Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией





Выраженность патологических форм реагирования зависит от степени эмоционально-волевой незрелости и выраженнос­ти психоорганического синдрома. У детей рано появляется опыт, связанный с неуспехом и состоянием непреодолимой преграды, в связи с чем они считают себя беспомощными. На этом фоне появляются нередко протестные формы реакции на любые виды трудных ситуаций: прогулы уроков, отказ по­сещать школу, отказ выполнять уроки и пр.

В младшем школьном возрасте у детей с дизартрией харак­терными являются нарушения формирования навыка письма и чтения. Кроме того, нарушения координации движений ус­ложняют обучение на уроках физкультуры. Эти школьники испытывают трудности на уроках пения, труда и рисования. Все проблемы, связанные с неуспешностыо в учебе, вызыва­ют фрустрационные переживания и невротические реакции.

У младших школьников признаками аномальной личнос­тной изменчивости являются дистимические и тревожные переживания, дезадаптивный девиантный стереотип пове­дения, сочетающийся с холерической или меланхолической структурами темперамента.

Проявления холерического типа темперамента отличают­ся большей яркостью и экспрессией, которые соответствуют высокому уровню нейротизма, лабильности нервной систе­мы, по сравнению с меланхолическим типом темперамента.

Наиболее благоприятными в отношении эффективности применяемых приемов психологической помощи являются дети с сангвиническим и флегматическим темпераментом.

4.3. Особенности психологии подростков с дизартрией и аномальным развитием личности

Пубертатный период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом. Связанный с созреванием всех функциональных систем организма, активным форми­рованием личности, ее социализации, подростковый возраст отражает одну из существенных детерминант процесса доз­ревания (адолесценции): коммуникативно-речевую деятель­ность, проявляющуюся активностью или инактивностью.

В подростковом возрасте общение является ведущей де­ятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникатив-


Глава 4

ными противоречиями. Трудности коммуникативно-речевой деятельности провоцируют личностные переживания, созда­вая тем самым проблемы самоопределения и самореализации в жизни подростка.

У школьников с речевыми нарушениями характерными являются трудности операциональных возможностей комму­никации (выбор речевых и неречевых средств общения, фо­нетического, просодического и стилевого оформления речи), которые сопровождают аномальную личностную и поведен­ческую изменчивость. Формируются акцентуации характе­ра, пограничные нервно-психические расстройства, неврозо-подобные реакции.

В связи с недостатками операциональных возможностей общения у подростков изменяется иерархия смыслообразую-щих мотивов: осознание психологической реальности «дру­гого» и установка на взаимодействие с ним.

Речевая деятельность, в освоении которой подростки ис­пытывают трудности, становится первичной по отношению ко всем другим видам деятельности. Подростки с дизартрией и даже с ее минимальными проявлениями нередко становят­ся «носителем комплекса нереализованных установок», про­являя при этом инактивность во всех ситуациях общения.

Переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников, точнее эмоциональная сторона самосознания становится основой мотивообразования подростков с рече­вой патологией. У одной группы подростков, относящихся к диапазону нормы-акцентуаций характера, появляется мо­тив-цель — целенаправленного выбора способов принятия решения коммуникативного намерения и коммуникатив­ной задачи, т.е. справиться со своими трудностями. У дру­гой группы — все эти проблемы становятся сверхзначимыми, вызывая целый комплекс отрицательных эмоциональных со­стояний, что и ведет к фиксации формирующегося патологи­ческого речевого поведения, определяя в дальнейшем форми­рование аномального стереотипа девиантного поведения.

В результате формируется неустойчивость, вплоть до «срыва» конституциональных механизмов психологической защиты в виде компенсации и адаптации, которые проявля­ются в средствах прикрытия нарушенной деятельности обще­ния, в избегании ряда ситуаций, сужении круга контактов, обеднении речевых действий, недостаточной адекватности


Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией

протекания коммуникации в целом. Коммуникации носят ау-токоммуникативный характер, отражающий только личнос­тные ощущения и психологические трудности, а не реакцию на собеседника. Начинают формироваться такие формы по­ведения, которые свидетельствуют о прогрессирующей соци­альной дезадаптации и развитии психотипов личности в раз­ных диапазонах пограничной аномальной личности, иначе говоря развития аномальной личностной изменчивости.


Более выраженные нарушения поведения появляются в подростковом возрасте, который является одним из слож­нейших периодов формирования личности. Понятие «пубер­татный криз» является центральным для научных дисцип­лин, имеющих дело с подростковым возрастом. Это сугубо ди­намическое состояние, отражающее процесс физиологическо­го дозревания. Именно среди таких подростков наблюдается аномальная личностная изменчивость, выход из диапазона психологической нормы в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

Диапазон пограничной аномальной личности представля­ет собой промежуток между психическим и психологичес­ким здоровьем и болезнью. Крайним вариантом психической и психологической нормы личности являются акцентуации характера. У детей с остаточными явлениями дизартрии вы­деляются следующие психотипы личности: шизоиды, эпи-лептоиды, циклоиды, истероиды (Н.Н. Волоскова, 2001). Не­смотря на всю условность выделения психотипов личности, знания индивидуально-психотипологических особенностей подростков необходимы для разработки индивидуальных и групповых программ как обучения, так и психокоррекции.

Шизоидный психотип. Дети и подростки с этим психоти­пом личности выявляют замкнутость, чудаковатость, стран­ность, сочетание вялой пассивности и аффективной взрывча­тости. С детского возраста такие дети держатся особняком в коллективе сверстников. Однако в обиду себя не дают, умея оказать достаточно жесткий отпор. Эмоциональная противо­речивость переживаний таких детей с возрастом становится все более заметной окружающим. Бескомпромистность под­росткового возраста позволяет сверстникам таких детей уп­рекать подростков с шизоидным психотипом личности в их эмоциональном бездушии, демонстративно холодного отно­шения и отсутствия эмпатичности, которая высоко ценится в подростковом возрасте.


Глава 4


Психическое развитие и психологические особенности д етей и подростков с дизартрией


 


Наблюдение 7. Таня М. 15 лет.

В анамнезе у девочки родовая травма, простудные заболевания до 3 лет. Развивалась с небольшим отставанием от нормы: ходить начала после года, первые слова к 1,5 годам. Первые фразы к 3 годам. Росла с бабушкой, детский сад не посещала. До 5 лет речь была настолько невнятная, что никто из окружающих не понимал малышку, кроме мамы. Однако, родители не искали помощи у спе­циалистов, надеясь на то, что «израстет», «никто без речи не оста­вался».

Во время еды часто поперхивалась, кушала медленно, до 4 лет предпочитала жидкую пищу. До 6 лет девочка не умела сама одевать­ся, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, завязывать пла­точек на голове. Росла тихой, спокойной. Родители отмечали трудно­сти засыпания. В школе училась с трудом, особенно по письму.

На момент обследования выглядит старше своих лет, рослая, вес превышает возрастные нормативы.

При обследовании обнаружена минимальная неврологическая сим­птоматика: сглаженность правой носогубной складки, правая глазная щель несколько шире левой, спастичность языка (при открытом рте язык лежит комом в глубине рта, оттянут кзади), при инструкции вы­сунуть язык вперед — произвольных движений не было.


При выполнении координаторных проб дрожат пальцы рук, вы­являются расстройства восприятия и воспроизведения ритма движе­ний. Моторная память плохая. Музыкальный слух и музыкальная память неразвиты.

Отмечается дефектное звукопроизношение, несильные головные боли, плохой сон с частыми ночными страхами. Считает, что наруше­ние речи мешает ей иметь друзей и подруг.

Интеллект у девочки соответствует возрасту, внимание неустой­чиво, память несколько снижена, на вопросы, касающиеся круга интересов, отвечает формально. Мимика адекватна, но недостаточно выразительна.

Речевое состояние: темп речи замедленный. Речь смазанная, невы­разительная, с назализованным оттенком. Артикуляция крайне нечет­кая. Нарушено звукопроизношение всей группы шипящих и свистя­щих звуков (боковые и межзубные варианты произношения), соноров («л» — искаженный вариант, увулярное «р»). Ощущает затруднения при произношении звуков (На вопрос логопеда: «Что ты ощущаешь, когда говоришь?» — Девочка ответила: «Мне больно!» и показала на область лица и груди). Речевое общение быстро утомляет девочку.

В старших классах стала учиться хорошо по всем предметам, кро­ме русского языка и литературы. По характеру недоверчивая, повы­шенно подозрительная. В старших классах любой свой неуспех свя­зывает с враждебным воздействием сверстников, считает себя очень способной, самой умной в классе. В течение 2-х последних лет снятся


' ш.I «кошмарного» содержания: одноклассники преследуют ее. Один п.! одноклассников дергает ее за волосы. В школу ходить не хочет, шп.ясняя это недружелюбным отношением одноклассников, пресле-доилпиями с их стороны. Одиночеством не тяготится, много читает 1.11111' религиозного содержания.

11аблюдение 8. Женя П. 15 лет.

В анамнезе у мальчика пренатальные вредности, родовая травма, ч.тгептная гидроцефалия, частые простудные заболевания до 1 года. I'линее развитие с незначительными отставаниями: сидеть начал в 7 месяцев, ходить после года, первые слова к 1,3 году, фразы к 3 годам. Г. дошкольном возрасте характеризовался повышенной чувствитель­ностью, впечатлительностью, обидчивостью, мимозоподобностью, |и.[строй утомляемостью и при этом затрудненным засыпанием, беспо­койным сном. Для мальчика предпочтительной была жидкая пища, I,ч 1С как твердая вызывала опасения задохнуться. До 5 лет не мог само­стоятельно одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботин­ки. Детский сад не посещал из-за соматической ослабленности. Играл и основном один или с бабушкой. Игра носила монотонный, однооб-р.кшый, неэмоциональный или малоэмоциональный характер. В речи присутствовало искаженное звукопроизношение: группы свистящих и шипящих звуков имели боковые и межзубные варианты произноше-н ня, нарушены соноры. Занятия у логопеда незначительно улучшили состояние речи и моторные навыки, в основном же выявлялась резис-тентность к логопедической коррекции.


На момент обследования внешне выглядит акселерированным подростком: высокого роста, диспластичного телосложения, со спе­цифической диспластичной, неуклюжей походкой. Голова своеоб­разной формы, увеличена в размерах. Кисти рук и ног холодные, ци-апотичные.

Учится отлично. Особенно легко дается математика с информати­кой. Увлекается компьютером. Сверстники его называют «гением» и компьютерном деле, пророчат подвиги «черного хакера». У маль­чика нет друзей, но много знакомых. Дома основное занятие — ком­пьютерные игры. Речь невнятная, «смазанная» с назализованным оттенком, дефект произношения звука «р». Амимичное лицо, невы­разительная интонация без эмоциональных модуляций. Письмо ха­рактеризуется феноменологическим почерком. О себе рассказывает неохотно. Смущен при беседе, робок, говорит, что трудно общаться с людьми, хочется и легче быть одному. Часто кажется, что к нему пло­хо относятся сверстники и некоторые взрослые, как-то по особенному, многозначительно смотрят на него, как будто «подозревают в чем-то». Считает себя некрасивым. Привязан к матери и к бабушке, часто тре­ножится за них. Если мать задерживается, то он звонит всем знако­мым, соседям, разыскивает ее. Никуда без мамы один не выходит.


Глава 4

Истероидный психотип. В дошкольном возрасте такие дети с трудом привыкают к детскому саду. Ссорятся со сверс­тниками, стремятся к командному положению в коллективе. Любые замечания со стороны сверстников и взрослых при­водит к бурным истерическим реакциям с плачем и крика­ми. В школьном возрасте такие дети «прислушиваются» ко всякого рода болезненным или мнимоболезненным явлени­ям, происходящим у них в организме: сильно бьется сердце, что-то в животе, что-то в голове. Эти жалобы усиливаются в ситуациях конфликта. Они легко возбуждаются без причины и радуются без основания. У них наблюдается повышанная внушаемость. Внешне эти подростки характеризуются ожив­ленной пантомимикой с тенденцией к экспрессии и даже эк­зальтации. Стремятся быть в центре внимания, озабочены физической привлекательностью и любыми способами стара­ются обратить на себя внимание. В диапазоне пограничной аномальной личности такие дети завидуют сверстникам, ис­подтишка бьют слабых. При плохой оценке в школе и боязни ответственности совершают побеги из дома, ночуют у знако­мых, отказываются посещать школу. Демонстративно прояв­ляют праздный образ жизни, алкоголизацию.

Наблюдение 9. Настя И. 7 лет.

В анамнезе рождение в асфиксии, частые соматические заболе­вания. Раннее развитие характеризовалось незначительными отста­ваниями: ходить начала чуть позже года, первые слова — в 1 год 2 месяца, фразовая речь к 3 годам, некоторое затруднение при запоми­нании стихов.

Девочка — любимица семьи — единственная дочка и единствен­ная внучка. В поведении преобладает состояние эйфории: избалован­ная, живая, разговорчивая, веселая, беспечная, демонстративная — кумир семьи. С 5 лет учится в подготовительном классе музыкальной школы, занимается в студии бального танца. В 5 лет с Настей обрати­лись к логопеду по поводу невнятной, ускоренной речи и искаженно­го звукопроизношения (увулярного «р», смягченного «л» и боково­го произношения шипящих звуков). При обследовании своеобразно вела себя с логопедом: хихикала, бегала по кабинету, делала замеча­ния по поводу убранства кабинета. В дальнейшем капризничала, без­мотивно отказывалась без мамы заниматься у логопеда. Нарушения артикуляционной моторики, коррелировали с расстройством мелкой моторики пальцев рук, асимметрии силы движений, что затрудняло технику рисования, способствовало ошибкам в пробах на определе­ние уровня развития динамического праксиса. Занятия у логопеда


I








Date: 2015-12-13; view: 707; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию