Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутригрупповое взаимодействие
По логике, религия должна поощрять альтруистическое поведение среди членов группы, что однозначно принесет пользу всей общине, но будет осуществляться за счет уменьшения степени альтруизма по отношению к нечленам группы, а иногда может выливаться в прямую агрессию и даже убийства. То есть увеличение степени враждебности к членам других групп может способствовать развитию внутригруппового предубеждения (и наоборот). Таковы две стороны религии – внешняя и внутренняя: религия призывает относиться к соседу так, как к себе, но также и побуждает уничтожать всех неверующих, как гласит Священное Писание, всех до последнего мужчины, женщины и ребенка. И как самое крайнее проявление, некоторые религии пропагандируют любовь к единоверцам, но жестокую ненависть к безбожникам, вплоть до геноцида. В некоторых религиях принято убеждение, что Бог наблюдает за людьми и оценивает каждый их поступок. Поэтому забота о своей репутации оказывает влияние на тенденции взаимодействия людей. Эксперименты показали, что даже маленькое изображение человеческих глаз в нижней части компьютерного монитора может повысить эффективность взаимодействия игроков в имитированной экономической игре. Точно так же влияет на человека осознание того, что за ним наблюдает Бог (боги). Это своего рода «божественный прайм». Страх того, что Бог нас осудит, заставляет нас вести себя более нравственно по отношению к другим. Это явление можно рассматривать как специальное устройство контроля, подавляющее человеческий эгоизм, но также и защищающее нас от обнаружения нашего эгоизма другими людьми и следующей за этим агрессии, либо как форму налагаемого самообмана, заставляющего нас активно ориентироваться на интересы группы. Во многих религиях существует вера в высшие силы, представляющие собой силы природы, и их последователи склонны видеть в явлениях природы проявление воли неких богов. Вера в богов, наблюдающих за поведением человека, оценивающих его и отвечающих на его вопросы, присутствует только в некоторых религиях, и было бы особенно интересно узнать, почему они сформировались именно по такому шаблону. Является ли подобная вера также и способом усиления внутригруппового взаимодействия? Несмотря на то что те христиане, которые часто молятся и посещают церковные службы, неизменно демонстрируют большую степень альтруизма по отношению к другим людям (благотворительные пожертвования, волонтерская работа), непонятно, насколько это вызвано их принадлежностью к религиозной группе. Доказано, что степень религиозности напрямую связана с более высоким мнением человека о себе – очевидно проявление религиозного самообмана: человек начинает думать о себе лучше, чем он думал бы, если бы не был религиозным. В исламе считается обязательным подавать бедным, но существует понятие вариабельности этого действия, и интересно было бы узнать, с чем связано появление такого понятия. Один интересный факт воздействия религии на групповое взаимодействие наблюдается при сравнении небольших религиозных организаций – «сект» – с маленькими нерелигиозными организациями. Тенденция заключается в том, что религиозные организации действуют дольше, чем нерелигиозные (по крайней мере в США). Ежегодно у секты в четыре раза больше шансов «выжить», чем у светской организации. Таким образом, религия представляет собой нечто вроде социального «клея», который в отличие от нерелигиозных концепций прочнее скрепляет членов общности и продлевает ее жизнь. Атмосфера сплоченности и взаимной поддержки в таких организациях может оказывать положительное воздействие на иммунную систему, так как член группы находится не в изоляции и в трудный момент может рассчитывать на ресурсы своих собратьев. Как я уже говорил, действие эффекта плацебо частично основано на ощущении поддержки от других людей. Еще одним примечательным различием между двумя этими видами сообществ является то, что чем строже требования, налагаемые на членов группы (ограничения, связанные с пищей, курением, одеждой, прической, сексом, общением с другими людьми, постом, взаимной критикой), тем дольше живет религиозная община; что касается нерелигиозных сообществ, в них не наблюдается связи между требованиями и сроком жизни. Здесь появляются два вопроса: почему строгость требований напрямую связана с «выживанием» общины и почему это относится только к религиозным общностям? В соответствии с теорией когнитивного диссонанса большие психологические затраты необходимо рационализировать, что приводит к увеличению степени самообмана по отношению к групповой самоидентификации и солидарности. Почему религия представляет собой более «плодородную почву» для этого процесса? Возможно, потому что она может предоставить нам универсальный шаблон оправдания наших убеждений и поступков. В религиозных сообществах участие мужчин в групповой молитве напрямую связано с их уровнем социализации в экспериментальной экономической игре. Date: 2015-12-13; view: 590; Нарушение авторских прав |