Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация производства как элемент системы





Тема 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

 

Современное производство призвано решать три основные проблемы:

· что (какие продукты и в каком количестве) должно быть произведено?

· как эти продукты надо произвести (кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии)?

· для кого производится продукт, т.е. как национальный продукт разделить между индивидами и семьями?

Решение проблем связано с тем, что, с одной стороны, материальные потребности общества безграничны, а с другой стороны, экономические ресурсы, т.е. средства для производства продуктов ограничены.

Экономические ресурсы – это природные, морские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Такие экономические ресурсы, как земля, капитал, труд и предпринимательская способность, называют также в экономической науке факторами производства.

Цель: Организация производства ставит своей целью обеспечить наиболее рациональное и полное их использование.

Организация производства как элемент системы

 

Если рассмотреть структуру материального производства (рис. 1), то станет ясно, что одним из важнейших его элементов является «организация», предусматривающая количественное и качественное соединение во времени и пространстве всех составных частей «системы», имеющих внутренние органические и внешние рациональные связи.

Рис. 1. Структура материального производства (МП):

ЛР – людские ресурсы; ОТ – орудия труда; ПТ – предмет труда; ТП – технология производства; ОП – организация производства; П – продукция (продукт труда).

 

Этим положением определяется объективное содержание комплексного понятия «организация производства», а именно:

· его подготовка, в том числе проектирование производственных процессов;

· организация подразделений, необходимых для нормального хода процесса;

· разделение функций и кооперирование основного и вспомогательного производств;

· оптимизация размеров предприятия и его подразделений;

· планово-предупредительное материально-техническое обеспечение;

· планирование деятельности предприятия;

· организация труда (стимулирование, нормирование и т.д.);

· охрана окружающей среды.

Функция организации производства заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленные сроки при минимальных затратах ресурсов.

 

Субъективное содержание организации производства

 

Производство организуется и управляется человеком (или группой), поэтому имеет место субъективный характер организационных процессов.

В настоящее время эту работу проводят менеджеры.

Менеджер (в переводе с английского) – управляющий, организатор.

Им является прежде всего наемный, профессиональный управляющий, специалист по организации и управлению производством.

Менеджеры формируют руководящий состав предприятия (фирмы), банков и наделены исполнительской властью.

Таким образом, менеджер – это человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами управления. Менеджеры работают во всех «эшелонах» управления и формируют социальный слой, категорию людей, ведущих работу по управлению предприятием.

Профессиональный менеджер (начальник отдела, главный инженер) должен иметь знания и уметь:

· обосновывать и принимать решения, в условиях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

· управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятий и его подразделений;

· уметь использовать современную информацию, средства коммуникаций, связи.

Кроме того, у менеджера должна быть способность работать с людьми: взаимодействовать с коллегами, подчиненными, руководителями, акционерами, поставщиками, финансистами и другими людьми и организациями, прямо или косвенно контактирующими с данным предприятием. Следовательно, менеджеры выполняют разную работу и на различных уровнях. Соответственно этому существуют виды разделения их труда: функциональное, структурное, технологическое, професионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда предполагает разделение работников управления по функциям менеджмента: планирование, организация, контроль и др.

Структурное разделение труда менеджеров строится на различиях характеристик управляемого объекта, масштабах и сферах деятельности.(менеджер поставок, по строительству, по управлению персоналом)

Соответственно вертикальному построению организации выделяют менеджеров низшего, среднего и высшего уровней.


Менеджеры низшего уровня, управляя первичными подразделениями, организуют работу конкретных исполнителей в бригадах, сменах, участках.

Менеджеры среднего уровня управляют производственным процессом в подразделениях предприятия, включая службы аппарата управления.

Администрация предприятия состоит из менеджеров высшего уровня. Они осуществляют стратегическое руководство организацией.

Свою деятельность менеджеру рекомендуется строить на основе плана организатора производства (организационный план), включающего в себя следующие позиции:

· цель проведения работ, их назначение, ожидаемый конечный результат;

· тип организации (форма организации), которая будет осуществлять работы;

· методы, которыми будет осуществляться работа и достигаться поставленная цель;

· необходимые людские ресурсы для проведения работ, источники их формирования;

· материально-технические средства;

· продолжительность и сроки проведения работ;

· место их осуществления;

· формы контроля за ходом процесса.

Только ответив полностью на данные вопросы, рекомендуется начинать намечаемую работу.

Для успешного руководства производством необходимо иметь специальную управленческую подготовку, хорошо знать его технологию. Для этих целей действуют специальные учебные заведения как за рубежом, так и в России.

Международный опыт

В настоящее время наиболее развита управленческая инфраструктура в США.

Система подготовки менеджеров является трехступенчатой.

После четырехлетнего обучения в университете или колледже получают степень бакалавра – это первая ступень.

Вторая ступень – дополнительное двухлетнее образование по магистерской программе. Эту программу обычно осваивают бакалавры после двух лет практической работы.

Третьей ступенью обучения бизнесу и управлению являются программы, после освоения которых получают степень доктора философии. Обучение длится три–четыре года с обязательной защитой диссертации.

Среди большого числа школ и программ бизнеса США выделяются ведущие школы: Гарвардская, Стэнфордская, Уортонская, Слоуновская и др.

В Японии действуют три школы бизнеса. Они осуществляют подготовку менеджеров в основном для работы за границей. Внутри страны руководителей готовят сами фирмы на основе принципа «обучение посредством опыта». На японских фирмах учатся все – от рабочих до президента. В то же время существует Академия Мацуситы, где молодые люди с высшим образованием обучаются еще пять лет. Это элитарное образование.

В Европе зарегистрировано около 300 центров обучения менеджеров. В Европейских школах большое значение придается дисциплинам, приближенным к производству, изучению социальных и международных аспектов менеджмента.

Большой известностью пользуются: Лондонская, Манчестерская школы организаторов производства, Европейский институт промышленного администрирования (Франция), Институт подготовки руководящих кадров промышленности и строительства (Венгрия) и др.

В Российской Федерации в последние годы подготовке специалистов в области управления и организации производства уделяется значительное внимание. Кроме Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе, Академии управления народным хозяйством для руководителей высшего уровня, Академии народного хозяйства им. Плеханова и других специализированных учебных заведений, во многих ведущих вузах России созданы факультеты или кафедры менеджмента.

Распространена магистерская подготовка в области управления производством специалистов с высшим техническим образованием, во многих вузах страны действуют краткосрочные курсы повышения квалификации работников производства в области менеджмента.







Date: 2015-12-13; view: 1248; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию