Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дефиниция понятия девиантного поведения в педагогике, психологии, социологии и причины такого поведения на уроках химии





Известен факт, что термин «девиантное поведение» в привычном смысле можно заменить синонимом – отклоняющееся поведение. На протяжении курсовой работы мы будем использовать оба понятия. Чтобы приступить к изучению темы необходимо сначала дать понятие термину «девиантное поведение». Существуют различные взгляды на определение. Рассмотрим понятие с точки зрения специалистов - социологов, педагогов и психологов.

Социология рассматривает отклоняющееся поведение как общественное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) [1].

Девиантное поведение — это действия, не соответствующие правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Отклоняющееся от нормы поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних. («Педагогический энциклопедический словарь», 2002 г.)

В психологии девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, представление либо как ошибочного антиобщественный образец решения конфликта, проявляющихся в нарушении общественных норм, либо в ущербе, нанесенным общественному благополучию, окружающим и себе (Свободная энциклопедия «Википедия», Девиантное поведение).

 

Резкого разграничения между нормальным и девиантным поведением нет. В большинстве случаев отношение к нему устанавливается с позиций социологии. Соответственно с учетом степени вменяемости обозначается его оценка [11, §27]: – это либо уголовно наказуемый поступок с принудительным лечением, либо только соответствующее лечение вплоть до такого мягкого, как коррекция.

Доктор психологических наук, заведующая кафедрой девиантологии, Елена Валерьевна Змановская подчеркивает, что девиантное поведение - это остросоциальная позиция личности, выступающая в форме отклоняющегося стиля и образа жизни [3, с.15]. При желании каждый ученик может изменить свою позицию по отношению к обществу. Он может решить, кем ему быть, как поступать в той или иной ситуации, и каким человеком стать. Мы целиком и полностью согласны с мнением психотерапевта, очень многое зависит от желания ученика. Здесь большую роль играет самовоспитание и самоконтроль. Самоконтроль неотъемлемым образом должен включаться учителем химии во все виды деятельности учащихся [11, §26]: игровую, учебную, трудовую, а также научную. Одним из существенных отличий учащихся с нормальным поведением и педагогически запущенных учащихся является различие в умении осуществлять самоконтроль своих действий. Школьники с девиантным поведением даже при знании химических правил, по которым нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, и им необходима постоянная помощь учителя. Развитие способности к самоконтролю начинается уже в раннем школьном возрасте и происходит естественнее, и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».

Умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) – важный элемент самоконтроля [12, с. 20], которому нужно учить.

Совершенно обычные на первый взгляд причины могут стать толчком для отклонения поведения ребенка на уроках химии. Причинами девиантного поведения могут быть следующие факторы [4, с.2]:

- дефекты семейного воспитания (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на учителя, конфликты в семье);

- ситуации, оказывающие давление на психику ребенка (развод родителей, смерть близких людей, перемена места жительства);

- нарушения физического или психического здоровья (неуравновешенность нервной системы);

- проблемы в межличностных отношениях (изгой в классе, отчужденный);

- педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ученика, конфликтные ситуации между учителем химии и родителями ученика, публичное унижение личности);

- социальные причины (потребности ученика, непонимание подростка взрослыми, степень влияния «улицы» и других неформальных групп, желание занимать удовлетворяющее положение среди сверстников, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, собственной личности).

Но с помощью анализа какой-либо одной поведенческой черты учитель химии не может объяснить суть любого вида девиантного поведения. Скорее всего, девиация рождается в результате одновременного воздействия многих факторов (психологических, культурных, социальных). Отклоняющееся поведение подростков сложилось в силу факторов, действующих комплексно как на общесоциальном [15, с.4], так и на социально-психологическом и индивидуально-личностном уровнях. В их основе лежат глубинные изменения экономики, поразившие российское общество, и разобщенность и неадекватность воспитательных усилий всех социальных институтов, занятых судьбой подростков: семьи, педагогических коллективов, правоохранительных органов, государственных социальных служб, общественных объединений.

Нами были приведены самые распространённые причины. Мы считаем, что наиболее важной предпосылкой для формирования девиантного поведения на уроках является некорректное воспитание в семье. Подростковые отклонения от нормы в поведении является фактором приобретенным, этот фактор формируется на жизненном опыте учеников. Учащиеся как губки – впитывают все то, что видят вокруг себя. Они следят за отношениями в семье, ровняются на своих сверстников, с которыми им приходится общаться, часто играют в компьютерные игры, ведущие к деградации нашего общества. Подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными, в связи с этим, они осуществляют уход от решения реальных жизненных проблем к искусственному изменению своего психического состояния [14]. Поэтому вопрос о предупреждении и профилактике отклонений в поведении подростков на уроках должен выходить на первый план, и этому стоит уделить большое внимание. Это внимание должно исходить, конечно же, от самых близких людей, которых подросток видит каждый день, от его семейного окружения. Девиантное поведение − это не дань времени. Дети часто бывают жестоки. А вот за степень жестокости и грань, которую они переходят, в ответе родители. Все исходит от недосмотра. Понятен тот факт, что в борьбе за выживание, сил хватает только на удовлетворение базовых потребностей, однако детям нужно больше.

В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания [5, с.75], с которыми нельзя не согласиться. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшить», «усовершенствовать», «скорректировать» врожденный тип реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, регулированием всей жизни ребенка, с навязыванием ему единственно «правильного» типа действий. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме — реального отказа родителей от ребенка, помещения его в интернат или детский дом. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, потребительское отношение к нему.

Следующий вид, выделяемый В.И. Гарбузовым и соавторами — воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожном, мнительном сосредоточении родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, среди класса; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка, к более загруженному распорядку дня (иностранные языки, рисование, музыка, фигурное катание, спортивные кружки, химическая группа), однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные особенности ребенка, что приводит к комплексам, которые возникают у ребят к своей персоне.

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» — культивирование внимания на ребенке, становление ребенка в центр семьи, чаще в ущерб другим детям или членам семьи.

Наиболее вредным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, в возрасте, когда ребенок особое внимание уделяет учебе, успехам в школе, каким-либо различным достижениям. В этот период развития у ребят наблюдается острое расстройство базовых потребностей — потребностей в уважении, достижении наряду с потребностью в поддержке. Удовлетворение этих базовых потребностей возвратило бы подросткам состояние комфорта и спокойствия. Роль семейного воспитания, на наш взгляд, очень важна, ведь именно в семье у ребенка закладываются представления о правилах и нормах поведения в обществе.

Исследуя учеников с отклонениями в поведении, психологи подразделяют их действия на социальные отклонения корыстной, агрессивной и социально-пассивной направленности [2]. К отклонениям корыстной направленности можно отнести кражи, мошенничество, спекуляция и другие проступки, цель которых – получить свою выгоду. Отклонения агрессивной направленности нацелены против личности – это оскорбления, хулиганство, побои в школе. Социально-пассивные отклонения связаны с отказом решать личные и социально-значимые проблемы, к ним относятся уклонение от учебы, бродяжничество, наркомания и суицид. Когда преступление совершает взрослая личность, то это возможно объяснить трудностями в детстве, недостатками в воспитании, средой, в которой преступнику приходилось находиться. Совсем по-иному воспринимаются подростки. Их личностные качества, индивидуальные ценности ещё не сформированы, а поэтому жуткие и страшные по своей сути деяния не могут быть разъяснены с типичных стандартных положений. Другими словами, такого рода преступления выпадают из привычного ряда, а сами молодые правонарушители вызывают ужас.

За каждым проступком у детей с девиантным поведением могут стоять глубокие личностные проблемы. Ученики испытывают постоянную психологическую нагрузку, может отсутствовать взаимопонимание с одноклассниками и учителем. Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации общения. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта учитель-ученик [13], формирование основы чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, изменение стандартных негативных установок к отдельным учащимся.

И поскольку не существует универсального объяснения всех причин отклоняющегося поведения, чтобы помочь ученику, нужно разбираться в сути каждой конкретной причины. Разобраться в сущности причин такого поведения пробуют учителя не только в России, но и за рубежом.

 

 

Date: 2016-01-20; view: 774; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию