Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления социально-педагогической деятельности по формированию ценностного отношения студентов
Главной целью подготовки студенческой молодежи к семейной жизни является выявление медико-социальных, психолого-педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования их готовности к браку и семейной жизни. В процессе использования технологий решаются следующие задачи: раскрытие сущности семьи как социально-ценностного института; анализ уровня готовности молодых людей в отношении деторождения; выявление социального статуса будущих молодоженов, степень адаптации молодой семьи к современным условиям жизни. Основными принципами формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей являются: - принцип эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка, реализация которого позволяет сформировать у молодежи представление и понятие об идеальной семье и семейной жизни; сформировать в их сознании образ «Я - будущий семьянин» («Я - будущая мать», «Я - будущий отец») как ценностный ориентир создания собственной семьи; - принцип индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки студента как будущего семьянина, направленную на оказание содействия и помощи девушкам и юношам в сознательном формировании семейных духовно-нравственных ценностей как основы формирования их готовности к семейной жизни и воспитания ответственного родительства (материнства или отцовства), а также помощь им в решении их индивидуальных проблем; - принцип толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, ориентированный на уважительное отношение и принятие другого вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик, отражающих активную социально-ценностную позицию и внутреннюю готовность личности к эффективному межличностному взаимодействию с людьми иной национальной, конфессиональной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и способов поведения, основывающихся на следующих функциях: мировоззренческой, регулирующей, психологической, воспитательной [12, c.127]. Совокупность данных принципов отражает специфику формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей, его целей, содержания, технологий. Ведущими структурными компонентами концептуальной модели формирования у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей являются следующие структурные компоненты: ценностно-целевой, содержательный, критериально-оценочный, технологический, организационно-управленческий, рефлексивный, результативный. Ценностно-целевой компонент включает цели, задачи, субъектов деятельности, семейные духовно-нравственные ценности. Субъектами деятельности являются родители (семья), студенты, педагоги образовательного учреждения (вуза) [20, c.17]. Содержательный компонент концептуальной модели включает комплексную Программу по формированию у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей. Критериально-оценочный компонент включает показатели сформированности у молодых людей семейных духовно-нравственных ценностей. Технологический компонент включает формы организации деятельности по формированию у студентов семейных духовно-нравственных ценностей как основы формирования их готовности к семейной жизни и воспитания у них ответственного родительства (материнства или отцовства). Организационно-управленческий компонент включает следующие уровни управленческого взаимодействия семьи и вуза: стратегический, тактический, оперативный по формированию у студентов семейных духовно-нравственных ценностей. Рефлексивный компонент связан с аналитико-рефлексивной деятельностью всех субъектов образовательно-воспитательного процесса по формированию у студентов семейных духовно-нравственных ценностей. Результативный компонент представлен показателями сформированности семейных духовно-нравственных ценностей как основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни, ответственному родительству [3, c.260]. Можно выделить три этапа процесса формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей. Первый этап - ориентационный, направленный на построение перцепционного образа, в основе которого лежит синтез духовно-нравственных ощущений. Данный этап тесно связан с эмоциями, переживаниями, уже имеющимися ценностями. На этом этапе нередко осуществляется разрешение противоречий между желаемым и должным, добродетелью и пороком, приоритетом собственного блага и блага других. Второй этап - оценочно-смысловой, связанный с пониманием и осмыслением знаний о семье и семейных духовно-нравственных ценностях, умений и способов поведения в контексте этих понятий. На этом этапе осуществляется соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с системой ранее усвоенного на основе диалоговых отношений. Исследования рефлексивных слоев сознания показали, что процессы превращения значений в смыслы и наоборот происходят именно через действие означивания и осмысливания, по отношению к которым функцию посредника несет «Я-концепция» человека. На этом этапе в единое смысловое целое объединяются потребности, интересы, установки, позиции. Следует подчеркнуть, что духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек не просто оценивает, но и одобряет, то есть оценивает как добрые, благие, хорошие. Третий этап - ценностно-деятельностный, в котором происходит присвоение субъектом личностного духовного смысла, при котором духовная ценность становится личностной ценностью, регулятором образа жизни - ценностной ориентацией. Данный этап призван способствовать «вхождению» семейных духовно-нравственных ценностей в мировоззрение личности, обретению человеком целостности мировоззрения и поведения. Выделенные этапы взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны между собой [8, c.230]. Специальную подготовку к семейной жизни следует практиковать еще в школе и проводить ее на всех этапах возрастного развития. Это могут быть специальные занятия в учебных заведениях, разработка литературы по данному вопросу, консультации в медицинских учреждениях и т.д. Главное - донести до молодых людей ценности семьи. Также могут выбираться различные формы учебных занятий: лекции; беседы; практикумы, имеющие цель отработать определенные навыки и умения, например, этика поведения, культура поведения юношей и девушек, микроклимат семьи и т.д.; размышления (о жизни, о себе, о самовоспитании, об особенностях юношеской любви); встречи (со специалистами в области медицины, психологии, педагогики, этике и др.). Подготовка к семейной жизни - настоятельная необходимость, т.к. среди ценностей, созданных человечеством, семья является одной из важнейших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись без семьи, играющей важную роль в укреплении здоровья и воспитания, обеспечении экономического и социального процесса общества, в улучшении демографических процессов. Система подготовки к семейной жизни должна основываться на таких общепедагогических принципах, как духовность целенаправленного воспитания, его связь с практикой, взаимосвязь всех факторов, формирующих личность. Можно опираться на разнообразные виды деятельности студентов: учебную, игровую, трудовую, спортивную, семейно-бытовую и др. Молодым людям необходимо раскрыть значимость семьи, социальные роли супругов и родителей; а также наши нравственные качества: равноправное отношение к другому полу, дружба, уважение к матери, отцу, старшим и младшим, ответственность и верность, честность, сдержанность, доброта, уступчивость, осознание моральных основ брачно-семейных уз, любовь как истока брака, чувство долга перед супругом (супругой), семьей, детьми; правильное представление об идеальном муже, жене, отце, матери. Для эффективности занятий можно использовать проблемные ситуации, практические задания, конференции, анкеты, закрытые вопросы, ролевые, творческие, дидактические игры, тесты, фильмы-уроки, экспресс-опросы, семейные гостиные. Для подготовки студентов к семейной жизни необходимо организовать педагогический процесс [4,199]. Главной целью педагогического процесса является достижение комплексности просветительской и воспитательной работы со студентами, воздействия преподавателей на сознание, чувства и поведение молодых людей. Работа по подготовке девушек и юношей к будущему супружеству в учебное и не учебное время с учетом имеющихся возрастных, психологических особенностей студентов даст возможность формировать педколлективу серьезное, вдумчивое отношение к проблеме семьи и брака. С целью ознакомления студентов с законами о браке и семье можно использовать следующие методические приемы: проведение лекций, бесед на морально-этические темы, психологические и моральные основы семейной жизни; просмотры фильмов, спектаклей с последующим их обсуждением; встречи с юристами, педагогами, психологами, врачами по вопросам подготовки молодежи к будущей семейной жизни; формирование у молодых людей ответственности за будущее потомство. Методическая работа по ознакомлению студентов с законами о браке и семье предполагает проведение дополнительных занятий по подготовке молодежи к семейной жизни с последующим анализом и выработкой рекомендаций. Программа полового воспитания и сексуального образования должна включать в себя неразрывно связанные обучающий и воспитательный компоненты, обеспечивающие формирование у студенческой молодежи ценностных ориентаций, знаний и навыков, реализуемых в поведении, тем более, что половое воспитание неразрывно связано с общим нравственным воспитанием личности. При этом учебно-воспитательный процесс должен носить опережающий и профилактический характер [19,78]. Таким образом, интеграция традиционных и инновационных форм формирования у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей обеспечивает эффективность этого процесса, стабильное функционирование и развитие сложной социально-педагогической системы «семья-вуз».
Выводы: Семья - это главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Основная функция семьи – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане.
Брак - это добровольный, равноправный союз между женщиной и мужчиной, направленный на создание семьи.
Студенческий возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных отношений, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностного отношения предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения.
Date: 2016-01-20; view: 564; Нарушение авторских прав |