Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили семейного воспитания





 

Тип семейного воспитания играет важную роль в формировании Я-концепции ребенка, определяет его умственное развитие ребенка, его отношению к миру. Тип воспитания выражает родительские ценности, установки, эмоциональное отношение к ребенку.

Тип воспитания зависит не только от принятых в обществе в данное время правил и норм, а также и от собственной педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком[12].

Можно выделять несколько классификаций типов воспитания или стилей родительского поведения. В настоящее время наиболее популярна классификация Дианы Бомринд, которая обозначила 4 стиля, в основе которых лежат два фактора воздействия на ребенка в семье – родительский контроль и родительская теплота[13].

Родительский контроль означает наличие у родителей запретов, правил, детских обязанностей. С помощью контроля родители влияют на деятельность своего ребенка.

Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.

Таким образом, стили родительского поведения можно разделить на следующие:

1. Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье.

2. Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители практически не общаются по душам с детьми, а только устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Дети у таких родителей крайне зависимо от них, не имеют самостоятельности.

3. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения). При таком стиле родители практически не контролируют своих детей, но при этом любят их и тепло к ним относятся. Все эти проявления часто приводят к крайностям, когда родители перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей.

4. Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, также не устанавливают ограничений для своих детей. Это может происходить из-за недостатка интереса и внимания к собственным детям, или из-за бытовых и материальных трудностей.

Михаил и Галина Городок также выделяют смешанный, маятниковый и демократический стиль поведения родителей[14].

При смешанном стиле родители или бабушки и дедушки применяют разный стиль воспитания, например, отец авторитарный, мать либеральная.

В маятниковом стиле чередуются крайности: вспышки теплоты и любви сменяются холодностью или враждебностью, высокий уровень контроля – равнодушием и попустительством. Запреты и правила меняются без понятной причины. Родители сами себя плохо контролируют, но пытаются контролировать своих детей. Обычно используют в воспитании негативные эмоции (страх, чувство вины и стыда), а также физические наказания.

При принимающем (демократическом) стиле воспитания родители не считают своей задачей формирование ребенка по какому–то конкретному образцу, идеалу. Они заинтересованы в том, чтобы воспитать личность, понять индивидуальные особенности своего ребенка(темперамент, стиль мышления, тип интеллекта, задатки, способности) а также такие родители внимательны к причинам поведения ребенка в каждый конкретный момент. В таких семьях царят доверительные отношения.

В основе воспитания при демократическом стиле лежит безусловная любовь, принятие и личный пример. При этом физические наказания не используются. Родительский контроль не является тотальным, а касается только действительно важных вещей. Поощрения применяют, но осторожно, чтобы ребенок не испытывал необходимости подстраиваться под вкусы родителей, не пытался заслужить любовь какими то конкретными действиями.

Демократический стиль тоже предполагает послушание детей. Оно базируется на доверии и эмоциональной связи ребенка с родителями, а не на страхе наказания.

А. Болдуин помимо демократического выделил еще и контролирующий стиль, который предполагает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер[15].

Д. Боумрин, в противовес Д. Бомринд, выделил четыре параметра, по которым можно оценивать стили родительского поведения[16]: родительский контроль, родительские требования, способы общения с детьми, эмоциональная поддержка.

Таким образом, существует ряд классификаций стилей родительского поведения, но наиболее популярна классификация, согласно которой выделяют авторитетный, авторитарный, либеральный и безразличный стили. В основе этой классификации лежит выделение двух факторов воздействия на ребенка в семье – родительского контроля и родительской теплоты (Д. Бомринд).

 

 

Date: 2016-01-20; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию