Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управленческих отношений
Важное место в системе управления занимают социальные позиции и роль личности. Любой человек в обществе, работник в трудовой организации занимает ту или иную позицию (положение, состояние) в данной системе управленческих отношений. В объективном смысле это общественное положение людей, с которым связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных личностных свойств. Социальная позиция — это располагаемые в иерархии по какому-либо основанию (например, имущественному, власти, компетентности и т.д.) статус и престиж в общественном мнении. Образ жизни общества, социальной группы, трудового коллектива представляется для конкурентного человека как специфическое общественное условие, активно детерминирующее его. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций жизненного выбора. Она: • или принимает наличный образ жизни, борется за его укреп • или относится ко всему как должному, реализует себя в рам • или только приспосабливается к существующим условиям, • или в определенных условиях использует формы деятельно Социальная позиция описывается как совокупность ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, занимающим данную позицию. В субъективном смысле это осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности, которая подлежит моральной оценке как передовая, прогрессивная или консервативная, реакционная. Эта социальная позиция обусловлена прежде всего личностными характеристиками человека, а в трудовой организации профессионально-производственными характеристиками работника, его функциональными обязанностями. Так например, в трудовой организации четко различаются позиции руководителя, инженера, менеджера, мастера, рабочего и т.д. Аналогично и в обществе социальные позиции, в зависимости от объективных факторов и субъективных условий различны. Позиция всегда рассматривается во взаимосвязи с ролью. Роль понимается как социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понимание связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например на одном предприятии) работники, занимая одинаковые должности ведут себя в трудовом процессе одинаково в соответствии с требованиями производства, то есть их трудовое поведение регламентируется соответствующими документами (положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль -это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются, и управленцам это особенно необходимо учитывать, социально-типические аспекты поведения. Социальная роль обычно выполняет две функции: 1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции 2) формирует определенные ожидания партнера от поведения Каждый человек выполняет в жизни разнообразные роли. Его поведение определяется характером ролевых ожиданий людей соответствующего поведения. В то же время каждая роль имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят следующие элементы: 1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы пове 2) ролевые ожидания; 3) ролевое поведение (то есть исполнение роли);
4) оценка ролевого поведения; 5) санкции (в случае неисполнения роли). Центральным элементом структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют неодинаково, является понятие «ролевое поведение». Ролевое поведение обычно рассматривается как функция двух основных переменных: социальной роли и «Я». В этой связи ролевое поведение — это единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуальности человека, то есть каждую социальную роль личность играет индивидуально, в зависимости от своего характера, способностей, темперамента и т.д. Качество выполнения человеком той или иной социальной роли в значительной мере зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, то есть инте-риоризуется. Интериоризация работниками своих официальных ролей в трудовой организации предполагает прежде всего понимание целей и задач предприятия, фирмы, трудовой организации и согласия с ними. Для успешного выполнения социальных ролей человеку необходимо не только знание и понимание официальных предписаний, но также социально-психологическая готовность принять данную роль и в конечном счете — обеспечить ее выполнение. В этом случае официальные ролевые предписания трансформируются в соответствующие внутренние побуждения и вырабатывается индивидуальный стиль ролевого поведения, который отражает такие важнейшие личностные особенности, как ответственность личности, уровень ее притязаний, интересы, самооценку (см. Рис. 11). В соответствии со схемой структура ролевого поведения работника определяется рядом внешних и внутренних условий, основными из которых являются: 1) знание и понимание официальных предписаний; 2) социально-психологическая готовность (установка) принять 3) создание условий для усвоения (интериоризация) роли; 4) воздействие на самосознание и самооценку работника.
Рис. 11. Структура ролевого поведения личности. В этой связи первостепенное значение имеет роль непосредственного руководителя (менеджера) по созданию условий для ин-териоризации работником социальных ролей и оказания на него управленческих воздействий. Управленческие воздействия оказываются путем формирования у личности ответственности, уровня притязаний, самосознания и самооценки. В зависимости от этих характеристик людей можно те или иные качества развить в определенной степени и таким образом влиять на поведение. Важным компонентом личности является уровень самоуважения. Сформированность этого качества активно влияет на поведение личности. В социальной психологии выведена и формула самоуважения. Успех Уровень самоуважения=------------ Date: 2015-12-13; view: 440; Нарушение авторских прав |