Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственно-правовое регулирование земельных отношений
Земля является основой суверенитета, это отраженно в Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года, с присущий ей ограниченностью и незаменимостью в сфере материального производства и иной деятельности предопределяют объективную необходимость организации ее использования и охраны через государственное управление землями в виде организующей деятельности по обеспечению рационального использования и охраны земель на основе проведения мероприятий организационного, административно-правового характера в сочетании с все более расширяющимися по мере развития рыночных земельных отношений экономическими мерами. Для воздействия на экономику государство использует правовые нормы. Государственное административное регулирование связано со становлением и развитием новых экономических отношений и механизмов их функционирования. Управление представляет собой сознательное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое системно через специально созданные структуры государства. Осуществляется прямое и практическое регулирование, при котором та или иная норма провозглашается, признается, утверждается и претворяется в жизнь, применяется при решении вопросов. Государственное управление предполагает регулирование земельных и иных отношений административными и экономическими методами, это является способом воздействия на участников тех или иных правоотношений. Осуществление земельных преобразований в Казахстане сопровождалось становлением, совершенствованием системы и полномочий государственных органов. Создание отлаженной системы регулирования земельных отношений это долгий и нелегкий процесс. Под системой понимается комплекс, состоящий из взаимодействующих компонентов, взаимодействующих между собой и образующих некоторое единство. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Впервые принцип разделения властей был закреплен в Конституции РК 1993 года, как одна из основ конституционного строя страны. Законодательные органы занимают особое место в системе государственно-правового механизма. К ним относятся Парламент страны - высший орган законодательной власти, а на местах представительные органы – Маслихаты. Земельный кодекс КАЗ ССР в его ведения относил такие функции, как: распоряжение землями в пределах границ Казахстана; разработка и совершенствование земельного законодательства; установление платы за земли, а так же льгот; защита прав землевладельцев и землепользователей, определение порядка предоставления, аренды, изъятия земель и т. д. Земельный Кодекс Республики Казахстан, принятый 20 июня 2003 года, не содержит специальной статьи, касающейся полномочий высшего законодательного органа, но рассматривает полномочия местных представительных органов. В ст. 15 Земельном Кодексе Республики Казахстан к компетенции местных представительных органов относит: Учреждение региональных программ по рациональному использования земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранительными мероприятиями; утверждение планов земельно-хозяйственного устройства территорий населенных пунктов, включая сельскохозяйственные угодья, переведенные в ведение аульных (сельских) исполнительных органов; утверждение расходов по охране земельных ресурсов и повышению плодородия почв в составе местных бюджетов; заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов и организаций о состоянии использования и охраны земельных ресурсов; принятие решений об установлении границ между административно-территориальными единицами в пределах компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан; и иные вопросы. Президент Республики Казахстан занимает центральное место в управлении страной и согласно Конституции, является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом. С принятием нового Земельного Кодекса решен вопрос о выкупе земельных участков и о праве собственности на земельный участок. Четко определен правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Серьезное изменение претерпела ст. 79 Закона «О земле» «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения», в Земельном Кодексе, она в новом качестве заключена в ст.97. Кроме того, что в состав включены прочие угодья и дается определение пашни, залежи, многолетних насаждений и прочее, данная статья устанавливает, что для ведения товарного сельскохозяйственного производства земельные участки предоставляются физическим и юридическим лицам на праве землепользования или в частную собственности, в то время как ранее принятым законом для этих целей земля предоставлялась только на праве землепользования. Предоставление земельных участков из государственной собственности в частную производится на возмездной основе единовременно или в рассрочку по решению местного исполнительного органа. На безвозмездной основе в частную собственность земельные участки предоставляются только гражданам Республики Казахстан собственникам жилых помещений в объектах кондоминиума как идеальная доля для ведения личного (подсобного) хозяйства, садоводства, индивидуального дачного или жилищного строительства в пределах установленных норм. В связи с введением частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения установлен порядок выкупа и определенные базовые ставки, и поправочные коэффициенты для расчета продажной стоимости земельных участков. Земельные участки могут быть выкуплены путем одноразовой оплаты цены или в рассрочку. В связи с этим нововведением, законом большое внимание уделено институту залога земельных участков. Данные отношения на сегодняшний день, регулируются Законом Республики Казахстан «Об ипотеке недвижимого имущества». В ст.33 Земельного Кодекса Республики Казахстан, предусматривается передача права землепользования. Основное положение данной статьи заключается в том, что передачу и отчуждение права землепользования могут производить только лица, выкупившие право временного возмездного землепользования. Данная статья не допускается совершение сделок землепользователями в отношении землепользования, включая отчуждения на землях: земельные участки, предоставленные на праве временного безвозмездного и временного краткосрочного возмездного землепользования; Земельных участков, предоставленных на праве временного землепользования для ведения крестьянского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства. Земельным кодексом Республики Казахстан в ст. 16-17 к компетенции Правительства и местных исполнительных органов отнесены такие вопросы, как разработка основных направлений государственной политики в области использования и охраны земельного фонд республики; разработка государственных программ; представление и изъятие земельных участков из земель всех категорий в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий республиканского значения; выполнение международных обязательств и использованием земель для нужд обороны; определение порядка оформления права собственности на земельный участок и право землепользования; утверждение форм документов на право собственности на земельный участок и на право землепользования; согласование предложений областных представительных и исполнительных органов по вопросам изменения границ районов и городов областного значения, а также установление и изменение пригородных зон вокруг городов областного значения; утверждение порядка отнесения земель к особо охраняемым территориям и резервирование земель под эти территории, перечня особо охраняемых природных территорий республиканского и международного значения; утверждение порядка проведения землеустройства, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; установление порядка осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; и др. Полномочия исполнительных органов значительно шире, к их ведению отнесены наиболее важные вопросы, затрагивающие интересы субъектов области. К их ведению относится разработка и внесение на утверждение Маслихата областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранительными мероприятиями и организация их выполнения; предоставление земельных участков государственным научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным научным организациям и их опытным хозяйствам, а также государственным семеноводческим хозяйствам и племенным заводам. А также, резервируют земли для создания особо охраняемых природных территорий всех видов; предоставляют и изымают земельные участки всех категорий в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий местного значения; регулируют земельные отношения между районами; и многое другое. В ведении районных, городских, поселковых, аульных и сельских акиматов находятся решение таких вопросов, как: 1.предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование. 2.изъятие (выкуп) земель для государственных надобностей 3.разработка и внесение на утверждение соответствующего представительного органа и выполнение районных и городских программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранительными мероприятиями. 4.разработка планов земельно-хозяйственного устройства территорий населенных пунктов, включая сельскохозяйственные угодья, переданные в ведение аульных (сельских) исполнительных органов для утверждения соответствующим представительным органом, и их выполнение. 5.выдача разрешений на использование земельного участка для изыскательных работ. 6.образование специального земельного фонда района. 7. осуществление контроля за использованием и охраной земель 8.выдача разрешений на передачу земельного участка в долгосрочную аренду государственным землепользователями. И др. Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, и его органы на местах обязаны обеспечивать проведение единой государственной политики в области управления земельными ресурсами, организовывать непосредственное выполнение работ в области земельной реформы, готовить необходимую землеустроительную документацию по перераспределению земель между различными хозяйствующими субъектами и вносить обоснованные предложения для принятия решений местными органами власти и управления. Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами имеет свои территориальные органы на местах: областные и городские комитеты по управлению земельными ре6сурсами, которые осуществляют свою деятельность на территориях соответствующих административно-территориальных единиц. Задачами центрального исполнительного органа по управлению земельными ресурсами и его органов на местах являются: 1.проведение единой государственной политики в области управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений. 2.осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель. 3.проведение землеустройства, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель. 4. организация зонирования земель, установление границ земельных участков и оформление соответствующих документов. Немаловажную роль в реализации земельного реформирования и законодательства играет Министерство сельского хозяйства. Его правовое положение определяется Постановлением Правительства Республики Казахстан. Основными приоритетными направлениями его деятельности являются: 1.осуществление экономических реформ в агропромышленном комплексе. 2.обеспечение условий для производства конкурентоспособных отечественных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. 3.формирование рыночной инфраструктуры, сети сервисного материально-технического обеспечения и услуг, информационного обеспечения агропромышленного комплекса. 4.охрана, воспроизводство и рациональное использование лесных, охотничьих и рыболовных ресурсов развитие сети особо охраняемых природных территорий. 5.содействие сбыту сельскохозяйственной продукции на внешнем и внутреннем рынках. Проведение земельной реформы наглядно показало необходимость совершенствования земельного законодательства Республики Казахстан. В этой связи особое значение приобретает необходимость правильной квалификации земельно-правовых отношений и земельных споров. Судебная власть признана самостоятельной ветвью власти, которая выполняет присущие ей функции, обеспечивает защиту прав и законных интересов земельных собственников и землепользователей, государств в области зе6мельных отношений. Земельные споры имеют тенденцию к увеличению, причины их возникновения и увеличения, по мнению профессора Б.Ж.. Абдраимова, в следующем: 1.Недостатки, упущения в деятельности органов по управлению земельными ресурсами. 2.Низкая правовая культура населения, вследствие устоявшегося мнения, что земля исключительная собственность государства. 3.Слабое знание земельного законодательства. 4.Грубое нарушение земельного законодательства со стороны местных представительных и исполнительных органов.
Для квалифицированного рассмотрения земельных споров профессор Б.Ж. Абдраимов высказывал мнение о «…создании специализированных судов по разрешению земельных споров, которые действовали бы автономно на права районных судов…» По нашему мнению, земельная реформа это исключительно сложный и противоречивый процесс, успешная реализация которого возможна лишь при комплексном и системном подходе. При исследовании правовых проблем осуществления земельной и аграрной реформы, можно сформулировать следующие положения по проблемам оборота земель. На наш взгляд в Земельном Кодексе Республики Казахстан отсутствуют достаточно отлаженные механизмы, направленные на обеспечение целевого использования сельскохозяйственных земель при осуществлении сделок с ними. Казахстан – это неповторимая и уникальная страна, в которой есть собственные правовые традиции, обусловленные социально-экономическими, этнокультурными и природногеографическими особенностями, все это на наш взгляд должно учитываться при дальнейшем проведении земельных и аграрных реформ.
Date: 2016-01-20; view: 806; Нарушение авторских прав |