Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческих отношений





Важное место в системе управления занимают социальные по­зиции и роль личности. Любой человек в обществе, работник в трудовой организации занимает ту или иную позицию (положе­ние, состояние) в данной системе управленческих отношений. В объективном смысле это общественное положение людей, с кото­рым связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных личностных свойств. Социальная позиция — это располагаемые в иерархии по какому-либо основанию (на­пример, имущественному, власти, компетентности и т.д.) статус и престиж в общественном мнении.

Образ жизни общества, социальной группы, трудового кол­лектива представляется для конкурентного человека как специ­фическое общественное условие, активно детерминирующее его. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций жизнен­ного выбора. Она:

• или принимает наличный образ жизни, борется за его укреп­
ление, развитие (занимает активную позицию);

• или относится ко всему как должному, реализует себя в рам­
ках положительной нормы, но не более (позиция среднего
уровня активности);

• или только приспосабливается к существующим условиям,
равнодушно следуя правилам жизни микросреды (пассивная
позиция);

• или в определенных условиях использует формы деятельно­
сти и общения негативного характера (антиобщественная по­
зиция).

Социальная позиция описывается как совокупность ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, занимающим данную позицию. В субъективном смысле это осоз­нанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности, которая подлежит моральной оценке как передовая, прогрессивная или консервативная, реакционная. Эта социальная


позиция обусловлена прежде всего личностными характеристи­ками человека, а в трудовой организации профессионально-производственными характеристиками работника, его функцио­нальными обязанностями. Так например, в трудовой организации четко различаются позиции руководителя, инженера, менеджера, мастера, рабочего и т.д. Аналогично и в обществе социальные по­зиции, в зависимости от объективных факторов и субъективных условий различны.

Позиция всегда рассматривается во взаимосвязи с ролью. Роль понимается как социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понима­ние связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например на одном предприятии) работники, занимая одинаковые должности ведут себя в трудовом процессе одинаково в соответствии с тре­бованиями производства, то есть их трудовое поведение регла­ментируется соответствующими документами (положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль -это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются, и управленцам это особенно необходимо учитывать, социально-типические аспекты поведения.

Социальная роль обычно выполняет две функции:

1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции
(студенту, покупателю, пассажиру в автобусе, сыну в семье
и т.д.);

2) формирует определенные ожидания партнера от поведения
ее исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответ­
ное поведение партнера.

Каждый человек выполняет в жизни разнообразные роли. Его поведение определяется характером ролевых ожиданий людей соответствующего поведения. В то же время каждая роль имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят следующие элементы:

1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы пове­
дения, требования конкретной профессии, должности и т.д.);

2) ролевые ожидания;

3) ролевое поведение (то есть исполнение роли);


 


4) оценка ролевого поведения;

5) санкции (в случае неисполнения роли).

Центральным элементом структуры, который позволяет объ­яснить, почему одну и ту же роль, например линейного руководи­теля (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют не­одинаково, является понятие «ролевое поведение».

Ролевое поведение обычно рассматривается как функция двух основных переменных: социальной роли и «Я». В этой связи роле­вое поведение — это единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуальности человека, то есть каждую социальную роль личность играет индивидуально, в зависимости от своего ха­рактера, способностей, темперамента и т.д. Качество выполнения человеком той или иной социальной роли в значительной мере зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, то есть инте-риоризуется. Интериоризация работниками своих официальных ролей в трудовой организации предполагает прежде всего пони­мание целей и задач предприятия, фирмы, трудовой организации и согласия с ними.


Для успешного выполнения социальных ролей человеку необ­ходимо не только знание и понимание официальных предписа­ний, но также социально-психологическая готовность принять данную роль и в конечном счете — обеспечить ее выполнение. В этом случае официальные ролевые предписания трансформиру­ются в соответствующие внутренние побуждения и вырабатыва­ется индивидуальный стиль ролевого поведения, который отра­жает такие важнейшие личностные особенности, как ответствен­ность личности, уровень ее притязаний, интересы, самооценку (см. Рис. 11).

В соответствии со схемой структура ролевого поведения ра­ботника определяется рядом внешних и внутренних условий, ос­новными из которых являются:

1) знание и понимание официальных предписаний;

2) социально-психологическая готовность (установка) принять
конкретную роль;

3) создание условий для усвоения (интериоризация) роли;

4) воздействие на самосознание и самооценку работника.
170


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования социальной роли.   ь, Личность («Я»).  
4 -----------------, --    
  V   <    
Ролевое поведение. Внутренние условия (социально-психологическая готовоность усвоить роль, уровень развития самосознания).  
     
Внешние условия (знание и понимание роли, условия для её выполнения.) > *  
Степень усвоения социальной роли.  
*    
  Индивидуальный стиль выполнения роли.  
     
У У * Т  
Потребности, интересы, мотивы личности.   Ответственность личности. Уровень притязаний. Самооценка личности.  
                 

Рис. 11. Структура ролевого поведения личности.

В этой связи первостепенное значение имеет роль непосредст­венного руководителя (менеджера) по созданию условий для ин-териоризации работником социальных ролей и оказания на него управленческих воздействий. Управленческие воздействия ока­зываются путем формирования у личности ответственности, уровня притязаний, самосознания и самооценки. В зависимости от этих характеристик людей можно те или иные качества развить в определенной степени и таким образом влиять на поведение. Важным компонентом личности является уровень самоуважения. Сформированность этого качества активно влияет на поведение личности. В социальной психологии выведена и формула само­уважения.

Успех

Уровень самоуважения=------------







Date: 2015-12-13; view: 440; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию