Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование речевого дыхания





Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер ды­хания ребенка в покое и в момент речи. Визуально опре­деляют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок но­сом или ртом.

Выделяют 3 типа дыхания:

— поверхностное ключичное;

— грудное;

—нижнереберно-диафрагмальное.

 

При поверхностном ключичном дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном — расширяется грудь на вдохе. При нижнереберно-диафрагмальном — при вдохе выпячивается живот, а при вы­дохе живот опадает. Нижнереберно-диафрагмальное ды­хание считается наиболее физиологичным.

1. Определение типа дыхания

Материал для исследования: состояние покоя, при ко­тором ребенок может сидеть, лежать, стоять.

Процедура: ребенку предлагается спокойно посидеть. постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда рас­полагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное дыхание. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.

Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Мои ру­ки будут проверять, как ты дышишь».

2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание

Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вды­хать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».

Вдохни носом (понюхай цветок) — выдохнуть носом (2~3 раза). Рот при этом закрыт.

Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).

Вдохни ртом (как рыба) — выдохни ртом (погрей руки).

Вдохни ртом, а выдохни носом.

3. Исследование целенаправленности воздушной струи

Материал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения.

Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».

— Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.

— Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек свистел.

— Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка, задуй свечу с первого раза.

4. Исследование силы воздушной струи.

Материал для исследования, граненый карандаш, губная гармошка,

Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».

— Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на не­го так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни тру­бочкой.

— Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.

Критерии сценки:

4 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.

3 балла — диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объём и сила выдоха. |
2 балла — диафрагмальный тип дыхания, аритмич­ность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не­достаточная дифференциация ротового и носового вдоха
и выдоха.

1 балл — поверхностный ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила вы­доха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.

0 баллов — задание не выполняет.


5. Исследование особенностей фонационного дыха­ния.

1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.

Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.

Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе».

1. Девочка рисует цветок.

2. Девочка рисует цветок карандашами.

3. Девочка рисует красивый цветок карандашами.

4. Девочка рисует красивый цветок цветными каран­дашами.

2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки.

Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Эксперимента­тор показывает образец выполнения задания.

Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я».

Жу-жу-жу — я все лужи обхожу.

Ша-ша-ша — наша Маша хороша.

Ко-ко-ко — мне до речки далеко.

3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизиро­ванного ряда.

Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на од­ном выдохе».

4) Воспроизведение короткого стихотворения.

Процедура: при прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и ды­хания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.

Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, вы­разительно, с паузами, как на празднике».

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

 

Критерии оценки:

4 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший.

3 балла — речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен.

2 балла — речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох..

1 балл — речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации.

0 баллов — не справляется с заданиями.


13. Обследование темпо-ритмической организации

1. Определение темпа речи ребенка

Измерение темпа осуществляется у детей при использовании следующих параметров:

Единица измерения — слог.

Характеристика темпа — количество слогов в отделенный промежуток времени (секунду).

Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые ребенок произносит неправильно. Также, для проведения исследований необходим магнитофон и секундомер.

Процедура: ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду.

Инструкция № 1: «Слушай предложения и повтори за мной».

Коля моет посуду. На столе стоит коробка. Марина тихо сидит на диване. Таня надела новую белую кофту.

Инструкция № 2: «Ответь на вопросы».

Что делает Коля? Где стоит коробка? Где стоит Марина? Что надела Таня?

Критерии оценки:

4 балла — темп норма (4—5 слогов в секунду);

3 балла — незначительное отклонение от нормы (+1 слог);

2 балла — убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);

1 балл — очень быстрый темп (более 9 слогов в се­кунду), очень медленный темп (1-2 слога в секунду);

0 баллов — из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слого­вой структуры слов. В связи с этим не удается объектив­но произвести измерение темпа.

2. Исследование восприятия темпа речи

Материал для исследования: Для исследования вос­приятия различного речевого темпа предварительно ре­бенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы. Например: заяц бегает быстро — и говорит очень быст­ро, черепаха ползает медленно — и говорит медленно, ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально.

Процедура: ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца — быстрый темп, черепаху — медленный темп, ежика — нормальный темп.

Инструкции: «Посмотри на картинки. Ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает — и говорит очень медленно, заяц бе­гает очень быстро — и говорит очень быстро. Сейчас я буду говорить предложения, а ты угадай, как я говорю, и покажи соответствующую картинку».

— По веточке ползает длинная гусеница, (медленный темп)

— От топота копыт пыль по полю летит, (быстрый темп)

— Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)

— В лесу дети собирали грибы и ягоды (нормальный темп)

— У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)•

— Зимой дети любят кататься на санках и коньках. (Медленный темп)

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняет верно.

3 балла — ошибается, но после повтора предложения исправляет ошибки.

2 балла — после повторного произнесения предложе­ния ошибки не исправляет.

1 балл — ошибается, нс соотносит с картинками.

0 баллов — задание недоступно.

 

3. Исследование воспроизведения отраженного тем­па речи,

Материал для исследований: воспроизведение предложений с различной темповой организаций за логопедом! отраженно.

Процедура: ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом:

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же».

 

— Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп)

— Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)

— Самолет построим сами и помчимся над полями; (быстрый темп)

— Улитка носит свой домик на спине (медлен. темп)

— На море во время шторма очень большие волны (нормальный темп)

Критерии оценки:

4 балла — повторил верно.

3 балла — убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2 балла — темп изменяет незначительно.

1 балл — темп не может изменять, не управляет темпом.

0 баллов — задание недоступно.

4. Самостоятельное управление темпом речи

Самостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Заяц» Е.С. Анищенковой.

 

Процедура: при предъявлении различных карти­нок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

Инструкция: "Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху — читай медленно, увидишь ежа — читай нор­мально, спокойно».

 

Сидит заяц пол кустом,

Здесь его семья и дом.

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке.

 

 

Критерии оценки: (см. предыдущее задание)


14. Обследование состояния слухового самоконтроля

Для развития не только звуковой речи, но и интона­ционной стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.

Обследование включает два вида инструкций;

1-я инструкция — выполнение задания;

2-я инструкция — оценка ребенком качества выпол­нения задания.

Материал для обследования: ритмические удары, зву­ки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слого­вой структуры, предложения с разными типами интона­ции, лексический материал для воспроизведения моду­ляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.

Обследование состояния слухового самоконтроля включает 11 проб-заданий.

 

При необходимости задание повторяется для ребенка 1~2 раза.

•I) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении ритмического рисунка простых и акцентирован­иях ударов.

Инструкция №1 /: «Повтори удары за мной».

Изолированные — ///, //, /;

Серии простых - // // //, /// ///;

Акцентированные — / U / U, // U, UU /.

 

Условные обозначения: / — громкий удар, U — тихий удар.

 

Инструкция № 2. «Ты правильно выполнил?»

2) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков.

Инструкция № 1 «Повтори за мной звуки».

АУ

АУО

АОУИ

Инструкция № 2. «Ты правильно повторил?»

 

3) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов.

Инструкция № 1: «Повтори за мной слоги».

КА-ГА-К А

БУ-ПУ-БУ

КА-ТА-ЧА

ДА-ДЯ-ТА-ТЯ

Инструкция № 2. «Ты правильно повторил?»

4) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов.

Инструкция № I: «Повтори за мной два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»


ТАЧКА-ДАЧКА

НОРА-КО РА

БОЧКА-ПОЧКА '

КАДУШКА-ПОДУШКА!

НОРКА-КОРКА

ТОЧКА-ДОЧКА

 

КОСА-КОЗ А

ПАШНЯ-БАШНЯ-

МЫШКА-МИШКА

КРЫША-КРЫСА

УТОЧКА УДОЧКА

КОРА-ГОРА


 

Инструкция № 2. «Ты правильно ответил?»

5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры.

Инструкция № 1: «Повтори за мной слова».

 


КОСМОНАВТ

МИЛИЦИОНЕР
СНЕГОВИК

ЭКСКУРСИЯ

ПУТЕШЕСТВЕННИК

АКВАРИУМ

 

ВЕЛОСИПЕД

ИНДЕЕЦ

САМОСВАЛ

УЧИТЕЛЬНИЦА

ПУГОВИЦА

КРАНОВЩИК

 


Инструкция № 2. «Ты правильно сказал слова?»

6) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении предложений, включающих слова сложной слого­вой структуры.

Инструкция № 1: «Повтори за мной».

— Космонавт живет в космическом аппарате два ме­сяца.

— Весело журчали весенние ручьи.

— Учительница учит учеников на уроке.

— На сковороде жарятся пять котлет.

— Экскурсовод проводит экскурсию в музее.

Инструкция № 2. «Ты правильно сказал?»


7) Характер самоконтроля ребенка при изменении интонации.

Инструкция № I: «Я скажу предложение, а ты изме­ни интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».

— Машина остановилась на светофоре....?

— В лесу выросли грибы....?

— Котенок вылез из-под дивана....?

—Инструкция № 2. «Ты правильно сказал? У тебя по­лучился вопрос?»

 

8) Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении.

Инструкция № I: «Вот предложение из трех слов. Это предложение нужно сказать три раза. Сначала голосом первое, потом второе, а затем третье слово. Это поможет передать главную мысль».

1 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

2 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

3 раз -|МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

№ 2. «Ты смог передать главную мысль? Тебе удалось выделить голосом слова в предложении?

9) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе.

Инструкция № 1: «Как подают голос взрослые животные и их детеныши? У кого "толстый» голос, а у кого - "тонкий" голос?»

 

КОРОВА...?

КОШКА...?

СОБАКА...?

ТЕЛЕНОК...?

КОТЕНОК...?

ЩЕНОК...?


Инструкция № 2. «У тебя получился "толстый" и тонкий голос?»

Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то v слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то мы слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он далеко и близко?»

Инструкция № 4: «Тебе удалось показать гудение самолета далеко и близко?»

10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса.

Инструкция № I: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, медведь и лиса?»

— Колобок, колобок! Я тебя съем.

 

Заяц — тоненьким голосом

Волк — грубым голосом

Медведь — медленным, хриплым голосом

Лиса — ласковым, хитрым голосом.

Инструкция № 2. «У тебя получились голоса зверей?

-

11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи,

Инструкция № I: «Повтори за мной предложения» быстро, медленно и обычно».

— На море во время шторма очень большие волны - нормальный темп.

— Самолет построим сами и помчимся над горами - | быстрый темп.

— Улитка носит свой домик на спине — медленный темп.

 

Инструкция № 2. «Тебе удалось говорить разным темпом: быстро, медленно и нормально?»

 

Инструкция № 3: «Вот три картинки: черепаха, заяц, ёж. Если я покажу черепаху, то говори медленно, если зайца — то говори быстро, а если ежа, то говори обыч­ным темпом. Повтори предложение «Весной тает снег».

Как заяц —...? (быстро).

Как еж —...? (нормально).

Как черепаха —.,.? (медленно).

 

Инструкция № 4: «Ты умеешь говорить быстро, мед­ленно»?

Критерии оценки:

4 балла — полностью сформулирован навык само­контроля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в собственной речи.

3 балла — стадия завершения формирования навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 75% допу­щенных ошибок в собственной речи.

2 балла — стадия автоматизации навыка самоконтро­ля. Ребенок замечает примерно 50% допущенных оши­бок в собственной речи.

I балл — начальная стадия формирования навыка са­моконтроля. Ребенок замечает примерно 25% допущен­ных ошибок в собственной речи.

О баллов — нулевая стадия. Отсутствие самоконт­роля.

Примечания:

1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их исправить, но исправление не удается из-за выраженной стертой дизартрии, то это можно отнести к моторному нарушению просодики (условно группа ФН).

2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слышит допущенных ошибок и не старается их исправить, то это может быть связано с нарушением слухового внимания и недоразвитием фонематического слуха. Нарушение просодики в этом случае можно отнести к сенсорному уровню (условно группа ОНР).

3. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушения просодики определяется у детей со стертой дизартрией, у которых задерживается процесс формирования фонематического слуха (условно группа ФФН).

Date: 2015-12-13; view: 4016; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию