Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образец размышления 3





Однокоренные прилагательные различаются по сво­им значениям и по сфере употребления. Прилагатель­ное «цветной» в общелитературной речи означает «ок­рашенный в какой-либо цвет или цвета, не черно-бе­лый»: цветные карандаши, цветная фотография. Слово «цветовой» употребляется чаще в терминологической речи и обозначает «относящийся к цвету, к его восприятию»: цветовая гамма, цветовое решение. Различие слов-паронимов выступает особенно четко в однотип­ных конструкциях: цветная композиция — это компо­зиция, сделанная красками, не черно-белая. А вот цве­товая композиция — это композиция, построенная на цветовых эффектах, гамме цветов.

Хоменко Наталья,

студентка Донского

педагогического колледжа

4. Отличаются ли слова: избрать и выбрать? Прервать и перервать? Антидемократ и ультраправый?

5. Можно ли говорить об употреблении тех или иных суффиксов в разных стилях речи?

6. Можно ли заменить приставочными образования­ми следующие словосочетания, не изменив их смысл?

— Очень тихим шагом;

— лишенный всякой отзывчивости;

— несметные богатства;

— неуместный поступок;

— дорога, которой не видно конца;

— простодушный рассказ.

Слова для справок: бесконечный, бесхитростный, бестактный, бесчисленный, бесшумный, бесчувственный.

7. Определите стилистическую роль повторения од­них и тех же приставок. Можно ли по этим приме­рам говорить о роли приставок в передаче смыс­ловой информации, содержащейся в слове?

Прогрызают Арбат. Обращаются хижины в прах! Только МАЗы храпят и бушуют на бывших дворах... Наша участь такая — Пробивать, прогрызать, прорубать.

(Р. Рождественский)

 

Перешагни, перескочи, перелети,

пере- что хочешь —

Но вырвись: камнем из пращи, звездой,

сорвавшейся в ночи...

Сам потерял — теперь ищи!

(В. Ходасевич)

 

8. Обратите внимание на особенности образования имен существительных в детской речи. В чем за­ключается отклонение от устоявшихся словообра­зовательных типов? Чем вызвано это отклонение? (Примеры взяты из наблюдений над речью детей в возрасте от 2 до 3 лет.)

I. Босоноги (босоножки), избуха (избушка), ласты (ласточки), лошада (лошадка), лога (ложка), коша (кошка), тапы (тапки), шапа (шапка).

1. У мамы шапа, мама нарядная.

2. Ласты летят, здесь одна ласта, а здесь другая (Аня, 2 года).

II. Отдыхатель (отдыхающий), рассказыватель (рас­сказчик).

1. Все гусики спят. Гусь ушел на работу, а белка гусика подождет (Аня, 2 года).

2. Я такой рассказывателъ, все расскажу (Алик, 3 года).

III. Подпилки (опилки), попутник (спутник), око­лодорожник (подорожник), уезд (отъезд).

1. Какой это подорожник? Он же около дороги рас­тет. Назовем его околодорожник (Алик, 3 года).

2. Вот мы будем пилить, подпилки будут лететь (Света, 3 года).

 

9. Перепишите предложения, подбирая нужные сло­ва. Объясните, в чем проявляется смыслоразличительная роль суффиксов.

1) Слесарю оставалось лишь немного (стачать, сто­чить) грань детали.

2) Инженер-проектировщик (начертал, начертил) перед присутствующими грандиозную перспективу стро­ительства комбината.

3) Камни живут (больше, дольше), чем люди.

4) Швее-мотористке нужно было (обмотать, обме­тать) петли на семи жакетах.

5) Относиться (безответно, безответственно) к по­рученному делу — преступление.

6) До самого вечера шло (осуждение, обсуждение) рационализаторского предложения токаря-скоростника.

10. Подчеркните суффиксы в выделенных словах в стихотворении С.Черного. Укажите способ образо­вания. Есть ли в тексте необычные слова? Как они образованы?

«Эй, смотри, смотри — у речки

Сняли кожу человечки!» —

Крикнул чижик молодой.

Подлетел и сел на ветке, —

Смотрит: голые детишки

С визгом плещутся водой.

Чижик клюв раскрыл в волненье,

Чижик полон удивленья:

«Аи, какая детвора!

Ноги — длинные болталки,

Вместо крылышек две палки,

Нет ни пуха, ни пера!

Из-за ивы смотрит заяц

И качает, как китаец,

Удивленно головой:

«Вот умора! Вот потеха!

Нет ни хвостика, ни меха,

Двадцать пальцев! Боже мой...»

А карась в осоке слышит,

Глазки выпучил и дышит:

«Глупый заяц, глупый чиж,

Мех и пух, скажи, пожалуй.

Вот чешуйки не мешало!

Вот чешуйки, брат, шалишь!»

11. Прочитайте два отрывка. Найдите во втором тексте слова, построенные по словообразовательной мо­дели ЗАЛАДЬЕ.

А) Гости к Берендею идут отовсюду. Один — из Половецкой волости, другой — из Ведомши, третий — из Заладья.

— Что это значит такое? — спросил Берендей. — Как это понять: Заладье?


— А у нас там речка бежит, мы за речкой живем, речка же называется Лада.

— Речка Лада, как хорошо! — восхищается сам Берендей. — Значит, Заладье, потому что за Ладой.

(И. Соколов-Микитов)

Б) И сюда пошла на нас большая туча. Поднялся ветер, и под флейту иволги и визг стрижей туча свали­лась, казалось, совсем куда-то в Заозерье, в леса, но там скоро усилилась и против нашего ветра пошла сюда, черная, в огромной белой шапке. Смутилось озеро: ве­тер на ветер, волна на волну, и черные пятна, как тени крыльев, быстро мчались по озеру из конца в ко­нец. Молния распахнула забережье, гром ударил.

(Ю. Нагибин)

12. Постарайтесь объяснить, какие словообразова­тельные модели использовали дети, придумывая свои неологизмы?

Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и застав­ляя свою куклу нырять, приговаривала: «Вот прито-нула, а вот и вытонула!»

А трехлетний Юра, помогая снарядить маленького Валю на прогулку, вытащил его ботинки, калоши, чулки и гамаши и, подавая, сказал: «Вот и все Валино обувало».

— Мама, смотри петух без гребеха!

— Ой, какую мы нашли сыроегу!

— Спой мне, мама, боюльную песню.

— Бабушка, ты будешь наша пищеварительница!

(К.И. Чуковский)

 

13. Выполните задание, предложенное Л. Успенским: «Поглядите нижеследующий перечень, пополните его пропущенными мною разновидностями (я ду­маю, их найдется немало)...

Суффикс -ич: Москва — москвич, Псков — пско­вич...

Суффикс -ец: Ярославль — ярославец, Астрахань — астраханец, Баку — бакинец, Уфа — уфимец (обра­тите внимание на «вставки благозвучия»: слову Баку придан — н, слову Уфа — м. От слова Ярославль от­брошен последний согласный).

Суффикс -як, -ак: Тула — туляк, Пенза — пензяк...

Суффикс -анин: Минск — минчанин...

Суффикс -ит: Одесса — одессит...

Суффикс -ук: Полесье — полещук...

Суффикс -ень: Остров — островень...

Я надеюсь, вы сильно расширите эту схемку».

 







Date: 2016-01-20; view: 1874; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию