Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образец размышления 3
Однокоренные прилагательные различаются по своим значениям и по сфере употребления. Прилагательное «цветной» в общелитературной речи означает «окрашенный в какой-либо цвет или цвета, не черно-белый»: цветные карандаши, цветная фотография. Слово «цветовой» употребляется чаще в терминологической речи и обозначает «относящийся к цвету, к его восприятию»: цветовая гамма, цветовое решение. Различие слов-паронимов выступает особенно четко в однотипных конструкциях: цветная композиция — это композиция, сделанная красками, не черно-белая. А вот цветовая композиция — это композиция, построенная на цветовых эффектах, гамме цветов. Хоменко Наталья, студентка Донского педагогического колледжа 4. Отличаются ли слова: избрать и выбрать? Прервать и перервать? Антидемократ и ультраправый? 5. Можно ли говорить об употреблении тех или иных суффиксов в разных стилях речи? 6. Можно ли заменить приставочными образованиями следующие словосочетания, не изменив их смысл? — Очень тихим шагом; — лишенный всякой отзывчивости; — несметные богатства; — неуместный поступок; — дорога, которой не видно конца; — простодушный рассказ. Слова для справок: бесконечный, бесхитростный, бестактный, бесчисленный, бесшумный, бесчувственный. 7. Определите стилистическую роль повторения одних и тех же приставок. Можно ли по этим примерам говорить о роли приставок в передаче смысловой информации, содержащейся в слове? Прогрызают Арбат. Обращаются хижины в прах! Только МАЗы храпят и бушуют на бывших дворах... Наша участь такая — Пробивать, прогрызать, прорубать. (Р. Рождественский)
Перешагни, перескочи, перелети, пере- что хочешь — Но вырвись: камнем из пращи, звездой, сорвавшейся в ночи... Сам потерял — теперь ищи! (В. Ходасевич)
8. Обратите внимание на особенности образования имен существительных в детской речи. В чем заключается отклонение от устоявшихся словообразовательных типов? Чем вызвано это отклонение? (Примеры взяты из наблюдений над речью детей в возрасте от 2 до 3 лет.) I. Босоноги (босоножки), избуха (избушка), ласты (ласточки), лошада (лошадка), лога (ложка), коша (кошка), тапы (тапки), шапа (шапка). 1. У мамы шапа, мама нарядная. 2. Ласты летят, здесь одна ласта, а здесь другая (Аня, 2 года). II. Отдыхатель (отдыхающий), рассказыватель (рассказчик). 1. Все гусики спят. Гусь ушел на работу, а белка гусика подождет (Аня, 2 года). 2. Я такой рассказывателъ, все расскажу (Алик, 3 года). III. Подпилки (опилки), попутник (спутник), околодорожник (подорожник), уезд (отъезд). 1. Какой это подорожник? Он же около дороги растет. Назовем его околодорожник (Алик, 3 года). 2. Вот мы будем пилить, подпилки будут лететь (Света, 3 года).
9. Перепишите предложения, подбирая нужные слова. Объясните, в чем проявляется смыслоразличительная роль суффиксов. 1) Слесарю оставалось лишь немного (стачать, сточить) грань детали. 2) Инженер-проектировщик (начертал, начертил) перед присутствующими грандиозную перспективу строительства комбината. 3) Камни живут (больше, дольше), чем люди. 4) Швее-мотористке нужно было (обмотать, обметать) петли на семи жакетах. 5) Относиться (безответно, безответственно) к порученному делу — преступление. 6) До самого вечера шло (осуждение, обсуждение) рационализаторского предложения токаря-скоростника. 10. Подчеркните суффиксы в выделенных словах в стихотворении С.Черного. Укажите способ образования. Есть ли в тексте необычные слова? Как они образованы? «Эй, смотри, смотри — у речки Сняли кожу человечки!» — Крикнул чижик молодой. Подлетел и сел на ветке, — Смотрит: голые детишки С визгом плещутся водой. Чижик клюв раскрыл в волненье, Чижик полон удивленья: «Аи, какая детвора! Ноги — длинные болталки, Вместо крылышек две палки, Нет ни пуха, ни пера! Из-за ивы смотрит заяц И качает, как китаец, Удивленно головой: «Вот умора! Вот потеха! Нет ни хвостика, ни меха, Двадцать пальцев! Боже мой...» А карась в осоке слышит, Глазки выпучил и дышит: «Глупый заяц, глупый чиж, Мех и пух, скажи, пожалуй. Вот чешуйки не мешало! Вот чешуйки, брат, шалишь!» 11. Прочитайте два отрывка. Найдите во втором тексте слова, построенные по словообразовательной модели ЗАЛАДЬЕ. А) Гости к Берендею идут отовсюду. Один — из Половецкой волости, другой — из Ведомши, третий — из Заладья. — Что это значит такое? — спросил Берендей. — Как это понять: Заладье? — А у нас там речка бежит, мы за речкой живем, речка же называется Лада. — Речка Лада, как хорошо! — восхищается сам Берендей. — Значит, Заладье, потому что за Ладой. (И. Соколов-Микитов) Б) И сюда пошла на нас большая туча. Поднялся ветер, и под флейту иволги и визг стрижей туча свалилась, казалось, совсем куда-то в Заозерье, в леса, но там скоро усилилась и против нашего ветра пошла сюда, черная, в огромной белой шапке. Смутилось озеро: ветер на ветер, волна на волну, и черные пятна, как тени крыльев, быстро мчались по озеру из конца в конец. Молния распахнула забережье, гром ударил. (Ю. Нагибин) 12. Постарайтесь объяснить, какие словообразовательные модели использовали дети, придумывая свои неологизмы? Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала: «Вот прито-нула, а вот и вытонула!» А трехлетний Юра, помогая снарядить маленького Валю на прогулку, вытащил его ботинки, калоши, чулки и гамаши и, подавая, сказал: «Вот и все Валино обувало». — Мама, смотри петух без гребеха! — Ой, какую мы нашли сыроегу! — Спой мне, мама, боюльную песню. — Бабушка, ты будешь наша пищеварительница! (К.И. Чуковский)
13. Выполните задание, предложенное Л. Успенским: «Поглядите нижеследующий перечень, пополните его пропущенными мною разновидностями (я думаю, их найдется немало)... Суффикс -ич: Москва — москвич, Псков — пскович... Суффикс -ец: Ярославль — ярославец, Астрахань — астраханец, Баку — бакинец, Уфа — уфимец (обратите внимание на «вставки благозвучия»: слову Баку придан — н, слову Уфа — м. От слова Ярославль отброшен последний согласный). Суффикс -як, -ак: Тула — туляк, Пенза — пензяк... Суффикс -анин: Минск — минчанин... Суффикс -ит: Одесса — одессит... Суффикс -ук: Полесье — полещук... Суффикс -ень: Остров — островень... Я надеюсь, вы сильно расширите эту схемку».
Date: 2016-01-20; view: 1874; Нарушение авторских прав |