Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие мотивации, её свойства и структура





 

Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность. Достижение целей возможно при выполнении намеченных задач, именно поэтому под мотивацией можно также понимать ряд факторов, способствующих достижению этих целей, а также сам процесс побуждения себя и других к деятельности[1].

Можно выделить внутреннюю и внешнюю мотивации. Внутренняя мотивация связана с удовлетворением чувства собственного достоинства, повышением уверенности в своих силах и намерениях, удовлетворением от своего труда, самореализации. Эту мотивацию усиливает внешняя похвала, одобрение и т.п.

Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности.

В основе любой мотивации так или иначе лежат потребности человека, которые является неизбежным условием самого его существования определяют связь человека с окружающей средой.

Наиболее крупный вклад в обосновании роли потребностей в мотивации поведения людей внес американский психолог Абрахам Маслоу (1908 - 1970). По его мнению, поведение личности определяется наиболее сильной в данный момент потребностью. Все человеческие потребности он разделил на высшие и низшие и объединил их в пять групп:

1. Физиологические - утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.

2. Безопасности.

3. Причастности (к коллективу, обществу), привязанности и любви.

4. Признания, уважения, одобрения.

5. Самореализации (самовыражения) - стремление к раскрытию внутреннего потенциала[2].

Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей, в основании которой находятся низшие физиологические потребности. Потребности высшего порядка появляются тогда, когда уже удовлетворены потребности всех нижележащих уровней.

А. Н. Леонтьев под мотивом понимает предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении[3].

С. Адамс является основателем теории справедливости, которая заключается в том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих другую работу. Если они обнаруживают неопределенность в отношении оценки своего труда, то будут стремиться уменьшить его интенсивность. Если же они узнают, что личное вознаграждение выше, чем у других за аналогичную работу, то в большинстве случаев это не оказывает положительного стимулирующего влияния на повышение интенсивности их труда[4].

Согласно мотивационной теории ожиданий В. Врума мотивационный эффект оказывают не сами потребности людей, а мыслительный процесс, в котором индивид оценивает реальность достижения поставленной цели и получения желаемого вознаграждения.

Классический пример: курсант готовится к сдаче экзамена. Допустим, это последний экзамен, все предыдущие были сданы на «отлично», и курсант знает о том, что в случае сдачи на «отлично» и этого экзамена, весь следующий семестр он будет получать повышенную стипендию. На мотивацию курсанта влияют:

- вера в свои силы, то есть в реальность получения оценки «отлично» на предстоящем экзамене, ведь все предыдущие он смог сдать с желаемым результатом;

- желательность получения повышенной стипендии.

Если бы курсант не был уверен в том, что он способен получить «отлично» на экзамене или в том, что отличная оценка принесет ему повышенную стипендию, у него не было бы мотивации добросовестно готовиться к предстоящему экзамену.

Мотивационная модель Л. Портера и Э. Лоулера, или комплексная процессуальная теория мотивации, включает в себя пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения[5]. Согласно этой модели достигнутые результаты деятельности зависят от приложенных человеком усилий, его способностей, в свою очередь уровень этих усилий зависит от ценности вознаграждения и степени уверенности в том, что именно эти усилия принесут необходимые вознаграждения. Кроме этого, человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.

Е. Торндайк предложил так называемый закон эффекта, который объясняет механизм влияния удовольствия и боли на последующее поведение человека[6].

Согласно этому закону поведенческие реакции, следующие непосредственно за приятным переживанием закрепляются и с возрастающей вероятностью повторяются в аналогичных ситуациях. Если же реакции следуют за неприятными переживаниями (наказанием), то они угасают и повторяются в аналогичных ситуациях с меньшей вероятностью.

Исследования по модификации поведения показали, что подкрепление поведения поощрением более эффективно, чем попытки изменить поведение человека наказанием. Б. Скиннер продемонстрировал, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных.

Таким образом, слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность.

 

Date: 2016-01-20; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию