Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Позиционные чередования согласных звуков по глухости-звонкости
Согласные, соотносительные по глухости-звонкости, чередуются. При этом происходит или ослабление звонких согласных в конце слова: [са д ы] — [са т ], или влияние одного звука на другой — звонкого согласного на глухой и глухого на звонкий, т.е. ассимиляция (от латин. assimilatio — «уподобление, отождествление»). В современном русском литературном языке известна только регрессивная ассимиляция, когда последующий согласный влияет на предшествующий: лодок [л о д ък], но лодка [л о т къ], скинуть [ с к' и нут'], но сгинуть [ з г' и нут']. Озвончение глухих перед звонкими согласными наблюдается реже, чем оглушение звонких согласных. Ассимиляция по глухости-звонкости происходит на стыке морфем: сдать [ з дат'], травка [тр а ф къ]; на стыке предлога и следующего слова: к дому [ г дому], с домом [ з домъм]; на стыке слова и частицы: вот бы [во д бы]; на стыке знаменательных слов, которые произносятся без паузы между ними: [плод был бал'шоj] — плот был большой. Глухие согласные не озвончаются перед сонорными согласными и перед шумными [в], [в']: ср. слить и злить; крот и грот; сверь (повелительное наклонение) и зверь. Позиционные чередования согласных по месту образования (ДОЛГОТА ЗВУКОВ) Зубные согласные [с], [з] перед передненёбными шипящими согласными [ш], [ж] подвергаются полной ассимиляции последующему шипящему звуку, т. е. не только ассимилируются (по глухости-звонкости, но и по месту образования), становятся передненёбными шипящими согласными. В результате такой ассимиляции возникают долгие шипящие согласные [ш:], [ж:]: [ ж эч'] — сжечь, [ ш ыт'] — сшить, [ра ж: ат'] — разжать, [н'и ш: ыj] — низший. Сочетания зубных согласных [с], [з] с передненёбной аффрикатой [ч'] изменяются в долгий мягкий шипящий [ш:']: [ш:'от] — счет, [извош:'ик] — извозчик. Чередования зубных согласных [с], [з] с передненёбными шипящими происходят: 1) на стыке морфем: [ж:ат'] — сжать, [выш:ыj] — высший, [иж:ыт'] — изжить, [в'•oш:ыj] — вёзший, [раш:'от] — расчет, [р'эш:'ик] — резчик; 2) на стыке предлога и слова: [ш:олкъм] — с шелком, [ж:аръм] — с жаром, [б'иж:алъс'т'и] — без жалости, [иш:аръ] — из шара, [ш:' э с'т'j•у] — с честью, [иш:'ашк'и] — из чашки (сочетания сч и зч в этом случае чаще произносятся как [ш'ч']: [иш'ч'ашк'и], [ш' ч' э с'т'j•у]; 3) внутри корня: [jэж:'•у] — езжу, [в'иж:'•ат'] — визжать. Чередования внутри корня требуют некоторых пояснений. Во-первых, внутри корня отмечено только изменение согласного [з] перед шипящим [ж]; во-вторых, современные произносительные нормы считают равноправными вариантами твердое долгое ж [ж:] и мягкое долгое ж [ж:']: [jэж:у] и [jэж:'•у]. На стыке двух знаменательных слов в замедленном произношении зубные согласные [с], [з] могут не изменяться в шипящие: [л'эс шум'ит], [прав о з жывотных], [п'ьр'инос ч'исла]. Зубные согласные [т], [д] перед аффрикатами [ц], [ч'] подвергаются полной ассимиляции, в результате чего образуются долгие [ц:], [ч:']: [а ц: а] — отца, [мъла ц: а ] — молодца, [л'•о ч:'ик] — лётчик, [разв'э ч:'ик] — разведчик. Date: 2016-02-19; view: 2302; Нарушение авторских прав |