января 2010 г. создан Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. В связи с этим введен в действие пакет международных договоров в сфере единого таможенно-тарифного регулирования. Выполнены основные мероприятия по функционированию таможенного законодательства: введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза; унифицирован порядок таможенного администрирования, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и таможенные режимы, а также единые правила определения страны происхождения товаров.

С 1 июля 2010 г. в Таможенном союзе начало действовать единое правовое поле в области технического регулирования, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Рассмотрим товарооборот «тройки» с начала функционирования Таможенного Союза. Так, экспорт обработанных товаров в страны ТС по сравнению с 2009 г. вырос почти в 2,5 раза, и составил 4 млрд. долларов. Динамика поставок имеет стабильный рост, за 2012 г. – 17 %.

До настоящего времени не создан механизм финансирования межгосударственных целевых программ. Медленно идёт согласование проекта соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, что ограничивает возможности взаимодействия в реальном секторе экономики. Не получает должного развития тема создания транспортного союза, который бы позволил национальным перевозчикам стран-участниц сообщества осуществлять доставку грузов по кратчайшим маршрутам и с наименьшими транспортными издержками. При перевозке товаров между Западной Европой и Юго-Восточной Азией (оборот составляет порядка 300 миллиардов долларов) лишь один их процент перемещается через территорию стран ЕврАзЭС.

Таким образом, различная скорость рыночных преобразований, существующий менталитет государств свидетельствуют о наличии межгосударственных проблем, которые необходимо решать правительствам интеграционных союзов.

Вопрос 4

Как известно, Казахстан ведёт активную подготовку к вступлению во ВТО. Переговорный процесс включает достижение договорённостей по уровню защиты товарных рынков, принятие обязательств в сфере услуг и решение так называемых системных вопросов. При этом приоритетной сферой защиты остаётся сельское хозяйство. В сфере системных требований придётся пойти на определённые уступки:

- отказаться от ежегодного запрета на экспорт дизельного топлива, мазута;

- последовательно выравнивать тарифы на экспортно-импортные и внутренние перевозки железнодорожным транспортом и т.д.

Присоединение Казахстана к ВТО – в целом положительное явление, соответствующее более глубокому вовлечению нашей страны в мировую экономику, необходимости открытия зарубежных рынков для наших товаров и услуг и повышению национальной конкурентоспособности казахстанских товаров. Но ожидаемые выгоды приобретения статуса равноправного члена ВТО не должны вызвать неоправданную эйфорию. Необходимо совершенствование инструментария, регулирующего отечественную внешнюю торговлю. Существует серьёзная опасность ослабления хозяйственной активности отечественных предприятий, их разорения в результате усилившейся иностранной конкуренции, переориентации спроса на импортные товары, сокращения налоговых поступлений в бюджет, роста безработицы и сужения инвестиционных возможностей. Например, на пороге вступления в ВТО предстоит запрет на дискриминацию импорта по НДС. Снижение ставки на всю текстильную продукцию, готовую одежду до 5 % увеличит потери бюджета. Компенсирующей мерой здесь может быть увеличение ставки на импортную пошлину. Таможенные пошлины повышают цены импортируемых товаров внутри страны, что позволяет государству защищать внутренний рынок, ограничивать конкурентоспособность ввозимых товаров, регулировать объём импорта и его структуру. Повышение таможенных пошлин ведёт к росту цен в стране, сокращению потребления и внешнеторгового оборота.

В связи с этим внешнеторговая политика Казахстана в переходный период вступления в ВТО должна быть направлена на максимальную защиту отечественных производителей, в особенности в отраслях обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, малых и средних предприятий, чтобы обновить и реконструировать производственные мощности и выйти на уровень требований мирового рынка.

 

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. В чём суть внешнеэкономической деятельности республики и каковы

его субъекты.

2. Меры государственного регулирования ВЭД в рыночной экономике.

3. Ошибки и упущения, допущенные государством в первые годы независимости в области ВЭД.

4. Принципы госрегулирования ВЭД.

5. Чем и с кем торгует Казахстан?

6. Какие страны входят в структуру ЕврАзЭС? Цели и задачи этой организации.

7. Назовите проблемы и противоречия существуют между странами ЕврАзЭС?

 

Тема 18. История эволюции представлений о роли государства в экономике (СРС)

План:

1. Меркантилисты.

2. Физиократы.

3. Классическая модель взаимоотношений государства и экономики.

4. Кейнсианская теория.

5. Неоклассическая теория.

6. Марксистская модель взаимоотношений государства и экономики.

Мировая экономическая практика в конце ХХ века пришла к бесспорному выводу, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Видимо, именно такое понимание места и роли государства в экономической жизни нации заставило известного экономиста Луиса Малкерна сказать: «По-моему мнению, для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике». Однако отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. С известной долей условности можно выделить пять моделей взаимоотношений государства и экономики, обусловленных конкретным состоянием общества, уровнем развития его производительных сил.

Date: 2016-02-19; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию