Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Студенческий возраст, как особый период формирования ценностных отношений к семье, браку





Студенческий возраст – время, когда сформированные ценности определяют дальнейший путь личности. Это период, когда начинается новый жизненный этап, и очень важно, чтобы на этом этапе у студентов были сформированы моральные и духовно-нравственные ценности. Сформировалось ценностное отношение к главным определяющим человеческой жизни – семье и браку.

Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, - благополучной.

Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам,

правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции.

Первая — поляризация ценностных отношений среди членов семьи, как правило, родителей и детей.

Вторая — деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на состояние современной семьи [14, c.34].

Студенческий возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных отношений, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностного отношения предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных отношений стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в

этом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Ценностное отношение — это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [9, c.10].

Система ценностных отношений не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.

Формирование ценностных отношений является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные отношения, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.

Таким образом, ценностные отношения выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные отношения относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Духовно-нравственные ценности - высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие.

Становление духовно-нравственных ценностей в обществе носит исторический характер. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.

Особенностью духовно-нравственных ценностей, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.

В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума» (Г.Н. Филонов). Важным становится вопрос о формировании у молодежи семейных духовно-нравственных ценностей как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения.


Семейные духовно-нравственные ценности - это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народа, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство белорусского общества и государства.

Основная особенность семейных духовно-нравственных ценностей заключается в том, что их ориентация направлена на благо человека, семьи и жизни на земле. В духовно-нравственных ценностях соединяется забота о человеке, его признании как ценности, любовь и уважение к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. Все это составляет содержательный аспект семейных духовно-нравственных ценностей [2, c.144].

Подготовка к семейной жизни является такой же значимой, как и подготовка к профессиональной деятельности, поскольку проблемы семьи не менее важны, чем карьерные вопросы. На должном уровне разрешить их способен человек, соответствующим образом подготовленный.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов свидетельствует о том, что стабильная семья может быть создана при определенной степени готовности к браку молодых людей. Содержание готовности личности к браку и семейной жизни представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, совокупность умений, которые будут приведены в действие при наличии у будущего семьянина гуманистической направленности личности [5, c.78].

По мнению Э. Эриксона, готовность человека к семейной жизни проявляется именно с того момента, когда он осознает, что готов к особенным интимным чувствам с целью соединения двух людей без опасения некой потери в себе.

Эту же мысль рассматривает и Б.С. Круглов, который говорит о психологической готовности к созданию семьи как о переходе в социальный статус семьянина и к выполнению связанных с ним новых обязанностей, а также об осознании значимости своих действий с точки зрения системы правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения. Он отмечает, что система подготовки молодежи к семейной жизни, наряду с формированием культуры и навыков межличностного общения, которое заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступками другого индивида, должна включать и воспитание гражданско-правового сознания.

По мнению исследователей проблем семьи и брака И.В. Гребенникова и В.И. Барского, ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Исследователи считают этико-психологическую готовность к браку и нравственную направленность личности, ее психологический настрой ведущими компонентами, которые определяют комплекс качеств, необходимых будущим супругам. Они подчеркнули, что формирование этико-психологической готовности к браку невозможно без:

умения вступающих в брак спроектировать оптимальную и реальную модель своей будущей семьи, жилищные и экономические возможности и т.д.;

желания создать собственную семью и воспитывать детей, понимания сложности жизни в семейном коллективе, стремления идти на уступки и т.д.;


знаний, необходимых в будущем для обеспечения здорового рождения детей, их нормального развития и воспитания;

практических умений и навыков, обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей семьи.

Другой точки зрения придерживаются И.С. Кон и Э.Ш. Камалдинова, которые связывали готовность к браку и семейной жизни с умением жить и действовать в реальном, а не воображаемом мире, а также с личной самостоятельностью, развитым чувством собственного достоинства и социальной ответственностью[13, c.16].

С.В. Ковалев подчеркивает, что исходными моментами готовности человека к браку и семье являются «деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни забот и ограничение личной свободы».

А.Н. Сизанов выделяет структурные компоненты готовности молодежи к семейной жизни: социально-нравственный, мотивационный, психологический и педагогический. Охарактеризуем каждый из них:

социально-нравственный - предполагает гражданскую зрелость (среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье [7, c.212].

Развитое нравственное осознание молодых людей - одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте при общении с ними. Развитие нравственного сознания предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства (права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке, семье);

мотивационный - включает любовь как основной мотив создания семьи, стремление к самостоятельности (умение вести семейный бюджет, наладить быт, ухаживать за детьми и т.д.), материальная независимость от родителей, ответственность за создаваемую семью (согласованность позиций супругов), обоюдное желание иметь и воспитывать детей;

психологический - предполагает единство целей и сходство взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности;

педагогический - включает наличие знания закономерностей развития детей и их воспитания, навыки ухода за младенцем, умение передавать свой жизненный опыт детям, приучать их к хозяйственным делам, планировать семейный бюджет, организовать быт и досуг, создавать уют.


В.С. Мухина отмечает, что студенческий возраст - «чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу, свой жизненный путь». В период обучения в вузе происходит не только их профессиональное становление, но и заканчивается личностное самоопределение. Подготовка студенческой молодежи к семейной жизни является, по сути, завершающим этапом на длительном пути формирования юношей и девушек как мужей и жен, отцов и матерей. В высшей школе наступает период взросления человека, осознание им избранного жизненного и профессионального пути. Поэтому учреждения высшего образования призваны выполнять социальный заказ не только на подготовку специалистов в той или иной области профессиональной деятельности, но и на формирование готовности молодых людей, обучающихся в ней, к счастливой семейной жизни и воспитанию подрастающего поколения.

Формирование у студенческой молодежи готовности к семейной жизни предполагает воспитание ответственного (осознанного) родительства. Ответственное родительство - это интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений относительно себя как родителя. Ответственное родительство понимается как духовно-нравственная и социальная потребность личности, и ее ориентация на ценностное воспитание детей, подготовка к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства.

Подготовка студентов к осознанному родительству начинается задолго до социального и духовно-нравственного созревания и взросления личности; содержание ответственного родительства определяется родительской программой и реально сложившейся моделью родительской семьи и родительского дома. Определяющим основанием подготовки к осознанному родительству является комплексное взаимодействие семьи и вуза по формированию семейных духовно-нравственных ценностей студентов.

Таким образом, важным фактором подготовки к ответственному родительству и супружеству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности по семьеведению и пропаганде ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций и обычаев [6, c.117].

 

 







Date: 2016-01-20; view: 682; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию