Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проводящий путь слухового анализатора. Проводящий путь слуха





Проводящий путь слухового анализатора обеспечивает проведение нервных импульсов от специальных слуховых волосковых клеток спирального (кортиева) органа в корковые центры полушарий большого мозга.

Первые нейроны этою пути представлены псевдоуниполярными нейронами, тела которых находятся в спиральном узле улитки внутреннего уха (спиральный канал) Их периферические отростки (дендриты) заканчиваются на наружных волосковых сенсорных клетках спирального органа Спиральный орган, описанный впервые в 1851г. итальянским анатомом и гистологом A Corti * представлен несколькими рядами эпителиальных клеток (поддерживающие клетки наружные и внутренние клетки столбов) среди которых помещены внутренние и наружные волосковые сенсорные клетки, составляющие рецепторы слухового анализатора. * Корт Альфонсо (Сorti Alfonso 1822-1876) итальянский анатом. Родился в Камба-рене (Сардиния) Работал прозектором у И.Гиртля, позднее - гистологом в Вюрцбурге. Утрехте и Турине. В 1951г. впервые описал строение спирального органа улитки. Известен также работами по микроскопической анатомии сетчатки глаза. сравнительной анатомии слухового аппарата. Тела сенсорных клеток фиксированы на базилярной пластинке. Базилярная пластинка состоит из 24 000 гонких поперечно распложённых коллагеновых волокон (струн) длина которых от основания улитки до ее верхушки плавно нарастает от 100 мкм до 500 мкм при диаметре 1 -2 мкм По последним данным, коллагеновые волокна образуют эластическую сеть, расположенную в гомогенном основном веществе, которая на звуки разной частоты резонирует в целом строго градуированными колебаниями. Колебательные движения с перилимфы барабанной лестницы передаются на бази-лярную пластинку, вызывая максимальное колебание тех ее отделов, которые "настроены" в резонанс на данную частоту волны Для низких звуков такие участки находятся вершины улитки, а для высоких у ее основания Ухо человека воспринимает звуковые волны с частотой колебаний от 161 ц до 20 000 Гц. Для человеческой речи наиболее оптимальные границы от 1000 Гц до 4000 Гц. При колебаниях определенных участков базилярной пластинки происходит натяжение и сжатие волосков сенсорных клеток, соответствующих данном) участку базилярной пластинки. Под действием механической энергии в волосковых сенсорных клетках, изменяющих свое положение всего лишь на величину диаметра атома, возникают определенные цитохимические процессы, в результате чего энергия внешнего раздражения трансформируется в нервный импульс. Проведение нервных импульсов от специальных слуховых волосковых клеток спирального (кортиева) органа в корковые центры полушарий большого мозга осуществляется с помощью слухового пути. Центральные отростки (аксоны) псевдоуниполярных клеток спирального узла улитки покидают внутреннее ухо через внутренний слуховой проход, собираясь в пучок, представляющий собой улитковый корешок преддверно-улиткового нерва. Улитковый нерв вступает в вещество мозгового ствола в области мостомозжечкового угла, его волокна заканчиваются на клетках переднего (вентрального) и заднего (дорсального) улитковых ядер, где находятся тела II нейронов.

14) Височная доля занимает нижнебоковую поверхность полушарий. От лобной и теменной долей височная доля отграничивается боковой бороздой.

На верхнебоковой поверхности височной доли имеются три извилины - верхняя, средняя и нижняя. Верхняя височная извилина находится между сильвиевой и верхней височной бороздами, средняя - между верхней и нижней височной, бороздами, нижняя - между нижней височной бороздой и поперечной мозговой щелью. На нижней поверхности височной доли различают нижнюю височную извилину, боковую затылочновисочную извилину, извилины гиппокампа (ноги морского коня).

Функция височной доли связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти. Основной функциональный центр верхнебоковой поверхности височной доли находится в верхней височной извилине. Здесь располагается слуховой, или гностический, центр речи (центр Вернике).

В верхней височной извилине и на внутренней поверхности височной доли находится слуховая проекционная область коры. Обонятельная проекционная область находится в гиппокамповой извилине, особенно в ее переднем отделе (так называемом крючке). Рядом с обонятельными проекционными зонами находятся и вкусовые. Височные доли играют важную роль в организации сложных психических процессов, в частности памяти.


слуховая зона мозговой коры, которая лежит главным образом в надвисочной плоскости верхней височной доли, но также распространяется на латеральную сторону височной доли, на большую часть островковой коры и даже на латеральную часть теменной покрышки.

15)Физ. И аккуст. Свойства звука Как физическое явление звук речи представляет собой результат колебательных движений голосовых связок. Источник колебательных движений образует непрерывные упругие волны, которые воздействуют на человеческое ухо, в результате чего мы и воспринимаем звук. Свойства звуков изучаются акустикой. При описании звуков речи рассматриваются объективные свойства колебательных движений - их частота, сила, и те звуковые ощущения, которые возникают при восприятии звука - громкость, тембр. Часто слуховая оценка свойств звука не совпадает с его объективными характеристиками.

Высота звука зависит от частоты колебаний в единицу времени: чем больше число колебаний, тем выше звук; чем меньше колебаний, тем звук ниже. Высота звука определяется в герцах. Для восприятия звука важна не абсолютная, а относительная частота. При сравнении звука с частотой колебаний в 10 000 ГЦ со звуком в 1 000Гц первый будет оценивать как более высокий, но не в десять раз, а всего лишь в 3 раза. Высота звука зависит также от массивности голосовых связок - их длины и толщины. У женщин связки тоньше и короче, поэтому женские голоса обычно выше, чем мужские. Сила звука определяется амплитудой (размахом) колебательных движений голосовых связок. Чем больше отклонение колеблющегося тела от исходной точки, тем интенсивнее звук. В зависимости от амплитуды меняется давление звуковой волны на барабанные перепонки. Силу звука в акустике принято измерять в децибелах (дБ).

Итак, понемногу прорисовываются существенные для нас различия в физическом и психологическом понимании звука. Для первого звук есть механический колебательный процесс и его распространение в среде. Определение звука исходит из отношения к нему как к объективной данности. Для внимающего миру живого существа звук — это даже и не звук, а прежде всего источник звучания, его свойства и его поведение, его движение в пространстве и времени. Субъективное определение функционально. Звук важен не только сам по себе, но и как сигнал, как отражение происходящего.

16)Звуковоспринимающая функция слухового анализатора. Различные части слухового анализатора, или органа слуха, выполняют две различные по характеру функции: 1) звукопроведение, т. е. доставку звуковых колебаний к рецептору (окончаниям слухового нерва); 2) звуковосприятие, т. е. реакцию нервной ткани на звуковое раздражение.

Функция звукопроведения заключается в передаче составными элементами наружного, среднего и отчасти внутреннего уха физических колебаний из внешней среды к рецепторному аппарату внутреннего уха, т. е. к волосковым клеткам кортиева органа.

Функция звуковосприятия состоит в превращении физической энергии звуковых колебаний в энергию нервного импульса, т. е. в процесс физиологического возбуждения волосковых клеток кортиева органа. Это возбуждение передается затем по волокнам слухового нерва в корковый конец слухового анализатора. Таким образом, звуковосприятие представляет собой сложную функцию трех отделов слухового анализатора и включает не только возбуждение периферического конца, но и передачу возникшего нервного импульса в кору головного мозга, а также превращение этого импульса в слуховое ощущение. Соответственно двум функциям в слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты. Тео́рия цветоощуще́ния Гельмго́льца (теория цветоощущения Юнга-Гельмгольца, трёхкомпонентная теория цветоощущения) — теория цветоощущения, предполагающая существование в глазу особых элементов для восприятия красного, зелёного и синего цветов. Восприятие других цветов обусловлено взаимодействием этих элементов. Сформулирована Томасом Юнгом и Германом Гельмгольцем. Чувствительность палочек (штриховая линия) и трёх типов колбочек к излучению с разной длиной волны. В 1959 году теория была экспериментальна подтверждена Джорджом Уолдом и Полом Брауном из Гарвардского университета, и Эдвардом Мак-Николом и Уильямом Марксом из Университета Джонса Гопкинса, которые обнаружили, что в сетчатке существует три (и только три) типа колбочек, которые чувствительны к свету с длиной волны 430, 530 и 560 нм, т. е. к фиолетовому, зелёному и жёлто-зелёному цвету. Теория Юнга—Гельмгольца объясняет восприятие цвета только на уровне колбочек сетчатки и не может объяснить все феномены цветоощущения, такие как цветовой контраст, цветовая память, цветовые последовательные образы, константность цвета и др., а также некоторые нарушения цветового зрения, например, цветовую агнозию. Бекеши теория слуха (G. Bekesy; син.: гидростатическая теория слуха, теория бегущей волны) теория, объясняющая первичный анализ звуков в улитке сдвигом столба пери- и эндолимфы и деформацией основной мембраны при колебаниях основания стремени, распространяющихся по направлению к верхушке улитки в виде бегущей волны. Акустика — (от греч. akustikós слуховой, слушающийся) в узком смысле слова учение о Звуке, т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом (частоты таких колебаний находятся в диапазоне 16 гц 20 гц)


микрофонный эффект улитки ( Уэвера-Брея феномен) феномен возникновения электрических потенциалов в улитке внутреннего уха при воздействии звука.

17)Основные данные о функции слухового анализатора. Характеристика звука. Звук - это колебания упругой среды, имеющие различную частоту, или различную длину волны. Чем больше число колебаний в секунду, тем короче длина волны. Орган слуха человека воспринимает звуки, т. е. колебания, в диапазоне частот от 16 до 20 000 в секунду. Наибольшая чувствительность органа слуха к колебательным движениям частотой от 1000 до 4000 в секунду. Некоторые колебательные процессы более низкой или более высокой частоты могут восприниматься другими органами чувств (например, вибрации, свет). Мы различаем звуки по их высоте, силе и тембру. Высота тона определяется частотой колебаний. Кроме основных колебаний, звук имеет дополнительные колебания - обертоны, придающие ему определенную «окраску». Человек способен улавливать небольшую разницу в высоте звука. Эта способность зависит от высоты тона и силы его. Разностный порог восприятия частоты звука равен от 0,3% для высоких тонов (1000-3000 колебаний в секунду) и до 1% для низких (50-200 колебаний в секунду). Звуковые колебания вызывают слуховое ощущение только в том случае, когда они достигают определенной силы. Сила звука есть поток звуковой энергии, приходящийся на единицу площади. Она может быть выражена в ваттах или эргах-секунд на 1 см2. Можно также оценивать силу звука по тому давлению, которое производит волна, падающая на поверхность, перпендикулярную к направлению распространения звука, и выражать в барах. Звуковая энергия, улавливаемая ухом, равна одной миллиардной части эрга на 1 см2 в секунду. Диапазон давлений звуковой волны, при котором она воспринимается на слух, составляет от 0,0002 до 2000 бар. Интенсивность звука выражается в относительных единицах: белах, децибелах (акустические единицы измерения разности уровней двух звуковых интенсивностей). Громкость слуховых ощущений изменяется пропорционально десятичному логарифму интенсивности звуковых колебаний, и поэтому для характеристики разности уровней интенсивности звука, с точки зрения слухового восприятия, целесообразно пользоваться десятичным логарифмом. Порог слышимости определяется минимальной силой звука, способной вызвать ощущение. Область звукового восприятия может быть выражена в диапазоне от 0 до 130 децибел. Звуки могут иметь различную громкость - от порога слышимости до порога осязания (болевой чувствительности). Понятие громкости звука не совпадает с понятием силы или интенсивности его, так как громкость нарастает неодинаково при звуках разной частоты. Для одного и того же тона громкость нарастает медленнее у порога слышимости, чем в области громкой речи. Громкость звуков определяется путем сравнения на слух с громкостью стандартного тона (в 1000 гц) и выражается фонами. При этом определяется уровень громкости, фон соответствует уровню интенсивности равно громкого тона в 1000 гц, выраженному в децибелах. Орган слуха человека способен различать изменение громкости звука в несколько раз. Для того чтобы получить представление об увеличении громкости звука в 2 раза, нужно увеличить силу звука, по данным одних авторов, на 7-11 децибел, по мнению других, - на 4-5 децибел. Едва заметное изменение громкости, т. е. разностный порог восприятия силы звука, равен от 0,4 децибела (от 10%) для громких звуков до 1-2 децибелов (до 25°/о) для слабых звуков. Разностный порог находится в зависимости от частоты тона. Установлено, что чувствительность человеческого уха к высоким звукам в 10 млн. раз больше, чем к низким. Область слухового восприятия ограничена снизу кривой порога слышимости, а сверху - кривой порога осязания. Кривые соединяют отдельные точки - пороги для соответствующих, обозначенных на горизонтали частот. Самый низкий порог восприятия лежит в пределах 1000-4000 колебаний в секунду (что было неоднократно подтверждено при различных исследованиях слуха). Следовательно, при этих частотах требуется наименьшая сила звука для получения слухового ощущения.


18)Слуховая адаптация приспособление органа слуха к интенсивности звукового раздражителя. А. с. сказывается в понижении слуховой чувствительности, которое наступает непосредственно (через 0,4 сек) после начала звукового раздражения. Величина А. с. определяется по повышению слуховых порогов после раздражения и по длительности периода возвращения слуха к исходному уровню (обратная адаптация). Имеется также период измерения А. с. во время самого раздражения. Выраженность А. с. зависит от интенсивности и высоты раздражающего звука, с одной стороны, от характера и места патологического процесса в слуховом анализаторе — с другой.

После трехминутного действия тона в 1000—2000 гц слуховые пороги у лиц с нормальным слухом повышаются на 10—15 дб и через 20—30 сек возвращаются к нормальному уровню. Примерно такая же А. с. бывает при нарушении звукопроведения; при болезни Меньера и некоторых поражениях слухового нерва отмечается большее повышение порогов, а гл. обр. удлинение обратной А. с., которое иногда достигает 10 мин. Измерение А. с. дает иногда ценные данные для дифференциальной диагностики тугоухости.

Утомление слуха. Реакция на более или менее длительное раздражение интенсивным звуком или шумом. Выражается в повышении слуховых порогов, т. е. временном понижении слуха. Это обстоятельство сближает У. с. со слуховой адаптацией.Однако природа этих двух явлений неодинакова. Возвращение слуха к исходному уровню при утомлении, в отличие от адаптации, требует значительного срока — от нескольких часов до нескольких дней, а иногда и недель. Кроме того, утомление вызывают только сильные звуки. Длительность восстановительного периода зависит от интенсивности и длительности действия шума и от степени повышения слуховых порогов. При периодическом и частом утомлении может наступить стойкое понижение восприятия преимущественно высоких тонов. Восстанавливается слух постепенно. Степень повышения слуховых порогов при утомлении неодинакова у разных лиц в одних и тех же условиях. Она связана с индивидуальными особенностями центральной нервной системы, и в частности слухового анализатора.

Бинауральный слух (от лат. bini - два и auricula - ухо) - построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, происходит локализация источника звука в пространстве: звуковой образ - смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука. Наибольшая точность при этом достигается при интенсивности сигналов, равной 70 - 100 дБ над порогом слышимости. Способность определять местоположение звучащего тела при восприятии звука обоими ушами. При одинаковом слухе на оба уха направление звука определяется довольно точно.

19) Основные этапы развития слуховой функции у ребенка. Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяца жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путем многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать у такого ребенка условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качеству (по тембру, по высоте). По исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру, например шумов и стуков от музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав можно наблюдать даже у новорожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечается также возможность определения направления звука. В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспринимаются им на первых порах недостаточно расчленено. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже способностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаи­модействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны, умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в про­изношении взрослого. Можно считать, что формирование так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, способность к различению всякого рода шумов, связанных с ра­ботой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не только у детей, но и у взрослых в связи с различными видами деятельности и под влиянием специально организованных упражнений.

Формирование речевого слуха Речевой слух — понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (Узнай по голосу, кто тебя позвал?), выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?). Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым). Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; в 5—6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее — на ритм речи; примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка. Можно считать, что к двум годам у ребенка бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время еще существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением. Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха — звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышен в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука. Например, в игре «Солнце или дождик?» дети спокойно гуляют, когда воспитатель звенит тамбурином, и убегают в дом, когда он стучит в тамбурин, имитируя гром; в игре «Угадай, что делать?» при громких звуках тамбурина или погремушки дети машут флажками, при слабых звуках — опускают флажки на колени. Широко распространены игры «Где позвонили?», «Угадай, на чем играют?», «Что делает за ширмой Петрушка?. В старших группах слуховые восприятия у детей развивают не только в процессе игр, аналогичных описанным выше, но и путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т. д. Следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.). Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). В настоящее время для воспитателей выпущен сборник игр, посвященных работе с детьми над звуковой стороной слова, развитию речевого слуха. В сборнике предлагаются игры для каждой возрастной группы (продолжительностью 3—7 мин), которые желательно проводить с детьми 1—2 раза в неделю на занятиях и вне их. Методист, рекомендуя воспитателям данное пособие, должен подчеркнуть новизну замысла этих игр,— ведь это ознакомление детей не со смысловой, а со звуковой (произносительной) стороной слов. Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух ее разнообразные качества, «отгадывать» их (слово говорят шепотом или громко, медленно или быстро). Так, например, игра «Угадай, что я сказала?» побуждает ребенка вслушиваться в речь педагога и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое сообщает воспитатель: «Я буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я вызову, громко и четко скажет, что он услышал». Содержание игры можно сделать более насыщенным, есля включать в нее для отгадывания трудный для детей материал, например в средней группе — слова с шипящими и сонорными звуками, в старших — многосложные слова или слова, трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг другу по звучанию (сок-сук), а также звуки. Средний возраст — пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности — из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, з — песенка комара), отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение слова или протяжное произнесение звука в слове. В старших группах, естественно, продолжают совершенствование речевого слуха; дети учатся выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Воспитатель учит детей понимать термины «слово», «звук», «слог» (или часть слова), устанавливать последовательность звуков и слогов в слове. Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка), договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старших группах в процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д. Затем приступают к звуковому анализу слова. Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой последовательности:

1. «Вспомним разные слова, поищем похожие слова» (по смыслу и звучанию: птичка — синичка — певичка — невеличка).

2. «В слове есть звуки, они идут один за другим. Придумаем слова с определенными звуками».

3. «В слове есть части - слоги, они, как и звуки, следуют один за другим, но звучат по-разному (ударение). Из каких частей состоит заданное слово?» Часто такие упражнения носят игровой характер (перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); «купить в магазине» игрушку, название которой начинается со звука м). Так, в процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребенка предметом изучения, предметом осознания.

20)Психоакустические методы исследования слуха. Принципы аудиометрии. В настоящее время аудиология располагает множеством методов и средств для исследования слуховой функции, определения уровня поражения органа слуха. Среди них различают психоакустические и объективные методы исследования. В практике наибольшее распространение получили психоакустические методы исследования слуха, основывающиеся на регистрации субъективных показаний обследуемых. Однако в ряде случаев психоакустические методы недостаточны или вообще неэффективны, например, при оценке слуховой функции новорожденных и детей раннего возраста, умственно отсталых или больных с нарушением психики. Кроме того, в экспертизе слуховой инвалидности данные, полученные с помощью психоакустических методов исследования, требуют более достоверного подтверждения. Во всех этих случаях возникает необходимость исследовать слуховую функцию объективными методами, основанными либо на регистрации биоэлектрических ответов слуховой системы на звуковые сигналы, в частности слуховых вызванных потенциалов, либо записи акустического рефлекса внутриушных мышц.

Объективные методы исследования слуха, однако, сопряжены с необходимостью приобретения сложной дорогостоящей аппаратуры, требуют постоянного контроля за ее работой со стороны инженерно-технического персонала.

Психоакустические методы исследования слуховой функции составляют основу аудиометрии. Они описаны в ряде отечественных руководств и монографий. Представленные в них сведения отличаются полнотой изложения научно-методических вопросов. Однако ряд прикладных сторон процесса аудиометрии применительно к повседневной работе специалиста, осуществляющего непосредственное исследование слуховой функции, не нашли достаточного отражения в литературе.

В этой связи представляется целесообразным построение материала преимущественно с учетом прикладной направленности. В основу изложения материала положен 20-летний опыт работы аудиометрической службы Киевского НИИ отоларингологии, основывающейся на обследовании более 150 000 больных и обобщений в методических рекомендациях.

Исследование слуховой функции предусматривает выполнение ряда обязательных следующих условий.

1. Обследование необходимо проводить в звукоизолированном помещении (камере) при уровне окружающего шума не более 35 дБ.

2. Обстановка в аудиометрическом кабинете должна быть спокойной и доброжелательной, так как излишнее волнение обследуемого может отрицательно сказаться на результатах исследования. При заполнении анкетных данных и объяснении порядка исследования слуха у людей с выраженной тугоухостью для достижения лучшего контакта с больным полезно применение звукоусиливающей аппаратуры. У ряда больных с тяжелой тугоухостью вопросы желательно подкреплять письменными текстами стандартных фраз, например: «Как Ваша фамилия?», «Сколько Вам лет?», «Когда Вы потеряли слух?» и т. д.

Следующим возрастным периодом является период новорожденности и ранний грудной возраст. Исследованию слуха у новорожденных посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Для оценки слуховой способности новорожденного предлагалось наблюдение различных реакций ребенка на акустическую стимуляцию. Для этого через акустическое раздражение могут вызываться, наблюдаться и регистрироваться различные рефлексы: • рефлекс Моро (движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу); • кохлеопальпебральный рефлекс (сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах);которой дыхание снова нормализуется); • рефлекс стременной мышцы. Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев. Тогда же начинают развиваться первые ориентировочные реакции. При поведенческой и наблюдательной аудиометрии речь идет о получении репродуктивных реакций на акустические сигналы в форме изменений поведения. Реакции могут быть различными:

• изменения мимики,

• поворот или движение головы,

• движение глазами или бровями,

• сосательная активность – замирание или усиленное сосание,

• изменение дыхания,

• движение руками и/или ногами.

3. Поскольку у ряда больных наряду с понижением слуха имеется и нарушение разборчивости речи, что затрудняет речевой контакт исследователя с больным, то перед обследуемым желательно помещать отпечатанный на машинке текст задания.

4. Вначале выполняется полностью пороговая тональная аудиометрия без маскировки, а затем решается вопрос о необходимости маскировки на том или ином этапе.

5. Общая продолжительность аудиометрического обследования не должна превышать 60 мин во избежание утомления больного, ослабления внимания к исследованию, а также потому, чтобы предупредить развитие у него слуховой адаптации.

Раннее детство – особый период становления органов и систем, и прежде всего функции мозга. Дока­зано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Известно, что первые два года жизни ребенка являются во многих отношениях самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навыков [9,17,18]. Лишение ребенка слухоречевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способность использовать возможности своего остаточного слуха. В таких случаях дети с трудом наверстывают упущенное, а имеющиеся у них потенциальные способности к речи, чтению и письму редко развиваются до конца. Оптимальный период для начала направленного развития слуховой функции соотносится с самыми первыми месяцами жизни (до 4 месяцев). Если слуховые аппараты начинают применяться после 9–месячного возраста, аудиолого–педагогическая коррекция бывает менее эффективной [19]. Учет вышеизложенного особенно важен в связи с тем, что, по данным статистики, нарушения слуха у детей в 82% случаев развиваются на 1–2–м году жизни, т.е. в доречевой период или в период становления речи [3,4,9,10].

21)Основными причинами снижения слуха являются:

· Чрезмерно длительное воздействие шума(стройка, рок-музыка и другое)

· Возрастные изменения

· Инфекционное заболевание

· Травмы головы и уха

· Генетические или врожденные дефекты

Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями детей. Среди них — менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, если же среднее ухо, то чаще наблюдается частичная потеря слуха.

 

В школьном (особенно подростковом) возрасте к факторам риска относится длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности, например широко распространенное среди молодежи слушание чрезмерно громкой музыки, особенно с использованием технических средств, таких, как плееры.

Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играет неблагополучное протекание беременности, прежде всего — вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, такие, как краснуха, корь, грипп, герпес. Причинами нарушения слуха могут послужить врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва, химические отравления (например, хинином), родовые травмы (например, деформация головы ребенка при наложении щипцов), а также механические травмы — ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями (свистки, гудки и т.п.), контузии при взрывах. Нарушение слуха может оказаться последствием острого воспаления среднего уха. Стойкое снижение слуха часто возникает в результате заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.). Наиболее серьезную опасность для слуха эти заболевания представляют в тех случаях, когда происходят в младенческом и раннем возрасте. Среди факторов, влияющих на снижение слуха, важное место занимает неадекватное применение "ототоксических препаратов, в частности антибиотиков.

Нарушение слуховой функции чаще всего происходит в раннем детстве. Исследования Л.В.Неймана (1959) свидетельствуют о том, что в 70 % случаев потеря слуха возникает в возрасте двух-трех лет. В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается.

Следует отметить, что динамика развития речи у детей с нарушениями слуха, так же как и у нормально слышащих, несомненно, зависит и от их индивидуальных особенностей.

В соответствии с двумя основными видами слуховой недостаточности выделяют две категории детей со стойкими нарушениями слуховой функции: 1) глухие и 2) слабослышащие (тугоухие). Классификация и педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом разработаны в трудах Р. М. Боскис.

Глухие дети Как уже указывалось, при классификации стойких нарушений слуха у детей необходимо учитывать не только степень поражения слуховой функции, но и состояние речи. В зависимости от состояния речи глухие дети делятся на две группы:

глухие дети без речи (глухонемые):

глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие).

Слабослышащие (тугоухие) дети

Как было уже указано, тугоухостью называют такое понижение слуха, при котором восприятие речи затруднено, но все же в известных условиях возможно. В соответствии с этим к группе слабослышащих (тугоухих) относятся дети с таким понижением слуха, которое препятствует самостоятельному и полноценному овладению речью, но при котором все же имеется возможность приобретать с помощью слуха хотя бы очень ограниченный речевой запас.

22) Аномалии строения наружного уха Самыми частыми нарушениями такого рода являются кожные выросты на ушных раковинах (их называют кожными хвостиками или ножками). Встречаются чрезмерно большие ушные раковины (макротия), очень маленькие (микротия), отсутствие ушных раковин. Ушные раковины могут быть сдвинуты вперед и очень низко посажены, отстоять от головы (оттопыренность ушных раковин). Эти дефекты могут быть исправлены хирургически с помощью пластической операции - отопластики. При отсутствии ушных раковин или грубом нарушении их формы применяются силиконовые имплантаты на титановых опорах. К аномалиям развития наружного слухового прохода относятся врожденные заращения (атрезии) наружного слухового прохода. У ряда пациентов бывает атрезия только перепончато-хрящевой части слухового прохода. В таких случаях прибегают к пластическому созданию слухового прохода. Одной из новейших методик лечения пациентов с полным или частичным заращением наружных слуховых проходов является вибропластика - имплантация среднего уха системой VIBRANT. Применяется также имплантация слуховых аппаратов костной проводимости BAHA.







Date: 2016-01-20; view: 1991; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию