Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дети и обман
В каком возрасте дети уже способны на обман? Мы называем детей «невинными», но, оказывается, они могут лгать уже в самом раннем возрасте. К двум-трем годам дети демонстрируют уже большой набор способов обмана, а самые ранние проявления замечены уже в шестимесячном возрасте. Фальшивый плач и притворный смех встречаются раньше всего. Обманный плач можно легко распознать: плача, ребенок часто останавливается, чтобы понять, слышит ли его кто-нибудь. Это говорит о том, что дети могут подстраивать свой обман под реакцию жертвы. К восьми месяцам младенцы уже умеют скрывать запрещенные действия и отвлекать внимание родителей. К двум годам ребенок способен блефовать: когда ему угрожают наказанием, он говорит: «А мне все равно!», хотя совершенно ясно, что это не так. Одно исследование показало, что две трети детей в возрасте двух с половиной лет применяли обман по крайней мере один раз в два часа. Мотивы детского обмана очень похожи на мотивы взрослых. Ложь во имя защиты чувств другого человека – так называемая белая ложь – появляется только в возрасте пяти лет. Хорошо известны случаи вспышек гнева у детей, при которых они угрожают нанести вред самим себе (также они описаны у шимпанзе и пеликанов). Птенцы пеликана, приходя в бешенство, кружат на одном месте, раскидывают в стороны своих братьев и сестер, а затем падают к ногам родителей, требуя немедленной заботы и внимания, что чаще всего и получают. Вместо того чтобы биться головой о землю, как это часто делают дети или маленькие шимпанзе, птенец пеликана наносит вред самой важной своей части тела – клюет свое крыло! Обман ребенка может быть очень тонким, как мы увидим из нижеследующих примеров. Женщина, очень любящая свою пятимесячную дочь, забирает ее из яслей. Девочка весело играет с воспитательницей, но, заметив свою мать, сначала радуется, а затем ударяется в слезы. Как мать интерпретирует ее поведение? Дочь, конечно, рада видеть маму, но прячет свою радость, чтобы показать, как она страдает без материнской заботы. Иными словами, она пытается вызвать у матери чувство вины. Другой пример: та же девочка (теперь ей уже пять лет) использует слово «нужно», когда чего-то хочет («Мне нужно…»), как бы подчеркивая важность просьбы. Но когда она не хочет чего-то, то уже более мягко говорит, что не «хочет» этого. Этим девочка как бы подчеркивает, что у нее тоже есть свои желания (жалобно: «Но мама, я не хочу этого…»). Она манипулирует своей матерью: побуждает ее к большему родительскому вкладу в первом случае, а во втором пытается вызвать у матери уважение к себе как к человеку, имеющему собственные желания. Фактически обманывать дети начинают еще до своего рождения. В последний триместр беременности резко уменьшается степень контроля матерью основных параметров организма, связанных с кровью: скорости пульса, уровня сахара в крови, ее распределения в организме. Обычно они находятся под контролем материнских гормонов и имеют низкие показатели. Однако во время третьего триместра контроль переходит к ребенку, при этом выделяются те же химические вещества или их имитаторы, но в концентрациях, превышающих оригинальные в 100 и 1000 раз. Почему так происходит? Контроль переходит к плоду ради его же блага. Цель этого акта – повысить подачу питательных веществ к эмбриону через плаценту, для этого повышаются уровень содержания сахара в крови матери, частота пульса. Чтобы сосредоточить больше крови вокруг эмбриона, меньшее ее количество поступает к ногам и рукам матери. В процессе коэволюционной борьбы повышение уровня выделения внутриутробных гормонов сопровождалось повышением нечувствительности к ним матери. Можно представить, насколько же в процессе эволюции увеличилось содержание горомонов в крови матери. Дети растут и становятся все более смышлеными, а следовательно, повышается и частота обмана. И это не случайность. Развитие интеллекта увеличивает их способность подавлять истинное поведение и создавать новые шаблоны поведения. Есть свидетельства того, что частота возникновения обмана прямо пропорциональна развитию у ребенка интеллекта. В качестве эксперимента ребенка оставляют в комнате одного, строго наказав не заглядывать в коробку. К тому времени, как ведущий эксперимента возвращается, большинство детей уже успевают заглянуть в коробку. Когда им задают соответствующий вопрос, многие отвечают отрицательно, и чем более выдающиеся результаты ребенок показал в тестах, тем большая вероятность того, что он лжет. У нас недостаточно сведений о случаях обмана, применяемого взрослыми, но совершенно ясно, что более развитые, умные люди создают обман чаще и искуснее. Логично будет предположить, что они также больше расположены к самообману. Опасность здесь в том, что высокие интеллектуальные способности в сочетании с высоким уровнем самообмана могут формировать характер в неблагоприятную сторону. Казалось бы, умные люди должны убеждать себя в том, что их особые таланты позволят им чаще избегать неудач, чем обывателям, но получается как раз наоборот. Умственно одаренные люди чаще склонны к обману и самообману (см. главы 10 и 13). Те, кто наслаждается преимуществами развитого интеллекта, гораздо чаще лгут, в том числе самим себе. Когда детей побуждают к «белой» лжи (например, ребенка просят сказать, что подарок нравится, когда на самом деле это не так), они стараются улыбаться только жертве обмана (дарящему подарок). Если же подарок действительно нравится ребенку, он улыбается более широко и демонстрирует улыбку всем окружающим. Как и взрослым, детям легче бывает скрыть истинное выражение лица, чем изобразить новое (оно получается чересчур утрированным и подчеркнутым), и им лучше удается первое. Интересно, что пятилетним детям, имеющим большую склонность к доминированию, удается лучше обманывать себя в лабораторных экспериментах, но их властный характер не помогает им лучше распознавать обман в других. Что касается взрослых, этот факт верен для мужчин; обманное поведение женщины не подвергается влиянию склонности к доминированию. В первой главе мы говорили о том, что когда человек подвергается прайму власти, он менее успешно различает выражения лица других людей, а поэтому легче поддается обману. Стоит заметить, что родители с раннего возраста играют с детьми в игры, в которых нужно притворяться, фантазировать. Дети играют в такие же игры друг с другом, а большая часть детской литературы фантазийна. Наиболее популярные детские игры связаны с обманом: прятки, карточные фокусы и т. п. Таким образом, все способствует тому, чтобы обман вошел в жизнь ребенка в самом раннем возрасте. Конечно, это стимулирует воображение и обучение, а также готовит ребенка к жизни в мире, где крайне важно уметь обманывать и распознавать обман. Я никогда не замечал, чтобы маленькие дети, обманывая, испытывали искреннюю вину. Но когда дело касается родителей, дети стремятся отрицать свой обман перед ними, как бы защищаясь. Ведь родители больше, сильнее, более опытны и контролируют все необходимые ресурсы. Date: 2015-12-13; view: 335; Нарушение авторских прав |