Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы и методы лечебной физкультуры
Формой ЛФК является система определенных физических упражнений. Это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки. Помимо физических упражнений, к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, райттерапия (прогулки верхом на лошади). Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночно го сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости. Лечебная гимнастика – наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения и реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяет роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных малогрупповым (3–5 человек) и групповым (8–15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, то есть с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями. Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов: подготовительного (вводного), основного и заключительного. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно вклю чает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10–20 % времени всего занятия. В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела – 60–80 % всего времени занятия. В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигаются в середине занятия – это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить ее снижение, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3–5 мин после занятия. Очень важна плотность занятий, то есть время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20–25 до 50 %. При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80–90 %. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний. Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод дополняет его при занятиях с детьми. Спортивный метод применяют ограниченно и в основном в санаторно-курортной практике. При применении ЛФК следует соблюдать принципы тренировки, учитывающие лечебные и воспитательные задачи метода: ♦ индивид уализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного; ♦ систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии два простых и одно сложное новое упражнение; ♦ регулярность воздействия; ♦ длительность занятий (обеспечивает эффективность лечения); ♦ постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия; ♦ разнообразие и новизна в подборе упражнений – достигаются обновлением их на 10–15 % с повторением 85–90 % прежних для закрепления результатов лечения; ♦ умеренные, продолжительные или дробные нагрузки целесообразнее применять, чем усиленные; ♦ соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом; ♦ принцип всесторонности – предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм; ♦ наглядность и доступность упражнений – особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с детьми, пожилыми людьми; ♦ сознательное и активное участие больного – достигается умелым объяснением и подбором упражнений. Для проведения ЛФК составляют план занятия (процедуры), в котором указаны разделы, их содержание, дозировка, целевая установка (задачи раздела) и методические указания.
ПЛАН ПРОЦЕДУРЫ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ КРОВООБРАЩЕНИЯ I СТЕПЕНИ Начальный этап 1. Элементарные упражнения для конечностей в исходном положении (ИП) сидя. 2–5. Вводный раздел процедуры. Постепенное втягивание сердечно-сосудистой системы в повышенную нагрузку. (Упражнения для корпуса, комб инированные движения рук и ног, рук и корпуса попеременно с дыхательными упражнениями в ИП сидя.) 5–6. Тренировка сердечно-сосудистой системы путем охвата более крупных мышечных групп корпуса в сочетании с правильной постановкой движений. Упражнения должны способствовать уменьшению застойных явлений в печени, селезенке и крупных венозных сосудах брюшной полости путем движения корпуса и периодического изменения внутрибрюшного давления в сторону как повышения, так и понижения. 7–8. Элементарные упражнения конечностями и дыхательные упражнения. 9–10. Снижение общей физиологической нагрузки. Создать условия для относительного отдыха сердечной мышцы. Усилить присасывающую деятельность грудной клетки упражнениями в глубоком дыхании. Основной этап 11. Упражнения в ограниченном сопротивлении сидя или упражнения с гантелями. 12. Тренировка сердечной мышцы путем при менения движений с возрастающим усилием (например, с постепенным добавлением упругих элементов в эспандере). Заключительный этап 13. Заключительные элементарные и дыхательные упражнения с постепенным снижением интенсивности. Всего: 13.
В приведенном плане нет перечисления упражнений, а указано, какие из существующих в классификации следует применять. В соответствии с планом составляют комплекс упражнений – с указанием исходных положений, описанием упражнения, его дозировки (число повторений или продолжительность в минутах) и методическими указаниями (при необходимости для отдельных упражнений). Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса лечения). Соответственно для каждого периода составляют планы или даже схемы и комплексы упражнений.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ КРОВООБРАЩЕНИЯ I СТЕПЕНИ 1. ИП – сидя на стуле, руки на бедрах. Спокойное дыхание статического характера (3–4 раза). 2. ИП – сидя, руки на коленях. Разгибание рук в лучезапястном суставе (6–8 раз). 3. ИП – сидя. Тыльное сгибание стоп в голеностопном суставе (6–8 раз). 4. ИП – сидя, руки опущены. Руки в стороны – вдох, опустить – выдох (4–5 раз). 5. ИП – то же. Выбрасывание прямых рук вперед, в стороны, опустить (5–6 раз). 6. ИП – сидя. Поочередное поднимание бедер. Втягивать живот при приведении бедер (5–6 раз). 7. ИП – сидя. Отвести руки в стороны – вдох, опустить – выдох (4–5 раз). 8. ИП – сидя, руки фиксированы на спинке стула. Прогибание спины, не отрывая рук. При прогибании – вдох, при сгибании – выдох. 9. ИП – сидя, руками держаться за сиденье, ноги вытянуты. Разведени е и сведение прямых ног со скольжением стоп по полу (6–8 раз). 10. ИП – сидя, кисти рук на подбородке. Развести локти в сторону – вдох, привести плечи, сдавить грудную клетку и слегка наклонить корпус – выдох (4–5 раз). 11. ИП – сидя, руки на бедрах, ноги расставлены на ширину плеч. Наклоны корпуса поочередно вправо-влево на выдохе. При выпрямлении – вдох (3 раза). 12. ИП – сидя, руки опущены. Поднимание рук в стороны, вверх – вдох, опускание – выдох (3–4 раза). 13. ИП – сидя на стуле, руки на бедрах. Упражнение в поднимании, опускании, отведении назад и приведении вперед плечевого пояса (6–8 раз). 14. ИП – сидя на краю стула, руками держаться за сиденье. Имитация движений велосипедиста со скольжением стоп по полу (10–12 раз). 15. ИП – сидя. Спокойное дыхание статического характера (3–4 раза). 16. ИП – сидя. Поднимание рук в стороны, вверх-вниз.
Date: 2015-12-13; view: 392; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|