Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Покажите особенности восстания под предводительством Жанкожи Нурмухамедулы в 50-ые гг. XIX в





Особенности восстания заключались в при­чина­х,этого самого восстания которые заключались в:
стрем­ле­ние Хи­винс­ко­го ханс­тва ус­та­новить свою власть над сыр­дарьинс­ки­ми ка­заха­ми, счи­тая это ре­ги­он сфе­рой сво­его вли­яния;
на­силь­ствен­ная мо­били­зация при­араль­ских ка­захов для пост­рой­ки кре­пос­тей.Но помимо этого причины заключались в следующем:
ужес­то­чение ко­лони­аль­но­го гне­та и обост­ре­ние зе­мель­но­го воп­ро­са;
рост на­логов и по­датей, нап­равле­ние для их сбо­ра во­ен­ных сил;
уси­ление про­из­во­ла царс­кой ад­ми­нист­ра­ции;


В 1853 г. русс­ки­ми вой­скам во гла­ве с В. Пе­ровк­сим бы­ла взя­та Ак Ме­четь и соз­да­на Сыр­дарьинс­кая во­ен­ная ли­ния. Это при­вело к изъяти. Боль­ших пло­щадей зем­ли у ка­захов и вод­во­рению здесь ка­заков и пе­ресе­лен­цев из Рос­сии. К 1857 г. око­ло 3 ты­сяч ка­захс­ких се­мей бы­ли сог­на­ны со сво­их мест, а их зем­ли за­сели­ли пе­ресе­лен­ца­ми. Тер­ри­тория от Ра­има — пер­вой кре­пос­ти Сыр­дарьинс­кой ук­реплен­ной ли­нии, до Ак Ме­чети отош­ла под конт­роль царс­ких вой­ск. Уси­лил­ся сбор по­датей и при­нуж­де­ние ка­захов к стро­итель­ству но­вых кре­пос­тей. Это при­вело к еще боль­ше­му об­ни­щанию тру­дящих­ся и на­чалу но­вого эта­па восс­та­ния.


Восс­та­ние на­чалось в 1856 г., его возг­ла­вил один из ру­ково­дите­лей ро­да шек­ты, участ­ник восс­та­ния Ке­неса­ры Ка­сымо­ва, ба­тыр Жан­ко­жа Нур­му­хаме­дов, ко­торо­му бы­ло бо­лее 90 лет. Он прев­ра­тил кре­пость Жа­на-ка­ла в центр восс­та­ния. К кон­цу 1856 г. весь район Ка­залы был ох­ва­чен восс­та­ни­ем. Жан­ко­жа с вой­ском до 1500 во­инов оса­дил Ка­залинс­кий фор­пост, унич­то­жил Сол­датс­кую сло­боду. Про­тив повс­тан­цев бы­ли нап­равле­ны от­ря­ды вой­ск под ко­ман­до­вани­ем Ми­хай­ло­ва и майора Бу­лато­ва, но их дей­ствия ока­зались бе­зус­пешны­ми. Тог­да на по­дав­ле­ние восс­та­ния был бро­шен от­ряд ге­нерал-майора Фи­тин­го­фа чис­ленностью 300 ка­заков и 320 сол­дат с ар­тилле­ри­ей. 9 ян­ва­ря 1857 г. в уро­чище Арык­ба­лык про­изош­ло ре­ша­ющее сра­жение, в ре­зуль­та­те ко­торо­го повс­тан­цы по­тер­пе­ли по­раже­ние, хо­тя их чис­ленность до­ходи­ла до 5 ты­сяч че­ловек. Жан­ко­жа с ос­татка­ми восс­тав­ших вы­нуж­ден был пе­реп­ра­вить­ся на пра­вый бе­рег Сыр­дарьи и уй­ти в пре­делы Хи­винс­ко­го ханс­тва. С ним уш­ло до 20 аулов. Так за­кон­чи­лось восс­та­ние сыр­дарьинс­ких ка­захов. Ка­рате­ли разг­ра­били аулы, бы­ло уг­на­но 21 400 го­лов круп­но­го ро­гато­го ско­та.

48)Национально-освободительная борьба казахов Приаралья в ХІХ веке.

 

Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века.

1. Восстание под предводительством присырдарьинских казахов Ж.Нурмухамедова.

В 1820-х гг. юг Старшего Жуза под гнетом Коканда, а казахи низовьев Сырдарьи под гнетом Хивы (возведет здесь против родов шекты, табын и др.) ряд крепостей.

В 1-й пол. XIX в. Хива и Коканд нападали на казахов при поддержке Англии. В 1820 г. хан Хивы Мухаммед Рахим разбил около 2 тыс. казахских аулов). В 1821 г. в районе Шымкента, Аулие-Аты, Туркестана, Сайрама вспыхнуло восстание с численностью 10 тыс. во главе с Тентек-Торе (базовый лагерь у Сайрама). Казахи выступали, главным образом, против Коканда.

В 1831 г. другой хан Хивы – Аллакул – напал на казахов. Одной из причин антихивинского восстания казахов низовья Сырдарьи под руководством Жанкожи Нурмухамедулы в 1840-х гг. стало строительство крепостей на Жанадарье и Куандарье. В 1843 г. он разрушает крепость на Куандарье. Отряд Хивы, посланный для её восстановления был разбит в 1845 г. В эти годы Жанкожа участвовал и в восстании Кенесары.

В середине XIX в. опорной крепостью Коканда в Старшем Жузе был Таушубек (в низовьях Каскелена), который был захвачен Россией в 1851 г.

В целом в 1830-1840-х гг. феодалы Средней Азии пытались задержать принятия подданства России Жетысу.

Во 2-й пол.XIX в. (1856-1857 гг.) казахи низовьев Сырдарьи Нурмухамедова вновь подняли восстание (теперь уже против России) с центром в Жанакале. 9 января 1857 г. отряд Фитингофа в урочище Арыкбалык разбил повстанцев. Это восстание затихло лишь к 1860 г.

2. Восстание под руководством Е.Котибарова.

Параллельно восстанию Ж.Нурмухамедова шло восстание батыра Есета Котибарова (в северном Приаралье).

Причина этого восстания – строительство новых крепостей в Западном Казахстане усиление колониальной политики царизма.

В 1858 г. в урочище Шошкакол Е.Котибаров (глава восставших казахов Эмбы) сдался властям, т.е. признал власть царя.


 

49) Проанализируйте содержание административных реформ 1867-1868 гг. в Казахстане и их основные итоги.

 

Реформа 1867-1868 годов в Казахстане 11 июля 1867 года царь Александр II утвердил Положение об управлении Семиреческой и Сырдарьинской областями. 21 октября 1868 года царь Александр II утвердил Временное положение об управлении в Уральской, ГургайскоЙ, Акмолинской и Семипалатинской областями. Вся территория Казахстана делилась на три генерал- губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западносибирское. Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии, а Мангистау позже вошло в Закаспийскую область. Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, ему принадлежала военная и гражданская власть. При военных губернаторах создавались областные правления, состоящие из трёх отделов: хозяйственного, судебного, распорядительного. По реформе потомки Чингис-хана - султаны - обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от налогов. Низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане были суды биев и казиев. Самым тяжёлым последствием реформы было объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи.

50) Проанализируйте содержание Положения об управлении краем 1886 и 1891 гг. и их основные итоги

2 июня 1886 г. принято положение об управлении Туркестанским краем. 21 марта 1891 г. — Акмолинской, Семипалатинской, Семиречинской, Уральской и Тургайской. Большую силу приобретает власть генерал-губернатора. В городах создавались полицейские управления. По положению 1891 г. решающая роль принадлежала волостным управителям и аульным старшинам. Между общинами происходила жесточайшая борьба за проведение в управление своего кандидата, которого избирали на 3 года. Изменения в судебном устройстве. Бий оказывался выборным народным судьей, что противоречило законам шариата. Это вызывало протест казахов. Усиление колониального гнета.

51)Определите особенности восстания казахов в Уральской, Тургайской областях и на Мангыстау в 1867-1870 гг

К весне 1869 г. стихийное выступление казахов в Уральской и Тургайской областях переросло в восстание. Во главе его встали: Сеил Туркебаев и Беркин Оспанов. Поводом послужили реформы в веденные царизмом. К апрелю 1869 г. почти все роды Младшего жуза перешли на сторону повстанцев, казахские отряды прервали связь степных украплений с административными центрами, уничтожали почтовые станции, нарушали торговлю России со среднеазиатскими государствами. Для борьбы с восставшими казахами в степи были сосредоточены карательные отряды, численностью более 5 тысяч человек при 20 орудиях. Восстания было подавлено. Основную массу восставших составляли бедные казахи, шаруа, которые несли все тяготы колонизации.

Весной 1870 г. Рукин попытался силой заставить казахов подчиниться с небольшим военным отрядом он двинулся в степь с целью преградить путь адаевским аулам, шедшим на летние кочевья. Появление отряда Рукина послужило поводом к восстанию. В течение недели отряд шел не встречая сопротивления. Только 22 марта 1870 г. путь ему преградили казахи, потребовавшие возвращения в форт. После короткой схватки Рукин был вынужден отступить. 24 марта 1870 г. казахи вновь напали на русский отряд, отбили у него всех верблюдов и лошадей, а самих казаков заставили отступить в горы.


53) Проанализируйте труды акынов школы “Зар-Заман”: Д.Бабатайулы, Ш.Канайулы, М.Монкеулы и др.

Поэтические произведения авторов этого исторического периода дают нам возможность наблюдать насколько сильным было влияние событий, социальных изменений в обществе того времени на самосознание человека, на национальный характер. Особенно ярко эти изменения прослеживаются при сопоставлении, сравнении характеров, поведения казаха периода колонизации и свободного казаха, находящегося в привычной для него среде кочевой жизни. Можно считать, что представители поэзии Зар заман внесли свой вклад в определение таких когнитивных понятий как «судьба», «национальный характер», «миропонимание народа», «национальное самовосприятие». Стержневой идеей в произведениях поэтов Зар замана является идея целостности народа и государства, а главенствующими концептами – «единство» – «бірлік», «государство-нация» – «ел». В реализации этой идеи они видят сохранение ментальности казахов, а значит, сохранение казахов как народа и нации. Основной мотив поэзии этого периода, звучащий как набат, выражен в таких словах…. «біз бірлік-берекеден айырылып барамыз, бүйте берсек құримыз («…мы к утрате единства идем, если будет так продолжаться – как народ пропадем»).

Мурат Монкеулы в одном из своих поэтических произведений «Әттең, бір қапы дүние-ай» («Жаль, время быстротечно») обозначил причину отрыва от родной земли таким образом: «Ноғайлы, қазақ – надан жұрт, Бірлігіңнің де кемісі» («Ногайлы, казах – невежественный народ, обделенный единством»).Аубакир Кердери рассматривает судьбу народа, сообразуясь со способностью окружающей действительности к изменениям. К примеру, он говорит, «униженный может стать великим», богатое – скудным, великое – мелким. Эти понятия являются ключевыми в поэзии данного периода.В тревоге о положении народа он восклицает: «Айтады білген сөзді Әбубәкір, Барасың кішірейіп қазақ пақыр» («Скажет все Аубакир, Звучат слова, пророча крах, Пойдешь и ты, уменьшившись, униженный казах»). Поэт призывает к активным действиям, что не является характерным для литературной традиции Эпохи скорби и печали – «Жаман қалып, жақсының еті қызар, Алаштап қырға шық та, ұран шақыр» («Равнодушный остановится, Достойный воодушевится, Ты на возвышенность взойди, призывный клич алашцам прокричи»).Все происходящие события, свидетелем которых он является, поэт иногда воспринимает как явные признаки приближающейся катастрофы. Идея единения народа исходит из глубин предчувствия Акыр заман. «Жақсыны жау да болса дұшпан тұтпа, Жаманның басында тұр заман ақыр» («Не принимай за врага хорошего, даже если он противник, А у плохого – все конец света»).Призыв Аубакира «Алаштап қырға шық та, ұран шақыр» («Ты на возвышенность взойди, призывный клич алашцам прокричи») берет свое начало в стихотворениях Шортанбая Канайулы.Мы видим, что описываемые в сказании «Зар заман», повсеместное обнищание, бесполезность религии, разочарование и безверие народа, вынуждают поэта призывать казахов к объединению и объединенным действиям.


52) Особенности духовной культуры Казахстана в ХІХ веке

В начале XlX века абсолютное большинство казахского населений проживало в юртах. Особые мастера (уйшы) делали замечательные образцы юрт, отличающиеся как яркой красотой, так и богатством и соответствием всех частей. Нередко их направляли на различные этнографические выставки (Петербург, Москва, Париж). В различных случаях жизни, связанных с частыми переездами, военными походами, с хозяйственной целесообразностью, употребляются более упрощенные типы юрт: кос, жолама уй, абылайша, ит арка и т.д. Русское правительство в большом количестве приобретало юрты для нужд армии (особенно в годы первой мировой войны).

Появление зимовок в XIX в. - порождение переходного периода и связано с обострившимися проблемами землевладения и, конечно, переходом к оседлости. «Кыстау» - зимнее жилище казахов XIX в. - это разнообразные строения, зависящие от климатических и естественно - исторических условий, а также степени экономического благосостояния владельца. В горных районах его строили из камня ми дерева, в степной части - из дерна и камня, в северной - чаще из дерева, на юге - из саманного кирпича. Окна делались на потолке, или на противоположной к выходной двери стенке, дверь выходила во двор. Кыстау обычно состоит из двух комнат (коржун уй). Вплотную к жилищу пристраиваются хозяйственные сооружения. В понятие кыстау входит и близлежащая территория, строго летом охраняемая от потравы.

В одежде казахов XIX в, наблюдается влияние изменившихся условий общественной жизни, сильное воздействие татарской культуры. Если в начале века все еще предпочитались ткани среднеазиатского производства из шелка! бархата, атласа и особенно дурня (полушелк), то в конце века все больше проникают ткани русского фабричного производства. Многие формы архаичной одежды казахов - саптама (сапоги с длинными голенищами), саукеле (головной убор невесты), айыр калпак (островерхие шапки мужчин) постепенно выходят из употребления.

О некоторых изменениях в жанрах народной поэзии писал Ч. Валиханов: «Форма джиров, как и самый кобыз, оставалась теперь только достоянием баксы. Они только еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов». Безусловно, та среда, которая рождает жыр (речитатив) уходит в прошлое. Окружение казахской степи сетью военных укреплений, ростовщичество и капиталистическая эксплуатация, поражение ряда крупных восстаний - все эти события/ всколыхнувшие. казахскую жизнь, породили в казахской поэзии пессимистическое направление, известное под названием - Зар заман Яркими представителями данного направления были Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Абубакир Кердеры. В XIX в. в казахской литературе были широко представлены темы и сюжеты из лучших образцов классической литературы Востока. Книжные поэты XIX в. получали образование в медресе Бухары, Ташкента и Самарканда, где обучались восточным языкам, литературе и истории. В конце XIX в. «касса», «хикаят», «дастаны» были распространены очень широко.

Заметное продвижение в деле просвещения произошло после реформ 60-х гг. XIX в. В 70-х гг. XIX века в Акмолинской и Семипалатинской областях действовали десятки низших школ, открывались гимназии, появились библиотеки и т.д. То же самое наблюдается во всех остальных областях Казахстана. Знаменательной вехой в этом процессе можно считать открытие женских гимназий в областных центрах, учительских семинарий, передвижных аульных школ. Начиная с середины XIX века, в результате усиления ислама наиболее распространенной формой обучения в Казахстане стали аульные мусульманские школы. Усиление религиозного сознания казахов XIX в. нельзя объяснить укоренившимися традициями, или же влиянием татарских и бухарских фанатиков. Корни популярности ислама связаны с усилением колонизации, неудачами административно - территориальных реформ, обнищанием масс, обезземеливанием и моральными потрясениями.

 

 

54) Проанализируйте труды великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и др.

Шокан Уалиханов (1835- 1865гг). Родился Шокан в селе Кушмурун. При рождении ему дано имя Мухаммед-Каиапия. С 12 лет он учился в школе на русском языке. В 1847-1853 гг Шокан закончил Сибирский корпус в звании корнета. В 1857 году Шокана принимают в Русское географическое общество. Его знаменитый труд: «Записки о Кашгарии». Поэму «Козы Корпеш и Баян Сулу» он записал со слов Шоже, поэта, ослеплённого по приказу властей. В 1850 году Шокан осуществлял съёмку бассейна Иссык-Куля. В 1858-1859 Шокан соверщил свою знаменитую поездку в Кашгар Труд «О остоянии Алтыншара» принёс Шокану мировую известность. II 1859-1861 гг Шокан пребывал в Петербурге. Шокан записал наиболее полный отрывок киргизского эпоса «Манас». В 1865 i оду опубликовал последний труд о восстании дунган. Шокан дружил с ссыльным Достоевским, который жил в Семипалатинске, собирал археологические памятники. Известный востоковед Березин побудил его заняться научением средневековых хроник. Ыбрай Алтыисарыулы (1841-1889гг) - педагог-просветитель, воспитывался у деда Балгожи, в 1857 году закончил школу с золотой медалью. В 1864 году открыл первую казахскую школу. Был инспектором школ Тургайской области. Ярким направлением педагогической деятельности Ыбрая стала организация ремесленных и сельскохозяйственных школ. В 1879 году Ыбрай был назначен инспектором школ Тургайской области. Ыбрай был основоположником женского образования в крае. Он написал также «Киргизскую хрестоматию». Абай Кунанбай-улы (1845-1904гг) - поэт. Абай учился в медресе Ахмета Ризи. Ссыльный Михаэлис оказал влияние на взляды Абая. Раздумья Абая о жизни воплотились в произведении «Гаклия». В 1884 году Абай избран в Семипалатинский областной статистический комитет.

55)1. Определите место и роль казахской демократической интеллигенции в национально-освободительном движении в начале ХХ века.

В развитии рабочего и аграрного движений велика роль узкой прослойки интеллигенции (сформированной в XIX - XX вв.). Состав - различные группы - учителя, врачи. Выходцы из дворян, разночинной среды и низших слоев общества. Большинство занимало имперские позиции, но политические ссыльные принимали активное участие в выступлениях. Возникают организации революционные, либерально-демократические (кадеты, октябристы). Роль национальной интеллигенции за справедливое решение аграрного вопроса. Они отличались воззрениями и действиями. Большая часть занимала либерально-демократические позиции - представители феодально-демократической верхушки степи - Букейханов (вошел во 2 Госдуму), Каратаев, хотя были выходцы из средних и низших слоев (Байтурсынов). Они в 1905 провели в Уральске съезд по созданию своей новой партии (Национальная Казахская политическая партия). Правительство не позволяет ее создание. Они выступали за свободу вероисповедания, развития национальной культуры, распространению Казахского языка - 1906 г. Движение принимает формы религиозной борьбы (мусульманское образование). Казахи - за либерал-демократов, русские - социал-демократов. В 1908 г. вторично арестован Букейханов, лидер демократической партии, ученый-экономист, 1910 г. - арестован Байтурсынов.

56)1. Обьясните причины, ход и историческое значение национально-освободительного восстания 1916 года.

Борьба против мобилизации и произвола местных властей началась с уничтожения списков. При отсутствии метрических записей у казахов посемейный список был единственным официальным документом, по которому определялся возраст кaзaxов. Военные губернаторы областей сообщали в Петербург, что указ о мобилизации на тыловые работы вызвал всеобщее возбуждение в народе, по аулам проходят массовые собрания, а списки мобилизуемых уничтожаются. рабочие-казахи повсеместно бросают работу и уходят в степь. К концу июля — началу августа 1916 г. волнения начали перерастать в восстание, постепенно охватившее почти весь КЗ., Одним из крулнейших районов, был Жетису, где уже в июле началась водруженная борьба против колонизаторов. Повстанцы сжигали почтовые станции, уничтожали телеграфные линии, боролись. с карательными войсками.' Царское правительство объявило весь Туркестанский край на военном положении. Против повстанцев направлялись карательныё отряды. Одновременно царское правительство было вынуждено отсрочить призыв казахов, киргизов, уйгуров и дунган до 15 сентября. По указанию туркестанского генерал-губернатора Куропаткина и военного губернатора Семиречья Фольбаума создавались вооруженные отряды из числа русского населения для борьбы с повстанцами. Против повстанцев действовали специальные отряды царских войск с артиллерией и пулеметами. В аулах и городах производились массовые аресты всех «подозрительных», военно-полевые суды «пачками» выносили смертные приговоры. В сентябре 1916 г. произошли вооруженные столкновения восставших с царскими войсками в Лепсинском уезде. В конце сентября произошли столкновения восставших с царскими войсками в Копальском уезде. К октябрю 1916 г. восстание в Жетису было подавлено.

57) Опишите положение Казахстана после Февральской революции 1917 года.

Казахстан в период Февральской буржуазно-демократической революции. В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Казахи приветствовали свержение самодержавия, рассматривая этот факт как удовлетворение целей восстания 1916 г.

После победы буржуазно-демократической революции в Казахстане, как и во всей стране, установилось двоевластие в лице Советов рабочих и солдатских депутатов и органов Временного правительства.

Представители казахской интеллигенции считали, что с победой буржуазно-демократической революции настало время решения общенациональных проблем и создания национальной автономии.

Временное правительство считало, что из-за неразвитости российской буржуазии к развитому капитализму необходимо идти реформистским путем. В то же время в 1917 г. Временное правительство не смогло подготовить и представить программу возрождения России.

В отношении Казахстана решением Временного правительства были: отозваны из Тургайской области карательные отряды; объявлена амнистия участникам восстания; возвращены на Родину «реквизированные» на тыловые работы.

Эти решения Временного правительства, а также отмена 20 Марта 1917 г. ограничений в правах российских граждан разных вероисповеданий и национальностей, были направлены на установление национального согласия. Таким образом, Февральская революция 1917 г. снизила напряженность и сделала первые шаги по урегулированию межнациональных отношений.

 

Но Временное правительство не решило до конца национальный вопрос: не дало право наций на самоопределение; не ликвидировало институты колониального управления. Революционные рабочие через Советы добивались введения восьмичасового рабочего дня, включения в программу Советов требований о конфискации помещичьих земель. После Февральской революции 1917 г. в первых рядах борцов за свободу шли национальные отряды из тыловиков, т.е. «реквизированные рабочие», они сказали существенное влияние на революционный процесс. Огромное влияние на рост по- литического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими и солдатами. Некоторые из них вернулись в родные края, став членами различных политических партий. Обездоленная, обнищавшая масса тыловиков стала социальной опорой оппозиции Временному правительству.

 

В июле 1917 г. В Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих. В Сергиополе (Аягузе) солдаты-фронтовики и мобилизованные «на тыловые работы» казахи объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию». Возвратившиеся тыловики из Петропавловска организовали "союз молодых извозчиков".

Носителем идеи национального освобождения, пробуждения национального самосознания казахского народа выступила национальная Демократическая интеллигенция.

 

58) Исторические решения Первого Всеказахского съезда.

Первый всеказахский съезд, в котором участвовали представите­ли почти из всех областей Казахстана, состоялся в г. Оренбурге 21—26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов: система государствен­ного управления; автономия казахских областей; земельный вопрос; организация народной милиции; земство; народное образование; суд; духовно-религиозные вопросы; женский вопрос; созыв Учредитель­ного собрания и подготовка к его выборам в казахских областях; всероссийский мусульманский съезд; образование казахской полити­ческой партии; события в Семиреченской области; об участии казахов во всероссийском федеративном совете в Киеве и в работе комиссии по народному образованию в Петрограде. Главное внимание делегаты уделили проблеме национальной автономии, решению земельного вопроса, подготовке к Учредитель­ному собранию и образованию казахской политической партии.
На Первом Всеказахском съезде,. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.

59) Проанализируйте причины образования партии Алаш и содержание ее программы.

После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание. 5 октября партия получила название «Алаш» — имя легендарного прародителя казахов. Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения — Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсун, Мыржакып Дулатулы. В партию "Алаш" вошли так же представители научной и творческой интеллигенции: М.Тынышпаев, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев, Г.Карашев, С.Торайгыров, Х.Габбасов, А.Ермеков, Ж. и Х.Досмухамедовы и др. Абсолютное большинство из них в условиях лета 1917 г. не восприняли социалистическую программу, поскольку казахское общество в целом не было готово к этому. Они объединились под лозунгом: "Освобождение казахского народа из-под колониального ига! Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917 г., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов.

 

60) А. Букейхан – лидер казахского народа.

Алихан Букейхан не разделял казахов по жузам или родам, по социальному статусу или образованию. Он хотел видеть казахов единым народом. Имя Алаш, которое он выдвинул, оказалось весьма удачной идеей для их сплочения. Эту идею Алихан Букейхан вынашивал давно. Еще в 1910 году в историческом очерке «Казахи» он писал, что у казахов боевым кличем являлось «имя мифического лица Алаша».В 1913 году в статье «Қазақтың тарихы» он дал уже более развернутое объяснение имени Алаш, что, по его мнению, означало «человек отечества». «Джучи хану было присвоено народное имя «Алаш». Это означает «Алаш – голова алашевцев» («голова отечества» Т. Б.), писал «Түрік баласы» («Қазақ», 1913, № 7).В ноябре 1917 года по итогам выборов в Учредительное собрание значительное большинство казахов поддержало не партию «Үш жүз» («Три жуза»), а именно партию «Алаш», которая получила 43 депутатских мандата. В целом «Алаш» заняла восьмое место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьского переворота.Алихан Букейхан был убежденным демократом. Будучи политиком-реалистом, он видел недалекое будущее своего народа и страны в составе Российской федеративной парламентской республики.Февральская революция 1917 года лидера «Алаша» застала в тылу Западного фронта. И он, для организации и проведения в Уральской области и Букеевской орде съезда казахов, с фронта отправляет Шавката Бекмухамедулы и Валидхана Танашулы с наказом о том, чтобы на съезде избрали Шангерея Букейулы (Шанкерей Букеев) – популярного казахского поэта, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, авторитетного потомка Абулхаир-хана – руководителем.Эти двое, в момент получения наказа, не высказав ни малейшего возражения, почему-то по пути в Малую, или Букеевскую, орду так и не повернули к Шангерею (Этот эпизод описан в предисловии книги о жизни Шангерея Букейулы, составленной Нугманом Манайулы. 1933 г., Алматы-Кызыл-Орда).Алихан Букейхан этим наказом преследовал цель, чтобы Шангерей Букейулы уже на всеказахском съезде в Оренбурге на подлинных демократических выборах наравне с лидером «Алаша» соперничал на пост председателя правительства (Народного совета) автономии Алаш-Орда.Но, как известно, на съезде с ним соперничали два других кандидата – Бахыткирей Кулманов, депутат Второй Думы, и Айдархан Турлубаев, опять-таки по настоянию Алихана Букейхана. Тем самым он хотел заложить основу традиции демократических выборов в Казахстане.

61) Вклад А. Байтурсына в духовное развитие казахского народа.

Ахмет Байтурсынов сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Кырык мысал» и «Маса». Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы.Ахмет Байтурсынов написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие»(1912), «Пособие по языку»(1914), «Азбука»(1924), «Новая азбука»(1926-1928)Ахмет Байтурсынов – один из ярчайших представителей казахской интеллигенции начала ХХ в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям. Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться сю миллионам казахов, живущих за границей. Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию. Он вошел в историю Казахской духовной культуры как выдающийся политик, блистательный переводчик классической русской и западной поэзии на казахский язык., писатель. Одним из первых в Казахстане нач. ХХ в. занялся серьезным углублением исследований идей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина и А. Кунанбаева о демакратическом устройстве общественной жизни.

62) Особенности октябрьской революции 1917 года и установления советской власти в Казахстане.

Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде установление советской власти в центре, а также в сопредельных с КЗом крупных городах—Ташкенте, Омске, Оренбурге, Астрахани имели решающее значение для перехода всей полноты власти руки Советов в КЗе. Однако установление советской власти в КЗе растянулось на четыре месяца — с конца 1917 г. до марта 1918 г. Этот процесс осложнялся трудностями, порожденными социально-экономической и культурной отсталостью края, малочисленностью и слабостью местного рабочего класса и большевистской организаций, сложностью межнациональных отношений. Решающую роль в победе советской власти в крае сыграли солдаты местных гарнизонов, объединенные в Советы солдатских депутатов, и бывшие фронтовики, возвратившиеся в КЗ после Февральской революции и настроенные максималистски, лично заинтересованные в власти, которая обещала им мир, а крестьянству — землю. Ситуация усугублялась упорным сопротивлением так называемых войсковых правительств Уральского, Семиреченского, Сибирского Оренбургского казачьих войск, а также скоплением в различных городах КЗа (особенно в Уральске) бежавших из центральных районов сторонников свергнутого Временного правительства. В большинстве районов Сырдарьинской, Акмолинской областях и Букеевской Орды, где силы, возглавляемые большевиками, имели решающий перевес, и сторонники Временного правительства не смогли оказать вооруженное сопротивление, советская власть победила мирным путем — путем завоевания рабочими и бедными крестьянами прочного большинства в Советах

63) Обьясните историю образования Туркестанской (Кокандской) автономии. Деятельность Мустафы Шокай.

Ноябрь 1917 г. в Коканде открылся 4 Чрезвычайный краевой мусульманский съезд. В его работе принимали участие 300 делегатов, среди них Букейханов, Тынышпаев, Чокай. 27 ноября на съезде была принята резолюция об образовании Туркестанской автономии. Тогда же организовали Временное правительство. Премьер-министром избран Тынышпаев, министр иностранных дел Чокай (позже он премьер-министр). Определили состав народного собрания. 1 декабря 1917 г. Правительство опубликовало обращение к населению, в нем сообщалось, что Туркестан объявлен автономией России. Место пребывания руководящих органов — г. Коканд. Автономия получила название Кокандской. Январь 1918 г. — автономия под давлением большевиков. Чокай отказался признать власть Советов. Для уничтожения Кокандской автономии прибыли эшелоны и пехотные войска. 6-7 февраля 1918 г. Коканд был разгромлен большевиками, автономия ликвидирована. Родословная Чокая восходит к казахским ханам. Получил блестящее образование. Ему удалось бежать в Париж от большевиков. Здесь выступ с разоблачением советского режима.

 

64) Историческая значимость Второго Всеказахского съезда. Правительство Алаш-Орда.

Программа обеспечила партии Алаш большой успех на выборах в учредительное собрание. Пролетариат был в Казахстане немногочисленным, Казахи в большинстве поддерживали партию Алаш. Осенью 1917 г. большевики почти не обладали авторитетом. Установление советской власти проходил неравномерно. На 2 Всеказахском съезде 5-12 декабря 1917 г. в Оренбурге партия превращалось в правительство Алашской автономии. Причины — рост анархии в городах и селах, угрожавшая самому существованию Казахов. Стремление сформировать твердую власть. Алаш Орде было поручено взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением. Из 25 мест в Алаш орде 10 предоставлялось казачеству. Рассмотрели создание казахской милиции. Лидеры Алаш, формально поддерживая советскую власть, через свои представительства вели политику размывания новой власти изнутри. Пользуясь слабостью Советов, алашординцы сделали шаг по созданию новой административной структуры, формировали отряды милиции. Начало гражданской войны помешало созданию Казахской автономии.







Date: 2016-01-20; view: 3331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию